Цель данного проекта исследовать литературные и народные сказки и найти в них правила сохранения здоровья и принципов здорового образа жизни для использования в воспитательной работе с младшими школьниками.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskiy_proekt-skazka_vmesto_lekarstva.doc | 72.5 КБ |
Конкурс исследовательских проектов «Я, ты, он, она! Мы - здоровая страна!»
Проект «Сказка вместо лекарства»
Автор: Фомина Ольга
Исследовательский проект |
Сказка вместо лекарства |
(использование сказок в воспитании здорового образа жизни младших школьников) |
Магадан, 2011 |
Автор: Ольга Фомина,
7-Б класс, МБОУ «Гимназия № 13»
Руководитель: Бережнова Е. А.,
педагог-организатор МБОУ «Гимназия № 13»
1.1. Цель: исследовать литературные и народные сказки и найти в них правила сохранения здоровья и принципов здорового образа жизни для использования в воспитательной работе с младшими школьниками.
Задачи исследовательской работы:
1.2. Изучая и анализируя собранный материал, я выдвинула гипотезу: «В сказках заложены принципы здорового образа жизни необходимые для воспитания ребёнка».
1.3. Объект исследования: литература.
Предмет исследования: литературные и народные сказки.
1.4. В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
Введение
Здравствуйте! Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Крепкими и здоровыми хотят стать все. Но все ли знают, как сохранить свое здоровье, как не пристраститься к пагубным привычкам?
Здоровье каждого зависит только от нас самих. Ведь - это образ жизни, вошедший в привычку, способ жизнедеятельности, поведения людей. Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Когда, в каком возрасте нужно учить детей здоровому образу жизни? Ответ на этот вопрос простой. С самого раннего детства, рассказывая детям сказки. В сказках встречается много советов и примеров как сохранить физическое здоровье. Мы знаем, что в это понятие физическое здоровье входит – активный образ жизни, правильное питание, закаливание. Давайте рассмотрим это на литературных примерах.
Кто помог Алёнушке?
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»… Не будем обращаться к сюжету сказки, а обратим внимание на то, что помогло Алёнушке и Иванушке убежать от гусей – лебедей и спастись от Бабы Яги.
Речка укрыла детей под крутым бережком, когда они поели киселя с молоком. Кисель - одно из традиционных, издавна любимых в России блюд. Настоящий русский кисель – густой, по составу больше похож на жидкую кашу, содержал в своем составе отруби, которые давали детям силу и улучшали работу внутренних органов, очищали кишечник. В овсяном киселе собран список жизненно необходимых человеческому организму аминокислот и витаминов. Одна только группа витамина «В» представлена чуть ли не в полном составе. А ведь в овсяном киселе, помимо витамина «В», присутствуют и другие. Например, витамин «Е», который называют витамином красоты, и витамин «А», который положительно сказывается на зрении и предотвращает такое заболевание, как куриная слепота. В молоке тоже содержатся полезные витамины. Витамин «А», который необходим для роста ребенка, а также незаменим для сохранения зрения. Витамин «В1» (тиамин), необходимый для усвоения сахара. Из молока и молочных продуктов организм получает так необходимый ему кальций. Ведь кальций имеет свойство с возрастом вымываться из костей и кости становятся хрупкими. Кальций необходим детскому организму для формирования скелета. Лактоза, содержащаяся в молоке, помогает организму лучше усваивать кальций.
Яблоня тоже помогла детям избавиться от опасности, накормив их своими яблоками. Нам всем хорошо известно, что яблоки полезны для нашего здоровья, но только недавно исследователи открыли все их полезные свойства. Недаром существует пословица "яблоко на ужин - врач не нужен". Яблоко содержит много витаминов и полезных веществ. Ученые доказали, что если человек будет съедать по одному яблоку в день, то продолжительность жизни увеличивается на 7-10 лет.
Третья помощница – русская печка. Печка постоянно фигурирует в русских сказках. На ней русский богатырь Илья Муромец 33 года лежит и набирается сил для будущих подвигов, а сестрица Аленушка укрывает в печи своего братца Иванушку от сказочных Гусей-Лебедей. Испокон веков именно печка была врачевателем для крестьян. На печке лечили простуду, в печи «томили» полезные травяные отвары. Существовал обряд — «перепекание» больного ребенка. Бабка-повитуха клала ребенка на раскатанное тесто (в это тесто заговаривался определенный заговор) и заворачивала в него ребенка. После этого клала на хлебную лопату и запихивала в печь на некоторое время. Вытаскивала, разворачивала, тесто отдавала собакам. Ребенок выздоравливал.
