В данной работе обучающиеся выявляли фокторы, влияющие на дорожно-транспортные происшествия: "день недели", "месяц", "время", "время года", "погодные условия", "место происшествия".
Вложение | Размер |
---|---|
faktory_vliyayushchie_na_dorozhno-transportnye_proisshestviya.docx | 106.21 КБ |
Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский
Автономный округ Югра, городское поселение Междуреченский,
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Подросток»
Районная научно-исследовательская конференция
«Шаг в будущее»
«Факторы, влияющие
на дорожно-транспортные происшествия»
Авторы: Королев Михаил 12 лет
Игнатова Ирина 12 лет
Косичкина Мария 13 лет
обучающиеся объединения «Перекресток»
Центра дополнительного
образования детей «Подросток»
Руководитель: А.В. Пуртова,
педагог дополнительного образования
г.п. Междуреченский,
2013 год
Аннотация
Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. Известно, что именно дорожно-транспортные происшествия (ДТП) стоят на первом месте по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.
Дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы.
Цель исследования: выявление факторов, значимо влияющих на число пострадавших в результате ДТП и построение модели, позволяющей давать прогноз числа жертв и аварий.
Задачей исследования является: влияние различных факторов на количество ДТП: переменная «день недели», переменная «месяц», переменная «время», переменная «время года», переменная «погодные условия», переменная «места происшествия».
Методы и приемы исследования: сравнительный, анализа и синтеза, обобщения, опроса, описания.
Результаты и выводы данной исследовательской работы могут быть полезны для повышения безопасности на дорогах или для страховых компаний, планирующих введение программ страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров. Однако, проведенные исследования носят по большей части поверхностный характер и не дают окончательного ответа на вопрос о модели, определяющей количество аварий и пострадавших. К сожалению, для проведения детальных исследований недостает информации систематического характера, такой, как обстоятельства столкновения, состояние водителя, скорость движения и т.д. Работа в данном направлении будет продолжена в 2013 году, после чего будет проведен сравнительный анализ аварийности на дорогах Кондинского района за два года.
План исследований
Положение с безопасностью дорожного движения Организации Объединенных Наций характеризуют как глобальный кризис. По данным Всемирного Банка, ежегодный экономический ущерб в этой сфере превышает $500 млрд.
Статистика смертности Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что на долю транспортного травматизма приходится более трети смертельных исходов от всех несчастных случаев. Потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП), в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Особую остроту проблема приобрела в последнее десятилетие. Мы решили исследовать данную проблему и попытаться выяснить, какие факторы влияют на рост ДТП.
Актуальность данной проблемы неоспорима, так как ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях на территории России погибает 33-35 тыс. человек и получает травмы различной степени тяжести более 250 тыс. человек. Не исключение и наш Кондинский район.
Гипотеза: переменные: день недели, месяц, время года, время суток, погодные условия, место происшествия оказывают влияние на количество ДТП.
Объект исследования: дорожно-транспортные происшествия с пострадавшими.
Предмет исследования: день недели, месяц, время года, время суток, погодные условия, место и виды происшествий.
Цель исследования: выявление факторов, значимо влияющих на число пострадавших в результате ДТП и построение модели, позволяющей давать прогноз числа жертв и аварий.
Задачи исследования:
1. Влияние фактора переменная «день недели» на количество ДТП;
2. Влияние фактора переменная «месяц» на количество ДТП;
3. Влияние фактора переменная «время» на количество ДТП;
4. Влияние фактора переменная «время года» на количество ДТП;
5. Влияние фактора переменная «погодные условия» на количество ДТП;
6. Влияние фактора переменная «место происшествия» на количество ДТП.
Методы и приемы исследования:
Для проведения исследования мы обратились в отделение Государственной Инспекции по Безопасности Дорожного Движения Отделения Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Кондинскому району (ГИБДД ОМВД РФ по Кондинскому району) за статистикой дорожно-транспортных происшествий, в которой пострадали водители, пешеходы, пассажиры на территории нашего района за 2012 год. Исследовать аварии, в которых к счастью обошлось без пострадавших, не было возможности, так как не на все такие происшествия выезжали сотрудники ГИБДД ОМВД РФ. Согласно Федеральному закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) если в ДТП пострадало всего два транспортных средства, не было пострадавших и погибших и материальный ущерб, который понесли оба участника ДТП невелик, автовладельцы могут самостоятельно решить данную ситуацию.
