Аннотация к исследовательской работе
«Наш кабинет (экология учебных помещений)»
Курбатова Екатерина, Оздоева Залина,
ученицы 5 класса
МОУ «СОШ №10 п. Каменский»
Красноармейского района.
Руководитель: Козлицкая И.В.,
учитель начальных классов.
Целью работы является оценка соответствия параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа и изучение влияния условий окружающей среды на здоровье учащихся.
Объект исследования: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Предмет исследования: кабинет 4 класса «МОУ СОШ №10 п. Каменский».
Задачи:
1. Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
2. Выделить факторы, характеризующие параметры среды классной комнаты.
3. Пользуясь простейшими методиками, оценить показатели факторов среды.
4. Путем сравнения с нормами СанПиНа установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам.
5. Выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье учащихся класса.
6. Выработать рекомендации для учеников класса, администрации школы по поддержанию и созданию здоровьесберегающих условий в классе.
Гипотеза: если в классной комнате всё будет соответствовать санитарным нормам, школьники меньше будут болеть и сохранят своё здоровье.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо каждому ученику и педагогу, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Методы исследования: анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме; наблюдения и опыты; анкетирование; исследование, сравнение, анализ.
В процессе работы тщательно и детально проведён сравнительный анализ параметров классной комнаты. По мнению авторов, кабинет 4 класса МОУ СОШ № 10 п. Каменский соответствует почти всем требованиям и нормам СанПиНа. Результаты мониторинга здоровья, регулярно проводимого классным руководителем, подтверждают выдвинутую гипотезу.
Примененные авторами методики оценки факторов среды класса могут применяться в других классах и в других школах. Данное исследование ограничилось изучением только факторов, влияющих на здоровье учеников. В дальнейшем интересно проследить влияние взаимоотношений учащихся между собой, с учителями на самочувствие школьника.
Вложение | Размер |
---|---|
Рецензия | 13.81 КБ |
Исследовательская работа | 88.5 КБ |
Текст на защиту 1 | 50.5 КБ |
Текст на защиту 2 | 14.04 КБ |
Презентация | 2.26 МБ |
prilozhenie_no_1._anketa.docx | 13.39 КБ |
prilozhenie_no_2._rezultaty_anket.docx | 108.47 КБ |
prilozhenie_no_3._sanpin-2003.doc | 49.5 КБ |
prilozhenie_no_4._sanpin-2010.docx | 26.94 КБ |
prilozhenie_no_5._slovarik_terminov.docx | 13.78 КБ |
prilozhenie_no_6._tablitsa_1.docx | 11.41 КБ |
prilozhenie_no_7._pokrytie_part.docx | 1.72 МБ |
prilozhenie_no_8._tablitsa_2.docx | 11.46 КБ |
prilozhenie_no_9._poleznye_svoystva_rasteniy.doc | 661 КБ |
prilozhenie_no_10._tablitsa_3.docx | 11.61 КБ |
prilozhenie_no_11._monitoring_zdorovya.docx | 13.07 КБ |
prilozhenie_no_12._rezultaty_monitoringa_zdorovya.docx | 42.39 КБ |
titul-krasnoarmeysk.docx | 11.51 КБ |
Рецензия на исследовательскую работу
Курбатовой Екатерины, Оздоевой Залины,
учениц 4 класс МОУ СОШ № 10 п. Каменский
Красноармейского района Саратовской области.
Тема работы: «Наш кабинет (экология учебных помещений)».
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что работа имеет большой практический и теоретический интерес.
Актуальность исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо каждому ученику и педагогу, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Авторы свободно владеют научным аппаратом. Работа сопровождается словарём терминов. Проблема чётко выделена, цели и задачи исследования сформулированы и проработаны. Целью работы является изучение влияния условий окружающей среды на здоровье учащихся. Для достижения данной цели авторы удачно использовали следующие методы исследования:
1. Анкетирование школьников своего класса и учащихся других классов.
2. Исследование условий классной комнаты.
3. Постановка опытов.
4. Составление сравнительных таблиц.
5. Анализ и обобщение.
Исследовательская работа показала способность младших школьников работать совместно с учителем над рассмотрением актуальных вопросов, решать задачи исследовательского характера, критически оценивать их. Задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования. Выводы чёткие, ясно сформулированы.
У авторов существует собственная точка зрения, подтверждённая аргументами.
Результаты заслуживают практического исполнения не только в учебной работе, но и в повседневной деятельности человека. Работа оформлена грамотно.
Можно отметить положительные стороны исследования.
Результатом работы стало создание общей картины идеальной классной комнаты со всеми необходимыми условиями и санитарными требованиями. Результаты анкетирования показали недостаточное знание учащимися факторов нарушения здоровья в условиях классной комнаты. Выявлены недочеты по классной комнате и пути устранения этих недочетов. Учащиеся ознакомлены с основными санитарными требованиями и санитарно-эпидемиологическими правилами.