Перечитывая русские народные сказки, мы видим, что печке в жизни народа отводилось особое место. Печке в доме оказывалась особая честь. Она не только кормила, она согревала, помогала в трудную минуту. Русские люди всерьёз думали, что если печке не оказать должного внимания, то она может всерьёз рассердиться, не помочь, не накормить, не вылечить
Правда и быль о живой и мертвой воде
В некоторых русских сказках присутствуют упоминания о живой и мертвой воде. Неужели сегодня нас могут волновать эти сказочные понятия, неужели мы в 21 веке будем верить в эти сказки? Давайте разберемся. Живая вода придавала сказочным персонажам молодость, здоровье, а порою и воскрешала; мертвая вода погружала человека в сон, подобный смерти. “Мертвая” вода иногда еще называлась “целющей”, поскольку имела функцию заживлять раны, заставлять срастись разрубленное тело, придает целостность организму, но не делает его живым. В отличие от “мертвой”, “живая” (“живучая”) вода, возвращает жизнь. Откроем русскую народную сказку Иван - царевич и серый волк
Лежит Иван - царевич мертвый, над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал серый волк и схватил ворона с вороненком:
- Ты лети - ка, ворон, за живой и мертвой водой. Принесешь мне живой и мертвой воды, тогда отпущу твоего вороненка. Ворон, делать нечего, полетел, а волк держит его вороненка. Долго ли ворон летал, коротко ли, принес он живой и мертвой воды. Серый волк спрыснул мертвой водой раны Иван - царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой - Иван - царевич ожил.
Или маленький эпизод в сказке Марья Моревна:
Ворон брызнул мертвой водой - тело срослось, соъединилося; сокол брызнул живой водой - Иван-царевич вздрогнул, встал и заговорил
А вот сказка «О живой и мертвой воде»
Полюбил Михайло Потык, богатырь былинный, красавицу Авдотью Лиховидьевну, чаровницу, явившуюся ему поначалу в облике белой лебеди. Они были счастливы в супружестве.
Но вот красавица умирает, и богатырь, исполняя свой давний зарок, спускается в царство мертвых. Там он бьется с чудовищным Змеем "о двенадцати хоботах" и, победив супостата, заставляет того принести мертвой и живой воды, дабы оживить Авдотью.
«Мертвая» вода — не яд. «Живая вода» получает данный эпитет благодаря своему воздействию на человека.«Живая» вода - это молодость, здоровье, жизнь; «мертвая» вода - это заживляющая. Подобные живая и мертвая вода существуют и в природе. Так вода, образующаяся при таянии снега и льда, поистине животворящая. Ее благотворное влияние на развитие флоры и фауны подтверждено многочисленными экспериментами. Талая вода активизирует обменные процессы в организме человека и применяется в лечении некоторых заболеваний.
Закаливание
Интересна и тема закаливания. Обратимся, например, к сказке Петра Ершова «Конек-Горбунок».
"Коль себя не пожалеешь,
Ты опять помолодеешь.
Слушай: завтра на заре
На широком на дворе
Должен челядь ты заставить
Три котла больших поставить
И костры под них сложить.
Первый надобно налить
До краев водой студеной,
А второй -водой вареной,
А последний -- молоком,
Вскипятя его ключом.
Вот, коль хочешь ты жениться
И красавцем учиниться, -
Ты без платья, налегке,
Искупайся в молоке;
Тут побудь в воде вареной,
А потом еще в студеной,
И скажу тебе, отец,
Будешь знатный молодец!"
В конце сказки главного героя ждало непростое испытание. По приказу царя прыгнуть в кипящее молоко и холодную воду. Как вы помните из холодной воды Иван-дурак, вынырнул настоящим молодцем.
На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
Вот он в платье нарядился,
Царь-девице поклонился,
Осмотрелся, подбодрясь,
С важным видом, будто князь.
Данный эпизод сказки можно рассматривать, как способ закаливания организма. Ведь еще на Руси после жаркой бани люди окунались в холодную воду или валялись в снегу. Некоторые ныряли в студеные проруби. Интересно, что после таких процедур никто не болел. Из этого мы можем сделать вывод, что закаливания, полезная для организма и необходимая процедура.
Двигательная активность
С необходимостью двигательной активности ребят можно познакомить при помощи сказки «Два Мороза». Мы, конечно, знаем, что двигательная активность несет в себе огромный оздоровительный потенциал. Увеличение количества и качества здоровья под влиянием физической нагрузки происходит естественным путем за счет стимуляции жизненно важных функций и систем организма. Но вернёмся к сказке. В ней рассказывается о споре двух морозов. С кем проще справиться: со знатным барином, одетым в теплую медвежью шубу или мужиком в старом заплатанном полушубке? Старый мороз отправился вслед за барином и чуть до смерти его не заморозил. Вот что рассказывает сам Мороз - Багровый нос.
