Презентация является формой домашнего задания к факультативному занятию по теме: «Эмоции» в 9 классе в рамках программы курса «Психология успеха». Изучение темы позволяет учащимся получить общее представление об эмоциях, их основных видах, функциях, физиологических проявлениях.
Цель :
Изучение эмоций как важного фактора в развитии способности установления контакта с окружающими, разрушении внутренних коммуникативных барьеров, формировании навыков самопознания и самовыражения для дальнейшей успешной деятельности.
Задачи:
1.Обобщить текстовую информацию по теме «Эмоции» и отнести ее содержание к понятиям, представлениям, точкам зрения;
2.Использовать поисковый способ решения проблемы;
3.Оценить информацию с точки зрения ее целесообразности.
План изложения материала презентации:
Слайд 1
Презентация к факультативному занятию по программе курса «Психология успеха». Тема: «Эмоции» Презентацию выполнила учащаяся 9 «А» класса МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа №1» Харитонова Ксения Всеволодовна, 15 летСлайд 2
Цель : Изучение эмоций как важного фактора в развитии способности установления контакта с окружающими, разрушении внутренних коммуникативных барьеров, формировании навыков самопознания и самовыражения для дальнейшей успешной деятельности. Задачи: 1.Обобщить текстовую информацию по теме «Эмоции» и отнести ее содержание к понятиям, представлениям, точкам зрения; 2.Использовать поисковый способ решения проблемы; 3.Оценить информацию с точки зрения ее целесообразности.
Слайд 3
Эмоции
Слайд 4
Введение Эмоции человека порой играют огромную роль в нашей жизни. И х изучение важно для собственного развития. Иногда знание и понимание человеческих эмоций может сильно помочь в преодолении трудностей в общении с миром и другими людьми, повлиять на успех той или иной деятельности. П о этому я решила поставить себе цель изучить человеческие эмоции, их формирование и развитие.
Слайд 5
Эмоции- движения души. Декарт
Слайд 6
Эмоция (-и) (франц. emotion ; от лат. emoveo , emotum возбуждать, волновать) реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворение). Эмо́ции биологи́ческие — Эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением физиологических потребностей (голод, жажда, половое влечение и др.). Эмо́ции вы́сшие — Эмоции, связанные с удовлетворением или неудовлетворением духовных (социальных, нравственных, познавательных, эстетических) потребностей. Эмо́ция заде́ржанная — Эмоция, внешние проявления которой индивид вынужден подавлять в силу тех или иных причин (обычно социальных); И.П. Павлов считал, что Эмоции з адержанные могут создавать очаг патологического застойного возбуждения. Эмо́ция отрица́тельная — Эмоция в виде неприятного переживания неудовлетворения каких-либо потребностей. Эмо́ция положи́тельная — Эмоция в виде приятного переживания удовлетворения каких-либо потребностей. Эмоция `Философский словарь` (от франц. emotion – волнение, от лат. emoveo – потрясаю, волную) – реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний; эмоциональный – относящийся к чувству, продиктованный чувством; у Н.Гартмана – также ведомый стремлением; эмоциональное мышление – мышление , находящееся под влиянием чувства, настроения. Эмоция `Психологическая энциклопедия` ( Emotion ; Emotion ) - непроизвольная реакция, вызванная активизацией комплекса (см. также аффект)."С одной стороны эмоция есть алхимический огонь, теплота которого оживляет все и чей жар испепеляет все излишество ( omnes superfluitates comburit ). Но, с другой стороны, эмоция есть тот самый момент, когда сталь ударяет о кремень и выскакивает искра, поэтому эмоция является главным источником сознания. Без эмоции нет разницы между светом и темнотой или инерцией и движением" (CW 9i, par . 179).
Слайд 7
Физиологические механизмы, лежащие в основе эмоций Физиологические механизмы, лежащие в основе эмоций , отличаются большой сложностью и обусловлены процессами, протекающими в вегетативной нервной системе, в подкорковых центрах и в коре головного мозга. Через вегетативную нервную систему эмоции связаны с деятельностью органов внутренней секреции, которые ответственны за общую активацию организма, а также с системами внутренних органов — сердечно - сосудистой, дыхательной, кишечной и т. д., изменения которых сопровождают любую эмоцию (например, сердцебиение при страхе или радости, сосание под ложечкой при тревоге).