Рецензию составила: руководитель работы,
учитель начальных классов,
Козлицкая И.В. /_____________/
Март , 2010 г.
Содержание:
I. Введение……………………………………………………………….2 - 3
II. Основная часть. Санитарно-гигиеническая оценка состояния классной комнаты………………………………………………………………….3 - 10
а) Оценка теплового режима……………………………………….7
б) Оценка воздушного режима…………………………………….7-8
в) Анализ качества озеленения класса…………………………….8
III. Заключение...........................................................................................10
IV. Список литературы………………….................................................11
V. Приложения…………………………………………………………...
Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения учебно-воспитательной работы в школе. Естественно, что классная комната становится для каждого ученика важным «местом обитания». Условия в ней влияют на формирование растущего организма, определяют его дальнейшее здоровье, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования.
Но, проведя анкетирование среди своих товарищей по классу и учащихся других классов, мы поняли, что не все дети знают, от каких факторов в школе зависит здоровье учеников, и как окружающая среда класса влияет на него. (Приложение № 1. Анкета. Приложение № 2. Результаты анкетирования). Так, 74 % из 42 учащихся считают, что школа никак не влияет на их здоровье. 38% учеников не знают о влиянии на здоровье уровня освещённости кабинета. И только об отрицательном влиянии неправильной посадки знают почти все – 93 %.
В то же время совершенно здоровыми ощущают себя только 43 % детей. 40 % учащихся часто или иногда чувствуют усталость и вялость после занятий в школе. Поэтому мы решили изучить характеристики среды типовой классной комнаты, в которой «обитают» ученики 4 класса (исследование проводилось в марте 2010 года).
Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных норм необходимо каждому ученику и педагогу, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Предмет исследования: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02).
Объект исследования: кабинет 4 класса МОУ «СОШ №10 п. Каменский».
Цель исследования: оценка соответствия параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам СанПиН и изучение влияния условий окружающей среды на здоровье учащихся.
Задачи:
Гипотеза: если в классной комнате всё будет соответствовать санитарным нормам, мы меньше будем болеть и сохраним своё здоровье.
Методы исследования: анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме; наблюдения и опыты; анкетирование; исследование, сравнение, анализ. Нами были изучены нормы СанПиН, то есть санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Приложения № 3, 4). Мы узнали в “Толковом словаре”, что означают слова гигиена, санитария, а также составили словарик терминов, необходимых для проведения исследования (Приложение № 5).
Наша классная комната находится на первом этаже здания школы. Расположена она с южной стороны здания. Внутренняя отделка стен выполнена в соответствии с гигиеническими требованиями. Верхняя часть стен и потолок окрашены побелкой, нижняя часть стен окрашена краской для внутренних работ, что позволяет мыть эту часть стены. Ремонт стен и потолка производился летом 2008 года, рам и подоконников – летом 2009 года. Состояние окон: остекление двойное, рамы с переплетами, 2 секционные. Переплеты, подоконники, откосы покрыты белой краской, чистые, подвергаются периодической обработке (моются). Пол имеет линолеумное покрытие. Покрытие пола не дает сильных бликов, позволяет легко производить влажную уборку помещения.
Мы выбрали для изучения следующие факторы: полезная площадь помещения и его отделка; соответствие антропометрическим размерам учеников параметров рабочего стола и стула; тепловой режим помещения; факторы воздушной среды; световой режим.
2.1. Размеры помещения. Внутренняя отделка помещения и оборудование классной комнаты. На организм человека влияет много факторов внешней среды, и одним из определяющих является размер помещения. Размеры класса обусловлены рядом педагогических и гигиенических требований. Ширина класса более 6 м неблагоприятно сказывается на освещенности парт третьего ряда естественным светом. При длине класса более 8 м затрудняется для учащихся, сидящих на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.
а) Определение полезной площади классной комнаты. Мы измерили длину, ширину и высоту комнаты. Полученные данные занесли в таблицу. Вычислили общую площадь помещения и площадь на 1 ученика. (Приложение № 6. Таблица 1.)
Вывод: площадь помещения на одного учащегося соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
б) Внутренняя отделка помещения и оборудование классной комнаты. Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрение, определяют состояние экологической комфортности учащихся. Дадим характеристику внутренней отделки классной комнаты. Стены класса окрашены в голубой цвет. Так как окна нашего кабинета выходят на южную сторону, голубой цвет стен предпочтительнее бежевого.
Учебная доска изготовлена из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищается влажной губкой, она темно-зеленого цвета и не даёт бликов.
При оборудовании помещения соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
Между рядами двухместных столов - не менее 60см (в действительности 72 см). Между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70см (в действительности 140см). От задней стены, являющей наружной, - не менее 100см (в действительности 250 см). От первой парты до учебной доски –2,4-2,7м (в действительности - 2,4м). Высота нижнего края учебной доски над полом – 80 – 90 (в действительности – 84 см). Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860см (в действительности - 650см).
