ПРОЕКТ
«ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель:
Выявить характерные черты культуры первобытного общества
Проблема:
Развитие традиций первобытного искусства в современной культуре
Задачи:
1. Изучить историю возникновения первобытной культуры
2. Определить, какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной эпохи .
3. Подготовить презентацию проекта.
Планируемый результат проектной деятельности:
· Получить ответ на главный вопрос проблемы: какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной эпохи
· Презентация проекта «Первобытное искусство как часть первобытной культуры»
· Создание буклета «Первобытное искусство в культуре первобытной эпохи».
Вложение | Размер |
---|---|
pamyat_proshlogo.doc | 86 КБ |
Конкурс «Умники-2014»
П Р О Е К Т
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ
Творческое объединение «Слово»
ФГБСУВУ «СПУ ЗТ № 1 г. Мончегорска»
Ворончихин Алексей, 15 лет
Руководитель
Ким Зоя Чан-Намовна
Мончегорск, 2014
ПРОЕКТ
«ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО КАК ЧАСТЬ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Цель:
Выявить характерные черты культуры первобытного общества
Проблема:
Развитие традиций первобытного искусства в современной культуре
Задачи:
1. Изучить историю возникновения первобытной культуры
2. Определить, какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной эпохи .
3. Подготовить презентацию проекта.
Планируемый результат проектной деятельности:
Получить ответ на главный вопрос проблемы: какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной эпохи
Презентация проекта «Первобытное искусство как часть первобытной культуры»
Создание буклета «Первобытное искусство в культуре первобытной эпохи».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение. Память прошлого 4
2. Первобытная эпоха. Периодизация 6
3. Первобытное искусство 7
4. Заключение 11
5. Список литературы 12
ВВЕДЕНИЕ.
ПАМЯТЬ ПРОШЛОГО
Память прошлого – память веков и тысячелетий присутствует во всем, что нас окружает: в нас самих, в наших играх, в орудиях труда.
Даже с памятью о первобытности мы встречаемся на каждом шагу. Считаем мы десятками, потому что наш далекий предок использовал собственные пальцы в качестве счетного прибора. Говорим на языках, корни которых уходят в седую древность каменного века. Украшаем одежду, посуду и жилище древними магическими знаками, со временем превратившимися в простые узоры.
В далекую древность уходят корнями и наши танцы, и наша музыка. Всем знакомы слово горн, а некоторые, наверное, слышали и слово валторна. Но если открыть немецкий словарь, то обнаружим, что Horn означает не что иное как рог, а слово валторн происходит от немецкого Waldhorn, то есть лесной / охотничий / рог. Но человек, создавая музыкальные инструменты, не только использовал то, что давала ему природа, но и приспосабливал для извлечения звуков созданные им же самим предметы.
Изучающие английский язык, конечно, знают слово animal, происходящее от латинского слова animalis. Отсюда и название жанра изобразительных искусств – анимализм. Художник-анималист рисует животных. И вот именно с анимализма и начал человек свою художественную деятельность. Первые картины, оставленные нам древним, человекам на стенах пещер, изображают животных: мамонтов, бизонов, лошадей. Они рисовал тех животных, которых чаще всего видели, на которых охотились. Изображение эти настолько совершенны и выразительны, что поначалу многие отказывались верить, что все эти прекрасные пещерные росписи действительно созданы древними людьми, а не являются подделкой современников.
Первобытной эпохе мы обязаны зарождением всех видов изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т. е. один вид его не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений – идолов, как мы их называем теперь, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением.
Искусство появилось вместе с человеком, так как художественная деятельность является органической потребностью человека и связана с особенностями его мировосприятия и врожденными формами творческой активности.
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, происходило общение людей друг с другом.
Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от мифологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней
культуры¹, оно было универсальным средством бытия всех ее элементов.
Цель моей работы - выявить характерные черты культуры первобытного общества и ответить на главный вопрос проблемы: какое место занимает первобытное искусство в культуре первобытной эпохи.