Слайд 8
Функции эмоций Эмоции выполняют две основные функции — сигнальную и регулирующую: А)Сигнальная функция эмоций заключается в том, что переживания возникают и меняются в связи с изменениями, происходящими в окружающей среде или в организме человека. Определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия. Особенно велико сигнальное значение отрицательных эмоций, так как они как бы предупреждают человека о возможной опасности: страх — появление врага, тревога — неопределенность ситуации, боль — опасные изменения в организме, тоска — нарушение взаимоотношений с другими людьми и т. д. Именно поэтому в любом языке существует большее количество названий отрицательных эмоций. Б)Регулирующая функция эмоций выражается в том, что наше поведение во многом направляется нашими переживаниями. Действительно, человек предпочитает испытывать удовольствие и избегать страданий. Но жизнь настолько сложна, что редко удается прожить ее только в удовольствие, более того, постоянное удовольствие приводит к пресыщению и скуке, а последняя вызывает страдание. Кроме того, на пути к цели встают трудности и препятствия, для преодоления которых необходима энергия, мобилизуемая эмоциями. Так, например, тревога, возникающая в ситуации неопределенной угрозы, сопровождается, как говорят физиологи, эндокринным взрывом, активизирующим физиологические системы организма, отвечающие за реакции борьбы или бегства.
Слайд 9
Интенсивность эмоций Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций . Так же наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга. Обычно сложные эмоции более продолжительны , чем простые. Интенсивность эмоции бывает: Слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность) Средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства. Сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь , счастье) Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике. Знак эмоции бывает: Положительный — человек стремится к объекту эмоции; Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.
Слайд 10
Эмоции и восприятие Характер возникающих эмоций в значительной степени зависит как от физиологической активации, так и от того, что мы воспринимаем из окружающего мира. В экспериментах американского психолога С. Шахтера испытуемые, активированные в результате инъекций адреналина, о возбуждающем действии которого они не подозревали, реагировали по-разному в зависимости от того, в какой обстановке они потом оказывались — веселой или напряженной. В первом случае они чувствовали себя раскованными и счастливыми, а во втором — их охватывал гнев. По мнению Шахтера, для возникновения эмоций необходима физиологическая активация, но только восприятие ситуации определяет качественный характер эмоций.
Слайд 11
Эмоции и интеллект Эмоциональная реакция зависит и от уровня умственного развития. Чем выше этот уровень, тем легче индивидуум может понять причину несоответствия между тем, с чем он столкнулся, и тем, чего ожидал, и благодаря этому может контролировать свою эмоциональную реакцию. Однако этот контроль, зависящий от умственного развития, не бывает постоянным. Лишь немногие способны в любых обстоятельствах сохранять невозмутимость. Чаще всего поведение человека связано с социальном контекстом, в котором возникает данная ситуация.
Слайд 12
Формирование эмоций Человек как и животное рождается с определенным набором эмоциональных реакций, называемых первичными .
Слайд 13
К ним относятся страх и тревога как выражение потребности в самосохранении; радость, возникающая при удовлетворении жизненно важных потребностей, и гнев как следствие ограничения потребности в движении.
Слайд 14
У человека в более позднем возрасте в результате общения с людьми и вследствие формирования собственного «Я», возникают вторичные эмоции, не менее значимые, чем первичные и доставляющие наибольшие страдания и радость.
Слайд 15
Собственно эмоции - это более длительная реакция, которая возникает не только на совершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки. Чувства - устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (вполне возможно воображаемым). Настроения - наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку приятия или неприятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом. Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и движения. Аффект всегда ситуативен , интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного потрясения. В аффекте изменяется внимание: снижается переключаемость, воспринимаются только те явления, которые имеют отношение к ситуации. Стресс - неспецифическая реакция организма на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие - холод, усталость, боль, унижение и т. д. Эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния.
Слайд 16
Психолог и психотерапевт Ю. М. Орлов объяснил природу некоторых отрицательных эмоций, которые возникают в процессе общения и существенно омрачают жизнь многих людей. Это эмоции обиды, вины и стыда.
Слайд 17
Если Вас лягнет осел, Вы на него не обидитесь, хотя это и больно. Если толкнет незнакомый человек, то рассердитесь, но не обидитесь. Но если друг пренебрегает Вашими интересами, любимый человек ведет себя с Вами не так, как Вы ждете, а родственник приезжает из командировки без подарков, то возникает неприятное чувство, которое принято называть обидой.