Вывод: внутренняя отделка и оформление помещения соответствуют нормам, мебель в классе расставлена в соответствии с требованиями к оборудованию в учебном помещении.
в) Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула антропометрическим показателям учеников класса. В нашем классе парты бежевого цвета, что повышает отражающий эффект. По требованию санитарных норм мебель должна быть цвета натурального дерева (Приложение № 7). Расстановка столов в классе двухрядная. Парты с регулируемым размером расставлены по высоте: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Учебная мебель должна соответствовать семи основным критериям:
1. Ступни ног ученика должны твердо стоять на полу.
2. Между коленями и нижней частью столешницы должно быть достаточно места для беспрепятственного движения.
3. Высота стола должна быть такой, чтобы локти находились на том же уровне, что и верхняя часть столешницы, при этом плечи должны быть расправлены.
4. Спинка стула должна твердо поддерживать спину на уровне поясницы и лопаток.
5. Между подколенной впадиной и передним краем стула должно быть свободное пространство.
6. Между спинкой стула и сиденьем должно быть свободное пространство.
7. Во время сидения в коленях не должно возникать никакого напряжения.
Для определения соответствия мебели мы измерили рост учащихся. Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели: высота стула от пола до сидения и высота рабочего стола. (Приложение № 8. Таблица 2.) Затем сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами. Рост учащихся нашего класса от 124 до 154 см. Высота парт и стульев класса соответствует росту от 130 до 160 см. Но на столах и стульях отсутствует маркировка. Учитель рассаживает детей, приблизительно ориентируясь на их рост.
Выводы: 1. Имеющаяся в классе мебель соответствует антропометрическим показателям учеников класса. 2. Нужно обратиться к администрации школы и завхозу с просьбой: нанести на мебель маркировку в соответствии с требованиями СанПиН.
2.2. Воздушно-тепловой режим. Оптимальные условия воздушной среды – важный фактор сохранения здоровья и работоспособности человека. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.
а) Оценка теплового режима. Выполнили измерение температуры воздуха с помощью термометра в следующих точках: на расстоянии 20 см от наружной стены, в центре комнаты и на расстоянии 25 см от внутреннего угла. Снимали показания не менее чем через 5 мин после установки термометра в нужной точке. Вычислили среднюю температуру воздуха в помещении - 17°C.
Выводы: 1. Оценка теплового режима подтверждает, что температура в классе весной чуть ниже гигиенической нормы, которая составляет 18-20°С. 2. Администрации школы необходимо обратить внимание на ремонт отопительной системы школы.
б) Оценка воздушного режима. С помощью учителя мы рассчитали кубатуру (объём) класса, чтобы узнать, какой объём воздуха приходится на каждого ребёнка: V класса = 51.3 * 3м =153.9 куб.м. Определили кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест: V¹ =153.9 : 8 = 19.2 куб.м, при норме 5-6 куб.м на 1 ученика.
Вспомним, как мы себя чувствуем в душной комнате, где много людей. Очень тяжело. Какой газ необходим человеку для дыхания? Кислород. Где в помещениях скапливается воздух, менее обогащенный кислородом: у потолка или у пола?
Для доказательства своих предположений проделаем опыт: возьмём две свечи разных по высоте, укрепленных на подставке. Попросим взрослого зажечь их. Поместим свечи под стеклянный колпак (банку), плотно прилегающий к столу. Наблюдаем, что произойдет. Какая свеча потухла раньше, почему? Потухла быстрее большая свеча, потому что не хватает кислорода вверху. Значит, хорошо, что потолки в классе высокие? Конечно. Скопление углекислого газа происходит в верхних слоях воздуха помещений. При высоте помещений в 3,0 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы.
Выводы: 1. Высота помещения, его объём и объём воздуха на 1 ученика соответствуют нормам.
в) Анализ качества озеленения класса.
В связи с особенностями проекта вентиляции здания школы, у нас нет возможности для «сквозного» проветривания кабинета, так как отсутствуют форточки, а наружные рамы закреплены и не открываются. Поэтому для оздоровления воздушной среды помещений в нашем классе разведено много цветов. Растения очищают воздух от углекислоты, обогащая его кислородом, способствуют увлажнению воздуха, снижают температуру, подавляют или уничтожают болезнетворные микроорганизмы.
Изучив литературу, мы узнали, что чемпионом среди растений- очистителей является хлорофитум. Специалисты Всероссийского института лекарственных и ароматических растений выяснили, что за 24 часа этот цветок почти полностью очищает воздух от вредных микроорганизмов и газов. Фитонцидными свойствами обладают и такие комнатные растения нашего класса, как плющ обыкновенный, пеперомия, толстянка, калла и другие. (Приложение № 9).
