В работе собраны сведения о том, каким играм отдают предпочтение школьники, их отношение к компьютерным играм, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся. В ходе работы были проведены: анкетирование учащихся, беседы с учащимися, анализ качественной успеваемости у учащихся, играющих в компьютерные игры, за последние 3 года. По результатам работы были разработаны: памятка для родителей по использованию компьютера ребенком, классный час «Компьютерные игры и мы».
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_komp._igr.doc | 275 КБ |
МАОУ СОШ № 37 города Тюмени
Влияние компьютерных игр на жизнь учащихся
МАОУ СОШ № 37
Авторы: Козлюк Илья, Бабенко Андрей,
Россия, Тюменская область, г. Тюмень,
МАОУ СОШ № 37,
8 класс
Научный руководитель:
Ширшова Ирина Владимировна, учитель математики МАОУ СОШ № 37
г.Тюмень, 2011
Влияние компьютерных игр на жизнь учащихся
МАОУ СОШ № 37
Козлюк Илья, Бабенко Андрей,
Россия, Тюменская область, г. Тюмень,
МАОУ СОШ № 37,
8 класс
Краткая аннотация.
В работе собраны сведения о том, каким играм отдают предпочтение школьники, их отношение к компьютерным играм, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся. В ходе работы были проведены: анкетирование учащихся, беседы с учащимися, анализ качественной успеваемости у учащихся, играющих в компьютерные игры, за последние 3 года. По результатам работы были разработаны: памятка для родителей по использованию компьютера ребенком, классный час «Компьютерные игры и мы».
Влияние компьютерных игр на жизнь учащихся
МАОУ СОШ № 37
Козлюк Илья, Бабенко Андрей,
Россия, Тюменская область, г. Тюмень,
МАОУ СОШ № 37,
8 класс
Аннотация.
Сегодня очень сложно представить себе жизнь без компьютера – ведь мы практически породнились с ним. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов, общение через сайты, хранение информации, развлечения в виде компьютерных игр.
Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. Компьютерная тематика стала часто прослеживаться в фильмах, книгах, научной фантастике и повседневной жизни. Все, что связано с компьютерами, превратилось во что-то культовое. К сожалению, для многих компьютер стал самоцелью, вместо того, чтобы быть средством для познания и совершенствования себя самого. Многие школьники стали проводить за компьютером огромное количество времени, не замечая ничего вокруг себя. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, сократил время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети. Проблема психологического пристрастия к компьютерным играм становится актуальной для России, а учитывая то, что количество людей, попадающих в компьютерную зависимость, с каждым днем растет, этот вопрос является актуальным.
Мы, будучи современными подростками, которые владеют компьютером, не задумывались над этой проблемой. Естественно, как и все подростки, раньше мы использовал его в качестве развлечения, не задумываясь о многочисленных возможностях этой машины. Мы могли играть в игры несколько часов подряд. Вскоре мы заметили, что компьютер можно использовать по другому. Нас заинтересовали графические программы и программирование, идея создания своей игры. Поэтому нас заинтересовало каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером их детьми, и как увлеченность компьютерными играми влияет на психику и успеваемость учащихся? Данные исследования проводились нами при помощи руководителя проекта Ширшовой И.В. среди учащихся 5-8 классов МАОУ СОШ № 37 города Тюмени.
Влияние компьютерных игр на жизнь учащихся
МАОУ СОШ № 37
Козлюк Илья, Бабенко Андрей,
Россия, Тюменская область, г. Тюмень,
МАОУ СОШ № 37,
8 класс
План исследования.
Темой исследования стало влияние компьютерных игр на жизнь учащихся МАОУ СОШ № 37. Объектом исследования - учащиеся 5 – 8 классов МАОУ СОШ № 37 города Тюмени. Предмет исследования – влияние компьютерных игр на учеников 5 – 8 классов МАОУ СОШ № 37.
