Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Мне было интересно узнать о культуре своего народа. Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покроях их одежды, в узорах и украшениях.
Как любой девочке, девушке, мне захотелось узнать, какой была одежда моих предков. Как изготовляли одежду и чем они украшали. В этой работе я описала национальную женскую одежду и украшение.
Мне эта тема всегда была интересна, потому, что я хочу больше узнать о своей культуре. Первую работу на данную тему я предоставила на районный конкурс «Моя малая Родина: природа культура, этнос» - дипломант второй степени. В районном конкурсе творческих работ «Памятники материальной культуры в школьном музее» заняла третье место.
Для написания данной работы я использовала энциклопедии и книги, которые взяла в школьной и сельской библиотеке. Несколько раз встречалась с портнихами нашего села, которые много рассказывали о национальной женской одежде туркмен. В будущем я могу рассказать своим детям о том, как одевались наши предки.
Актуальность моей работы заключается в том, что многие моменты из истории прошлого нужно творчески использовать в настоящее время. Знание истории культуры своего народа необходимы, их применение поможет правильно воспитать молодежь в духе уважения к прошлому.
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnaya_chast.docx | 28.46 КБ |
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ТЕМА: «Женская национальная одежда»
Автор:
Кулаева Азулина
МОУ «СОШ №11»
Адрес:
а. Уллуби-Юрт
ул. 60 лет Октября,17
Руководитель:
Дангатарова Огулхан Шамильевна,
педагог дополнительного
образования МОУ «СОШ №11»
896826049577
Содержание
Введение
Основная часть:
Глава 1 Женское платья (койлек) .
Глава 2 Верхняя плечевая одежда (камзел).
Глава 3 Женские головные уборы
Глава 4 Украшения
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Мне было интересно узнать о культуре своего народа. Культурное наследие, обряды и верования наших предков ярко прослеживаются в покроях их одежды, в узорах и украшениях.
Как любой девочке, девушке, мне захотелось узнать, какой была одежда моих предков. Как изготовляли одежду и чем они украшали. В этой работе я описала национальную женскую одежду и украшение.
Мне эта тема всегда была интересна, потому, что я хочу больше узнать о своей культуре. Первую работу на данную тему я предоставила на районный конкурс «Моя малая Родина: природа культура, этнос» - дипломант второй степени. В районном конкурсе творческих работ «Памятники материальной культуры в школьном музее» заняла третье место.
Для написания данной работы я использовала энциклопедии и книги, которые взяла в школьной и сельской библиотеке. Несколько раз встречалась с портнихами нашего села, которые много рассказывали о национальной женской одежде туркмен. В будущем я могу рассказать своим детям о том, как одевались наши предки.
Актуальность моей работы заключается в том, что многие моменты из истории прошлого нужно творчески использовать в настоящее время. Знание истории культуры своего народа необходимы, их применение поможет правильно воспитать молодежь в духе уважения к прошлому.
Цель работы: изучить туркменскую национальную женскую одежду.
Задачи:
Женское платья (койлек) .
Приступая к рассмотрению одежды, надо обратить внимание на то, что национальный костюм является одним из проявлений материальной культуры. В нем отражаются традиции, социальные отношения и некоторые элементы идеологии, верований, эстетические нормы. Поэтому национальный костюм следует рассматривать как один из источников изучения этнической истории народа, его культуры, связи с другими народами, в первую очередь с русским населением. Национальная одежда туркмен богата и разнообразна по характеру, художественным качествам и технике изготовления. Знакомство с историей костюма начнем с платья.
Ткани для платьев-рубах различные слои населения употребляли разные. В связи с развитием торговых отношений с русским населением стали появляться новые ткани. Женщины из состоятельных семей шили платья из бархата - махмел или парчи, ситец оставался на долю бедных.
Цвет платья «койлек» определяется возрастом женщины, семейным положением. Розовое, красное платье носили девушки до замужества и молодые женщины. Женщины средних лет, пожилые, как правило, носили желтые платья различных оттенков. Платье имело невысокий стоячий ворот. Ворот был двух видов - с вертикальным разрезом посередине у девушек до пояса: у женщин-матерей - на правой или левой стороне груди - для кормления ребенка.
