В 2013-2014 учебном году работа была представлена на заседании районного НОУ.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст работы | 51.91 КБ |
Презентация | 786.58 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 169
Исследовательская работа
«Соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам»
План.
а) Субъективная оценка теплового самочувствия на рабочем месте.
б) Объективная оценка теплового режима.
Современный человек с 6-7 до 16-17 лет большую часть своей жизни проводит в стенах школы. При этом много времени он находится в стенах своего класса или кабинета. Естественно, что классная комната становится для ученика важным «местом обитания», а условия в ней влияют на формирование растущего организма, определяют его дальнейшее здоровье. Много говорят о том, что за время обучения в школе у многих учащихся происходит ухудшение здоровья.
Поэтому я решила изучить характеристики среды нашей классной комнаты, в которой «обитают» ученики 4 «А» класса.
Цель работы: оценить соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам.
Предмет – классная комната 4 «А» класса – кабинет №12.
Задачи:
Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Выделить факторы, характеризующие параметры среды классной комнаты.
Пользуясь простейшими методиками, оценить показатели факторов среды, путем сравнения с нормами СанПиНа установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам.
Выработать рекомендации для учеников класса, администрации школы по поддержанию и созданию комфортных условий в классе.
Гипотеза: если параметры среды классной комнаты будут соответствовать санитарным нормам и требованиям, то это не будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье учеников.
Для проведения исследования я использовала следующие методы:
- подумать самостоятельно
- спросить у другого человека
- узнать из книг
- понаблюдать
- провести эксперимент
Мною были изучены нормы СанПиНа, то есть санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Приложение 1).
Я узнала, какие требования предъявляются к учебным кабинетам школ, что нужно делать учащимся и работникам школы для поддержания чистоты классных помещений.
Также я узнала в “Толковом словаре”, что означают слова:
Гигиена –
1. раздел медицины, изучающих условия сохранения здоровья, а также система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья.
2. Обеспечение условий, сохраняющих нормальное экологическое состояние растительных и животных организмов, окружающей среды.
Санитария – относящиеся к системе здравоохранения меры по поддержанию чистоты, соблюдению правил гигиены.
Обеспечение оптимальных условий проведения образовательного процесса основано на требованиях Санитарных Правил и Нормативов. Сюда относятся:
Все это направлено на поддержание у учеников высокой работоспособности на протяжении всего учебного дня.
Наша классная комната находится на первом этаже здания школы. Расположена она с восточной стороны здания. Цвет окраски стен бежевый. Это соответствует рекомендациям, т.к. на восточной стороне здания в первой половине дня часто бывает солнечно. Пол имеет линолеумное покрытие. Покрытие пола не дает сильных бликов, позволяет легко производить влажную уборку помещения.
Исследование проводилось в январе 2014 года. Я выбрала для изучения следующие факторы:
3.1. Оценка теплового режима помещения.
План работы:
Среди одноклассников я провела опрос.
Методика выполнения работы.
После часового пребывания на рабочем месте оцените свое тепловое самочувствие по шкале:
1 – жарко, дискомфортно;
2 – тепло, близко к комфорту;
3 – хорошо, комфортно;
4 – прохладно, близко к комфорту;
5 – холодно, дискомфортно.
Анализ:
Таблица выбора.
Количество учащихся, выбравших параметр: | ||||
Жарко | Тепло | Комфортно | Прохладно | Холодно |
3 уч-ся | 8 уч-ся | 11 уч-ся | 2 уч-ся | - |
Из опроса видно, что большинство ребят чувствуют себя на рабочем месте комфортно.
Объективная оценка теплового режима.
Замер температуры воздуха в помещении с помощью комнатного термометра.
Место замера температуры. | ||
Непосредственно у окна. | Средний ряд от окна. | Третий ряд от окна. |
18ºС | 19,5ºС | 20ºС |
Вывод: Объективная и субъективная оценки теплового режима подтверждают, что температура в классе соответствует норме, которая составляет 18-20°С.Но исследование проводилось во время морозов, поэтому можно предположить, что в случае потепления в температура в классе повысится. Я рекомендую ребятам класса не забывать пользоваться сменной обувью, слишком тёплые вещи в классе снимать.
