История марийского народа
Вложение | Размер |
---|---|
moy_narod-mari.ppt | 304 КБ |
Слайд 1
«Всероссийский сетевой дистанционный Проект «Мы- многонациональная страна», «Школьная академия «Успех» http://uspeh.tspu.ru/» Мой народ - мари Руководитель: Н.В.Шабалина Автор: Никита Семенов Место проживания: Республика Марий Эл, Советский район, село Ронга Класс, образовательное учреждение: 10 класс, МОУ «Ронгинская средняя общеобразовательная школа» Возрастная группа: 16 летСлайд 2
Республика Марий Эл - субъект Российской Федерации. Находится на востоке европейской части России и входит в состав Приволжского федерального округа. Граничит с Кировской и Нижегородской областями, республиками Татарстан и Чувашия. Климат умеренно континентальный с длинной холодной зимой и теплым летом. Республика расположена в подтаежной зоне. Почвы дерново-подзолистые, болотные, серые лесные. Флаг и герб Республики Марий Эл
Слайд 3
Черемисы (современное название-марийцы) населяли территорию современной Европейской части России с доисторических времен. В IX веке они попали в сферу влияния Древнерусского государства. По принятии христианства марийцы ославянились. Нежелающие принимать христианство бежали на восток. Марийцы уходили в леса, оставляя пустыми целые деревни. Это был период 30-летних черемисских войн. При Петре I марийцев стали призывать в армию. В 1775 году они массово поддержали Е.Пугачева. До Октябрьской революции народ мари не имел своей государственности. 4 ноября 1920 года была образована Марийская Автономная область. Были установлены языковые нормы: луговомарийский и горномарийский языки. 5 декабря 1936 года Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР. 22 октября 1990 года в Марийскую Советскую Социалистическую Республику. 9 декабря 1992 года в республику Марий Эл по названию ее коренного населения – мари (мужчина, муж). Республика Марий Эл состоит из 4 городов и 14 районов.
Слайд 4
Марийский народ (народ мари) сохранил языческие обычаи и верования своих предков. В Республике Марий-Эл сохранилось языческое жречество. Сохранились и священные рощи (более 300), где молились отцы и деды современных мари. Их можно обнаружить в окрестностях практически любого села. Священные рощи защищены законом и обычаем. Кроме того, считается, что человек, покушающийся на священную рощу, ведущий себя оскорбительно по отношению к духу места, рискует получить наказание от богов или природных сил (существует множество рассказов о таких случаях). Для молений в роще выбирается поляна у священного древа, так что жрец, ведущий службу и молящиеся, находясь лицом к священному древу, ориентированы на юго-восток. Раз в году дерево обвязывают новым липовым лыком, которое называется "серебряный пояс". У подножия древа кладут жертвенную пищу, принесенную из дому. Перед древом на линии "северо-запад - юго-восток" разводится огонь для варки в котлах жертвенной пищи, между этим очагом и деревом жрец проводит моления, дает благословения, которые проходят между ним и древом, подходят к жрецу с восточной стороны от указанной линии. С западной стороны от этой линии, примерно на таком же расстоянии от древа, как располагается очаг, привязывается жертвенное животное (и вывешивается его шкура после принесения жертвы), а также располагается яма для слива крови и внутренностей и малый очистительный огонь. У мари священным местом является жилище. Дом отождествлялся с центром мироздания, с пупом Земли-Матери. Раньше "центр мироздания" представлялся небесным столбом, идущим к Полярной звезде. Вращающееся около Полярной звезды созвездие Большой Медведицы - по-марийски, Небесный бык (Лось) Водыж со временем превратилось в духа-хранителя деревни, пастуха домашнего скота, а в дальнейшем преобразовалось в домового духа ("кудыводыж"). "Кудо", в стародавние времена - летняя кухня - пристройка к дому с земляным полом, на котором разводили огонь, с крышей, но без потолка) разделялась на две половины: в большей ("кугу кудо") совершали семейные моления, готовили еду и питались. А в священной "изи кудо", меньшей половине, располагающейся в дальнем от входа углу, хранились семейные реликвии; там же располагался священный короб из бересты, место обитания домашних духов. Дверь избы, которая до середины XIX века была у мари курной, выходила в старину на юг, чтобы, встав лицом к огню очага, можно было обращаться в открытую дверь к Солнцу. Печь располагалась в дальнем конце от двери, челом к ней, а стол ставился по диагонали в противоположном от печи ближнем к двери конце. Сзади дома марийцев была небольшая рощица, которая использовалась некрещеными мари (чимариями) и двоеверцами для семейно-родовых молений. Такие домашние рощицы высаживались со времен Ивана Грозного, когда православная церковь запрещала проводить языческие культы, ходить в священные рощи, а потому мари в тайне справляли обряды в этих рощицах внутри своих усадеб, сохраняя свою веру. Рощицы могли пополняться деревьями и в результате обрядовой посадки березок с молением во исцеления тяжело больных членов семьи.
Слайд 5
Основной марийской одеждой была рубаха туникообразного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр), вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда поясом (ӱштӧ). Мужчины носили войлочные шляпы и шапки, кожаные сапоги, а позже валенки и лапти (их заимствовали из русского костюма). В болотистой местности на обувь прикрепляли деревянные платформы (кетырма). Женщины носили поясные подвески – украшения из бисера, раковин каури, монет. Существует 3 вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована из русского костюма), шарпан – головное полотенце с очельем; шурка. Марийские национальные костюмы
Слайд 6
Основная традиционная пища марийцев – суп с клецками (лашка), вареники с начинкой из мяса или творога (подкогыльо), вареная колбаса из сала или крови с крупой (сокта), вяленая колбаса из конины (каж), слоеные блины (команмелна), творожные сырники (туара), отварные лепешки (подкинде), печеные лепешки (салмагинде). Традиционные напитки – пиво (пура), пахта (эран), крепкий медовый напиток (пӱрӧ). Для марийской национальной кухни характерны блюда из мяса белки, филина, ужа, ежа, гадюки, рыбы, муки, конопляного семени. Существовал запрет на охоту на диких гусей, лебедей, голубей, журавлей.
Слайд 7
Источники: http://ru.wikipedia.org/wiki http://forum.na-svyazi.ru http://slavya.ru http://palomnic.org
Любили тебя без особых причин...
Сказочные цветы за 15 минут
Мать-и-мачеха
Городецкая роспись
Заяц, косач, медведь и весна