Нужно отметить, что боковины рукава слегка раскрашивались, а квадратные ластовицы шили из другого материала, которое имело магическое значение. Вшиваемая в рукав ластовица другого цвета означала плодовитость женщины, так как при тяжелой кочевой жизни многие туркмены погибали.
У туркменок существует обычай нашивать несколько (до пяти и более) лент-тесёмок разного цвета по подолу платья. Нашивают ленты в различных случаях - после рождения первого ребенка, после обрезания, которое сделано сыну, после свадьбы детей. На каждое новое платье нашивали ленты в соответствии с их количеством на старом платье. Обычная цветовая гамма ленточек-тесемок: зеленый, голубой, синий или бирюзовый, фиолетовый, красный, розовый, желтый и белый. При этом красный цвет символизирует счастье в браке, зеленый - благородство, белый - целомудрие, желтый - защиту от болезней, фиолетовый - радость, бирюзовый - удачу и благополучие, розовый - защиту от сглаза.
Верхняя плечевая одежда (камзел).
Следующим из интереснейших элементов национального костюма является камзел. У туркменок Северного Кавказа в XIX веке широко бытовала верхняя плечевая одежда камзел, которая сохранилась до наших дней. Шили камзел из различных по фактуре тканей на ситцевой подкладке из атласа, канауса, сукна, парчи, бархата, махмели. Лиф был отрезным, спереди - гладкая юбка, на боках и спине - присобрана, со стоячим воротником, ее называли «ит яка» - собачий ворот, или «ногайяка» - татарский ворот. Рукава были, узкие и длинные, в нижней части которых были вышиты обшлага «калакай».
Туркменские мастерицы праздничные камзели украшали золотым и серебряным шитьем - «синдирме» по низу рукавов «калакай», на передних полочках и по подолу, которое имело место и у русских. Материалом для вышивки служили металлические тончайшие волоченные золотые и серебреные нити, галуны, которые привозили турки. Важное значение имеет вышивка, поскольку она является одним из самых интереснейших видов прикладного искусства. Она уходит своими корнями в далекое прошлое. Золотым шитьем украшались головные женские уборы - тюбетейки «тахья», национальные занавеси, за которыми прячут невесту - «чымылдрык», ковры для исполнения ритуальных обрядов «намазлык», конская сбруя, футляры для коранов, накидки на сундуки, кисеты для табака.
Техника золоченого шитья сложная. Для того чтобы орнамент отличался выпуклостью и чеканностью, на бархат накладывали картон и узор нашивался вприкреп. Для непосвященного - сложная загадка, как держится он на ткани: ведь в отличие от обычной вышивки, где нить прошивает материю, здесь принцип другой - соединение вприкреп, то есть золотая нить накладывается по рисунку с лицевой стороны, а крепящая ее к ткани обычная нитка должна оставаться невидимой для глаза. В золотом шитье нити кладутся так плотно одна к другой, создавая впечатление сплошной драгоценной пластины.
Дугмеева Акмаглай рассказала: «Камзели окаймлялись по подолу (этек) и по краям бортов (алтн чалгай) яркой тканью - «паррауз» узорным швом. Застегивали камзели встык на груди у девушек и только на поясе у женщин на металлические застежки - «беклик». Поясная застежка «беклик» иногда была очень массивной из серебра с полудрагоценными камнями и подвесками. По бокам подола внизу делали разрезы «яртмаш». Нижнюю часть подола обшивали монетами «тенге» и металлическими подвесками. Для украшений использовали и привозные предметы: монеты алтын и тенге из разных стран, стеклянные бусинки. Из её рассказа я узнала, что монета алтын тенге в настоящее время храниться в туркменской семье аула Эдельбай».
Камзели ставропольских туркменок имеют много общего с известными на Северном Кавказе кафтанчиками, в частности, с ногайскими по способу ношения (надевался поверх рубахи) и по пышности украшения. На сегодняшний день технологию кроя камзеля знает только одна женщина – Аматова Г. , а технологию пошива знают Дангатарова Гульсим и Дугмеева Акмаглай.