Проанализировав видовой состав комнатных растений, мы пришли к выводу: хотя 84% растений в нашем классе обладают полезными свойствами, следует убрать из кабинета такие растения, как диффенбахия и молочай, так как они могут вызвать аллергию.
2.3. Световой режим. Характеристика инсоляции и светового режима в классе. Естественное освещение в первую очередь зависит от климатического пояса. Важное значение имеет ориентация окон по сторонам света, определяющая инсоляционный режим помещений, то есть количество солнечного света, поступающего в помещение. Биологическое значение солнечного света для человеческого организма огромно. Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Ультрафиолетовые лучи переводят витамин Д, находящийся в коже ребенка, из недеятельного состояния в деятельное, который обеспечивает нормальное костеобразование. В зависимости от ориентации различают три основных типа инсоляционного режима. (Приложение № 10. Таблица 3.)
С помощью компаса мы установили, что окна нашего класса выходят на юго - юго-запад. С помощью обычных часов мы определили время инсоляции весной – 5 часов, с 11.00 до 16.00.
Вывод: время инсоляции в нашем кабинете достаточное, режим инсоляции - от умеренного в зимнее время до максимального весной-осенью.
Доказано, что все зрительные функции (острота зрения, устойчивость видения) резко снижаются при плохой освещенности и повышаются с её возрастанием. Это убеждает нас в необходимости создания максимально благоприятных условий для работы глаз. В нашем кабинете расположены 10 ламп (в два ряда по 5 ламп), над доской также есть две лампы. По мере перегорания их заменяют на новые.
В классе боковое левое освещение. На окнах есть шторы. Они нам необходимы потому что, во – первых, в солнечный день плохо видно изображение на экране, а во – вторых, все окна кабинета выходят на южную сторону, и на последних уроках солнце слепит глаза, повышается температура воздуха.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебного помещения мы стараемся размещать на подоконниках низкорослые цветы, не снижающие уровень естественного освещения.
Выводы: 1. Освещенность в классе соответствует санитарно-гигиеническим нормам. 2. Иногда необходимо более оперативно заменять перегоревшие лампы.
III. Заключение
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников, является важным делом. Анализ изученных параметров среды классной комнаты свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Администрации школы нужно обратить особое внимание на ремонт отопительной системы школы. Необходимо и для других кабинетов приобретать мебель с регулируемой высотой, чтобы каждый ученик мог подобрать себе стол и стул по росту. Следует также предусмотреть своевременную замену перегоревших ламп, не использовать для озеленения кабинетов некоторые виды растений. При соблюдении этих условий факторы среды не будут оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье учеников.
Примененные нами методики оценки факторов среды класса могут применяться в других классах и в других школах. Наше исследование ограничилось изучением только факторов, влияющих на здоровье учеников. В дальнейшем интересно проследить влияние взаимоотношений учащихся между собой, с учителями на самочувствие школьника. И в заключение мы предлагаем вам посмотреть мониторинг здоровья учащихся 4 класса. Его результаты являются подтверждением выдвинутой нами гипотезы: если в классной комнате всё будет соответствовать санитарным нормам, мы меньше будем болеть и сохраним своё здоровье. (Приложения № 11 и 12)
Список литературы
Слайд 1. Титул. Приветствие. Здравствуйте! Мы ученицы 5 класса средней школы № 10 посёлка Каменский: Оздоева Залина и Курбатова Екатерина. Представляем вам свою работу, которая называется «Наш кабинет, или Экология учебных помещений». Исследование проводилось в марте 2010 года.
Слайд 2. Прочитав дополнительную литературу, мы узнали, что несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь за собой нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания. Но результаты анкетирования среди учащихся показали, что большинство школьников не знают, что окружающая среда класса влияет на их здоровье.
Слайд 3. Поэтому мы решили изучить характеристики среды типовой классной комнаты на примере своего кабинета. Слайд 4. И оценить соответствие параметров классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам СанПиН.
Слайд 5. Мы предположили, что если в классной комнате всё будет соответствовать санитарным нормам, мы меньше будем болеть и сохраним своё здоровье. Для изучения выбрали несколько факторов: площадь помещения и его оформление; соответствие роста учеников параметрам мебели; тепловой и световой режим кабинета.
Слайд 6. Вначале изучили нормы СанПиН (то есть «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»). Потом узнали в электронном “Толковом словаре”, что означают слова гигиена, санитария, и составили словарик терминов, необходимых для проведения исследования.
