Работа знакомит с представителями учительских династий .В своей работе мы использовали следующие элементы исследования: наблюдения, беседы, интервьюирование, устные рассказы представителей династий, воспоминания коллег, характеристики, газетный материал, отзывы учащихся и учителей.
Вложение | Размер |
---|---|
uchitelskie_dinastii.doc | 91.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» пгт Троицко-Печорск
исследовательская работа
«Учительские династии»
Авторы работы - Куклина Ирина Юрьевна,
Усачёва Елена Андреевна (соавторство)
Руководитель – Кизунова Лидия Николаевна,
учитель коми языка и литературы, руководитель школьного музея
пгт Троицко-Печорск
2010 год
Содержание работы:
II. Основная часть………………………………………………………………...5
Глава I. Династия семьи Суминых - Собяниных ..………………………. 5
Глава II. Династия семьи Мороз…………………………………………....8
III. Заключение………………………………………………………………….10
IV. Список используемых источников и литературы……………...... …….11
V. Приложения
Введение.
«Учитель» ― нестареющее слово!
Свежо всегда и вечно будет ново!
Пока земля кружится во Вселенной,
Профессия учителя нетленна!
В любой профессии важны традиции, преемственность профессиональных качеств, связь между поколениями. Лучше всего они реализуются тогда, когда то или иное дело становится частью жизни семьи. Так образуются династии. В словаре мы находим определение понятию «династии», оно связано с тружениками, «передающими из рода в род своё мастерство». Чаще всего слово «династия» мы употребляем в том случае, когда говорим о тружениках – строителях, шахтёрах… .А бывают династии учителей, вот только об этом как-то мало говорят.
Интересно, а много ли сейчас учительских династий? Существуют ли семьи, где дети, наблюдая круглосуточную работу родителя, всё равно решают посвятить себя учительскому труду?
За последние 5 лет из 22 выпускников КГПИ из Троицко-Печорского района только шестеро выбрали профессию учителя, трое работают в школах родного района. Остальные выбрали иные области профессиональной деятельности, работать по специальности не собираются. Почему?
Профессия учителя в нашей стране никогда не относилась к числу наиболее высокооплачиваемых, тем не менее, всегда была одной из престижных. Ещё в 1902 году Антон Павлович Чехов писал: «Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ, - вы понимаете!? – воспитывать народ! Отвратительно всё это. Какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу». А учителям платят очень маленькую зарплату, которая не даёт возможности жить достойно.
Но, несмотря на трудности, сложнейшие профессиональные задачи, люди из поколения в поколение идут работать с детьми.
Удивительное это явление - династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, «зов крови»? Дар учить, переданный по наследству? Или нечто полученное свыше, определяющее судьбу?
Мы считаем, что тема нашей работы актуальна. Почему? Во-первых, 2010 год объявлен Годом Учителя, значит, особое внимание должно уделяться людям этой профессии. Во-вторых, о рабочих династиях собрано достаточно много материала, а учительские династии остаются в тени.
Цель исследования:
показать значимость учительских династий нашей школы, их вклад в развитие образования Троицко-Печорского района, республики.
Задачи:
Новизна работы в том, что никто еще не исследовал учительские династии нашей школы.
Работа состоит из двух глав. I глава знакомит с представителями династии Суминых – Собяниных. Во II главе отражается педагогический труд учителя географии и ОБЖ Мороза Андрея Елисеевича, его сестры Семушиной Натальи Елисеевны, сына Мороза Андрея Андреевича.
В своей работе мы использовали следующие элементы исследования: наблюдения, беседы, интервьюирование, устные рассказы представителей династий, воспоминания коллег, характеристики, газетный материал, отзывы учащихся и учителей.
I глава.
Династия семьи Суминых – Собяниных.
Изучая историю учительской династии нельзя не вспомнить слова А. С. Макаренко: «Воспитание в том и заключается, что более взрослое население передает свой опыт, свои убеждения младшему поколению».
Основателем династии Суминых – Собяниных является Сумин Алексей Иванович. Он закончил КГПИ по специальности учитель физики и математики. Ещё будучи студентом, он был отмечен Похвальным листом Сыктывкарского Горкома ВЛКСМ (приложение 1).
Работал в сельских школах, затем 6 лет школьным инспектором РОНО.
Алексей Иванович был первым директором нашей школы. Большой педагогический опыт, знания, любовь к детям и своему делу, необыкновенное трудолюбие, готовность помочь советом и делом, скромность - вот что характеризует Алексея Ивановича.
В 1979 г. Алексей Иванович был переведен в РОНО главным специалистом отдела образования администрации района, где проработал 18 лет. Стаж педагогической работы – 33 года.
Алексей Иванович за свой добросовестный труд награжден Почетной грамотой Верховного Совета Коми АССР, Юбилейной медалью «За доблестный труд», грамотами и благодарностями РОНО (приложение 2).