_______________________
¹ Культура – все, что создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу на человеческое бытие, на человеческое отношение.
Культура – совокупность духовных, материальных и нравственных ценностей общества на определенном этапе развития.
ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ
Первобытная эпоха – самая длительная в истории человечества. Ее отсчет начинается со времени появления человека (примерно 2,5 млн. лет назад). Почти все это время приходится на древний каменный век (палеолит 35-10 тыс.лет до н.э.), за ним последовали период среднего каменного века (мезолит – 10-6 тыс.лет до н.э.) и период нового каменного века (неолит – 6-2 тыс.лет до н.э.)². Именно в этот последний период произошла так называемая неолитическая революция, которая означала переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство).
________________________
²Пивоев В.М. Культурология, ч. 1, Петрозаводск, 1997, с. 24
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
История первобытного общества изучает происхождение человека, зарождение и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.
Первобытное искусство - только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды.
Искусство – это особая форма общественного сознания, представляющая собой художественное (образное) отражение жизни. Искусство является практически духовным освоением мира. В этом плане к искусству относят разнообразные виды человеческой деятельности – живопись, музыку, театр, художественную литературу, скульптуру, архитектуру и т.п.
Искусство зародилось на заре человечества как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, ритуалов, охоты, войны). Наскальные росписи, дошедшие до нашего времени, показывают, в каких художественных формах воспринимал мир наш пращур. Это сцены охоты, ритуальные маски, первые изображения идеалов человеческой красоты и красоты природы.
Особенностью искусства является то, что оно отражает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, его переживания, место в общественной жизни. Вместе с этим, искусство отражает и мир человека, его среду обитания.
Первые произведение искусства каменного (первобытного) века были созданы около ХХV тыс. до н.э. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские, вырезанные из бивня мамонта или мягкого камня. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшим, вероятно, меховую одежду.
Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные женские фигуры с непропорционально широкими бедрами и огромной грудью. Это так называемые «Венеры каменного века». На их бедрах можно различить небольшой поясок наподобие набедренной повязки, а иногда и татуировки. Интересны прически статуэток, порой достаточно сложные и пышные. К этому же периоду относятся вырезанные из кости и камня фигурки животных.
Для произведений искусства раннего каменного века, или палеолита, характерна простота форм и расцветок. Наскальные рисунки представляют собой, как правило, контуры фигур зверей, выполненные яркой краской – красной или желтой, а изредка – заполненные круглыми пятнами или полностью закрашенные. Такие «картины» были хорошо видны в полумраке пещеры, освещающихся только факелами или огнем дымного костра.
В начальной стадии развития первобытное изобразительное искусство не знало законов пространства и перспективы, а также композиции, т.е. намеренного распределения на плоскости отдельных фигур, между которыми обязательно существует смысловая связь.
Первые образы наскальной живописи – росписи в пещере Альтамира (Испания), относящиеся примерно к ХП тыс. до н.э. – были обнаружены в 1875 году, а уже к началу первой мировой войны на территории Испании и Франции насчитывалось около 40 подобны «картинных галерей».
Рисунки хорошо сохранились благодаря особому микроклимату пещер. Как правило, они расположены на стенах, удаленных от входа. Например, чтобы увидеть росписи в пещере Нио (Франция, около ХП тыс. до н.э.) нужно преодолеть расстояние в 800 метров. Иногда в пещерные «галереи» пробирались сквозь узкие колодцы и щели, часто ползком, переплывали подземные реки и озера.
Постепенно человек не только овладевал новыми способами обработки мягкого камня и кости, что способствовало развитию скульптуры и резьбы, но и стало широко использовать яркие природные материальные краски. Древние мастера научились передавать объем и форму предметов, применяли краску различной густоты, изменяли насыщенность тона.