Следует подчеркнуть, что после того как царь Федор Алексеевич разрешил туркменам поселиться в России, одежда и украшение ставропольских туркмен вызывали восхищение и большой интерес со стороны ученых и исследователей П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, А.Н. Самойловича. Немецкий путешественник С.Г. Гмелин, посетивший в 70-х г.г. XVIII в. группу кочующих туркмен, подчеркнул, что в каждом ауле были свои мастера, которые работали на заказ и мало были связаны с рынком. Мастерство туркменские мастерицы чаще передавали по наследству от матери к дочери или племяннице. Оно сохраняло древние традиции.
Женские головные уборы
Женские головные уборы северокавказских туркмен представлены различного рода платками, покрывалами (дастар), тюбетейками и меховыми шапками. Девичьим головным убором служит вышитая серебром и золотом тюбетейка (тахья). Шились они из ярко красных плотных тканей и носились до замужества. Шапки (гундуз борук) изготовлялись из шкурок барашков каракулевой породы в возрасте от 1 до 3 месяцев, мех выдры или бобра имели сферический суконный или бархатный верх, обшитый крест на крест галунными лентами. Верх «тебе» шапок молодых женщин делали из яркой, чаще красной ткани, а для пожилых женщин более спокойной окраски (коричневой и желтой). Большой любовью женщин пользовались платки и шали кустарной работы, привозившиеся в аулы торговцами. Гульменди - работа кустарей Азербайджана, его носили замужние молодые женщины, закрывая волосы. В России такие платки изготовляли Павлопосадские мастера.
Остановимся теперь на столь необычном уборе ставропольских туркменок, каким является чембер, тем более, что у окружающих нас народов Северного Кавказа такой головной убор не был известен. Чембер делали из равнобедренного треугольного куска легкой и плотной ткани, сложенной пополам по линии от вершины к основанию. Эти две, образовавшиеся части основания, сшивались между собой так, что оставалось отверстие для лица. Этот головной убор мог быть разного цвета, но однотонной ткани. Чембер имеет вид накидки, прикрывающей голову, кроме лица, ниспадавшей на плечи, грудь, спину, наглухо зашитой на груди до подбородка. Шов на грудной части чембера и отверстие для лица богато отделывали вышивкой, бисером, кантом, поверх чембера завязывался маленький платок (ялык) узлом на затылке, шапка (гундуз борук) и накинутый поверх шапки большой треугольный платок - дастар.
По рассказам Аматовой Гофер цвет дастара менялся несколько раз в течение всей жизни женщины. В то время невеста впервые надевала красный дастар с красным чембером, в 60-70 лет женщина могла надеть белый или желтый дастар с белым или желтым чембером. Изменение цвета головного убора зависело от различных факторов: рождение ребенка, свадьба. Обычно смена цвета дастара или чембера происходит в связи с каким-либо событием и после него и даже во время этого события женщину, сменившую цвет головного убора, поздравляют родственники. К 70-летнему юбилею женщине устраивают праздник «дастар ак эдже», который знаменует переход к белому дастару. Смена цвета головного убора отмечала изменения в социальном, семейном, положении женщины.
Украшения
Широкое бытование среди туркмен различных украшений уходит своими корнями в глубокую древность. Трудно установить, что у человека появилось раньше - потребность в одежде или желание украсить себя. Но красота женщины, по мнению предков, сказывалась в ее лице. И народ, как мудрая мать, чтобы не обидеть не одну из своих дочерей, украшал каждую ювелирными украшениями. Но они служили неким условным языком, который был понятен владельцу. Украшения подчеркивали возраст, семейное положение женщин. Туркменки всех возрастов, в том числе и дети, носили украшения. Их берегли как мудрые заветы предков и ценили за то, что сумевших малыми средствами создать вечную красоту и передавали из поколения в поколение как семейные реликвии.
