В XIX в. было сделано немало научных открытий. На фоне ярких ученых XIX в. может быть достаточно скромно выглядит деятельность первого ученого-краеведа и этнографа Удмуртии Григория Егоровича Верещагина (1851-1930).
Вложение | Размер |
---|---|
vereshchagin.doc | 34.5 КБ |
Солдатов Роман, 9А класс МБОУ «СОШ № 51»
Первый этнограф Удмуртии.
В XIX в. было сделано немало научных открытий. На фоне ярких ученых XIX в. может быть достаточно скромно выглядит деятельность первого ученого-краеведа и этнографа Удмуртии Григория Егоровича Верещагина (1851-1930).
Ученые XIX в. чаще всего были людьми поистине разносторонними и Г.Е. Верещагин не исключение. Он существовал как бы в нескольких измерениях: многогранный исследователь жизни (этнограф, фольклорист, лингвист), учитель. просветитель, священник, миссионер и, наконец, литератор (поэт, прозаик, драматург, создавший более 10 пьес). Он был известен далеко за пределами Удмуртии и России. Удмуртские этнографы по праву считают его тöро («старейшиной»).
Родился Григорий Егорович 11 октября 1851 г. в селе Полом ныне Кезского района Удмуртии в семье крестьянина. Самородок из глухого лесного края, он практически всего добился сам. Говорят, ему были доступны латынь и древнегреческий, он был сведущ и в славянской и индоевропейской мифологии. Г.Е. Верещагин был одним из первых удмуртов, получивших образование (окончил Сарапульское реальное училище). Учительствовал в земских школах в селах Сосновка, Шаркан, деревне Ляльшур Сарапульского уезда и одновременно занимался наукой, изучал жизнь, быт удмуртского и русского населения, проводил экспедиции на собственные средства.
Пожалуй, самыми значимыми его научными исследованиями были монографии «Вотяки Сосновского края» (1886 г.) и «Вотяки Сарапульского уезда Вятской губернии» (1889 г.). В этих исследованиях ученый знакомит нас с историей заселения удмуртского края, формированием исторического ландшафта села Сосновка и его окрестностей. Он дает краткую антропологическую и этнопсихологическую характеристику местных удмуртов, говорит об особенностях их материальной и духовной культуры. Причем, впервые в этнографической литературе Верещагин предпринимает попытку анализа бюджета удмуртской крестьянской семьи. Верно определив хлебопашество как основное занятие удмуртов, он отмечает важную роль охоты и пчеловодства в системе их жизнеобеспечения. Большое место в работах занимает описание верований удмуртов, приводятся тексты легенд, поверий, сказаний, говорится о значении удмуртских пусов/тамг, даются их графические изображения с названиями. Все это свидетельствует о полновесном научном исследовании. В монографии «Вотяки Сарапульского уезда…» приводятся демографические данные, первое в этнографической литературе описание рекрутской обрядности, произведения народной поэзии. Названные труды Г.Е. Верещагина по широте охвата материала представляют собой своего рода энциклопедию удмуртской народной жизни. Они были удостоены серебряных медалей Императорского Русского географического общества. а сам ученый в декабре 1888 г. был избран в сотрудники этого общества. Верещагин был дружен с Г. Потаниным, П. Семеновым-Тяньшанским, Н.Пржевальским, венгерским академиком Б. Мункачи, финскими профессорами Ю.Вихманн, У.Т.Сирелиус. В 1897 г. ученый участвовал во Всероссийской переписи населения в качестве переписчика по Глазовскому уезду.
Одним из важнейших моментов в его профессиональной деятельности явилось участие в судебном процессе 1894-1896 гг. «Мултанское дело» в качестве этнографа-эксперта со стороны защиты. Крестьяне-вотяки (удмурты) д. Старый Мултан были обвинены в совершении человеческих жертвоприношений. Русский писатель В.Г.Короленко и ученый Г.Е.Верещагин пытались доказать их невиновность. Ученый утверждал, что для удмуртов-язычников человеческие жертвоприношения не были характерны. Он проявил исчерпывающую осведомленность в трактовке народных обычаев и показал себя с безупречной гражданской позиции.
К выдающимся прозаическим произведениям Верещагина относится большой художественно-этнографический очерк «Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда», опубликованный в «Календаре и памятной книжке Вятской губернии на 1896 год».
Из верещагинских текстов берет свое начало удмуртская этнография, фольклористика, этнопсихология, этносоциология, литература. Если М.В. Ломоносова называют «русским университетом», то Григория Егоровича Верещагина можно по праву назвать целым «научно-исследовательским институтом» удмуртского народа.
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Ледяная внучка
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Четыре художника. Осень