Сначала животные на рисунках выглядели неподвижными, но позднее первобытные «художники» научились передавать движение. На пещерных рисунках появились фигуры животных, полные жизни: олени бегут в паническом страхе, лошади мчатся в «летучем галопе» (передние ноги поджаты, задние выброшены вперед). Кабан страшен в ярости: он скачет, оскалив клыки и ощетинившись.
Пещерные росписи имели ритуальное значение – отправляясь охотиться, первобытный человек рисовал мамонта, кабана или лошади, чтобы охота была удачной, а добыча легкой. Это подтверждается характерными наложениями одних рисунков на другие, а также их многочисленность. Так, изображения большого количества быков в росписях Альтамира не какой-либо художественный прием, а просто результат многократного прорисования фигур.
Вместе с тем уже в то время в наскальных «картинах» появились первые признаки повествовательности – грунтовые изображения животных, обозначающие стада или табун. Например, скачущие друг за другом лошадки на рисунках в пещере Ласко (около ХУ тыс. до н.э., Франция).
Интересна красочная «картина» из пещеры Фон де Гом (около ХП тыс. до н.э., Франция). На ней изображен табун лошадей, их головы повернуты в сторону льва, который готовится к прыжку.
Большую часть времени первобытные люди посвящали добыче пропитания. Об этом свидетельствует обилие рисунков со сценами охоты: раненые бизоны с вонзенными в них дротиками Лии гарпунами; умирающие хищники, у которых из раскрытой пасти льется кровь; мамонт, попавший в ловчовую яму (первобытные «художники» накладывали изображение зверя и ямы одно на другое – иначе передать способ охоты они не умели). В пещере Ласко найдены рисунки зверей, пронзенных множеством дротиков; рядом – условное изображение копьеметалок, охотничьих изгородей, сетей.
Наиболее яркие образцы живописи среднего каменного века, или мезолита, - наскальные рисунки на восточном и южном побережье Пиренейского полуострова, в Испании, (между Уши У тыс. до н.э.). Они расположены не в темной труднодоступной глубине пещеры, а в небольших скальных нишах и гротах. В настоящее время известно около 40 таких мест, включающих не менее 70 отдельных групп изображений.
Эти росписи отличаются от изображений, характерных для палеолита. Большие рисунки, где животные представлены в натуральную величину, сменились миниатюрными: например, длина изображенного в гроте Минапида носорогов – около 14 см, а высота фигурок людей – в среднем всего 5-10 см.
«Художники» использовали, как правило, черную или красную краску. Иногда они применяли оба цвета: например, закрашивали верхнюю часть туловища человека красной, ноги – черной.
Характерная особенность наскального искусства – своеобразная передача отдельных частей человеческого тела. Непомерно длинное и узкое туловище, имеющее вид прямого слегка изогнутого стержня; как бы перехвачено в талии; ноги непропорционально массивные, с выпуклыми икрами; голова большая и круглая, с тщательно воспроизведенными деталями головного убора.
Как и изображения, найденные ранее в Испании и Франции, росписи периода мезолита полны жизненной силы: животные не просто бегут, а словно летят по воздуху.
Люди, изображенные на светло-сером фоне скал, также полны стремительной энергии. Их обнаженные фигуры очерчены с той же изящной четкостью, что и силуэты зверей. Подлинного мастерства «художники» этого периода достигли в групповых изображениях. В этом они значительно превосходят пещерных «живописцев». В наскальной живописи появляются многофигурные композиции в основном повествовательного характера: каждый рисунок представляет собой поистине рассказ в красках.
Шедевром наскального изобразительного искусства периода незолита можно назвать рисунок в ущелье Гасулья ( испанская провинция Кастельон). На нем – две красные фигуры стрелков, целящихся в горного козла, который прыгает сверху. Поза людей очень выразительна: они стоят, опираясь на колено одной ноги, вытянув назад другую и наклонив туловище навстречу животному.
Отличительная особенность наскальной живописи этого периода состоит в том, что центральное место в ней занимает человек. Люди, коллектив охотников становятся главными действующими лицами художественного рассказа.