Сумина Галина Фаддеевна закончила педагогическое училище №1 им. И.А.Куратова по специальности учитель начальных классов. Стаж педагогической работы составляет 38 лет. Выписки из характеристик разных лет Галины Фаддеевны рассказывают о её преподавательских, организаторских и коммуникативных способностях, личностных качествах (приложение 3).
С теплотой вспоминает Давлятшина Л.В., заместитель директора по учебной работе: «Уроки Галины Фаддеевны являлись классическим образцом общения с детьми на гуманном, умном, добром и увлекательном языке».
Галина Фаддеевна награждена Почётными грамотами, благодарностями (приложение 4 ). Имеет звание «Старший учитель» (приложение 5).
В семье Суминых рабочий день не заканчивался по звонку с последнего урока, а продолжался ещё и дома, в беседах о проблемах и радостях своих учеников, об их неудачах и успехах, о планах на завтра. Не это ли повлияло на выбор профессии их дочери?
Сумина Ольга Алексеевна - выпускница средней школы №2. В 1989 г. закончила КГПИ, факультет педагогики и методики начального обучения. В 2007 г. прошла переподготовку по специальности «Менеджмент в образовании». Стаж педагогической работы – 21 год, в средней школе №2 – 9,5 лет.
Заместитель директора по учебной работе Сизова Т.В. представила Ольгу Алексеевну как учителя «с демократическим стилем общения, с глубокой верой в возможности развития детей.
По воспоминаниям коллег – учителей начальных классов, «Ольга Алексеевна – творчески работающий педагог. Проводила большую инновационную работу - вела класс эстетического воспитания». В 1999 году Ольга Алексеевна стала победителем районного конкурса «Учитель года».
С марта 2004 г. по февраль 2009 г. Ольга Алексеевна работала заведующей ИМК отдела образования. С 2009 г. Ольга Алексеевна является директором МОУ «СОШ №1» пгт Троицко-Печорск.
За добросовестный труд Ольга Алексеевна имеет Почётные грамоты, благодарности, Благодарственные письма, Дипломы (приложение 6).
На вопрос Ольге Алексеевне о том, что повлияло на её выбор профессии, она назвала следующие мотивы: «Я росла в такой атмосфере, когда постоянно обсуждались школьные дела. В доме много было литературы, в том числе педагогической, что способствовало развитию интереса к будущей профессии. Нравилось наблюдать, как мама проверяет тетради. Я ей помогала в изготовлении наглядных пособий. Любила играть в школу – собирала дома детей , была для них учителем: давала разные задания, вела журнал оценок.
Сумин Василий Иванович, брат Сумина А.И., закончил исторический факультет КГПИ. Был первым директором Комсомольской восьмилетней школы, преподавал историю. Работал школьным инспектором в РОНО Троицко – Печорского района и г. Инта. Стаж работы – 35 лет. Имеет звание «Отличник просвещения».
Сумина Людмила Александровна, жена В.И., вела уроки английского языка в школах Троицко – Печорского района и г. Инта. Стаж работы – 36 лет.
Собянин Георгий Фаддеевич, брат Галины Фаддеевны, закончил филологический факультет КГПИ. Работал директором санатория «Лесная школа» в селе Гавриловка Сыктывдинского района. Стаж работы – 40 лет.
У всех пятерых братьев Галины Фаддеевны жёны имели педагогическое образование и работали в образовательных учреждениях района и республики:
Таким образом, общий педагогический стаж династии семьи Суминых – Собяниных – 353 года. Династия уникальна: шесть (!) представителей династии - директора и заведующие образовательными учреждениями, ИМК отдела образования. За свой добросовестный труд они награждены благодарностями, Почетными грамотами и дипломами разных уровней, юбилейной медалью «За доблестный труд», имеют высокие звания «Старший учитель», «Отличник просвещения», «Заслуженный учитель РСФСР». Об учительской династии этой семьи можно сказать ещё много добрых и хороших слов, потому что это люди большого сердца, огромного трудолюбия, высоких моральных качеств.
2 глава
Династия семьи Мороз.
Мороз Андрей Елисеевич закончил КГПИ по специальности учитель географии, биологии и НВП.. Стаж педагогической работы в нащей школе – 27 лет. В 2001 г. стал победителем районного конкурса «Учитель года».
Сидорченко Е.И., заместитель директора по учебной работе, отмечает: «В своей педагогической практике Андрей Елисеевич умело использует коллективную, групповую, индивидуальную работу с учащимися, применяет исследовательский, поисковый методы обучения». Многие ученики Андрея Елисеевича - призёры в районных олимпиадах, в районной игре «Зарница».
Андрей Елисеевич ведёт большую внеклассную работу по предмету.
В 2006 г. принимал участие в организации и работе школьного экологического лагеря «Родничок». Исследовательская работа его учеников отмечена Дипломом на республиканском конкурсе. В 2003 году Андрей Елисеевич руководил экологическим лагерем школьников на базе Печоро-Илычского заповедника.
Андрей Елисеевич уже 24 года является руководителем туристического клуба «ВИСП». Не одно поколение школьников прошло через горнила турклуба. Работа клуба по достоинству оценивается районными и республиканскими организациями.