Слайд 7. Затем приступили к измерениям площади и объёма помещения, вычислили площадь и объём на одного ученика и пришли к выводу, что эти параметры соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
Измеряя высоту кабинета, мы задались вопросом: нужны ли в классах такие высокие потолки (3 м)? Слайд 8. Проделаем опыт: возьмём две свечи разных по высоте, укрепленных на подставке. Попросим взрослого зажечь их. Поместим свечи под стеклянный колпак (банку), плотно прилегающий к столу. Наблюдаем, что произойдет. Какая свеча потухла раньше, почему? Потухла быстрее большая свеча, потому что не хватает кислорода вверху. Значит, хорошо, что потолки в классе высокие. При высоте помещений в 3 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы.
Слайд 9. Далее выяснили, что в нашем кабинете соблюдаются размеры проходов и расстояния между предметами оборудования. В нашем классе парты регулируются по высоте и расставлены в соответствии с нормами: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Ученики более высокого роста сидят за третьими и четвёртыми партами в ряду.
Слайд 10. Для определения соответствия мебели измерили рост учащихся. Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели: высота стула от пола до сидения и высота рабочего стола. Затем сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами. Это позволило сделать вывод: парты и стулья соответствуют росту учеников класса.
Слайд 11. Для оценки теплового режима выполнили измерение температуры воздуха с помощью термометра. Вычислили среднюю температуру воздуха в помещении - 17°C. Оказалось, что температура в классе чуть ниже гигиенической нормы, которая составляет 18-20°С. Решили с помощью родителей обратиться к администрации школы с просьбой: провести ремонт отопительной системы школы.
Слайд 12. В связи с особенностями проекта вентиляции здания школы, у нас нет возможности для «сквозного» проветривания кабинета, так как отсутствуют форточки, а наружные рамы закреплены и не открываются. Поэтому для оздоровления воздушной среды помещений в нашем классе разведено много цветов.
Проанализировав видовой состав комнатных растений, мы пришли к выводу: хотя 84% растений в нашем классе обладают полезными свойствами, следует убрать из кабинета диффенбахию и молочай, так как они могут вызвать аллергию. Напечатали памятку «Полезные свойства комнатных растений» для учителей начальных классов (приложение 9).
Слайд 13. Анализ изученных параметров классной комнаты свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Использованные нами методики оценки факторов среды класса могут применяться и в других школах. В дальнейшем интересно было бы проследить влияние взаимоотношений учащихся между собой и с учителями на самочувствие школьника.
Слайд 14-15. И в заключение мы предлагаем вам посмотреть мониторинг здоровья учащихся нашего класса. Его результаты являются подтверждением выдвинутой нами гипотезы: если в классной комнате всё будет соответствовать санитарным нормам, мы меньше будем болеть и сохраним своё здоровье.
Слайд 16. (Хором)
Чтобы были вы красивы, чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело, дружно спорилось, горело,
Чтобы громче пелись песни, жить чтоб было интересней,
Нужно сильным быть, здоровым. Эта истина не нова!
Ни для кого не секрет, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. От качества среды в учебных кабинетах во многом зависит наше самочувствие, работоспособность, состояние здоровья. А несоблюдение школьной гигиены может привести к нарушению нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Поэтому мы и выбрали такую тему исследования: Мой кабинет или Экология учебных помещений. Целью работы было изучение условий в учебном кабинете и их влияния на здоровье учащихся. Мы использовали такие методы исследования, как анализ научной литературы и Интернет-ресурсов по теме; наблюдения и опыты; анкетирование; сравнение, анализ.
Исследование проводилось в течение месяца (март 2010 года). Начали мы с того, что провели анкетирование среди учеников начальных классов и с помощью учителя обработали полученные данные. Затем изучили нормы СанПиН 2003 года («Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях») и проект СанПиН 2010 года. Мы узнали в электронном “Толковом словаре”, что означают непонятные слова, а также составили словарик терминов, необходимых для проведения исследования. Вместе с учителем искали в сети Интернет материалы по нашей теме.
Все измерения (площади кабинета, средней температуры, размеров мебели и расстояний между мебелью) провели самостоятельно. Нам понадобились такие инструменты, как рулетка, деревянный метр, комнатный термометр, компас. Помощь учителя понадобилась при вычислении объёма кабинета и проведении опыта со свечами.
Анализ озеленения кабинета был только частью нашей работы, но изучать влияние комнатных растений на здоровье человека мы начали ещё в сентябре, за полгода до основного исследования: читали справочную литературу, пересаживали растения, учились размещать их в кабинете. Памятку «Полезные свойства комнатных растений» с небольшими иллюстрациями напечатали самостоятельно.
И в заключение мы с помощью учителя проанализировали показатели здоровья учащихся нашего класса. Мониторинг здоровья проводился классным руководителем в течение четырёх лет, начиная с первого класса. Нам оставалось только сравнить некоторые показатели (пропуски занятий по болезни, уровень заболеваемости, физического развития) и свести их в таблицы.
Мы считаем, что наша работа дала положительный результат.