Старинные туркменские украшения полны завораживающей красоты. В них столько необъяснимого магнетизма, столько изящества, вкуса, гармонии, великой тайны веков. Из беседы с аксакалом Каирбеком Бекмухаметовым я узнала о воздействии металлов и камней, из которых сделаны украшения, на здоровье людей. Например, золоту «алтын» приписываются свойства, улучшающие зрение, меди - способность вызывать раздражение и горячность, сердолику и бирюзе - чудодейственная сила, укрепляющая зрение и охраняющая коня от падения. Красные и белые кораллы имеют свойство охранять человека от колдовства, гранат - веселить сердце человека, еще и лечить его (мелко тертый с маслом). Серебро изгоняет изнутри гнилые язвы. Любопытно, что исследования современных ученых подтверждают эту вековую мудрость.
Как изумительно красивы украшения для рук. Ими являются всевозможные кольца «юзек» и браслеты «блезек». Они были преимущественно серебряные с гравировкой под чернь, с цветными камнями, окаймленные зеленью. Ни одна, даже самая бедная туркменка не обходилась без колец, так как пища, приготовленная женщиной, не имевшей колец на пальцах рук, считалась нечистой. Женщины из богатых семей носили украшения из золота. Браслеты и кольца иногда соединяли цепочками. Массивные браслеты носили на обеих руках. Наиболее простые по технике выполненные браслеты представляют собой два ряда витой проволоки, которым придана форма незамкнутого овала. Существуют браслеты со вставленными камнями, браслеты украшались чеканкой, покрывались натуральной зернью. Изделия ювелиров «кумишчи» были всегда неотъемлемой частью при исполнении религиозного обряда намаз, читая суру из Корана перебирая пальцами бусинку четки.
Важно подчеркнуть, что национальное украшение является неотъемлемой частью костюма туркмен. Исследуя женские украшения, можно выявить, что многие формы уходят своими корнями в глубокую древность и свидетельствуют о преемственности традиций развития материальной культуры туркменского народа. Также можно сказать о взаимодействии культур разных народов: русских, киргизов, казахов, народов Дагестана.
Надо сказать несколько слов о косметике, которой молодые женщины уделяли особое внимание. Идеалом считалась стройная женщина, с длинными косами. Для ухода за кожей лица женщины применяли простые народные средства. Вымыв лицо теплой водой, мазали его на ночь смесью теплого растительного масла и простоквашей. Брови и глаза подводили сурьмой. Сурьма попадала к женщинам из Персии через Тифлис, Владикавказ. Волосы мылись яичным желтком или кислым молоком.
Заключение
Итак, подводя итог, можно сделать вывод о том, что национальная женская одежда туркмен была богата и разнообразна по характеру, художественным качествам и технике изготовления. В определенных случаях жизни они могли надеть специальную одежду. Так же можно проследить, что туркмены отдавали предпочтение красному цвету. В одежде ставропольских туркмен видно заимствование элементов от других народов.
В современном повседневном быту туркмены Северного Кавказа редко используют традиционную одежду, отдавая предпочтение современной, фабричного производства. Исключение составляют лишь женские платья, платки и тюбетейки, изредка чемберы.
Традиционная одежда не ушла из быта ставропольских туркмен и существует до настоящего времени наряду с общегородской, прочно занимая позиции праздничного или ритуального костюма. Следуя традициям своих предков, девочки на национальных праздниках носят, подражая взрослым детские платья с тесьмой.
Знание обычаев, обрядов, системы воспитания детей, формы развлечения и игр необходимы для воспитания молодежи в духе уважения к прошлому, любви к малой родине, а отсюда уже к России в целом.
Меня удивило, насколько искусны были древние мастерицы. Не имея практически для этого возможностей, они ухитрялись создавать потрясающую по красоте одежду. Меня поразило, как женщины - туркменки терпеливы, ведь они шили праздничный костюм целый год. Женщины уделяли большое внимание своей одежде, они не боялись тратить на неё средства и время.
Я думаю, что необходимо возрождать национальную одежду согласно верованиям наших предков, придерживаясь ритуальных особенностей. Только тогда национальная одежда народа сохранится на века и будет гордостью последующих поколений.
Литература
Кто чем богат, тот тем и делится!
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Ребята и утята
Галка в чужих перьях
Мост Леонардо