Реферативное сообщение «Спорт и искусство»
Цель:
Выявить: является ли спорт разновидностью искусства
Задачи:
1. Изучить критические статьи по теме
2. Определить, какое место занимает спорт в искусстве
3. Подготовить презентацию «Спорт и искусство»
Планируемый результат деятельности:
· Получить ответ на главный вопрос проблемы: какое место занимает спорт в искусстве
· Презентация проекта «Спорт и искусство»
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_trofimov.docx | 28.44 КБ |
Конкурс «Умники - 2014 »
Спорт как искусство
Творческое объединение «Слово»
ФГБСУВУ «СПУ ЗТ № 1 г. Мончегорска»
Трофимов Андрей, 15 лет
Руководитель
Ким Зоя Чан-Намовна
Реферативное сообщение «Спорт и искусство»
Цель:
Выявить: является ли спорт разновидностью искусства
Задачи:
1. Изучить критические статьи по теме
2. Определить, какое место занимает спорт в искусстве
3. Подготовить презентацию «Спорт и искусство»
Планируемый результат деятельности:
Получить ответ на главный вопрос проблемы: какое место занимает спорт в искусстве
Презентация проекта «Спорт и искусство»
Содержание работы
Спорт и искусство
В последние годы все чаще высказывается мнение о том, что спорт не только может быть разновидностью искусства, но что он уже является искусством, одной из форм искусства.
Известный балетмейстер К. Я. Голейзовский на страницах журнала "Театр" прямо утверждал, что спорт, без всякого сомнения, является искусством.
Французский ученый H. Поурет в докладе на 4-й сессии Международной Олимпийской академии обосновывал положение о том, что "искусство - спорт, а спорт - искусство; между ними нет никаких границ или отличий. Оба они являются выражением универсального языка" .
В предисловии к книге "Человек, спорт и бытие" Слухер E. Фриденденж высказывает мысль о том, что "спорт - это род прикладного искусства". По его мнению, из специфических искусств спорт ближе всего к балету, где средством художественной выразительности также служит человеческое тело. В то же время он считает спорт самым "сухим" из исполнительских искусств, поскольку он якобы более всего регламентирован. Паул Фрауссинет считает спорт таким же искусством, как музыка, поэзия или танец.
Американский ученый Б. Лоу в своей книге "Красота спорта" подробно обсуждает вопрос о том, можно ли рассматривать спорт как искусство, а спортсмена считать артистом: "является ли бейсболист, спринтер, футболист или боксер артистом так же, как скрипач, балетный танцовщик, дирижер? Он дает положительный ответ на этот вопрос и, в частности, пишет: "...как живописцу краски и холст, так спортсмену для демонстрации искусства служит его собственное тело. И его искусство может существовать как ради самого процесса исключительно (процесс самовыражения), так и результата ради (включая общественное признание и материальное вознаграждение). А это значит, что оно ничем не отличается от художественной деятельности любого другого артиста. Разумеется, конечные результаты (произведения искусства) разнятся - живопись и скульптура остаются потомкам, а танец живет только пока исполняется, - и в этом спектре "различий" есть место и для спорта, Точнее, он должен располагаться в этом спектре ближе к танцу"
Член МОК, президент Международной Олимпийской Академии Николаос Ниссиотис посвятил свой доклад на 26-й сессии МОА подробному обоснованию положения о том, что "спорт является искусством", а "атлет - артистом" Ниссиотис
Известный ученый из Канады Фернагд Ландру подводя итоги дискуссии на 26-й сессии МОА о взаимоотношении спорта и искусства, в заключительном слове отметил, что "в ходе дискуссии все группы пришли к согласию о том, что хотя "искусство" - не "спорт", но "спорт" (спорт высших достижений) может рассматриваться как определенная форма художественной деятельности или как "искусство" Ландру.
Аналогичные взгляды высказывают и многие другие исследователи.
Иногда спорт связывают с определенными видами искусства. Особенно часто его отождествляют с такими разновидностями искусства, как скульптура, танец, театр. Многие рассматривают спорт как театр . Б. Лоу неоднократно проводит сравнение спорта с театром, а спортсмена с актером, рассуждает о "сценариях" для метания копья, бега на одну милю, удара по мячу или поднятия штанги и т.д.
В ходе дискуссии на тему "Спорт как искусство", которая во второй половине 60-х годов проходила на страницах журнала "Театр",неоднократно высказывалось мнение о том, что спорт представляет собой определенный театр.
