Презентация к проекту "Паразиты" в нашей речи
Вложение | Размер |
---|---|
slova-parazity-v-rechi-sovremennyh-podrostkov1.ppt | 1.37 МБ |
Слайд 1
Исследовательская работа Авторы:Аксенова Надежда, Самсоненко Анастасия, ученики 3класса МОУ-сош с. Логиновка Руководитель:Буслаева С.И. учитель начальных классов 2014 год «Паразиты» в нашей речиСлайд 2
Актуальность исследования Какая привычка считается самой плохой? Оказывается, наряду с курением, ленью и привычкой всегда опаздывать одним из самых частых был ответ о том, что плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Сегодня все чаще в речи учащихся стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. Использование слов-паразитов не ограничено определённой социальной или возрастной средой. Эти слова звучат в речи теле- и радиожурналистов, политиков, преподавателей учебных заведений разного уровня, оказывая негативное влияние на экологию русской речи. И дело даже не в обрастании языка новой лексикой – проблема в том, что наша «прекрасная, богатая, могучая» речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседником.
Слайд 3
Актуальность исследования Сегодня все чаще в речи учащихся стали «проскальзывать» лишние слова. Слова, которые изменили речь не в лучшую сторону. В современном обществе теряется чистота разговорной речи, все чаще недостаток лексического запаса компенсируют слова- паразиты, которые замещают пробелы между словами и чаще всего обозначают то, что человек мало читает или имеет скудный лексикон. Развитость речи – это показатель уровня культуры человека, его интеллекта, кругозора. Употребление слов – паразитов распространено в современном обществе, поэтому всестороннее рассмотрение данной проблемы и поиск путей ее решения делает эту проблему актуальной.
Слайд 4
Гипотеза Большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты. Подобные слова есть и в речи взрослых (педагогов и родителей), хотя качественный состав этих элементов иной и зависит от общей культуры человека, речевой ситуации, психологических факторов.
Слайд 5
Цель исследования Изучение проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявление действенных способов борьбы с данным вредным языковым явлением, привлечение внимания школьников к проблеме необходимости очищения речи от словесного мусора.
Слайд 6
Задачи исследования
Слайд 7
Что такое «паразиты» в речи. «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов. Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам паразитам относятся: « как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и т.п. слова-паразиты - это пустые, сорные слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию .
Слайд 8
Когда и кто употребляет слова-паразиты? недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово); намеренное заполнение паузы между словами или выражениями; быстрая, неподготовленная, спонтанная речь; мода на некоторые слова.
Слайд 9
Пути избавления от слов-паразитов. Чтобы избавиться от слов-паразитов, следите за своей речью. Найдите в ней пустые, лишние слова, названные паразитами. Повторите свою речь уже без них. Теперь речь кажется тусклой и бесцветной? Вы просто не знаете великолепия интонации! С её помощью о самых простых вещах можно говорить вдохновенно, таким образом, что эти вещи приобретают иной, не уловленный слушателями раньше смысл и привлекательность. Раскрасьте речь оттенками интонации или различной тональностью голоса: от тихого, почти шёпота, до резкого, с акцентом на главной мысли, выводе. Фразы произносите неторопливо, выделяйте ключевые слова, пользуйтесь паузами. Интригуйте собеседника. Творите волшебство! Технические возможности речи безграничны.
Слайд 10
Кроме того: 1.Читайте хорошую литературу . Желательно классическую. 2.Пересказывайте прочитанный текст. 3.Учите стихи. 4.Говорите медленно, думайте над словами. 5.Составляйте речь из простых коротких предложений. 6.Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь. 7.Записывайте интересные фразы, вставляйте их в свою речь. 8.Работайте с различными словарями : толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и др. 9.Тренируйтесь в проговаривании скороговорок. 10. Используйте пословицы и поговорки. 11. Изучайте речевой этикет. 12. Контролируйте свою речь, подбирайте слова, точно передающие смысл высказывания .
Слайд 11
Вопросы анкеты 1. Употребляете ли Вы слова-паразиты? 2. Какие Вы знаете слова-паразиты? 3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете? 4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты? 5. Какие способы борьбы Вы можете предложить? Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников.
Слайд 12
Исследование употребления слов – паразитов в речи школьников. Диаграмма 1 .Употребление слов-паразитов Таким образом, результаты исследования показали нам, что 95,7% учащихся употребляют в своей речи слова – паразиты; 4,3% учащихся не употребляют.
Слайд 13
Из диаграммы 2 мы видим, что большинство учащихся (69%) замечают в своей речи слова - паразиты
Слайд 14
Частота употребления слов–паразитов Диаграмма 3
Слайд 15
Способы борьбы со словами-паразитами. Диаграмма 4
Слайд 16
Ч емпион по имени как бы. В ходе исследования выявили чемпиона по имени как бы. Говорящий сомневается, что подобрал нужные слова для выражения своей мысли. Выручает распространённое ныне сочетание как бы . Я как бы работаю над темой… Я как бы уважаю ваше мнение… Я как бы помогаю… Я как бы знаю ответ… Я как бы защищаю ваши интересы… «Как бы» означает «как будто», т.е. выражает неуверенность, некомпетентность, несерьёзность. То ли да, то ли нет, предположительно. Но не обязательно. Во всём сквозит неуверенность, приблизительность: в речи, в человеке, в его поступках, взглядах, в пути, по которому он идёт. Или как бы идёт. «Как бы» заполонило всё жизненное пространство. Всё везде как бы : нет ничего определённого, верного, точного. Как бы живём. Как бы говорим. Как бы любим. Как бы думаем .. .
Слайд 17
Заключение Как показало данное исследование, присутствие в нашей речи слов-паразитов нарушает правильное восприятие речи и является вредным и опасным лингвистическим явлением для языка, поэтому бороться с ним крайне необходимо. Наша исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость, например, при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку. Наш проект смог собрать большинство известных слов-паразитов русского языка. Прошло совсем немного времени, а мы уже успели обратить внимание многих учащихся на проблему засорения речи словами-паразитами.
Слайд 18
С помощью нашего проекта мы хотим привлечь внимание широкого круга учащихся и учителей к проблемам сохранения чистоты русского языка, воспитывать активную позицию в решении языковых проблем, повышать популярность языковой культуры. Становится грустно от того, что «великий и могучий» русский язык, как утверждают классики, в нашей речи уже не кажется таким богатым и красивым. Полученные результаты в ходе работы над проектом подтверждают нашу гипотезу, что большинство учащихся школы бессознательно употребляют в своей речи слова-паразиты и подобные слова есть и в речи взрослых. Мы считаем, что слова-паразиты, несомненно, заслуживают того, чтобы объявить им войну. Если кто-то ещё имеет такую привычку, советуем срочно провести генеральную чистку и дезинфекцию своей речи. В этом вам поможет наш проект.
Слайд 19
Рекомендации тщательно следите за своей речью, избегая повторения «излюбленных словечек»; меняйте «паразитов» на нейтральные слова, например, вместо «ммм» или «эээ» попробуйте сказать вслух «я торможу»; попросите кого-либо из членов семьи, чтобы он «штрафовал» вас за каждое слово-паразита: щипал, колол…; читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы.
Слайд 20
Спасибо за внимание!
Как нарисовать зайчика
Свинья под дубом
Соленая снежинка
Солдатская шинель
Акварель + трафарет = ?