Наскальная живопись позволяет представить, как выглядел первобытный человек. Мужчины на рисунках изображены, как правило, обнаженными. Лишь изредка на них коротенькие, выше колена, штаны. С особой тщательностью нарисованы бахрома или шнуры на поясе и у колен. Интересны разнообразные прически мужчин; иногда их головы украшены перьями, воткнутыми в волосы. На женщинах – длинные, напоминающие колокол, юбки; грудь обязательно обнажена.
В живых и выразительных образах встает перед нами история жизни первобытного человека эпохи каменного века, рассказанная им самим в наскальных росписях. По-прежнему основным занятием людей являлась охота на диких животных. Лук – главное изобретение этого периода - каменного века – стал основным оружием. На первом плане рисунков всегда изображен охотник, вооруженный луком. В то же время люди не перестали использовать и метательные дротики. Пучки таких дротиков наряду с колчанами, полными стрел, можно увидеть в руках охотников и воинов. В охоте участвовали и собаки, одомашненные в то время.
Сохранились рисунки, посвященные различным приемам охоты: выслеживанию, отлове и т. д. Древние «охотники» подчеркивали, что охота – опасное и нелегкое дело. На одном из рисунков изображено, как разъяренный бык, вероятно легко раненный стрелами, преследует убегающих охотников.
В период нового каменного века, или неолита (около IV тыс. до н. э.), пещерная живопись отходит на второй план, уступая первенство скульптуре – глиняным статуэткам. Началось более или менее массовое производство однотипных изделий, в частности скульптурных изображений животных и людей, особенно женщин. Археологи находят их на огромном пространстве: от Средиземного моря до Байкала.
И, наконец, большое распространение получили примитивные каменные столбы – менгиры (высотой от 2 м и более), столбовидные конструкции из больших каменных глыб, и сложные сооружения округлой формы из грубо отесанных блоков, на которых лежат перекрывающие их плоские каменные плиты, - кромлехи.
Из этих сооружений наиболее известен Стоунхендж (графство Уилтшир, южная Англия) расположенный неподалеку от г. Солсбери. Его называют восьмым чудом света, крупнейшей загадкой мира. Стоунхенджж был возведен на рубеже каменного и бронзового веков, за несколько столетий до падения трои. По форме это кромлех – сложная круговая постройка.
Что касается назначения Стоунхенджа, то этот вопрос пока остается спорным. Совершенно очевидно, что он был местом жертвоприношений и захоронений, то есть был связан с культом мертвых. Но, по всей видимости, это было также место ритуального поклонения Солнцу.
Искусство каменного века имело огромное положительное значение для истории древнейшего человечества. Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрел некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной, развитие которой прослеживается историей искусства.
В наше время смешной кажется точка зрения: человеку на раннем этапе социального развития было не до искусства, он был слишком поглощен борьбой за существование. Дело не только в том, что без художественных форм самовыражения человек просто бы не выжил биологически, по крайней мере, оставаясь человеком. Первобытный человек обладал не меньшими художественными способностями, чем современный. Он еще не стал , подобно нам, пассивным потребителем искусства, а был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Этот человек не нуждался в художественном образовании, искусство было всегда с ним всегда – от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений его собственной человеческой сущности. Именно поэтому художественное наследие «первобытного» мира начинает занимать все большее место в системе художественных ценностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Головашин В.А. Очерки истории мировой культуры (культурология).
2. Матюшин Г.Н. Три миллиона лет до нашей эры. М., 1986.
3. Пивоев В.М. Культурология, ч. 1, Петрозаводск, 1997 .
4. Энциклопедия тайн и загадок. Загадки истории. М., 2005.
5. Интернет-ресурсы.
Работа будет представлена на конкурсе в форме презентации:
Городецкая роспись
Пятёрки
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Филимоновская игрушка
Мороз Иванович