Характерной приметой компьютерной эры стали компьютерные игры. Однако, компьютерные игры это не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел отечественный психолог Асмолов. Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике. Игры дают возможность игроку активно действовать в сконструированном мире. Подобное достоинство может стать и недостатком: некоторые люди чувствуют, что в ходе игры меняются больше, чем это им нужно. Снаружи они остаются прежними, а изнутри постепенно и незаметно становятся другими. Поэтому возникает проблема влияния компьютерных игр на детей и подростков. Тем самым, целью исследования стало выявление факторов положительного и негативного воздействия компьютерных игр на личность школьника и его успеваемость.
Нами выдвинута гипотеза: у учащихся, зависимых от компьютерных игр ухудшается осанка, зрение, аппетит; успеваемость его понижается; внимание и память притупляются.
В ходе работы были поставлены следующие задачи:
1. Изучить соответствующую литературу.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
Был разработан план работы:
1. Определение темы работы.
2. Изучение источников информации по проблеме.
3. Проведение анкетирования на определение зависимости от компьютерных игр.
4. Проведение исследования влияния компьютерных игр на успеваемость школьника.
5. Оформление результатов в виде диаграмм, графиков.
6. Распространение памятки – рекомендации родителям «Дети и компьютер». Подготовка классных часов по теме «Компьютерные игры и мы».
Оглавление.
I. Типы компьютерных игр..………………………………………………….……………….…..7
II. Характеристика респондентов и методов исследования ……………………..……………..9
III. Проведение исследований, обработка и анализ результатов ……………………..…..……10
IV. Выводы ………………………………………………………………………………………...13
V. Общие выводы …………………………………………………………………………………14
Список используемой литературы………………………………………………………………..15
Приложения ………………………..……………………………………………………………..16
I. Типы компьютерных игр.
Играя, человек думает что он отдыхает, закаляет здоровье, тренирует реакцию и ловкость, а на самом деле идёт обратный процесс. С появлением компьютеров добавились и развлечения – компьютерные игры, которые с начала 80-х гг. становятся частью индустрии развлечений, захватывающих большое количество людей, преимущественно детей и подростков. Общество встречает новое увлечение неоднозначно: на фоне восхищения возможностями компьютера сквозит настороженность, а в ряде случаев - прямое осуждение. В средствах массовой информации появляется большое количество сообщений, предупреждающих об опасном влиянии компьютера в целом и компьютерных игр в частности на психику подростков. Высказывается мнение, что занятия с компьютером — это, своего рода, зависимость, которая выражается в таких психопатологических симптомах, как неспособность подростка переключаться на другие развлечения, чувство мнимого превосходства над окружающими, так называемый синдром «вершителя судеб», который приобретает игрок, управляя "жизнью" компьютерных персонажей. Отмечается и такая опасность, как оскудение эмоциональной сферы подростка, поскольку игрок, если он хочет выиграть, должен постоянно подавлять свои чувства и оставаться хладнокровным. Некоторые компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение, возвеличивание войн и насилия. В качестве негативных последствий компьютерных игр указывают сужения круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. По мнению некоторых ученых, занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводит к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.), которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.
Компьютерные игры делятся на несколько основных классов: «Action», «Strategy», «Racing», «Simulation», «Sport», «Logic» и «Quest».
Психологи выявили, что пагубно действуют на психику «Action» и «Simulation». Это динамические игры, от которых тяжело оторваться ввиду их безостановочного сюжета. Смысл их заключается в том, чтобы как можно быстрее и больше убить или взорвать. В этих игрушках кровь льётся вёдрами, а информационной начинки практически никакой.
Меньше воздействуют на психику «гонки» и «спортивные» игры. Эти игрушки по психическому воздействию примерно нейтральны – вреда не приносят, но и пользы от них тоже никакой, только напрасная трата времени.