Андрей Елисеевич является опорой и наставником своих коллег, надежным другом для многих ребят, посещавшим туристический клуб.
За свой труд Андрей Елисеевич имеет Грамоты, Дипломы, благодарности от Троицко-Печорского районного комитета ДОСААФ, Администрации МО «Троицко-Печорский район», Коми оборонной спортивно-технической организации, Коми республиканского экологического центра дополнительного образования, Министерства образования и высшей школы РК, Коми республиканского эколого-биологический центра, Российского фонда мира.
В 2009 г. ему вручён Нагрудный знак «Почётный работник общего образования Российской Федерации» (приложение 7).
Семушина Наталья Елисеевна, сестра Андрея Елисеевича, закончила КГПИ по специальности учитель иностранных языков, работала в нашей школе учителем английского языка. В данный момент преподаёт в медколледже г. Череповец. По её словам, «любовь к языкам проявлялась еще в школьные годы, с удовольствием участвовала в олимпиадах».
Мороз Андрей Андреевич, является младшим представителем учительской династий семьи Мороз. Выпускник нашей школы, закончил КГПИ по специальности учитель географии и биологии. С 2004 года работает в МОУ «СОШ с. Усть – Илыч» Троицко-Печорского района. По его словам, «свою профессию выбрал по примеру отца. География и биология как предметы его увлекли ещё в среднем звене обучения в школе. Нравилось ходить в походы с туристическим клубом «ВИСП»».
«Одно дело, когда человек получает теоретические знания и практические навыки в совершенно новой для себя области от чужих людей, и совсем другое - когда он с детства живет в атмосфере профессии, впитывает в себя её дух, её спецефику, этику, - обосновывает свой выбор профессии Андрей Андреевич и добавляет. – Да и сейчас, какие бы вопросы у меня ни возникали из области методики, педагогики, отец всегда даёт мне точные развернутые ответы». Целеустремленность, требовательность к себе и другим, стремление к саморазвитию – то, что перенял сын у отца.
У молодого специалиста есть уже достижения - ученики Андрея Андреевича не раз занимали призовые места в районной олимпиаде по биологии.
Таким образом, династия семьи Мороз вносит свой вклад в развитие образования района. Благодаря энтузиазму Андрея Елисеевича, его активной жизненной позиции, верности своей профессии в течение 24 лет на территории нашего района развивается детский спортивный туризм. Им подготовлено более 100 учащихся, выполнивших нормативы «Юный турист» и «Турист России». Сын продолжает дело отца, а это значит, что маленькая династия семьи Мороз сохраняет лучшие педагогические традиции.
Заключение.
Учитель – кладезь знаний и мудрости, которые необходимо передать подрастающему поколению. И пусть нелёгок учительский путь, но не редеют ряды лучших представителей своего Отечества. О призвании к педагогическому труду, любви к детям ярко свидетельствуют представители династий нашей школы, нашего района. Каждый представитель этих династий – по-своему уникальный человек и талантливый учитель. Всех их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая взыскательность к себе и желание быть полезным обществу. Многие из представителей династий нашей школы - лидеры в образовании, которые внесли значительный вклад в развитие образования Троицко-Печорского района, республики.
Сумина Ольга Алексеевна и Мороз Андрей Андреевич пошли по стопам родителей не потому, что родители захотели по наследству передать своим детям гордое знамя учительской профессии. На выбор профессии детей влияют яркий пример родителей - педагогов, увлечённость предметом школьной дисциплины, наличие преподавательских, организаторских и коммуникативных способностей, личностные качества и интересы: склонность к работе с детьми, умение заинтересовать, ответственность, уравновешенность, интерес и уважение к людям, стремление к саморазвитию, оригинальность, целеустремленность, артистизм, требовательность к себе и другим, наблюдательность. А ещё - желание работать творчески и быть полезным обществу. Такой выбор должен вызывать уважение и даже восхищение.
Изучение материала об учительских династиях, известных в школе, районе, в республике считаем необходимым для воспитания уважения к учительской профессии. Кроме того, данная работа - это способ выразить огромную искреннюю благодарность не просто отдельным людям, а целым семьям, посвятившим жизнь ВОСПИТАНИЮ, ОБРАЗОВАНИЮ, ПЕДАГОГИКЕ, НАУКЕ и ПРОСВЕЩЕНИЮ. Это лишний повод задуматься о том, что Учитель ― это больше чем просто профессия, это великая миссия, вечная и гуманистическая!
Список используемых источников и литературы:
1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2003. - 176 с.
2. Макаренко А. С., ПСС том 2 . Москва.: Издательство «Академия педагогических наук», 1957 г.
3. Ростопшин П. Психология и педагогика. - М.: «Издательство ПРИОР», 2000. - 96 с.
4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 336 с.
5. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928 с.
Кто грамотней?
Л. Нечаев. Яма
Весенняя сказка
Мороз и заяц
Ледяная внучка