Слайд 18
Ч увство обиды возникает только в общении с людьми, значимыми для нас, от которых мы ждем особого к нам отношения. И когда ожидаемое отношение расходится с реальным, возникает обида. В любом переживании обиды можно выделить три компонента: 1. Мои ожидания относительно поведения человека, ориентированного на меня. Как он должен вести себя, если он мой друг. Представления об этом складываются в опыте общения. 2 . Поведение другого, отклоняющееся от ожидаемого в неблагоприятную сторону. 3. Эмоциональная реакция, вызванная несоответствием ожидания и поведения. Эти три элемента сцеплены между собой нашим убеждением, что другой человек жестко запрограммирован нашими ожиданиями, лишен самостоятельности. Подобное стремление программировать поведение близких людей идет из детства.
Слайд 19
Когда маленький ребенок испытывает дискомфорт и ему плохо, он обижен и плачет, тем самым сообщая родителям, что что-то не так. Они должны изменить свое поведение. Чувство обиды у ребенка стимулирует чувство вины у родителей. Ребенок таким образом воспитывает своих родителей. В детстве такое поведение оправдано — иначе маленькому существу не выжить, да и родительские навыки не сформировались бы. Ребенок чувствует себя центром мира и, естественно, что мир должен соответствовать его ожиданиям. В старости люди опять становятся обидчивыми: у слабых свое оружие — формирование чувства вины у другого. Когда же обижается взрослый человек, он начинает чувствовать себя маленьким и беспомощным, даже выражение лица у него становится инфантильным.
Слайд 20
Вина противоположна обиде. Внешне она не имеет характерных признаков, экспрессии, жестов. Мы испытываем вину благодаря дару мышления. В переживании вины также три составляющие: Мои представления о том, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями другого человека. Мне точно не известны ожидания другого, я их только моделирую. Модель строится в соответствии с общими социальными установками. Наше поведение в гораздо большей степени определяется ожиданиями других, чем мы предполагаем. Восприятие и оценка собственного поведения «здесь и теперь». 3. Сличение модели ожидания с собственным поведением и обнаружение рассогласования, которое и воспринимается как вина. Это чувство усиливается эмоцией и выражением обиды у другого. Чувство вины переживается сильнее, чем обида. С обидой мы можем справиться, приняв другого таким, какой он есть, т. е. сменив свои ожидания или простив обидчика. В вине нам нужно менять ожидания другого, а это уже нереально.
Слайд 21
У древних существовало выражение: «Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели». Возникновение чувства стыда можно представить следующим образом: 1.То, каким я должен быть «здесь и теперь» в соответствии с « Я -концепцией ». То, каков я «здесь и теперь». 3. Рассогласование между должным и реальным поведением и его переживание. Так как стыд мы получаем в наказание, то поведение, диктуемое стыдом, часто бывает инфантильным. Если человек стыдится того, что он не ответил на письмо друга детства, которого он не видел много лет, то можно предположить, что такой человек обязателен и предан друзьям. Вместе с тем стыд — это важная эмоция, которая способствует приспособлению человека к жизни в обществе. Благодаря стыду, углубляется самопознание, формируются самоуважение, способность оценивать последствия своих поступков, чувствительность к оценкам других. Эта эмоция необходима на определенных этапах развития, но затем стыд надо уметь не просто переживать, а анализировать.
Слайд 22
Интерес (от лат. interest имеет значение, важно) в социологии - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений — мотивов, идей и т. п. — участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в политике является непосредственной основой политической идеологии и мотивами деятельности. Интересы имеют двойственную природу: объективную и субъективную; 3) в психологии — отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет. Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф пол наук Санжаревский И.И. 2010г.