Были выявлены и доведены до сведения родителей нашего класса и администрации школы недочеты по классной комнате. Часть недочётов устранена (заменены трубы отопления, мебель с регулируемой высотой приобретена и для других кабинетов).
В ходе работы мы познакомили одноклассников с основными санитарными требованиями. Для учителей начальных классов напечатали памятки «Полезные свойства комнатных растений». Результатом проведённой работы стало создание модели идеальной классной комнаты.
Приложение 1.
Анкета для учащихся
1. Влияет ли школа на твое здоровье? ____________________________________________________
2. Что на твой взгляд мешает здоровью в школе, в классе?
_____________________________________________________________________________________
3. Можно нарушить свое здоровье, сидя неправильно за партой? ____________________________
4. Влияет ли освещенность класса на твое здоровье? _______________________________________
5. Тебе комфортно в классе? ____________________________________________________________
6. Удобно тебе сидеть за своей партой? __________________________________________________
7. Часто болит у тебя голова (часто, редко, не болит)? ______________________________________
8. Чувствуешь ли ты себя после школы усталым и вялым (да, иногда, нет)? ____________________
9. Как ты себя чувствуешь в смысле здоровья (очень хорошо, средне, нехорошо)? ______________
10. Чувствуешь ли ты себя несчастным? __________________________________________________
Спасибо!
Приложение 2.
Результаты анкет
(выбор из трёх вариантов ответа)
Приложение 3.
Санитарно-эпидемиологические правила
СанПиН 2.4.2.1178-02
«Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
2.3. Требования к зданию
2.3.10. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.
2.3.11. Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.
2.4. Гигиена детей и подростков
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 мая 2003 г.)
Дата введения: 30 июня 2003 г.
2.4. Требования к помещениям и оборудованию общеобразовательных учреждений
2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие — ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические»
и «Стулья ученические»
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11 01 5-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11 016-93 (в мм) |
1 | 1000—1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150—1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300—1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450—1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600—1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см: - между рядами двухместных столов - не менее 60; - между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70; - между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70; - от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120; - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100; - от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м; - наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860; - высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90; - угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.
В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°C.
2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
2.5.5. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°C при их обычном остеклении и 19 - 21°C - при ленточном остеклении;
2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха соблюдаться в пределах 40 — 60 %.
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни, ориентация кабинета информатики - на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение.
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4x36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Приложение 4.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.
Введены взамен СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
2.4.2 ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. УЧРЕЖДЕНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.4. Требования к оборудованию помещений.
2.4.1. Каждый обучающийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом.
2.4.2. В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют. Покрытие рабочих поверхностей парт и столов должно быть матовым. Цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий учебной мебели представлены в Приложении №1.
Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени обучения должна быть школьная парта с наклонной поверхностью рабочей плоскости 7–15º. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5–6 см – 2-го и 3-го номеров и на 7–8 см у парт 4-го номера.
Размеры учебной мебели должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.4.1.
Таблица 2.4.1.
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 | 1000-1150 | 460 | Оранжевый | 260 |
2 | 1150-1300 | 520 | Фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | Желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | Красный | 380 |
5 | 1600-1750 | 700 | Зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | Голубой | 460 |
Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки). В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к ученику, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150-1300 мм – 750 мм, 1300-1450 мм – 850 мм и 1450-1600 мм – 950 мм. Угол наклона столешницы составляет – 15-17◦. Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся I ступени обучения не должна превышать 7–10 мин, а для обучающихся П-Ш ступени – 15 минут.
2.4.3. Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга диаметром не менее 10,0 мм или полос.
При использовании стола и стула с меняющимися параметрами их следует подбирать индивидуально с учетом антропометрических параметров обучающихся.
2.4.4. Расстановка столов (парт), как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов. Парты (столы) расставляют в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.
2.4.5. При оборудовании учебных помещений соблюдают следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - не менее 240;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 – 90.
Угол видимости учебной доски (от края доски длиной 3,0 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен составлять не менее 35º для обучающихся 2-11 классов и не менее 45º для обучающихся 1 классов.
В кабинетах квадратной или поперечной конфигурации учебные столы размещают в 3-4 ряда, при этом расстояние от 1-х столов до классной доски составляет не менее 3,0 м. При продольной конфигурации учебного помещения учебные столы расставляют в 2-3 ряда перпендикулярно стене с оконными проемами.
При установке парт-конторок дополнительно к основной ученической мебели, их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием (мебелью).
В 1 климатическом районе расстояние от стены до 1-го ряда столов составляет не мене 1,0м.
2.4.6. Парты для обучающихся с нарушением слуха и зрения независимо от их номера ставят первыми; обучающихся с пониженной остротой зрения размещают в первом ряду от окон.
2.4.7. Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие.
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону учебного помещения перед доской.
2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму
2.5.1. Температура воздуха в учебных помещениях должна соответствовать значениям, приведенным в таблице 2.5.1.