Иногда спорт связывают с определенными видами искусства. Особенно часто его отождествляют с такими разновидностями искусства, как скульптура, танец, театр
Вместе с тем и с искусством отождествляются нередко не все, а лишь определенные виды спорта. Чаще всего имеют в виду так называемые "художественные" виды спорта: художественную гимнастику, фигурное катание, синхронное плавание и др.
Довольно часто как искусство рассматривают шахматы .
Как искусство оценивается и футбол. Например, президент ФИФА Ж. Авеланж заявил в одном из своих интервью , что "футбол - это искусство". Сходные мысли высказывал тренер сборной Италии, чемпиона мира по футболу 1982 г., Энцо Беарзот: "Футбол - это самый волнующий театр из всех существующих в мире. Любой, даже самый захватывающий детектив не сравнится с ним, если все актеры на поле решили играть свои роли с полной отдачей... Это - театр, и его спектакли должны волновать и радовать людей".
Таков один подход к пониманию взаимоотношения спорта с искусством, при котором спорт (какой-то вид спорта) рассматривается как искусство (как определенная разновидность последнего).
Некоторые исследователи, анализирующие обсуждаемую проблему, отмечают трудности в ее решении, наличие оснований для различных ответов на вопрос о взаимоотношении спорта и искусства и считают, что данный вопрос пока остается открытым.
Обратимся к сторонникам оценки спорта как искусства и выясним, на каком основании они рассматривают спорт как искусство.
Фернанд Ландру в упомянутом докладе, подводящем итоги дискуссии участников 26-й сессии Международной Олимпийской академии на тему "Спорт, искусство и олимпизм", при обосновании положения о том, что спорт - искусство, также отмечает многие присущие им общие элементы. К числу таковых он отнес, в частности, следующие: обе формы человеческой активности предоставляют огромные возможности для обучения, совершенствования и самовыражения; обе они имеют древние традиции, исторические корни; и артист и спортсмен ориентируются на творчество и индивидуальный стиль; для спортсменов и артистов характерно возвышенное состояние сознания и духа
Джордж Грайн в своей книге "Футбол - игра всей планеты" писал: "Чтобы научиться ценить возможность эстетического наслаждения спортом, например простыми и красивыми движениями футболистов, необходимо обратить внимание на заметную близость спорта к искусству. Они схожи в трех важных аспектах. Их объединяет, во-первых, большой эмоциональный подъем; во-вторых, наличие законов и правил, которые так же серьезны и обязательны, как в философии или физике; наконец, в-третьих, созидательный и творческий характер спорта и искусства".
Как считает польский философ Збигнев Кравчик, спорт объединяет с искусством то, что он является сферой творчества, цель которого - экспрессия и сильное переживание как "актера", так и зрителей.
Спорт и мир эстетических явлений
Известные деятели искусства - артист Борис Чирков и кинодраматург Д. Полонский заметили однажды, что современный спорт "взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, "конструирование" личности, нравственности, доброты, честности, товарищества". "И здесь у спорта, - по их мнению, - может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства"
Реальная практика включения населения в активные занятия спортом в различных странах, а также исследования, проведенные в последние годы философами, социологами, культурологами, педагогами и другими учеными, показали, что со спортом связан широкий мир эстетических явлений, и потому спортивная деятельность имеет огромный эстетический потенциал.
Спорт - сфера, в которой в различных формах выступают основные эстетические ценности.
К их числу прежде всего относится красота (прекрасное).
Чаще всего красоту (прекрасное) связывают с гармонией [от греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность], под которой понимается стройное сочетание, согласованность, слаженность, взаимное соответствие разных качеств, предметов, явлений. частей целого. Иногда для этой цели используют и другие аналогичные понятия: мера и соразмерность; целостность; идеальное соотношение частей в целом; симметрия, пропорциональность; "золотое сечение" и др., которые означают то же самое, что и понятие "гармония", или же имеют в виду конкретные случаи гармонии.