Исходя из поставленных задач, проанализировав статистику ДТП по Кондинскому району, в которых были пострадавшие, мы определили в какой день недели, месяц, время года, произошло наибольшее количество аварий. Также учли такой фактор, как погодные явления и место происшествия.
Выявление факторов, значимо влияющих на риск дорожно-транспортного происшествия при решении задачи повышения безопасности на дорогах должно рассматриваться как приоритетная задача. Это позволит принимать решения, которые действительно смогут устранить сторонние причины аварий. На выявление подобных причин и направлена данная исследовательская работа.
В своей работе мы пользовались следующими методами и приемами исследования.
Библиография:
Научная статья (Описание работы)
Травматизм на дорогах – это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и не чем не оправданная. Попадание человека в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если человек остался жив и не получил дорожной травмы; но то морально – психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.
В России негативные последствия автомобилизации приобрели крайне острый характер. Как следствие, вопрос обеспечения безопасности дорожного движения прочно занял место в ряду важнейших социально-экономических задач нашей страны. Масштаб дорожно-транспортного травматизма соответствует масштабу проблемы, угрожающей национальной безопасности, считают в МВД РФ.
Интерес представляет не только поиск зависимости между обстоятельствами дорожного происшествия, но и их статистика. В качестве зависимого фактора для проведения такого анализа будет использоваться само количество ДТП, в которых пострадали люди.
Первым шагом будет проведение описательных исследований с целью выяснить влияние различных факторов на количество ДТП. Так какие и какое же влияние оказывают различные факторы на количество ДТП?
Переменная «дни недели».
Это категориальный фактор, отвечающий за день недели, когда произошла авария. Распределение количества ДТП по дням недели, очевидно, будет неоднородным - в выходные дни, когда на улицах меньше машин, аварии менее вероятны. Проанализировав данные ГИБДД ОМВД РФ по Кондинскому району за 2012год, были сделаны следующие выводы. Результаты отражены в таблице и диаграмме №1.
Аварийность по дням недели
таблица№1
День недели | Кол-во аварий за 2012г. | |
Частота | % | |
Понедельник | 2 | 3 |
Вторник | 8 | 12 |
Среда | 7 | 10,5 |
Четверг | 14 | 20,9 |
Пятница | 9 | 13,4 |
Суббота | 15 | 22,3 |
Воскресенье | 12 | 17,9 |
Всего: | 67 |
диаграмма 1.
Как видно из таблицы и диаграммы, наиболее аварийными днями являются четверг – 14 (20,9%), суббота – 15 (22,3%), воскресенье – 12 (17,9%). Наименьшее количество дорожных происшествий произошло в понедельник – 2 (3%). Следовательно, конец рабочей недели отмечается большим числом аварий, что, как нам кажется, можно объяснить накопившейся усталостью водителей за неделю и некоторой расслабленностью после трудовых будней. Наше предположение о снижении количества аварий в выходные дни не оправдалось.
Переменная «месяц, время года».
Для каждой аварии фиксировался день, когда она произошла. Распределение аварий по месяцам интересно с точки зрения нахождения наиболее аварийных времен года. Мы предполагаем, что наибольшее количество аварий выпадает на зимние месяцы, так как в это время года очень сложные погодные условия и дорожное полотно часто покрыто льдом и снегом. Результаты отражены в таблице и диаграмме №2.
Аварийность по месяцам и временам года
таблица№2
Месяц | Кол-во аварий | |||
по месяцам | % | по временам года | % | |
Декабрь | 4 | 6 | 11 | 16 |
Январь | 4 | 6 | ||
Февраль | 3 | 4 | ||
Март | 2 | 3 | 17 | 25,5 |
Апрель | 5 | 7,5 | ||
Май | 10 | 15 | ||
Июнь | 6 | 9 | 24 | 36 |
Июль | 14 | 21 | ||
Август | 4 | 6 | ||
Сентябрь | 8 | 12 | 15 | 22,5 |
Октябрь | 2 | 3 | ||
Ноябрь | 5 | 7,5 | ||
Всего: | 67 | 67 |
диаграмма 2.
