Русский язык действительно Велик и Могуч! Но не все взрослые, а тем более дети когда-нибудь задумывались об этом ( я не имею в виду лингвистов). Поэтому все дети, с которымия работаю в школе или дома, уже знают, что все тетради по занятиям русским языком мы подписываем так: "для работ по Великому, Могучему русскому языку". Кому-то это покажется смешным... Ну, и пусть. А моим подопечным этой записью я хочу лишинй раз напомнить, что Великое и Могучее можно освоить, только приложив такие же Великие и Могучие усилия. Это своего рода установка, и надо сказать, что она хорошо работает. С детьми младших классов мы пишем не классная работа, а "умная работа", и они понимают, что умную работу нельзя делать глупо. Это тоже своего рода мотивация. Кому интересно смотрите нашу презентацию.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа учащихся | 558 КБ |
Слайд 1
Исследовательский проект: Подготовили: Учащиеся 6 «А» класса, МБОУ ООШ №21, п.Чульман, Республика САХА/Якутия/. Руководитель проекта: Учитель-логопед, педагог-психолог: Макарова Е.Р. «Самые трудолюбивые и многоликие буквы и звуки русского языка»Слайд 2
Цель проекта: Повышение интереса учащихся к изучению русского языка.
Слайд 3
Задачи, решаемые в процессе работы над проектом: Формировать умение учащихся самостоятельно добывать необходимую информацию из различных источников, планировать и контролировать свою произвольную деятельность; Совершенствовать умение учащихся работать с учебной и справочной литературой; Формировать умение работать индивидуально и коллективно на общий результат; Нарабатывать умение анализировать подобранный материал и отбирать из него самое необходимое; Нарабатывать умение представлять результаты своей работы в виде сообщений, рефератов, различных презентаций, видеофильмов. Развивать связную, грамматически и лексически правильно выстроенную, речь.
Слайд 4
План работы над проектом: Выбор темы. Выдвижение гипотезы. Определение фронта работы для каждого участника проекта. Сбор материала и его обработка. Представление на промежуточном этапе результатов своей работы каждым участником проекта в виде сообщений. Подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы. Оформление результатов коллективной работы в виде мультимедийной презентации. Защита проекта на заседании методического объединения учителей гуманитарного цикла.
Слайд 5
Как возникла мысль о создании проекта? Впроцессе работы над безударными гласными в различных морфемах и употреблением мягкого знака мои ученики задумались о том, почему так часто они допускают ошибки именно в этих случаях. И тогда я предложила им провести исследовательскую работу по поводу того, почему это происходит. В результате данного исследования учащиеся пришли к выводу, что во всех слабых (безударных) позициях гласная «О» звучит, как [а] гласные «Е» и «Я» звучат, как [и], а мягкий знак используется не только как показатель мягкости или разделительный. И уже после этого нам в голову пришла мысль: узнать какие же буквы и звуки русского языка являются самыми «трудолюбивыми».
Слайд 6
Процесс работы над проектом. На первом заседании участников проекта мы еще раз подтвердили выбранную тему и ученики выдвинули гипотезу: Самой «трудолюбивой» буквой русского языка является буква «А». Самым «трудолюбивым» звуком - звук [а]. Самой «многоликой» (выполняющей разные виды «работ»)-буква «мягкий знак». Затем мы продумали, с чего нужно начать работу над проектом, определили фронт работы для каждого и срок промежуточного этапа.
Слайд 7
Слова-названия животных: корова, свинья, овца, коза, волк, олень,лошадь, рысь, лось, лиса, заяц, медведь, горностай, колонок. Слова-названия посуды: Слова-названия птиц: сорока, ворона, соловей, воробей, дрозд, голубь, удод, куропатка, сокол, орел, журавль, аист, кукушка, гагара. Слова-названия овощей: картофель, огурец, помидор, свекла, морковь,капуста, баклажан, патиссон, кабачок, тыква, лоба, дайкон, репа, редька. тарелка, кастрюля, ложка, вилка, стакан, сахарница,заварник, ведро, чайник, блюдце, миска, сковорода, жаровня, дуршлаг.
Слайд 8
Слова-названия фруктов: Слова-названия инструментов: Слова-названия транспортных средств: Слова-названия продуктов: Лайм, апельсин, ананас, яблоко, мандарин, абрикос, персик, кокос, банан, лимон, манго, груша, айва, слива, папайя, вишня. Ножовка, пила, отвертка, пассатижи, плоскогубцы, молоток, топор, стеклорез, долото, стамеска, напильник, зубило, коловорот, лом. Автобус, троллейбус, трамвай, автомобиль, поезд, теплоход, самолет, вертолет, корабль, лодка, пирога, электричка, джонка, велосипед. молоко, мясо, макароны, мармелад, лапша, масло, сок, напиток, курага, изюм, урюк, колбаса, говядина, свинина, баранина.
