В этой работе я хочу выявить и понять различия в восприятии и способности к обучению у мальчиков и девочек школьного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_shevchenko.docx | 18.9 КБ |
Различие в восприятии и способности к обучению у мальчиков и девочек
В этой работе я хочу выявить и понять различия в восприятии и способности к обучению у мальчиков и девочек школьного возраста. Необходимо рассмотреть также и индивидуальный подход ребенку.
Дети восприимчивы к получению новых знаний, если у них есть интерес к какому-либо предмету, то они схватываю все «на лету». Это же касается и их поведения, становления в обществе. Они находят себе идеал современного человека и пытаются равняться на него, буквально копировать. Это можно рассмотреть на примере взаимоотношений родителей и детей, как часто девочка старается (возможно даже неосознанно) походить на свою мать, перенимая её манеры, речь и даже отношение к окружающим.
Многие педагоги XVII -XIX вв. (и в наше время так же) утверждали, что обучение мальчиков и девочек должно быть раздельно. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности: спартанские школы мальчиков, женские школы XI века в Киевской Руси, школы для девочек при монастырях, школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты для благородных девиц и юнкерские училища для мальчиков и т.д.
С одной стороны раздельное обучение более комфортно для детей и способствует улучшению освоения учебного материала. Но совместное обучение также необходимо, так как обеспечивает привыкание ребенка к обществу и более удачному вхождению в него.
Например, Ян Амос Коменский считал, что в школы "следует отдавать не только детей богатых и знатных, но и вообще всех: знатных и незнатных, богатых и бедных, мальчиков и девочек, во всех городах, местечках, деревнях". Песталоцци также был сторонником совместного обучения мальчиков и девочек. Впервые обоеполое образование в России ввел И. И. Бецкой его концепция преподавания «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» фактически была приравнена к закону.
Работая с детьми нужно понимать психические и физические отличия мальчиков и девочек и по возрастам.
Как правило, детям начальных классов с 1 по 4 свойственно: мальчикам стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение; девочкам – чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.
Дети с 5 по 8 класс: у мальчиков появляется излишняя агрессия, пренебрежение занятиям, выявление лидеров, сознание своей силы; у девочек – застенчивость, прилежность, эмоциональность. В результате мальчики склонны к действию, а девочки – к анализу, переживанию, терпению.
К старшим классам при совместном обучении становиться намного меньше различий в поведении мальчиков и девочек. Они буквально заимствуют друг у друга характерные черты: девочки становятся более сильные, активные; а мальчики более чувствительные, эмоциональные.
В педагогической деятельности важно понимать не только половые и возрастные отличия, но и ребенка как индивидуальность. Дети развиваются по-разному, у каждого накапливается свой жизненный опыт, реакции на определенные условия и процессы, у каждого свой характер и темперамент, так что нужно находить подход к каждому ученику в отдельности.
На процесс обучения также влияет пол самого учителя. Статистика показывает, что дети (и не только) более восприимчивы к учителям-мужчинам, с большим желанием и усердием выполняют их задания и любят их уроки больше чем у учителей-женщин. Вероятно, это связано с различием в энергии, которую преподаватель вкладывает в урок. Так у мужчин больше проявляется действие, целенаправленность, а у женщин больше эмоциональной энергии, которую сложнее воспринимать.
Итак, мы выяснили, что в процессе обучения нужно понимать и учитывать разные особенности детей, пол, возраст, воспитание в коллективе и индивидуальность каждого. Как на ребенка оказывает влияние преподаватель и условия усвоения знаний. И то, что учитель сможет дать знания детям только при искреннем интересе и любви к ним.
Список литературы
1. История педагогики и образования / Под ред. А.И.Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
2. Кузин В. С. Психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. Учебник. М.: Высшая школа, 1982.
3. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993 – 1999.
4. Сто советов учителю / Василий Александрович Сухомлинский. – Ижевск : Удмуртия, 1981.
5. Хрестоматия по истории педагогики: В 3х т. Т. 3. Новейшее время. / Под общ.ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
Лиса-охотница
Госпожа Метелица
Заколдованная буква
Огонь фламенко
Северное сияние