3.2. Оценка воздушного режима.
План работы:
Ученикам класса было предложено ответить на вопрос:
Вспомните, как вы себя чувствуете в душной комнате, где много народу? Ответы распределились следующим образом:
Это связано с тем, что люди вдыхают кислород, а выдыхают углекислый газ, поэтому в помещении, где много людей – много углекислого газа и мало кислорода. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать значительные нарушения в организме: возникновение инфекционных и других заболеваний, снижение работоспособности.
Очень важно следить за составом воздуха в учебном помещении. Идеальным вариантом было бы, если бы состав воздуха в классе соответствовал составу чистого атмосферного воздуха. Но такой состав в закрытых помещениях возможен лишь при двух условиях: если помещение как следует проветрено и в нем никого нет. Как только человек появляется в комнате, состав воздуха в ней меняется. Во время пребывания людей в помещении в воздухе накапливаются продукты обмена веществ человека. Они-то в первую очередь и оказывают неблагоприятное влияние на самочувствие и работоспособность человека. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, ухудшается внимание, появляются сонливость, апатия, может возникнуть тошнота, иногда даже бывают обмороки.
В нашем классе осуществляется естественный воздухообмен через окна и фрамуги, двери, специальные вентиляционные отверстия.
Чтобы узнать, какой объём воздуха в классе приходится на каждого ученика, мне надо было узнать, как вычисляется объём. Как вычислять площадь, мы изучили во втором классе. Как вычисляется объём, что является единицей измерения объёма, я спросила у родителей.
Чтобы вычислить объём воздуха в классе нужно площадь пола умножить на высоту классной комнаты. Узнать параметры классной комнаты мне помог наш завхоз.
Расчет площади пола и объема помещения, приходящегося на одного ученика класса.
Длина класса | Ширина класса | Высота класса | Площадь пола | Объем класса |
8,70м | 6,10м | 2,95 м | 53м2 | 157м3 |
В нашем классе 25 учеников. Объем воздуха, приходящийся на 1 ученика, равен 3, что превышает установленные нормами требования (5-6 м3 на 1 ученика).
Вывод:вентиляцияклассадостаточная.
Рекомендации:
полностью открывать фрамуги и дверь. Но при этом в классе не должно быть учеников, т.к. возникает сильный сквозняк.
2. Воздух у доски загрязнен частицами меловой пыли. Это может вызывать заболевания органов дыхания. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой.
3.3. Изучение соответствия высоты парты и стула росту учеников класса.
Необходимо было обратить внимание на высоту парт: все ли они одной высоты, если нет, то почему, на что это указывает. Измерить рост учащихся класса.
Учебная мебель должна соответствовать семи основным критериям:
Для определения соответствия мебели были проведенызамерыроста учащихся;
Для сравнения были произведены замеры имеющейся в классе мебели.
– высота стула от пола до сидения;
– высота рабочего стола.
Рост учащихся | Высота стола (от пола, в мм) | Высота стула (от пола, в мм) |
1450 – 1600 мм | 640 мм | 380 мм |
Затем сравнили их с санитарно-гигиеническими нормами (Приложение).Рост учащихся нашего класса от 145 до 155 см. Высота столовстульев класса соответствует росту учеников. В нашем классе стоит мебель, которую можно регулировать по росту, что и было сделано в начале учебного года.
Вывод: 1. Имеющаяся в классе мебель соответствует антропометрическим показателям учеников класса.
3.4. Характеристика светового режима в классе.
Освещение в классе обеспечивается естественным и искусственным способами. Естественное освещение обеспечивают окна, их 3. При солнечной погоде они дают достаточное естественное освещение. Свет падает на рабочее место учащихся с левой стороны, что соответствует гигиеническим требованиям. При пасмурной погоде и коротком световом дне дополнительное освещение обеспечивается с помощью люминесцентных ламп. Их в классе 10, они расположены в 2 ряда. Достаточность освещения я определяла простым методом: если ученик с нормальным зрением свободно читает мелкий шрифт книги на расстоянии примерно 50 см от глаз, то освещенность считается достаточной. Тест, проведенный на примере 3-х учеников, показал, что освещенность в классе достаточная.