Так например, один из деятелей искусства Эллиот следующим образом характеризует красоту футбола: "Если мы хотим показать, что спорту присущи эстетические ценности, которые можно сравнить с эстетическими ценностями искусства, то следует выделить такие его особенности, как быстрота, грация, плавность, ритм и энергия, качества, которые в различных сочетаниях друг с другом составляют красоту. В футболе красота проявляется в быстрых и ритмичных движениях, связанных с передачей мяча, при условии, что эти движения оправданы необходимостью, и тогда, когда игрок принимает мяч в ноги и передает его как бы одним плавным движением, и мяч идет именно туда, куда нужно, и тогда, когда игрок в прыжке настигает мяч и головой посылает его в ворота, как будто не изменяя ни его направления, ни скорости. Во всех этих случаях налицо не только мастерство, но и плавность, и энергичность, и все то, что определяет эстетические достоинства геометрической формы или рисунка. В последнем случае, например, мы отмечаем траекторию полета мяча, направление движения футболиста и их результирующую - направление полета мяча в сетку ворот".
Прекрасное неразрывно связано с высокой нравственностью. На это обращал внимание еще Жан Жак Руссо: "Я всегда думал, что добро это прекрасное, воплощенное в действие, что они тесно связаны, и в совершенной человеческой природе питаются из одного и того же источника" [Руссо, 1961, с. 37]. Это крайне важно учитывать и при оценке проявлений прекрасного в спорте .
Главным содержанием игровых видов спорта является борьба двух команд, имеющих в своем составе по несколько спортсменов. Характерной чертой этой борьбы для большинства игровых видов спорта является непосредственное физическое противоборство соперников. В связи с этим здесь можно рассматривать красоту действий отдельных спортсменов, той или другой команды, а также красоту игры в целом.
С прекрасным и возвышенным в спорте самым тесным образом связаны и проявления героического. Героический поступок требует от человека мобилизации всех сил, напряжения воли, ума, проявления мужества и храбрости. Героическое в спортивном поединке может принять форму кратковременной вспышки всех физических и духовных способностей человека, а может потребовать и длительного напряжения, великого усилия воли, ума и сердца. В первом случае хрестоматийным примером героического является поступок Николая Тищенко, который в ответственном футбольном матче на Олимпийских играх в Мельбурне (1956 г.) получив тяжелейшую травму (перелом ключицы), тем не менее доиграл матч до конца и даже стал участником комбинации, в результате которой сборная СССР забила победный гол. Ярким примером длительного героизма может служить жизнь в спорте Л. Яшина, В. Третьяка и многих других выдающихся спортсменов.
Одной из форм проявления эстетического является трагическое. Эта эстетическая категория характеризует определенный социальный конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и крушением важных для человека ценностей.
Если трагическая ситуация в целом нетипична для спорта, то для проявления другого эстетического явления - комического здесь имеются широкие возможности. Чаще всего оно проявляется в таких формах, как юмор и ирония. Различного рода финты, обманные движения, остроумный обыгрыш нередко ставят соперника в смешное положение. Иногда высококлассные игроки специально используют эти приемы, чтобы в иронической форме подчеркнуть свое превосходство над противником и вывести его из психологического равновесия. Тем самым комическое может содействовать достижению победы. Зрители обычно подмечают и ценят такие комические ситуации, бурно реагируют на них, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом для игроков в создании таких ситуаций. В наибольшей степени эта черта характерна, например, для южноамериканских футболистов или американских баскетболистов, которые стремятся позабавить публику различными трюками. Для спортсмена важно, однако, обладать чувством юмора, но не превращать комическое в самоцель.
Чувство прекрасного, возвышенного может вызвать не только процесс спортивной борьбы, но и ее результат, победа, особенно если спортсмен осознает их не только личную, но и социальную значимость.
Вообще, наличие истинной коллективности в значительной степени содействует эстетизации переживаний, возникающих у людей в процессе их совместной деятельности и как реакция на ее успешный результат. Это в полной мере относится и к спорту, особенно к игровым видам спорта, где деятельность, как правило, носит коллективный характер.
Одной из характерных черт восприятия любого вида зрелищного искусства является эффект соучастия, сопереживания и сотворчества зрителя. Этот эффект, как правило, характерен для спортивного зрелища и во многом объясняет эстетические переживания зрителей, и, в частности, их способность воспринимать движения спортсменов как полные смысла и красоты.
Важное место в мире эстетических явлений спорта занимают его "декоративные аспекты" - эстетическое оформление спортивных площадок, снарядов, спортивной атрибутики, костюмов спортсменов и т.д.
Отмеченные выше и другие, связанные с ними, эстетические проявления спорта - отнюдь не второстепенные, а весьма существенные его компоненты.
