Исследовательская работа на тему "Школьный ранец и осанка ребёнка".
В данной работе ученица исследует проблему влияния тяжёлого ранца на осанку ребёнка. В настоящее время актуальной проблемой стала проблема формирования и сохранения правильной осанки тела. В связи с тем, что школьники много времени проводят за компьютером, мало гуляют, не занимаются спортом. Так же одной из причин формирования неправильной осанки является школьный ранец, так как вес ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.
Вложение | Размер |
---|---|
issled._ranets_.docx | 31.15 КБ |
МОУ «Репяховская основная общеобразовательная школа»
Исследовательская работа на тему:
«Школьный ранец и осанка ребёнка».
Работу выполнила: Утева Елена,
ученица 3 класса
Руководитель: Папуша С. А.
учитель начальных классов
2012 год
Содержание
1.Как правильно выбрать ранец………………………..5
1 .Изучение соответствия гигиеническим нормам веса
портфеля учащихся 3 класса…………………………6-8
Мои выводы и рекомендации……….................8
I Введение.
Актуальность темы
Правильная осанка - залог твоего здоровья».
И.П. Павлов
В настоящее время актуальной проблемой стала проблема формирования и сохранения правильной осанки тела. В связи с тем, что мои сверстники и школьники старших классов много времени проводят за компьютером, мало гуляют, не занимаются спортом. Так же одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный ранец, так как вес ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.
Когда я была дошкольницей, сильно хотела ходить в школу с красивым ранцем за спиной. И вот наступил долгожданный день, мы поехали в город Белгород покупать мне ранец. Я была счастлива. Мне очень тщательно выбирали ранец. С этим ранцем я хожу в школу в третий год. За время учёбы у меня появилось много вопросов: Влияет ли мой ранец на мою осанку? Как правильно выбирать школьный ранец? Сколько он должен весить? На все вопросы я решила найти ответы. Для этого я прочитала специальную литературу, провела собственные исследования.
Тема моей работы: “Школьный ранец и осанка ребёнка”.
Объект: школьный ранец
Цель данной работы: Узнать, как влияет тяжесть ранца на осанку школьника.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
Гипотеза : Я предполагаю, что тяжёлый ранец оказывает отрицательное влияние на формирование правильной осанки.
Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроке «Окружающий мир».
II Из истории возникновения ранца
До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец!
Да нельзя, я – школьный … Ранец
Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» - Ranzen наёмные немецкие солдаты московских царей в 17 веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.
III Школьный ранец и осанка ребёнка
С раннего детства нужно внимательно относиться к формированию своей осанки, так как наш скелет молод, костям ещё предстоит долго формироваться и обрастать мускулатурой. Из-за ежедневных ношений тяжести за спиной происходит деформация костей, перегрузка приводит к искривлению позвоночника, нарушению осанки. Так сколько же должен весить школьный рюкзак, чтобы не причинить вред здоровью? Как правильно выбрать школьный ранец?
Исследовав литературу по данному вопросу, я узнала, как правильно выбрать ранец. Итак:
Я проверила свой ранец по этим критериям и увидела, что его выбрали правильно.
IV Мои исследования
1.Изучение соответствия гигиеническим нормам веса портфеля учащихся
3 класса
А как обстоят дела с ранцами у моих одноклассников? Я решила провести исследование в своём классе. В исследовании участвовало 9 человек. Сначала мы решили узнать вес самого ранца и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей.
Результаты приведены в таблице 1.
Таблица №1
ФИ ученика | Вес пустого ранца | Соответствие норме |
Басараб Вика | 500 г | Норма |
Кабачихина Изабелла | 800 г | Выше нормы |
Колесник Андрей | 400 г | Норма |
Полуляхова Наталья | 640 г | Выше нормы |
Семикопенко Илья | 560 г | Норма |
Ткаченко Алина | 600 г | Норма |
Утева Елена | 500 г | Норма |
Федченко Ангелина | 500 г | Норма |
Федченко Дарья | 580 г | Норма |
Мы увидели, что у 7 учеников вес ранца соответствует гигиеническим нормам. Самый легкий рюкзак у Колесника Андрея. У двух учеников Кабачихиной Изабеллы, Полуляховой Натальи вес ранца превышает гигиеническую норму.