Таблица 2.5.1 Нормативы температуры воздуха в учебных помещениях
(с обычным остеклением)
Климатический район | Сезон года | Оптимальные значения, °С | Допустимые значения, °С |
Холодный Умеренный Жаркий | Зима | 21 – 22 18 – 20 17 – 19 | 18 – 23 17 – 22 16 – 21 |
Умеренный Жаркий | Весна | 18 – 22 23 – 24 | 17 – 23 20 – 26 |
Умеренный Жаркий | Осень | 16 – 22 24 – 26 | 15 – 23 20 – 28 |
При обычном остеклении зданий, расположенных в умеренном климате, температура воздуха должна составлять:
- в спортзале и учебных мастерских - 15 - 17°С;
- в кабинетах информатики - оптимальная 19 - 21°С, допустимая 18 - 22°С;
- в медицинском кабинете - 21 - 23°С;
- в рекреациях - 16 - 18°С;
- в библиотеке, кабинете психолога - 17 - 21°С;
- спальня – 19-20°С;
- игровая – 20-22°С.
Температура воздуха в учебных помещениях с ленточным остеклением зависит от их ориентации:
восточная ориентация окон -20– 21°С.
Для контроля температуры воздуха учебные помещены должны быть оснащены термометрами.
2.5.2. Относительная влажность воздуха в основных помещениях должна составлять 40 – 60%, скорость движения воздуха не более 0,1м/сек.
2.5.3. Здания учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в зданиях учреждений следует предусматривать в соответствии с требованиями строительных норм и правил к общественным зданиям и сооружениям. Паровое отопление не используют.
В качестве нагревательных приборов используют радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80°С. Отопительные приборы ограждают съемными деревянными решетками, располагают под оконными проемами. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
2.5.5. Учебные помещения проветривают во время перемен, а рекреационные - во время учебных занятий.
До начала занятий и после их окончания (при наличии нескольких смен обучения после каждой смены) необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.5.2.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.
Таблица 2.5.2.
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости
от температуры наружного воздуха Наружная температура, °С Длительность проветривания помещения, мин в малые перемены в большие перемены и между сменами От +10 до +6 4-10 25-35 От +5 до 0 3-7 20-30 От 0 до –5 2-5 15-25 От –5 до –10 1-3 10-15 Ниже –10 1-1,5 5-10 Проветривание следует прекращать при снижении температуры воздуха ниже допустимой нормы на 1°С для данного помещения.
2.6. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции
2.6.1. Нормативы показателей естественного, искусственного и совмещенного освещения в основных помещениях учреждений приведены в таблице 2.6.1.Уровни естественного освещения определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в учебном помещении к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет не менее 1,5%, предельно допустимое значение – 1,35%.
В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения.
2.6.2. Уровни искусственной освещенности учебных помещениях на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Использование ламп накаливания для освещения учебных помещений нецелесообразно.
2.6.3. Светопроемы учебных помещений оборудуют: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа «жалюзи», тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели. Использование штор (занавесок) из тюля, штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
2.6.4. Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений не следует:
- закрашивать оконные стекла; - размещать на подоконниках широколистные цветы, снижающие уровень естественного освещения. Высота цветов не должна превышать 15 см (от подоконника). Цветы целесообразно размещать в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон.
2.6.5. При совмещенном освещении учебных помещений следует предусматривать раздельное включение рядов светильников, расположенных параллельно светопроемам.
2.6.6. Для отделки учебных помещений используют материалы и краски, создающие матовую поверхность.
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;- для дверей, оконных рам - белый.
2.6.7. Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.Коэффициент пульсации осветительной установки не должен превышать 10%.
В производственных помещениях пищеблока светильники не размещают над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. Необходимо своевременно заменять перегоревшие электролампы.
2.6.9. Продолжительность инсоляции на 50% площади участка учреждения независимо от географической широты должна составлять не менее 3 часов.
Учебные помещения должны быть обеспечены непрерывной инсоляцией продолжительностью не менее:– 2,5 часа в северной зоне (севернее 58° с.ш.);– 2 часа в центральной зоне (58° с.ш. – 48° с.ш.);– 1,5 часа в южной зоне (южнее 48° с.ш.).
Таблица 2.8.3.Длительность непрерывного применения различных ТСО на уроках Классы Непрерывная длительность использования (мин.), не более кинофильмов телепередач компьютера 1-2 15-20 15 15 3-4 15-20 20 15 5-7 20-25 20-25 20 8-11 25-30 25-30 25 После установленной длительности занятий на компьютере необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока - физические упражнения для профилактики общего утомления. Количество уроков с использованием ТСО в течение недели не должно превышать: в начальных классах - 4, в средних и старших классах – 6. Оптимальное количество занятий с использованием компьютера в течение учебного дня для обучающихся в I - IV классах составляет 1 урок, в V – VIII классах – 2 урока, в IX - XI классах –3 урока. Изображение на экране монитора должно быть четким, контрастным, не иметь бликов и отражений рядом стоящих предметов. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один обучающийся.