Вывод:
1. Освещенность в классе в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Анализ изученных показателей среды классной комнаты свидетельствует о том, что в основном они соответствуют гигиеническим нормам. Ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные нами при выполнении данной работы: регулярно проветривать класс, делать влажную уборку. Администрации школы необходимо приобретать мебель различной маркировки для того, чтобы каждый ученик мог подобрать себе стол и стул по росту. Необходимо также предусмотреть своевременную замену перегоревших ламп. При этих условиях факторы среды не будут оказывать неблагоприятного воздействия на здоровье учеников. Данная экологическая среда позволит «обитать» в ней безопасно.
Слайд 1
«Соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам» Тряпкова Анастасия 4 «А» класс МБОУ СОШ №169Слайд 2
Цель работы : оценить соответствие параметров среды классной комнаты гигиеническим требованиям и нормам СанПиНа Предмет – классная комната 4 «А» класса – кабинет №12. 27.01.2015 2
Слайд 3
Задачи Изучить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Выделить факторы, характеризующие параметры среды классной комнаты. Оценить показатели факторов среды, установить их соответствие гигиеническим требованиям и нормам. Выработать рекомендации 27.01.2015 3
Слайд 4
Гипотеза Если параметры среды классной комнаты будут соответствовать санитарным нормам и требованиям, то это не будет оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье учеников. 27.01.2015 4
Слайд 5
Методы исследования Подумать самостоятельно Спросить у другого человека Узнать из книг Провести эксперимент 27.01.2015 5
Слайд 6
27.01.2015 6
Слайд 7
тепловой режим помещения; вентиляция помещения; соответствие роста учеников параметрампарты и стула; освещённость. 27.01.2015 7
Слайд 8
Оценка теплового режима Выбор одноклассников Хорошо, комфортно Количество человек Количество человек Количество человек Тепло, близко к комфорту Жарко, дискомфортно Количество человек 3 8 11 0 27.01.2015 8 2 Х олодно Прохладно, близко к комфорту
Слайд 9
Оценка теплового режима 27.01.2015 9 Место замера температуры. Непосредственно у окна. Первый ряд от окна. Третий ряд от окна. 18ºС 19,5ºС 20ºС Вывод: температура в классе соответствует норме
Слайд 10
Оценка воздушного режима Опрос одноклассников Жарко Количество человек Количество человек Количество человек Душно Болит голова Количество человек 5 7 9 0 27.01.2015 10 3 Тошнота
Слайд 11
Оценка воздушного режима 27.01.2015 11 Длина класса Ширина класса Высота класса Площадь пола Объем класса 8,70 м 6,10 м 2,95 м 53 м 2 157 м 3
Слайд 12
На одного ученика 27.01.2015 12 S = 2,4 кв.м V = 7 куб.м при норме: S = 2,5 кв.м V = 5-6 куб.м Вывод: вентиляция класса достаточная
Слайд 13
Рекомендации Для обеспечения полной вентиляции класса рекомендуется полностью открывать фрамуги и дверь. Следует чаще мыть губку, которой стирают с доски, не пользоваться сухой губкой. 27.01.2015 13
Слайд 14
Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула росту учеников класса. 27.01.2015 14
Слайд 15
Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула росту учеников класса. 27.01.2015 15
Слайд 16
Изучение соответствия параметров рабочего стола и стула росту учеников класса. Рост учащихся Высота стола (от пола, в мм) Высота стула (от пола, в мм) 1450 – 1600 мм 640 мм 380 мм 27.01.2015 16 Вывод: мебель соответствует росту учеников
Слайд 17
Характеристика светового режима в классе 27.01.2015 17
Слайд 18
Выводы: показатели среды классной комнаты в основном соответствуют гигиеническим нормам; ученикам класса необходимо соблюдать рекомендации, выработанные при выполнении данной работы; необходимо приобретать мебель различной маркировки; необходимо также предусмотреть своевременную замену перегоревших ламп. 27.01.2015 18
Слайд 19
Спасибо за внимание!
Владимир Высоцкий. "Песня о друге" из кинофильма "Вертикаль"
Новогодние гирлянды
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Рисуем пшеничное поле гуашью
Загадка Бабы-Яги