Стратегии - еще один класс компьютерных игр. Эти виды игрушек признаны большинством не только не вредными, но даже полезными! Характер их предусматривает проблему, которая должна решаться за счёт выбора верной стратегии и тактики ведения действий, то есть самого настоящего интеллекта, мозгов игрока. Многие из «Strategy» – военные, и подразумевают насилие. Но это насилие, скорее, – неотъемлемая часть войн. Играя в эти «реальные» войны появляется интерес изучить историю того периода, в котором происходит игровое действие.
Распространение тех или иных компьютерных игр тесно связано с их предпочтением подростками. Наивысший рейтинг имеют игры, требующие ловкости, и спортивные; затем идут "боевые" игры, а также игры с элементами насилия. Мальчики наиболее высоко оценивают игры, связанные с борьбой или соревнованием, затем - игры на ловкость, игры-приключения, игры типа «Стратегия»; наименее любимыми являются логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованиями.
Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся? Вот те вопросы, которые мы ставили перед собой при выполнении этой работы.
II. Характеристика респондентов и методов исследования
2.1. Характеристика респондентов.
Респонденты этого исследования – 90 учащихся МАОУ СОШ № 37 города Тюмени. Среди них все- подростки. 97 % респондентов имеют компьютеры дома, все опрошенные имеют представление о компьютерных играх.
2.2. Характеристика методов исследования.
1. Анкетирование учащихся.
1.1. Анкета по определению отношения к компьютерным играм, предпочтения в играх.
1.2. Анкета по определению эмоциональной сферы и социальных контактов обучающихся. Данный опросник предполагает предпочтения учащихся своим занятиям в свободное от учебы время и выявление зависимости учащихся от компьютерных игр. В данной анкете содержатся также вопросы о времени, проведенном учащимся за компьютерной игрой и контроле со стороны родителей.
2. Беседы с учащимися 5-8 классов.
3. Анализ качественной успеваемости учащихся, играющих в компьютерные игры.
Таким образом, данные методы исследования являются адекватными и позволяют нам выявить учащихся, зависимых от компьютерных игр.
III. Проведение исследований, обработка и анализ результатов.
При изучении вопроса влияния компьютерных игр на личность школьника нами были разработана серия тестов. В тестировании приняли участие 90 человек: учащиеся 5-8 классов в возрасте от 10 до 15 лет. Из них дома компьютер имеют 97%. Не имеют компьютер 3%.
При ответе на вопрос: «В какие игры вы предпочитаете играть?» выяснилось, что самыми популярными жанрами в МАОУ СОШ №37 на данный момент являются:
1) «Action»
2) «Strategy»
3) «Simulation».
Многие игры из этих видов пагубно действуют на психику. Над этим стоит задуматься.
А теперь выясним отношение учащихся к компьютерным играм.
При проведении анкетирования, на вопрос «Когда впервые учащиеся сыграли в компьютерные игры?», получены результаты, отраженные в диаграмме:
По данным диаграммы большинство опрошенных играют в компьютерные игры более 3 лет!
На вопрос «Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы?», учащиеся ответили так:
Настораживает, что почти половина опрошенных предпочитает все свободное время проводить за компьютерными играми.
На вопрос «Что для вас компьютерные игры?», получили следующие ответы:
По данной диаграмме видно что компьютерные игры для большинства учащихся это развлечение и отдых. Мы считаем что два человека для которых компьютерные игры являются «смыслом жизни» написали это не обдуманно.
Радует, что отвечая на вопрос: «Может ли компьютер заменить друга?», большинство учащихся (93 %) ответили отрицательно.
Анализируя время проведения учащихся за компьютерными играми, выявили, что контроль со стороны родителей с возрастом ослабевает. Учащихся 5, 6-х классов контролируют чаще во времени, проведенным за компьютером, чем учащихся 7-8-х классов. Ребята из 5-6 классов проводят за компьютером регламентированное время, остальные не контролируют время пребывания за компьютером.
На вопрос «Сколько времени в сутки вы уделяете компьютерным играм?», получилось следующее.
