Данный прект рассчитан на знакомство с обычаями и традициями казаков. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные не писанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Цель проекта – овладение учащимися знаний об историческом пути казачества в Забайкалье; познакомить с традициями, поверьями и обычаями казаков.
Задачи:
- сформировать ценностные ориентации у учащихся
- поразмышлять о сохранение и о приумножении культурного и исторического наследия своей малой родины
- воспитание патриотизма и любви к Родине, взаимопонимания между народами
Вложение | Размер |
---|---|
kazaki-proekt._aseeva_k.docx | 626.52 КБ |
Проект: Казачество в прошлом и настоящем
Выполнила: Асеева Екатерина,
учащаяся 8 «Б» класса
МАОУ СОШ № 43 г. Улан-Удэ
Руководитель: Мутовина Н.И.,
учитель истории
г. Улан-Удэ
2015 г.
Казаки ─ кто они? Если мы обратимся к словарю, то само слово «казак» тюркского происхождения, что означает «удалец», «вольный человек». Это определение наиболее верно отражает смысл понятия «казак», хотя у разных народов существовало много вариантов его трактовки. Спор между историками о происхождении слова «казак», как и вообще — кто такие казаки, — остается нерешенным до сих пор.
Казаки – это «уникальное славянское народонаселение, образованное за пределами Руси и в условиях, от нее не зависимых» со своим языком, обычаями и культурой. Покидая по различным обстоятельствам свою родину, русские люди селились на никем не занятых землях в бескрайних южных степях вне пределов Руси, где опасность грозила им со всех сторон. Отражая нападения кочевников на свои селения, казаки сами совершали набеги, экспедиции и походы в неизведанные земли. Война становилась для этих людей профессией, формировала характер и своеобразный быт.
Казаки жили общинами, она являлась одновременно хозяйственной и военной. Во главе ее управления стоял круг, то есть собрание всех казаков. Кругу принадлежала распорядительная и высшая судебная власть.
Для исполнительной деятельности круг выбирал войскового старшину — атамана, его помощника — есаула, войскового подьячего (писаря) для письменных дел. Исполнитель воли казачьего круга в мирное время, атаман обладал неограниченной властью во время войны или похода.
В то время в атаманы выбирались казаки, прежде всего, по своим деловым качествам, а не по имущественному положению, как стало значительно позднее. К атаману предъявлялись высокие требования: личная храбрость и смелость в бою, умение грамотно командовать отрядом в походе, знание военного дела, сильных и слабых сторон противника; обладание твердой волей и умением увлечь людей для достижения поставленной цели.
Атаман должен быть хорошим администратором в мирные дни, заботиться о казаках, понимать их. При выборе атамана учитывался его ум, способность правильно оценивать обстановку и принимать решение. Случайных людей в атаманы не избирали — только тех, которых хорошо знали и кому казаки могли доверить свои жизни.
В мирное время казаки занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие у них не поощрялось, так как считалось, что земля закрепощает людей, требует постоянства и покоя, да и непрекращающиеся набеги степных кочевников делали это занятие невозможным. Хлеб казаки получали из царской казны или у русских купцов в обмен на рыбу, пушнину или добытые в походах товары.
Очаговый характер расселения, большое удаление друг от друга не позволяли казачьим общинам поддерживать тесные связи между собой. Со временем, когда поток русских переселенцев на свободные пограничные земли увеличился, выросло и число казаков, активизировалась их военная деятельность, назрела необходимость для объединения разобщенных казачьих общин в войско.
Казачьи войска в XV— XVII веках, превратившись в грозную силу, не раз предпринимали военные походы в Крым, к побережью Черного и Каспийского морей, отваживались на открытую борьбу с татарским и турецким войском, добирались даже до далекой Персии. Вооружены были казаки саблями, пиками, легким огнестрельным оружием (карабины, пистолеты, мушкеты), была у них и артиллерия.
Казачьи общины, преобразованные в войско, получали наименование по территориальному признаку. За войском закреплялась земля, которая передавалась в пользование казачьим станицам
В XVII веке русские переселенцы быстрыми темпами стали осваивать новые восточные земли на Камчатке и побережье Охотского моря, на Алеутских островах и Аляске, русским был необходим Амур. А для этого нужна была сила.
30 декабря 1849 года генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьев отправил проект об образовании Забайкальского казачьего войска в Петербург. Данный проект был одобрен Николаем I 18 марта 1851 года.
В июне 1851 года войско состояло из 48169 человек, подчинялось генерал-губернатору. Высшей властью в Забайкальском казачьем войске обладал наказной атаман Забайкальского казачьего войска, который одновременно был военным губернатором образованной 11 июля 1851 года Забайкальской области.
Забайкальское казачье войско являлось войском, поселенным в определенных районах. Казаки жили поселениями, занимались в зависимости от условий местности земледелием, различными промыслами, скотоводством, но имели военное правление. В конце XIX века войско располагалось на территории современных Республик Бурятии и Читинской области.
Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. За годы лихолетья и уничтожения казачества изрядно выветривались и исказились под чуждым влиянием эти понятия.
Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен.
С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни.
Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали:
« не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество».
Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ.
Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка.
Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные не писанные казачьи домашние законы:
1. Уважительное отношение к старшим.
2. Безмерное почитание гостя.
3. Уважение к женщине (матери, сестре, жене).
Цель проекта – овладение учащимися знаний об историческом пути казачества в Забайкалье; познакомить с традициями, поверьями и обычаями казаков.
Задачи:
- сформировать ценностные ориентации у учащихся
- поразмышлять о сохранение и о приумножении культурного и исторического наследия своей малой родины
- воспитание патриотизма и любви к Родине, взаимопонимания между народами
Этапы деятельности:
№ п/п | Название программы, цель | Место проведения, время и продолжительность программы | Стоимость программы | Фотографии |
1. | Выбери меня! (игровая фольклорная программа у казаков) Цель – познакомить учащихся с обычаями и традициями казаков во время встречи с носителями данной культуры. | Гусиноозерск, Селенгинский район, с 11.00 до 16.00
| 500 рублей с ребенка (проезд и питание входят в данную сумму) | |
2. | Путешествие в Посольский мужской монастырь на Байкале. Цель – узнать об истории освоения Забайкалья казаками. | село Посольское, Кабанский район, с 10.00 до 18.30 | 1260 рублей при группе 20 человек и руководитель |
Ожидаемые результаты:
- расширить знания учащихся о истории родного края
-развитие патриотических чувств
-толерантное отношение к традициям и обычаям других народов
Два морехода
Два плуга
Развешиваем детские рисунки дома
Прекрасная химия
Рисуем "Осенний дождь"