Прежде всего важно учитывать, что современный спорт выполняет важную зрелищную функцию. Под зрелищным обычно понимают такое действие, в котором достигается разрешение достаточно понятного зрителям конфликта с помощью активных, построенных по законам игровой стратегии действий, которые могут быть восприняты зрителем непосредственно в их развитии и сопровождаются глубокими эмоциональными переживаниями участников и зрителей.
Зрелищность спорта, особенно его игровых видов, определяет и острота спортивной борьбы. "Отнимите у футбола, хоккея или бокса остроту борьбы, - замечает по этому поводу Ю. Власов, - и эти виды утратят свое эстетическое воздействие на зрителей». Острота борьбы дополняется драматизмом, неожиданной сменой ситуаций, а вследствие этого и непредсказуемостью результатов борьбы, что также определяет зрелищную привлекательность спорта.
Вместе с тем важно отметить, что эстетическая организация спортивных соревнований, эстетическое совершенство в выполнении движений способны существенно повысить зрелищность спорта. Американский философ П. Вайс отмечал по этому поводу, что одна из основных причин существования зрелищных видов спорта связана с желанием человека воспринимать совершенство, с удовольствием, которое он получает от такого восприятия .
Для примера можно сослаться на игровые виды спорта с мячом. Развитие "чувства мяча", как уже отмечалось, связано с умением спортсмена отключиться от окружающего и сосредоточиться на внутренних ощущениях и на самом действии. Это позволяет спортсмену в условиях крайнего напряжения успешно решать игровые задачи, сохраняя хладнокровие и выдержку, а значит, способствует повышению эффективности действий спортсмена, позволяет ему играть более уверенно и надежно. "Очень тонкая и точная регулировка движений и согласованность их с движением мяча, - замечает по этому поводу Г. М. Гагаева, - создают особое впечатление полного подчинения мяча игроку. При ведении мяча игрок, "имеющий чувство мяча", может вести мяч в нужном направлении, почти не смотря на него... При наличии "чувства мяча" игрок получает возможность, не уменьшая скорость бега и не переставая контролировать движения мяча, ориентироваться в игровых ситуациях, в расположении и перемещении других игроков. Можно отметить также, что "чувство мяча" повышает желание спортсмена работать с мячом, совершенствовать свое техническое мастерство, создает приподнятое, хорошее настроение.
Отметим, наконец, и воспитательное значение красоты спорта, его эстетического содержания не только для спортсменов, но и для зрителей. На эту сторону дела обратил внимание, в частности, Ю. Рост в полемических заметках о футболе на страницах "Литературной газеты". Спортсмены издавна, а теперь в особенности, указывает он, стали носителями символов, качеств не какого-то конкретного лица, а всего клуба, города, страны, которые они представляют. Когда один спортсмен, одна команда выигрывает у другой, это уже не воспринимается как частный случай из жизни данных спортсменов. Это событие приобретает более обобщенный смысл.
В связи с тем, что эстетические явления выполняют важную роль в спорте, они представлены во всех его видах.
Заключение
Мир эстетических явлений спорта необычайно богат. Этот мир создает огромные возможности для эстетического развития личности. Наблюдение за спортивным зрелищем, обладающим эстетическими качествами, занятия спортом и связанное с этим не только созерцание его эстетических ценностей, но и активное, творческое участие в разнообразных формах деятельности по их созданию - все это создает богатые возможности для приобщения человека к миру прекрасного, для развития у него эстетических способностей во всем многообразии их проявлений: от способности чувствовать и переживать красоту, наслаждаться ею и правильно оценивать прекрасное до способности творить и действовать по законам красоты и высокой нравственности.
Известные деятели искусства - артист Борис Чирков и кинодраматург Д. Полонский заметили однажды, что современный спорт "взял на себя часть огромной ответственности за воспитание человека, "конструирование" личности, нравственности, доброты, честности, товарищества". "И здесь у спорта, - по их мнению, - может быть не меньше возможностей, чем у просвещения и искусства". Эта оценка спорта в полной мере относится и к возможности его влияния на эстетическую культуру.
Из проделанного выше анализа, в ходе которого обосновано наличие в спорте огромного мира эстетических явлений, следует, что если искусство понимать в первом из указанных выше смыслов, связывая его с эстетическими ценностями, эстетической деятельностью, то спорт, без всяких сомнений, должен быть отнесен к сфере искусства, а спортсмен высокого класса рассмотрен как артист.
Спасибо тебе, дедушка!
Есть в осени первоначальной...
Никто меня не любит
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Почему люди кричат, когда ссорятся?