Приложение 5.
Словарь терминов
Адгезия - сцепление поверхностей разнородных тел. Благодаря адгезии возможно нанесение покрытий, склеивание (например, сцепление частиц мела с поверхностью доски).
Антропометрия - отрасль науки, занимающаяся измерения человеческого тела и его частей.
Вентиляция – проветривание закрытого помещения для освежения воздуха.
Гигиена - учение о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни.
Гипотеза - научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений.
Дискомфорт - неудобство.
Здоровье - нормальное состояние функционирующего неповрежденного организма.
Инфекционные заболевания – заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами, которые передаются от зараженного человека или животного здоровому.
Инсоляция – Количество солнечной энергии, излучаемой на квадратный сантиметр земной поверхности в единицу времени. Инсоляция сильно изменяется в течение дня.
Комфорт - удобство, уют.
Параметры - физические величины, имеющие меры и характеризующие микроскопическое состояние системы: давление, температура и т.д.
Санитария - 1. Практическая дисциплина, изучающая вопросы общественной гигиены. 2. Совокупность мероприятий, имеющих цельную охрану общественной гигиены.
Фактор - причина, движущая сила какого – либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.
Фитонциды – образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов.
Химический состав - смесь, раствор, соединение из разных элементов или веществ.
Экология – наука об отношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Экология человека - наука, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также её охраны.
Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы и общества.
Приложение 9.
№ п/п | Название растения | Полезные свойства | Примечание |
1. | Диффенбахия | Очищает воздух в помещениях от токсинов – формальдегидов, ксилена, трихлорэтилена , бензола. | Внимание! Сок диффенбахии ядовит! Растение не рекомендуется держать в детской комнате, использовать для озеленения дошкольных и школьных учреждений. |
2. | Зантедесхия (калла) | Снижает на 40 % общее содержание микробов в воздухе помещений. | |
3. | Пеларгония | Снижает общее содержание микробов в воздухе помещений на 80%. Летучие выделения герани уничтожают стафилококк, стрептококк, кишечную палочку. | |
4. | Пеперомия | Растение способно нейтрализовать формальдегид. | |
5. | Плющ | Плющ очищает воздух от вредных веществ. Снижает общее содержание микробов в воздухе помещений на 35%. Его летучие выделения подавляют развитие стафилококка, стрептококка, синегнойной палочки . | |
6. | Спатифиллум | Очищает воздух от вредных примесей. | |
7. | Толстянка | Снижает общее содержание микробов в воздухе помещений на 70%. | |
8. | Филодендрон | Способен очищать воздух помещений от формальдегида (поглощает до 76 % токсина). | |
7. | Хлорофитум | Прекрасно очищает воздух от вредных веществ. | |
8. | Циссус | Поглощает токсические вещества. |
Приложение 11.
Показатели состояния здоровья учащихся.
№ | Критерии оценки | Классы | ||
II | III | IV | ||
1 | Пропуски по болезни (в днях на 1 чел.). | 3,8 | 5,8 | 3,4 |
2 | Распределение по группам здоровья: I группа, % II группа, % III группа, % IV группа, % | 0 100 0 0 | 0 100 0 0 | 20 80 0 0 |
3 | Часто и длительно болеющие дети, % | 20 | 12,5 | 10 |
4 | Дети с хроническими заболеваниями, % | 0 | 0 | 0 |
Таблица 2.
Распределение показателей физического развития
№ | Критерии оценки | Классы | ||
II | III | IV | ||
1 | Дети, имеющие отклонения антропометрических данных, % | 0 | 0 | 0 |
2 | Распределение по физкультурным группам Основная, % Подготовительная, % Специальная, % Освобождение, % |
70 30 0 0 | 75 25 0 0 | 80 20 0 0 |
Приложение 12.
Распределение по физкультурным группам
Распределение по группам здоровья
Уровень заболеваемости
Пропуски по болезни (в днях на 1 человека)
Учебно-исследовательская конференция
учащихся начальной школы «Старт в науку»
Тема исследовательской работы:
Наш кабинет
(Экология учебных помещений)
Выполнили:
Курбатова Екатерина Александровна,
Оздоева Залина Магометовна,
ученицы 4 класса МОУ СОШ № 10
п. Каменский Красноармейского района Саратовской области
Руководитель:
Козлицкая Ирина Владимировна - учитель начальных классов
МОУ СОШ № 10 п. Каменский Красноармейского района
Саратовской области,
«Отличник народного просвещения».
г. Красноармейск
2010 г.
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Золотой циркуль
Рисуем кактусы акварелью
Сказка "Морозко"
Именинный пирог