Наше предположение оказалось не верным. Зимний период по количеству аварий не превосходит другие времена года, а, наоборот, отмечается меньшим числом ДТП. Наибольшее число аварий приходится на май, июль, сентябрь. Наименее аварийным можно считать март, октябрь. Мы предполагаем, что рост числа ДТП в весенние и летние месяцы можно объяснить переменчивостью погодных условий, изношенностью дорожного полотна, увеличения автотранспорта на дорогах, в том числе ремонтной техники и эмоциональным состоянием водителя. Резкий подъем аварийности в сентябре возможен из-за массового выхода жителей из отпусков и началом учебного года, как итог появление на дорогах большого количества детей находящихся без присмотра родителей.
Переменная «время»
При регистрации каждой аварии указывается время, когда она произошла, с целью определить наиболее аварийные часы. Значение этой переменной недостаточно точно, из-за особенностей регистрации ДТП, но целью анализа является нахождение наиболее аварийного времени суток. Распределение количества аварий также ожидается неоднородным; логично предположить, что в ночные часы происходит меньше аварий, так как на дорогах резко уменьшается количество автомобилей и пешеходов. Результаты исследований отражены в таблице и диаграмме №3.
Аварийность по времени суток
таблица №3
Часы суток | Кол-во аварий за 2012г. | |
Частота | % | |
00:00 – 03:00 | 9 | 13,4 |
03:00 – 06:00 | 6 | 9 |
06:00 – 09:00 | 7 | 10,5 |
09:00 – 12:00 | 6 | 9 |
12:00 - 15:00 | 10 | 14,9 |
15:00 – 18:00 | 9 | 13,4 |
18:00 – 21:00 | 11 | 16,4 |
21:00 – 24:00 | 9 | 13,4 |
диаграмма № 3.
Диаграмма имеет явный пик в период от 18 до 21 часа, что можно объяснить окончанием рабочего дня, закрытием большинства объектов. Спад аварий наблюдается в период с 3 часов ночи до 6 часов утра, так как в это время суток на дорогах очень мало автотранспорта и почти нет пешеходов. Характерно также, что число аварий возрастает к обеду и в течение дня держится примерно на одном уровне. Скорее всего, это связано с большим потоком автомобилей и большим количеством пешеходов в дневные часы. Период с 21часа до 3 часов тоже отмечен большим количеством аварий. Как нам кажется, это можно объяснить усталостью водителей, их эмоциональным и психофизическим состоянием, а также плохой освещенностью дорог.
Переменная «погодные условия».
Погодный фактор может быть довольно значимым и влияющим на результат; действительно, на мокром или обледеневшем покрытии или же в дождь столкновения более реальны. Приведем круговую диаграмму для этой переменной.
Зависимость аварий от погодных условий
диаграмма №4
Большинство аварий происходило в ясную или пасмурную погоду. В данном случае между этими классами переменной разницы нет. Небольшое число аварий в снежную или дождливую погоду говорит о небольшом влиянии этого фактора на аварийность. Как нам кажется, низкую аварийность на дороге при гололеде, снегопаде, дожде можно объяснить осторожностью и внимательностью водителей.
Переменная «место происшествия».
Для каждой аварии фиксировалось место происшествия: населенный пункт, автодорога. Логично предположить, что наибольшее количество аварий происходит в населенных пунктах с большим количеством населения и большим количеством автомобильного транспорта. А также на автодорогах с более интенсивным движением по отношению к остальным. Данные отражены в таблице и диаграмме №4.