«Забрался я к нему и в шубу, и в шапку, и в сапоги, да как зачал знобить! Он-то ёжится, он-то жмется да кутается; думает: «Дай-ка я ни одним суставом не шевельнусь, авось меня тут мороз не одолеет. Ан не тут-то было! Мне-то это и с руки. Заморозил, чуть живого из повозки выпустил»У молодого Мороза не так хороши дела, как у старшего брата. Он думал заморозить мужика, да ничего хорошего из этого не вышло. Прочитаем отрывок из сказки, рассказ самого Мороза – Синего носа:
«Ехал мужик, сам ты видел, дрова рубить. Дорогой начал было я его пронимать: только он все не робеет – еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! … Приехал на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: «Тут мне сломить его». Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. …Мужик все работает да работает. Чем бы зябнуть, а ему жарко стало. Гляжу – скидает с себя полушубок. Обрадовался я. «Погоди ж, говорю, вот я тебе покажу себя». Полушубок весь мокрехонек. Я в него – забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком. Надевай-ка теперь, попробуй! Как покончил мужик свое дело да подошел к полушубку. ….. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. … Насилу я ушел. ... Закаялся я мужиков морозить»
Эта сказка наглядно показывает детям важность двигательной активности для сохранения здоровья.
Здоровое питание
Немаловажна и тема здорового питания. Ведь здоровая пища очень важна для развития организма, независимо от возраста!
Вот именно поэтому во многих сказках существуют сума-хлебосолка, частое упоминание пира, даны рецепты русской народной кухни, например, пшеничной каши из «топора», такой вкусной и полезной! А как не вспомнить скатерть-самобранку?
Вот тебе скатерть-самобранка - всегда будешь сыт. Только скажи: “Попить, поесть!” - разверни скатерть - и ешь, пей, чего только душа пожелает. ("Два Ивана", русская народная сказка).
В сказках современных авторов тоже нередко встречается тема здорового питания. Так, например, сказка Виктора Сутеева «Мешок яблок» учит малышей не только быть добрым и делиться лакомством с друзьями, но и обращает внимание на то, какие продукты полезны для людей. Заяц, который случайно нашел в лесу яблоню, и собрал целый мешок яблок, щедро раздал их всем жителям леса. Оставшись без яблок, заяц едва не попал в лапы Волку, и решил, что оставил свою семью без ужина. Но Звери отблагодарили зайца и принесли ему в дом вкусные и полезные продукты, молоко, мед, грибы орехи, капусту и другие овощи.
Лекарственные растения
Кроме этого в сказках можно узнать и о лекарственных растениях. Волшебно-целительными свойствами в сказках наделяются растения: корни, травы, плоды. В одном случае их надо найти и доставить издалека. Герои целого ряда сказок отправляются на поиски молодильных яблок: “Один царь очень устарел и глазами обнищал, а слыхал он, что за девять девятин, в десятом царстве, есть сад с молодильными яблоками, если съесть старику это яблоко, то он помолодееть”. (Сказка о молодце-удальце и молодильных яблоках). Питание яблоками максимально усиливает энергетику человека, делает его сочным, налитым и красивым. Недаром молодых цветущих девушек на Руси испокон веков сравнивали с наливными яблочками, а многодетных женщин – с плодоносящими яблонями. Но все мы помним, что все волшебные средства помогают только положительным героям, злодеев же наказывают.
Сказка Сергея Козлова «Пираты и Львёнок», по мотивам которой был создан мультфильм «Золотая Липа», дает нам представления о способах лечения простудных заболеваний.
«— Мне было жарко, — сказала Обезьянка. — Я-я влезла на гору Килиманджаро и поела снегу. Он такой чистый, рассыпчатый!.. И вот... и вот... я умираю!..
Львёнок убежал, но сразу вернулся с целой горой листьев. Его совсем не было видно. Он быстро расстелил листья, уложил Обезьянку, укрыл другими листьями, спросил:
— Согрелась?
— Нет!
— Моя бабушка, — заверещал Попугай. — Моя бабушка двести лет назад говорила: «Если про-студишься, поп-пей гор-рячего молочка, а если не пом-может...»
— Ч-что тогда? М-мне не п-помогает! — жалобно так сказала Обезьянка.
Спи, мой птенчик, попугай,
Пусть тебе приснится край,
Где цветёт весною липа,
Липу ты не забывай!.. —
Спи, мой милый, засыпай!
