Девиг, или «танец орла» - особый ритуал борца, один из видов медитации, настройки борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка. При его выполнении борец импровизирует полет орла – символа небесной силы, огня и бессмертия.
Вложение | Размер |
---|---|
khuresh_devig.docx | 63.96 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа с.Аксы-Барлык
Барун-Хемчикского кожууна РТ»
Республиканский заочный конкурс
Тема работы: Девиг – «Танец орла»
Выполнил: Кужугет Шолбан Сылдысович
ученик 6 класса МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
Руководитель: Ывый-оол Сайзана Николаевна
учитель химии МАОУ «СОШ с.Аксы-Барлык»
с.Аксы-Барлык
2014-2015 учебный год
Оглавление
Введение.........................................................................................................3
Заключение..................................................................................................10
Список литературы......................................................................................11
Введение
Девиг, или «танец орла» - особый ритуал борца, один из видов медитации, настройки борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка. При его выполнении борец импровизирует полет орла – символа небесной силы, огня и бессмертия. Актуальность работы заключается следующими факторами:
Цель работы: изучить разновидности в исполнении девиг;
Для решения данной цели мы поставли следующие задачи:
Методы исследования: исследовательский, посковый, опрос любителей борьбы Хуреш с.Аксы-Барлык.
Гипотеза: Девиг – удивительный ритуал, ставший символом народной культуры.
Научная новизна: В 1903 г. Ф. Кон, ссылаясь на народный фольклор, писал, что национальная борьба у тувинцев существовала очень давно, но конкретных работ о разновидности исполнения девиг - «танец орла» нет.
Практическая значимость: работы состоит в том, что, выяснив разновидности исполнения девиг – «танец орла», мы можем данный материал использовать при проведении классных часов, викторин и на кружковых занятиях по улусчу ужурлар.
Глава I.
Танец орла — это часть большого представления под общим названием хуреш, включающего в себя целый комплекс действий, состоящий из непосредственной схватки борцов, действий их секундантов, награждения победителей, одарения зрителей победителями белой пищей «ак чем».
Девиг, или «танец орла» - особый ритуал борца, своего рода один из видов медитации, настройки борца перед выходом на схватку и выражение радости победы после поединка. При его выполнении борец импровизирует полет орла – символа небесной силы, огня и бессмертия.
Девиг сначала исполняется перед началом состязаний всеми борцами одновременно и означает начало соревнований и общее приветствие участников друг друга и народа, пришедшего на праздник.
После этого каждый борец, вызвав соперника на поединок, индивидуально исполняет танец, и, когда моге-салыкчызы (секундант) начинает зазывать желающих на борьбу, ждет выхода того, опираясь двумя руками на плечо секунданта. Перед выходом на место состязания борцы три раза хлопают руками по внешней и внутренней сторонам бедер. Эти движения означают, что существуют три вида состязаний мужчин – стрельба из лука, конные скачки и хуреш. Потом борцы, распрямив плечи и спины и вытянув в стороны - вверх свои мощные руки, плавно исполняют «танец орла» - «парят», двигаясь к месту схватки. «Приземлившись», два раза хлопают по бедрам, что означает приглашение соперника на поединок: «ты или я». Девиг перед схваткой помогает снять стресс и наполняет тело, дух энергией, улучшает кровообращение. Во время исполнения девига борца сопровождает моге салыкчызы (секундант), подбадривает его, дает наставления и знакомит с ним зрителей. Зрители прикидывают, оценивают шансы того в предстоящем единоборстве и по этому танцу судят о готовности борца к поединку.
После схватки победитель выполняет церемонию «встряхивания пыли» с побежденного, помогает ему подняться. Проигравший борец в знак признания своего поражения развязывает содак, проходит под рукой победителя и уходит на свое место. Торжествующе вздернутые вверх руки – это особый знак радости победы в любом виде спорта, и в хуреш – начало танца победителя. Исполняя девиг, борец выражает свою радость, демонстрирует силу и благодарит соперника и болельщиков. Зрители всегда разделяют его радость: хлопают, поют и кричат. В конце танца победитель обходит по «кругу солнца» флаг соревнования и кланяется флагу и зрителям. Если девиг, исполненный перед поединком, настраивает борца на борьбу, то после схватки он успокаивает его нервную систему. Танец победителя заканчивается одним хлопком по бедрам – «победа за мной». Каждый раз девиг выполняется под музыку.
Как надо исполнять девиг? Старые мастера считают, что этому нельзя учить, потому что девиг – это музыка и движение души борца. Содержание и форма выполнения ритуала, естественно, меняются с возрастом борца и ростом его спортивного мастерства. Чувство ритма, необходимое и присутствующее при исполнении девиг, роднит их с музыкой. Борец, постигая совю природу, входит в ритм бесконечных превращений, ощущая пульсацию мироздания в своем сердце. Да и весь процесс изучения борьбы хуреш похож на занятия музыкой. Вначале заучиваются ноты, потом разыгрываются гаммы, от них следует переход к этюдам, потом к сложным пьесам и симфониям.