Аварийность по месту происшествию
таблица № 4
Место происшествия | Кол-во аварий |
пгт. Междуреченский | 9 |
гп. Мортка | 4 |
п. Куминский | 2 |
п. Мулымья | 2 |
п. Чантырья | 2 |
п. Луговой | 1 |
п. Половинка | 1 |
автодорога Междуреченский - Урай | 20 |
автодорога Урай - Советский | 8 |
автодорога Междуреченский - Мортка | 7 |
Иные автодороги Кондинского р-на | 8 |
диаграмма №5
Наше предположение оказалось верным. Наибольшее количество аварий с пострадавшими приходится на пгт. Междуреченский. В населенных пунктах района с малым количеством жителей аварий меньше в несколько раз. Автодорога (а/д) Междуреченский – Урай представляет собой наиболее опасный участок дороги, так как имеет ряд опасных поворотов и наиболее востребована по отношению к другим автодорогам района. Выезд на неё имеют четыре населенных пункта, что тоже не менее важно.
Переменная «вид происшествия».
Отражает характер произошедшей аварии. Основными типами являются: опрокидывание, наезд на препятствие, столкновение. Часто причиной аварии является потеря управляемости машины на различных сложных участках дороги. Относительные доли каждого вида аварии можно получить при анализе. Данные отражены в диаграмме №6.
Виды происшествий
таблица№5
Вид происшествия | Кол-во аварий | |
частота | % | |
опрокидывание | 31 | 46,3 |
столкновение | 13 | 19,4 |
наезд на препятствие | 10 | 14,9 |
наезд на пешехода | 7 | 10,5 |
наезд на стоящее ТС | 3 | 4,5 |
падение пассажира | 2 | 3 |
наезд на велосипедиста | 1 | 1,4 |
ВСЕГО: | 67 |
диаграмма №6
Как следует из диаграммы, наиболее часто встречающимся видом аварии является опрокидывание транспортного средства (ТС) – 46,3%. Столкновения машин менее вероятны, на их долю приходится 19,4 % аварий. Немало аварий приходится на долю наезда транспортного средства на препятствие или пешехода около 25,4%. На долю остальных видов аварий приходится около 8,9% от общего числа.
Статистика жертв ДТП.
Для каждого ДТП фиксировалось количество пострадавших, как со стороны нарушителя, так и со стороны пострадавшего. Задача снижения количества жертв и раненых при ДТП является приоритетной для дорожных и правоохранительных ведомств. Распределение количества пострадавших имеет сложный вид и зависит от многих факторов, начиная от состояния дорожного покрытия, заканчивая освещенностью улиц.
Аварийность по числу пострадавших
таблица №6
Участники | Кол-во пострадавших | Кол-во погибших | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | |
водители | 41 | 47,1 | 2 | 2,2 |
пассажиры | 40 | 46 | 1 | 1,1 |
пешеходы | 6 | 6,9 | 1 | 1,1 |
ВСЕГО: | 87 | 4 |
диаграмма №7
Исследование распределения данной переменной позволяют сделать вывод о том, что число аварий с большим числом пострадавших невелико. Наиболее частыми являются ДТП с одним или двумя пострадавшими, что может произойти при столкновении или опрокидывании транспортного средства, что доказывают таблица №5 и диаграмма №6. Исходя из полученных данных, можно сделать следующий вывод: снижение числа пострадавших возможно при сокращении таких видов аварий, как опрокидывание и столкновение транспортного средства.
Главной задачей данного исследования является выявление факторов, влияющих на число пострадавших при аварии. Эти факторы могут носить как случайный, так и систематический характер. Систематические факторы, такие как состояние дорожного полотна или наличие сооружений могут быть исправлены с целью понижения числа жертв. Случайные же факторы могут быть исключены принятыми мерами. К примеру, повышением штрафов за нарушения ПДД на сложных участках.
Обобщенной задачей проекта является поиск модели, которая объясняла бы количество пострадавших при ДТП в зависимости от дорожных условий и состояния водителя. Так как не все данные по данной теме доступны, построение модели становится трудной задачей. Однако нахождение общих закономерностей вполне возможно, которые отражены в таблицах и диаграммах.
Работа в данном направлении будет продолжена в 2013 году, после чего будет проведен сравнительный анализ аварийности на дорогах Кондинского района за два года.
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Зимний лес в вашем доме
Голубая лягушка