Часть работы, которая участвовала в областных Кирилло-Мефодиевских чтениях 2013, опубликована в электроном сборнике на сайте СИПКРО - http://sipkro.ru/index.php/home/277-kirillo-mefodi...
Вложение | Размер |
---|---|
germogen_-_oblastnye_k-m_chteniya_chast_raboty.ppt | 2.9 МБ |
Слайд 1
Введение. В начале XVII в . Россия пережила тяжелейший кризис, осложнившийся вооруженным вмешательством Речи Посполитой и Швеции. Это были времена Смуты, когда один правитель сменял другого. Большие территории и крупные города (Смоленск, Новгород Великий) были захвачены чужеземцами; в стране вспыхнула гражданская война. Наконец, в 1610 г. Москва – столица Российского государства – была оккупирована польско- литовскими войсками. На долю первых патриархов Московских и всея Руси выпали трагические испытания Великого разорения и Смуты — гражданской войны и интервенции начала XVII в. Их ждало «бунташное столетие» мощных народных восстаний, тяжких войн, стремительных жизненных перемен, укрепления и огромного расширения государства, превратившегося в могучую мировую державуСлайд 2
Что же происходило в сознании, в умах, в жизни наших людей в Смутное время? Это, прежде всего, историческое беспамятство и потеря нравственных ориентиров. Люди не знали – куда идти? Что делать? А поскольку авторитет многообразных претендентов на русский престол был крайне низок (никто из них не отвечали русскому православному представлению об истинном правителе), народ был готов поддержать даже иноземную власть! Именно в годы тяжелых национальных бедствий русский народ всегда обращал взоры на своих православных святителей. От них ожидали слов воодушевления, в их проповедях черпали энергию и утешение, в их твердости обретали мужество, а их советы воспринимали как руководство к действию. Русская история дает множество примеров этого «православного патриотизма». Церковь не раз выдвигала из своих рядов достойных проповедников, которых с полным правом можно назвать Духовными лидерами своей эпохи. В тяжелые годы Смуты, охватившей русское государство в начале XVII века, эта нелегкая, но славная роль легла на плечи патриарха Гермогена. В свете его жизни, его судьбы вспомним еще раз основные вехи Смутного времени и извлечем для себя важнейшие духовные уроки единства .
Слайд 3
Личность патриарха Гермогена глазами историков ……… проводится мысль, что именно благодаря патриарху Гермогену Россия обрела процарствовавший более трехсот лет дом семьи Романовых. Кто был патриарх Гермоген по происхождению, из какого сословия вышел, кем являлись его родители и воспитатели – на эти вопросы точного ответа в источниках нет. По словам одного из его биографов, как в древности семь городов спорили о чести считаться родиной величайшего греческого поэта Гомера, так чуть ли не все русские сословия называют Гермогена своим . Некоторые источники утверждают, что Гермоген – донской казак,
Слайд 4
Личность патриарха Гермогена глазами историков подчеркивая пребывание патриарха в молодости на Дону. Начальник польского гарнизона в Москве в 1610 – 1611 гг. А. Гонсевский получил (откуда, неизвестно) письменные свидетельства о том, что «Гермоген до священства в Казани бывал в донских казаках». В Казани же существует местное предание о происхождении Гермогена из этого города. Но эта версия была отвергнута на основании того, что до 1552 года Казань была татарским городом. Некоторые историки, в том числе и С.М. Соловьев, полагали, что Гермоген – из рода князей Голицыных. Наконец, его считали даже родственником царя Василия Шуйского . …..
Слайд 5
Личность патриарха Гермогена глазами историков …… .причетником в Спасо-Преображенский собор . Здесь жил на покое основа - тель этого монастыря - Варсонофий, бывший архиепископ Твери. Старец взял Ермолая под свое руководство, обучал его и «укреплял в вере и благочестии». Судя по последующей деятельности Гермогена и его сочинениям, можно заключить, что у него от природы были блестящие дарова- ния, а также возможность развить их широким и разносторонним образованием. Его творения выдают в нем человека с глубоким религиозным чувством, хорошо знающего Священное Писание, церковную и гражданскую историю, духовную литературу, каноны и церковные уставы.
Слайд 6
Начало духовной деятельности . Священнослужительская деятельность патриарха Гермогена началась в Казани в конце XVI века, в царствование Иоанна Грозного. По отзывам современников, он уже тогда был «муж зло премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году, будучи еще приходским священником , будущий патриарх поднял с земли чудесно обретенную им на месте пожара чудотворную казанскую икону Божией Матери, показал ее собравшейся толпе народа и перенес ее с крестным ходом в соседний храм. …….
Слайд 7
Церковные и политические преобразования Гермогена ……… .Гермогена в защиту православия и народности. И уже тогда с достаточной яркостью определился общегосударственный характер этой защиты. Святитель Гермоген из поместного священноначальника, из главы казанского духовенства превратился в одного из влиятельнейших государственных людей в стране . И чем более разгорались в стране политические события, чем сильнее обрисовывалось засилье врагов православия и народности, тем чаще и чаще стало произноситься в стране имя казанского митрополита, все ярче сиял ореол нравственной чистоты, апостольской твердости в вере и трогательной любви к Родине. Погиб самозванец. Воцарился Василий Шуйский. Святитель Гермоген был снова вызван в столицу, и собор русских архипастырей избрал его всероссийским патриархом. Святителю было тогда уже семьдесят лет.
Слайд 8
Церковные и политические преобразования Гермогена Это был глубокий старец – и тем не менее то великое дело, которым он освятил и прославил свою жизнь и для которого он был свыше призван, еще только начиналось. Святитель Гермоген в смутное время междуцарствия боролся не только с врагами православия, но и с самим междуцарствием. Вместе со всей русской землей он искал для русской земли царя и хотел царя русского, всеми силами сопротивляясь той партии, которая указывала на иностранных претендентов. Уже тогда он намечал в цари Михаила Федоровича Романова: но когда польская партия стала все-таки брать верх, то и тогда святитель Гермоген соглашался на кандидатуру королевича Владислава только с одним непременным и неизбежным………
Слайд 9
Церковные и политические преобразования Гермогена. Московские изменники осведомились об этой деятельности патриарха и приняли против него свои чисто разбойничьи меры : все его «дьяки и подьячие и всякие дворовые люди» были схвачены, а весь патриарший двор был разграблен». Это было сделано для того, чтобы патриарх был лишен возможности сноситься (общаться) с городами . И хотя потом кое-каких дворовых людей ему вернули, но уже до самой кончины престарелый святитель оставался «яко птица в заклепе», под надзором, а позднее – и в тесном заточении. ……….
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Хризантема и Луковица
Домик зимней ночью
Астрономический календарь. Февраль, 2019