Слайд 23
Грусть - ж. Чувство и состояние печали, уныния. Толковый словарь Ефремовой Грусть- Возможно, это существительное родственно глаголу грызть (с переменой корневой согласной). В таком случае первоначальное значение – "то, что грызет, не дает покоя". Этимологический словарь Крылова Горе- Интенсивное эмоциональное состояние, сопутствующее потере кого-то (или чего-то), с кем (или с чем) у человека была глубокая эмоциональная связь. Этот термин не используется как синоним для депрессии. Психологическая энциклопедия
Слайд 24
Удовольствие - ср. 1) Чувство радости и довольства от приятных ощущений, переживаний. 2) То , что создает такое чувство ; любимое занятие , развлечение , увеселение . Толковый словарь Ефремовой История слов УДОВОЛЬСТВИЕ . Слово удовольствие возникло, по-видимому, в период так называемого второго югославянского влияния, т. е. в XV—XVI вв. Во всяком случае, оно не зарегистрировано И. И. Срезневским в его «Материалах». Между тем известно, что образования с суффиксом - ствие стали в древнерусском книжном языке особенно продуктивными именно с XV в. Глагол удоволити (ср. удов ( ъ ) лити ) в значении `удовлетворить' также получил широкое распространение в XV—XVI вв. (ср. более древнее удовлити — удовляти — удовлитися ) . Ср. в Минее Месячн . мая 28: нищiя удовлилъеси ; в Послании митроп . Симона 1495—1505 г.: Государь же... почтивъ его и удоволивъ ... да и отпустилъ его ко Святои Горѣ (см.: Срезневский, 3, с. 1152; сл. 1867—1868, 4, с. 688). Слово удовольствие обозначало `удовлетворение, удовольствование ' (ср. довольствие , продовольствие ), `вознаграждение ущерба, выполнение требования, желания'. Это первоначальное значение слова удовольствие сохранялос ь до 10—20-х годов XIX в., но уже в XVIII в. уступало дорогу своему официально-деловому синониму удовлетворение , возникшему в торжественном стиле XVII в.
Слайд 25
Восхищение - ср. Высшая степень проявления радости, состояние очарованности кем-либо, чем-либо; восторг. Толковый словарь Ефремовой
Слайд 26
Отвращение. Древнерусское – вертети (крутить). В русском языке слово отвращение известно с конца XI – начала XII в. Слово « вертети » стало основой для многих слов русского языка: оно трансформировалось в глагол « вратити » (вертеть, поворачивать), затем в « отъвратити » (отвернуться). Словом «отвращение» стали называть неприязнь к кому-либо, чему-либо. Производное: отвратительный. Этимологический словарь русского языка Семенова
Слайд 27
Страх -страсть, боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия. В понятиях Святой Руси страх — унизительное для православного человека чувство, принижающее его веру в милость Божью и часто связанное с нечистой совестью. В древнерусском сборнике «Пчела» (XII—XIII вв.) говорится: «Спрошенный, что в жизни свободно от страха, ответит: чистая совесть». Страх — самое угнетающее из человеческих чувств и самый сильный источник пороков (К.Д. Ушинский). Самые страшные люди — это люди, одержимые страхом (Н.А. Бердяев). Страха ради люди теряют высшие понятия чести, достоинства, преданности, любви, подвига. Страх прилипчивее чумы и сообщается вмиг (Н.В. Гоголь). Русская энциклопедия
Слайд 28
Радость чувство приподнятости, веселого настроения, удовольствия, внутреннего удовлетворения. В понятиях Святой Руси радость связана с Верой, Надеждой, Любовью и рассматривается как особая мудрость. «Любовь, обладающая своим предметом, есть радость» ( Блж . Августин). «Радость — это ощущение полноты жизни, не знающей никаких изъянов и недостатков. Радость — это мир совести, не смущаемой и не колеблемой никаким страхом или чувством горького раскаяния» (митр. Николай Ярушевич ). «Надо быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибка» (Л.Н. Толстой). «Кто не любит радости человека — не любит и самого человека» (В.В. Розанов). Русские пословицы: «Бог и плач в радость претворяет»; «Кто в радости живет, того кручина неймет»; «От радости голова вскружилась, дух сперся»; «Отвести душу, нарадоваться»; «Сердце сердцу радуется». О. Платонов Русская энциклопедия
Слайд 29
Скука - скуки, мн. нет, ж. 1.томление, тягостное душевное состояние от безделья, отсутствия занятий или от отсутствия интереса к окружающему. Какая скука с больным сидеть и день и ночь, не отходя ни шагу прочь! Пушкин. - Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку! Некрасов. Чувство скуки ему незнакомо. Чехов. Ах, это была жизнь - не дрема да скука! А. Н. Толстой. Он скуки одуреешь. Даль. Со скуки пропадешь. Даль. Рассказывать сказки скуки ради. Скука смертная. 2. То, что наводит томление, тягостное состояние (разг.). У них всегда ужасная скука. Толковый словарь Ушакова