Еще мы проверили вес ранца с учебниками и школьными принадлежностями и следили за тем, как вес менялся в течение недели. Получается, что самый «легкий» день - пятница, а самый «тяжелый» день – понедельник.
Данные в таблице 2.
Таблица №2.
ФИ ученика | Вес ученика | Вес ранца с принадлежностями | Соответствие веса ранца норме |
Басараб Вика | 26 кг | 2900г | Выше нормы |
Кабачихина Изабелла | 20 кг | 2900г | Выше нормы |
Колесник Андрей | 32 кг | 2400 г | Норма |
Полуляхова Наталья | 29 кг | 2640 г | Норма |
Семикопенко Илья | 25 кг | 2700 г | Выше нормы |
Ткаченко Алина | 31 кг | 2600 г | Норма |
Утева Елена | 31 кг | 2500 г | Норма |
Федченко Ангелина | 36 кг | 2500 г | Норма |
Федченко Дарья | 31 кг | 2580 г | Норма |
Вес ранца с учебниками по норме должен быть меньше 10% веса ученика. Мы выявили, что у 6 учеников вес ранца с принадлежностями соответствует норме, а у 3 моих одноклассников слишком тяжелый ранец, что впоследствии может привести к нарушению осанки и другим заболеваниям.
А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого, мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их.
Вес учебных принадлежностей, гр.
Таблица 3
Наименование принадлежностей | 3-й класс Школа России |
Литературное чтение (учебник) | 300 |
Русский язык (учебник) | 300 |
Математика (учебник) | 200 |
Математика ( рабочая тетрадь) | 100 |
Окружающий мир (учебник) | 300 |
Окружающий мир (рабочая тетрадь) | 200 |
Дневник | 100 |
Тетрадь (обычная) | 20 |
Православная культура | 300 |
Немецкий язык (учебник и рабочая тетрадь) | 500 |
Детская риторика учебник-тетрадь | 200 |
Карандаши | 100 |
Альбом | 270 |
ОБЖ учебник | 300 |
Пенал | 200 |
Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр. В 3-м классе (программа обучения – Школа России) все книги соответствуют норме.
Это объясняется тем, что весь курс математики, русского языка, чтения, окружающего мира, немецкого языка поделен на 2 части, что значительно снижает вес учебника.
При взвешивании мы не учитывали принадлежности к урокам рисования, технологии, физической культуры, сменной обуви . Всё это хранится у нас в классе.
Почему же, вес ранца у некоторых учеников превышает норму? При проверке оказалось, что у детей, помимо необходимых, в ранце лежали невыложенные учебники и тетради, прошедшего учебного дня и много лишних предметов
V Заключение.
Мои выводы и рекомендации
.
Несмотря на то, что за время существования школьный портфель сильно изменился и стал более удобным, он продолжает доставлять школьникам дискомфорт своим весом. Ранцы-тяжеловесы становятся причиной различных заболеваний в развитии опорно-двигательной системы. Чтобы сохранить здоровье ученика необходимо соблюдать правила выбора школьного рюкзака и принять во внимание мои рекомендации.
Кроме того, школьник должен регулярно заниматься физкультурой, потому что физические упражнения укрепляют мышцы и скелет. Мы выучили несложные упражнения, способствующие сохранению правильной осанки и выполняем их на уроках.
Работая по данному исследованию, я узнала много для себя нового и интересного, думаю, что и другим ребятам было интересно послушать мою работу и воспользоваться советами.
Желаю успехов!!!
Спасибо за внимание!
VI Список литературы
1.Толковый словарь русского языка Ушакова, словарь С.И.Ожегова, медицинский словарь.
2.Правда, о школьных портфелях // Сайт «Здоровье»
3.Протасов Б.И. Что такое осанка? // Сайт www.osanka.ru
4.Федотова В.А. О школьном портфеле для младших школьников.// Сайт www.proshkolu.ru
5.«Лечебная физическая культура» 2003г С.Н.Попов;
6.Статья «Ваша осанка» Авдеев А. 2006г.
7.Статья «Исправление осанки у детей» Воробьева В. И Степановой И. 2005г.
Использованные источники:
Машенька - ветреные косы
Снежный всадник
Весенняя сказка
Большое - маленькое
Есть в осени первоначальной...