Класс | Менее часа | От одного до двух часов | Более 2 часов | Свой вариант |
5-е | 4 | 9 | 10 | |
6-е | 10 | 11 | Весь день | |
7-е | 1 | 4 | 10 | 10 часов Намного больше |
8-е | 7 | 8 | 14 | |
ИТОГО: | 12 | 33 | 45 |
Ограничивают ли вас родители по времени, когда вы играете в компьютерные игры?
Интересуются ли родители в какие компьютерные игры вы играете?
Проанализировав успеваемость учащихся, играющих на компьютере в игры, мы пришли к следующему выводу: она тоже понижается с возрастом.
Класс, учебный год | 6 А | 6Б | 7А | 7Б | 8 А | 8 Б |
2008-2009 | 33 % | 19 % | 27 % | 15 % | ||
2009-2010 | 45 % | 14 % | 0 % | 6 % | 25 % | 15% |
2010-2011 (3 четв.) | 23 % | 7 % | 0% | 0 % | 18% | 6 % |
Анализ анкет свидетельствует о следующем:
1. Порядка 45 % опрошенных предпочитают общение с компьютером (компьютерные игры, общение по электронной почте)
2. У учащихся 5 - 8 классов (преимущественно) преобладает постоянное желание играть в компьютерные игры (свидетельство о начальной стадии компьютерной зависимости).
В ходе бесед с опрашиваемыми выявлено, что в отношении некоторых игр у подростков формируется зависимость, подобная наркотической. Многие компьютерные игры вызывают агрессивный настрой, хотя есть и такие, которые развивают положительные качества.
У большинства учащихся постоянно играющих в компьютерные игры снизилась качественная успеваемость.
V. Общие выводы.
Можно очень долго рассуждать на тему пользы и вреда компьютерных игр. Однако, самое смешное кроется в том, что сами они не обладают ни признаком вредности, ни признаком полезности, точно так же, как и любой другой предмет. Ведь ножом можно отрезать лимон, а можно порезать палец. И почему-то еще никому не пришло в голову запретить ножи. Дело не в предметах, а в том, как, кем и с какой целью они используются. Проделав эту работу, изучив вопрос о влиянии компьютерных игр на успеваемость школьников, психику хотелось обратиться к родителям: контролируйте ваших детей при работе их за компьютером. Контролируйте время и игры, в которые дети играют. Увлеченность компьютером может вытеснить из жизни ребенка простое общение со сверстниками, увлеченность другими хобби, снизить успеваемость в школе, так как время за компьютером бежит очень быстро, не успеет ребенок оглянуться, а уже вечер, он устал, домашнее задание не выполнено, пора спать. Долгая работа за компьютером влияет на здоровье ребенка. При этом дети сильно утомляются, плохо засыпают, спят тревожно, наступает умственное переутомление, которое служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Неспокойный сон и скрежет во время сна зубами свидетельствует, что у ребенка повышенная возбудимость нервной системы. Если не Вы, то кто поможет вашему ребенку разобраться со своими эмоциями?
Настоящая работа далеко не исчерпывает всего содержания проблемы влияния компьютерных игр на учеников. Многогранность данной темы требует дальнейшего исследования её различных аспектов.
Список использованной литературы:
Приложение 1
АНКЕТА № 1 (отношение к компьютерным играм)
1. Есть ли у вас дома компьютер?
a) Да;
b) Нет.
2. Посещаете ли Вы игровые салоны (Виртуальный мир и др.)?
a) Да;
b) Нет.
3. Когда Вы впервые сыграли на компьютере в какие-либо игры?
a) Меньше года тому назад;
b) От одного года до трех лет;
c) Более трех лет тому назад.
4. Для Вас компьютерные игры это:
a) Развлечение;
b) Отдых;
c) Смысл жизни.
5. В какие игры Вы предпочитаете играть?
a) 3D Action;
b) Стратегии;
c) Квесты;
d) Симуляторы;
e) Аркадные (двумерные) игры;
f) Обучающие;
g) Свой вариант _____________.