Слайд 30
Гнев - состояние бурного аффекта, остро наступает и скоро проходит. Часто сопровождается двигательным возбуждением и агрессивно-разрушительными тенденциями. Характерны вегетативные реакции: покраснение или побледнение лица, тахикардия, головная боль (чаще после приступов гнева). Реакции Гнева наблюдаются как у психически здоровых лиц (обычно они протекают адекватно вызвавшим их внешним факторам и в основном контролируются), так и при психических заболеваниях - при неврозах, у психопатических личностей, при органических поражениях головного мозга (церебральном атеросклерозе, посттравматической энцефалопатии, эпилепсии и др.). Реакции Гнева, возникающие на неблагоприятной почве, отличаются несоответствием степени их выраженности и значения вызвавшего эти реакции психогенного фактора, особой бурностью и часто продолжительностью. Состояние Гнева может быть длительным при гневливой мании. Психологическая энциклопедия Гнев — это сильное чувство, которое возникает у человека, когда он крайне недоволен, возмущён чьим-либо плохим поступком, поведением, отношением к кому-либо или чему-либо, а также состояние раздражения, озлобления, вызванное этим чувством. Толковый словарь Дмитриева
Слайд 31
Роль эмоций в жизни человека Эмоции играют главную роль в жизни человека, влияют на характер и успех ее деятельности. Эмоциональная мотивация имеет особенно большое значение в преодолении трудностей и препятствий на пути к достижению цели. Эмоции и чувства выполняют важную и коммуникативную функцию. Через выразительность речи, интонаций, жестов, мимики человек проявляет свое эмоциональное отношение к другим людям. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир», раскрывая эмоциональное состояние своих героев, описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Эмоции и чувства во многом зависят от образа жизни человека.
Слайд 33
Говорят, что несчастье хорошая школа, может быть. Но счастье есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному … А.С.Пушкин
Слайд 34
Заключение Надеюсь ,что изучение человеческих эмоций, их формирования и развития на основе сбора информации поможет мне в будущем понять свое эмоциональное состояние , а также лучше узнать состояния других людей в разных жизненных ситуациях . Эти знания помогут мне познать мир, сделать мою жизнь более эмоционально насыщенной.
Слайд 35
1. http://xn----7sbabkauaucayksiop0b0af4c.xn--p1ai/vybor-professii/psikhologicheskijj-portret-cheloveka-sposobnost-povedeniya-lichnosti/ 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EC%EE%F6%E8% 3. http://www.bibliotekar.ru/psihologia-3/74.htm 4. http://enc-dic.com/ozhegov/Z/ (Словари) 5. http://psyera.ru/5384/formirovanie-emociy Фото: http://funny.webplustwitt.com/kartinki_pro_Raznoe_Silnye_foto_images_50fe607aef597 http://www.setwalls.ru/31811-deti-den-rozhdenija-y%D0%B5mocii-tort.html http://funny.webplustwitt.com/kartinki_pro_Raznoe_Silnye_foto_images_50fe607aef597 http://funny.webplustwitt.com/kartinki_pro_Raznoe_Silnye_foto_images_50fe607aef597 http://funny.webplustwitt.com/kartinki_pro_Raznoe_Silnye_foto_images_50fe607aef597 http://funny.webplustwitt.com/kartinki_pro_Raznoe_Silnye_foto_images_50fe607aef597 http://www.mir96.ru/funmir/engine/print.php?newsid=4515&news_page=1 http://jacaranda-cafe.com/page/11/ http://www.goodeveningworld.com/relationship-issues-anger-management/ http://zip-kbt.clan.su/blog/vechnyj_roman_rossijskogo_pisatelja_l_n_tolstogo_vojna_i_mir_pere/2013-12-17-15 http://yandex.ru/images/#!/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fshkolazhizni.ru%2Fimg%2Fcontent%2Fi54%2F54615.gif&uinfo=sw-1680-sh-1050-ww-1655-wh-816-pd-1-wp-16x10_1680x1050&_=1414236649254&viewport=wide&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%B8%D1%80%20%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B3%D0%BE&noreask=1&pos=9&rpt=simage&lr=10864 фото Celtic Tiger ( эмоции красной панды) http://steshka.ru/emocii-v-kartinkax В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ ИСТОЧНИКОВ :
Слайд 36
Литература: 1.Грановская Р.М. «элементы практической психологии». - СПб.: Издательство «СВЕТ» ,2000г. 2.Немов Р.С. «Психология» . Книга 1. Общие основы психологии .-М .: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997г.
Лупленый бочок
Кто грамотней?
Два морехода
Сила слова
Юрий Визбор. Милая моя