А простынешь —
Вспомнишь липу,
Золотой заваришь чай!»
Еще один пример такой сказки – «Волшебная травка зверобой» этого же автора. В этой коротенькой истории ребята знакомятся с полезными свойствами неприметной травки зверобой. Главные герои сказки Медвежонок и Ежик любуются разными цветами на полянке и случайно наталкиваются на совершенно незнакомую им травку, которая называется ЗВЕРОБОЙ. Вот небольшой эпизодэтой сказки.
- Травка, ты кто? - обратился к неизвестному цветку Медвежонок.
- Я - Зверобой! - важно сказал Зверобой
- Кто-то?
- Зверобой обыкновенный.
- Слушай,- шепнул Ёжику Медвежонок,- он зверей бьёт. Бежим отсюда!
-Никого я не бью, - сказал Зверобой. – Я – полезный. Я - травка от 99 болезней. Заболит живот или сердце или кашлять начнёте, а я - тут как тут.
Так через сказку юные читатели знакомятся с лечебными свойствами многих трав и лекарственных растений.
Врачебная помощь
В юмористической форме сказки учат детей не бояться уколов и прививок. Яркий пример этому сказка Милоша Мацуорека «Про Бегемота, который боялся прививок». Сюжет этой сказки рассказывает о том, как большой и на вид бесстрашный бегемот, на самом деле оказался трусоватым. Он не мог придумать способа отказаться от прививки и поэтому, не смотря на все уговоры, просто убежал и спрятался. В результате этого небольшого «подвига» Бегемот заболел желтухой. Правда, при визите врача, бедный Бегемот из желтого стал белым (от страха), а потом красным (от стыда). Эта сказка с тонким юмором высмеивает трусишек, и рассказывает о том, что прививка не вредит здоровью, а наоборот помогает организму бороться с разными болезнями.
А вот сказка Бориса Захадера «Ма – Тари – Кари» учит ребят не только каждый день чистить зубы, но и не бояться врача- стоматолога.
Жил - был Крокодил.…жил он в самой настоящей Африке, в большой реке, и, как полагается настоящему Крокодилу, все у него было страшное: страшный хвост и страшная голова, страшная пасть и ОЧЕНЬ СТРАШНЫЕ ЗУБЫ! А самое страшное: он никогда не чистил своих ОЧЕНЬ СТРАШНЫХ ЗУБОВ: ни
перед едой, ни после еды, ни утром, перед завтраком, ни вечером, умываясь перед сном... И неудивительно, что в один прекрасный день у Крокодила заболели зубы.
Над крокодилом потешается пол Африки. И на помощь ему приходит смелая маленькая птичка Тари.
«И птичка Тари принялась за дело.
- Ну, вот и он - больной зуб! - вскоре крикнула она весело. - Сейчас мы
его выдернем! Раз ... два... три! Готово!
Крокодил ойкнул. Птичка тоже.
- Ой! - сказала она. - Ой, а под ним-то, оказывается, новый растет! Как
интересно!
Через пять минут все было готово»
Социальное и эмоциональное здоровье
Как пример социального и эмоционального здоровья можно рассмотреть сказку Елены Каргановой «Как Ослик счастье искал». Сюжет этой сказки казалось бы незатейлив. Маленький Ослик задумался о том, что же такое счастье и решил узнать это у своих друзей. Конечно, у каждого было свое счастье. У Козочки – парное молоко, у Барашка мягкий плед, у Селезня - салат из водорослей. Но по-настоящему счастливыми герои сказки почувствовали себя, когда помогли маленькой девочке добраться до дому, когда она заблудилась в лесу. Барашек пожертвовал для нее свой любимый плед, Козочка напоила молоком, Селезень угостил салатам, а Ослик отвез её домой. «Так Ослик, Козочка, Барашек и Селезень нашли СЧАСТЬЕ!» Эта сказка учит нас сохранять эмоциональное здоровье и быть счастливыми, помогая другим. Примером сохранения эмоционального здоровья можно считать такую известную сказку Лилиан Муур «Крошка Енот», сказку “Как ослик заболел грустью”, русскую народную сказку “Царевна-несмеяна” и много - много других
Вывод
В литературных и народных сказках таится народная мудрость разных поколений, поэтому читая сказки, мы можем привить детям правила здоровья любовь к спорту, правильному питанию. Мы не можем перечислить всех сказок, которые рассказывают о здоровом образе жизни или вредных привычках. В каждой сказке присутствуют основные элементы здорового образа жизни. Просто читайте внимательно! Читайте сказки! Будьте здоровы!!!
Снег своими руками
Швейня
Как нарисовать портрет?
Воздух - музыкант
Мост Леонардо