Слайд 9
Получив задание, каждый учащийся просчитал количество наиболее употребительных гласных букв («а», «о», «е», «и»), звуков [а], [о], [и], [е?], высчитал их процент относительно всех гласных звуков и букв. (Учащимся специально не напоминалось о том, что йотированные буквы обозначают либо два зваука, либо гласный переднего ряда в зависимости от его места в слове). Результаты проделанной работы мы свели в таблицы.
Слайд 10
Подразделение слов Все гласные Все «А» Все «О» Все [а] Все [o] % «A» % «O» %[a] %[o] Животные 28 7 13 14 5 25 13 50 18 Фрукты 33 17 7 21 3 52 21 64 9 Продукты 41 17 10 20 4 41 24 49 10 Инструменты 41 8 20 21 6 20 50 21 6 Птицы 35 9 15 19 6 26 43 54 17 Овощи 34 15 10 17 7 44 29 50 21 Транспортные средства 37 10 14 17 7 27 38 46 19 Посуда 38 18 5 23 2 47 13 61 5 Средний балл 12,63 11,75 19 5 35,25 28,88 49,38 13,13
Слайд 11
Подразделение слов Все гласные Все «И» Все «Е» Все [и] Все [e?] % «И» % «Е» % [и] % [e] Птицы 35 1 2 1 0 3 6 3 0 Посуда 38 6 3 7 0 16 8 7 0 Транспорт 37 3 6 3 0 8 16 3 0 Овощи 34 1 5 3 0 3 15 9 0 Фрукты 33 6 1 5 0 15 3 15 0 Животные 28 2 3 3 0 7 10 11 0 Инструменты 41 5 3 6 0 12 7 15 0 Продукты 41 6 1 6 0 17 2 15 0 Средний балл 3,75 3 4,25 0 10,13 8,38 9,75 0
Слайд 12
Полученные на данном этапе результаты мы оформили в виде диаграмм, и вот какая картина у нас получилась. Дети очень обрадовались, что выдвинутая ими гипотеза подтвержадется. Но...
Слайд 13
Когда Айсен и Валек показали нам свои результаты, дети поняли, что радоваться рано, а надо вновь приниматься за расчеты. Дело в том, что исследование Айсена, который отвечал за просчитывание количества наиболее употребительных гласных в текстах, подсчитал, что количесвто гласной «О» (95 и 78) значительно превышает количество гласной «А» (71 и 36). («Е» и «И» после первых диаграмм мы не стали брать в расчет, потому что их количество значительно уступало гласным «А» и «О»). А исследование Валька показало, что в толковом словаре Ожегова слов, начинающихся на «А» - 3006, а слов, начинающихся на «О» - 10521.
Слайд 14
Учитывая полученные данные, мы решили создать новую диаграмму по наиболее употребительным буквам русского языка. И, сравнив ее с первыми, пришли к выводу, что наша гипотеза о том, что наиболее уотребительной буквой русского языка является «А», не подтвердилась. Но то, что звук [а] является самым трудолюбивым, не вызвало никаких сомнений.
Слайд 15
№ п/п Функция Примеры 1. В словах с мягкими согласными без долгого звучания. Коньки, пеньки, лось, олень, грязь, больной, петь, смотреть. 2. Для разделения согласной и гласной. Копье, свинья, польет, зальет, семья, колье. 3. В существительных женского рода и наречиях после шипящих на конце слова. Мышь, печь, дочь, ночь, навзничь, настежь, наотмашь. 4. В инфинитиве глаголов. Смотреться, любоваться, купаться, смеяться. 5. В глаголах 2 лица единственного числа изъявительного наклонения после шипящих. Поешь, даешь, смотришь, ценишь, кричишь. 6. В глаголах 2 лица единственного и множественного числа повелительного наклонения после шипящих. Мажь, мажьте, не плачь, не плачьте, ешь, ешьте. 7. После этого знака в словах буква «И» обозначает два звука [й] и [и]. Лисьи, ничьи, козьи, заячьи. После отработки гласных на следующей встрече участников проекта Сергей доложил нам о «работе» мягкого знака. Данные он разместил в таблице.
Слайд 16
Таким образом, в результате проведенной работы мы пришли к выводу: 1. Самой «трудолюбивой» гласной русского языка является буква «О». 2. Самым «трудолюбивым» звуком русского языка является [а]. 3. Самой «многоликой» буквой русского зыка является «Ь».
Слайд 17
Подведем итоги. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась только по 2-му и 3-ему пунктам: самым «трудолюбивым» звуком русского языка является [а], самой «многоликой» буквой буква «Ь». Прервый пункт нашей гипотезы о том, что самой «трудолюбивой» буквой русского языка является «А» был опровергнут в ходе работы над проектом. Хочется отметить, что работа над проектом велась заинтересованно, добросовестно. Учащимся приходилось работать с учебной и справочной литературой. В ходе работы ребята приобретали умения конструктивного общения и публичных выступлений, учились быть ответственными за результаты общего дела. На этом решили не останавливаться.
Слайд 18
До новых встреч!!!
Сказка об осеннем ветре
Машенька - ветреные косы
Космический телескоп Хаббл изучает загадочную "тень летучей мыши"
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Мороз Иванович