6. Какие, по Вашему мнению, виды игр отрицательно воздействуют на умственное развитие (интеллект) человека?
a) 3D Action;
b) Стратегии;
c) Квесты;
d) Симуляторы;
e) Аркадные (двумерные) игры;
f) Свой вариант _____________.
7. Какие, по Вашему мнению, виды игр положительно воздействуют на умственное развитие (интеллект) человека?
8. Как, по Вашему мнению, компьютерные игры влияют на настроение игрока?
a) Положительно;
b) Отрицательно;
c) Не знаю.
9. Может ли компьютер заменить друга?
a) Да;
b) Нет;
c) Не знаю.
10. Укажите ваш класс: _______.
Приложение 2
Анкета № 2
1. Сколько времени в сутки Вы уделяете компьютерным играм (для тех, у кого есть компьютер)?
a) Менее часа;
b) От одного до двух часов;
c) Более двух часов.
2. Если бы Вам позволили все ваше свободное время уделять играм (подразумевается отказ от чтения, просмотра телевизора), то согласились бы Вы?
a) Да;
b) Нет;
c) Не знаю.
3. Ограничивают ли вас родители по времени, когда вы играете в компьютерные игры?
a) Да;
b) Нет;
4. Интересуются ли родители в какие компьютерные игры вы играете?
a) Да;
b) Нет;
5. Укажите ваш класс: _______.
Приложение 3
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
В силу развития научно-технического прогресса овладение компьютерными технологиями становится необходимым условием для успешного существования в современном обществе. Компьютеры прочно входят в нашу жизнь, активно внедряются в учебный процесс, у многих компьютеры появляются дома. В связи с этим все чаще становится вопрос о грамотном построении процесса общения ребенка с компьютером, о том, как свесит к минимуму его отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.
Самые явные проблемы, которые очень быстро становятся очевидными, связаны с нарушением осанки и зрения. Но кроме отрицательного влияния на физическое здоровье ребенка компьютер несет и психологическую опасность.
Если ваш ребенок подолгу играет в компьютерные игры. А играя, часто забывает даже поесть и поспать; если невозможность поиграть или выйти в Интернет приводит его к отрицательным эмоциям, депрессии; если у него нет друзей и других увлечений, кроме компьютера – это может указывать на развивающуюся у него компьютерную зависимость.
Для того, чтобы избежать появления у ребенка зависимого от компьютера поведения:
· Постарайтесь строго регламентировать время. проводимое ребенком за компьютером;
· Контролируйте сюжеты игр, в которые играет ваш ребенок. Старайтесь не разрешать ребенку играть в игры, где присутствуют сцены насилия, агрессивное поведение героев;
· Не допускайте, чтобы ребенок принимал пищу у монитора, играл ночами, или пренебрегал школьными делами, общением с друзьями;
· Развивайте интерес ребенка к различным видам деятельности: спорту, искусству, музыке, науке. Организуйте посещение им разнообразных кружков, секций, школьных факультативов.
· Воспитывайте ребенка таким образом, чтобы компьютер воспринимался им как часть жизни, как средство достижения результата, а не сама цель;
· Старайтесь активнее использовать позитивные возможности компьютера. Возможно, ребенка заинтересует программирование, веб-дизайн (создание сайтов в Интернете), компьютерная графика, анимация. А для этого желательна заинтересованная помощь взрослого.
· Обращайте внимание на причины, заставляющие ребенка уходить с головой в виртуальный мир. Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью ребенка могут оказаться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться. По этим причинам он чувствует себя более комфортно именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь следует обращать внимание на личностные, психологические проблемы ребенка (конфликтные семейные или школьные отношения, трудности в общении со сверстниками, неуверенность в себе).
Единственный на настоящий момент проверенный способ не дать ребенку оказаться в зависимости от компьютера – это привлечь его в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы виртуальный мир не стал для него заменой реальности. Главное – показать растущему человеку, что существует масса интересных и полезных развлечений, помимо компьютера, которые не только позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело и нормализуют психическое состояние.
Пятёрки
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Два Мороза
Будьте как солнце!
Снежная сказка