С давних пор и поныне тувинцы ставят национальную борьбу хуреш в любом празднике на первое место. В современной тувинской борьбе сохранился девиг как неотъемлемая часть праздничного зрелища. В начале соревнований девиг исполняется коллективно: борцы, одетые в традиционную ритуальную одежду (мягкие высокие сапоги, кожаные трусы с тисненым орнаментом, короткий камзол с длинными рукавами и тесемками), выходили к краю поля перед судьями и зрителями и медленно ступали, раскинув широко руки, как крылья, подражая птичьему полету высоко в облаках или подражая паводки животных. При этом каждый из них стремился выделиться своей статью и мощью.
Выделяют следующие разновидности исполнения девиг: «танец орла», «танец ястреба», «танец воробья», «танец ласточки», «танец подражание яка», «танец подражание барана», «танец змеи схвативший добычу», «танец подражание льва», «танец подажание медведя».
«Танец орла». Орел перед взлетом раскрывает свои широкие крылья, гордо смотрит по сторонам и взлетает осторожно размахивая крылья вверх и вниз. Высоко на небе орел гордо смотрит вниз. Победитель подражал движениям священной птицы – орла, перепрыгивая с ноги на ногу, высоко отрываясь от земли, и помогал себе закругленными как у него руками – крыльями. При исполнении танца борец имитирует полет орла - символа небесной силы, огня и бессмертия.
«Танец ястреба». Ястреб – это быстрый, ловкий хищник. «Танец ястреба» исполняется не быстро. Шаги должны быть правильными, временами борец делает ловкие и быстрые прыжки как ястреб размахивая руки.
«Танец воробья» исполняют не высокие борцы с легким весом. Борцы исполняют красивые шаги подпрыгивая и быстро размахивают руки. Этот девиг часто исполняют младшие борцы, т.е. дети.
«Танец ласточки». Ласточка перед взлетом раскрывает крылья назад и постепенно выполняет быстрые и ловкие взмахи крыльями. Когда высоко взлетает выполняет красивые игровые размахи крыльями. Ласточку подражают юные, длинные, худошавые борцы. Этот танец красив, если его исполят правильно.
«Танец подражание яка». Борец сначало с места выполняет широкие, низкие шаги как як, размахивает руки один или два раза. Як подражают обычно борцы тяжеловесы. Танец яка исполнял Ким Седен-оол.
Барун-Хемчикский танец орла «Девиг» исполнялся темпераментно, быстрыми шагами, руками вперёд размахивая. Овюрский «Танец орла» отличался неторопливым, гордым исполнением, как настоящий орёл, плавно размахивая руками, движения рук начинаются с сзади на 4 такта то в правую, затем в левую сторону. Эрзинские борцы, начинают с неторопливыми движениями рук, как овюрцы, но в конце делают резкие взмахи руками. Эрзинские и овюрские танцоры «Девиг» отличались полётностью, медленностью, как крыльями орла, махали руками, пружинистыми шагами, тяжёлым равновесием». Как всегда, борцы заканчивают «Танец орла» зигзагообразно, перепрыгивают с ноги на ногу и руками ударяют о колени и о ногу в ритме прыжков. Красивое исполнение танца орла «Девиг» повышало национальную гордость, и всегда публика воспринимала с восторгом, присуждались специальные призы. Конечно, здесь нелишне упомянуть о природном климате, роли пейзажа и природы, телосложении борца и этническом менталитете данного района.
Тувинские борцы совместно с деятелями культуры участвовали в культурной программе летней Спартакиады народов СССР. Сарыглар Семис-оол прошёл в праздничном шествии по Красной площади, исполняя «Танец орла» с двумя гирями в руках. Вскоре портрет знаменитого тувинского борца появился на обложке популярного журнала «Огонёк».
Недавно в Кызыле проводился турнир по национальной борьбе Хуреш среди ветеранов в честь 100 летие единения России и Тувы. Победителем конкурса «Чараш девиг» удостоен овюрскому борцу Ивану Тежик.
На национальном празднике Наадым 2014 за «чараш девиг» был награжден Шагдыржап Болат. Он подражал хищную птицы ястреб очень красиво.
2013 году – Бурбужук Буян борец из Улуг-Хем.
100 лет назад когда обосновался ТНР на национальном празднике чабанов за «Чараш девиг» был награжден Донгак Дарыжык. Он несколько раз был удостоен этому награждению. Его исполнение был особенным тем, что он подражал взлетающего из гнезда орла очень красиво и гордо.
Девиг в исполнении чемпиона Тувинской Народной Республики 1941 года Балчий-оола Донгака чем-то напоминал иноходца, рвущегося в скачку. Поэтому в борцовском мире у него было имя Чыраа-Кара – «Черный иноходец».
Истинные мастера по исполнении девиг, такие как Дарыжык Донгак, Арзылан Чамыян, Сергештей Сарыглар, Апыш-оол Ооржак, Кавыш-оол Куулар, Валерий Араптан, творили, подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной.
Заключение
Действительно, в тувинском героическом эпосе можно отыскать эпизоды, где два богатыря, встретившись на дороге, начинают меряться силой. В тувинских сказках также есть упоминание о «танце орла». При встрече богатыри, договорившись борются, танцуют. О богатыре говорят: «танцует как орел, ловок как сокол». В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Список литературы:
Прекрасная арфа
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Галка в чужих перьях
Притча о гвоздях
Философские стихи Кристины Россетти