Данный проект был выполнен в рамках Муниципального конкурса ученических исследовательских проектов "Возможно ль, алгеброй гармонию проверить?"
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа по математике учащихся 6 класса | 24.78 КБ |
МБОУ «Тучковская средняя школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Проектная работа учащихся в рамках математического фестиваля
«Возможно ль алгеброй гармонию проверить?»
Тема проекта:
«Отрицательные герои в сказках»
Бураков Кирилл, Магомедова Залина,
Тимашков Андрей, Шеврыгина Николь
учащиеся 6 класса
руководитель проекта Иванова О.В.
учитель математики
г. Тучково 2012 г
Содержание
1.Введение
2. История возникновения отрицательных чисел ( историческая справка)
3.Отрицательные герои в сказках
4. Заключение
5. Список литературы
Введение
Целями и задачами данного проекта являются
- стимулирование творческой активности учащихся
- развитие и формирование интеллектуально-творческой и учебно-исследовательской деятельности учащихся
- умение обрабатывать и обобщать полученную информацию
Проблемными вопросами данного проекта являются:
Как появились отрицательные числа?
Почему в сказках некоторые герои называются отрицательными?
План проведения проекта
1.Определение темы для исследования
Разбиение учащихся на две группы: «Историки» и «Литераторы».
Учитель помогает каждой группе обсудить стратегию исследования, способы поиска информации, методы исследования и возможности оформления результатов работы.
2. Исследование учащихся по данным направлениям (работа с печатными материалами, интернетом). Обсуждение собранных материалов, выводы.
3.Оформление результатов проекта.
4.Защита проекта
История возникновения отрицательных чисел
В шестом классе учащиеся впервые знакомятся с понятием «отрицательные числа». История возникновения отрицательных чисел рассматривается в этой части работы.
На самых ранних ступенях развития люди были знакомы только с отрицательными числами. Но этими числами нельзя обойтись даже в самых простых случаях в жизни.
Первые сведения об отрицательных числах впервые встречаются у китайских математиков во втором веке до нашей эры. Узаконены же они были в третьем веке до нашей эры в Китае, но использовались они лишь для исключительных случаев, потому что считались бессмысленными.
Позже отрицательные числа стали использоваться и в Индии для обозначения долгов или как промежуточный этап для вычисления окончательного положительного результата.
Древнегреческий математик Диофант уже в третьем веке уже пользовался правилом знаков и умел умножать отрицательные числа. Но и он несмотря на это рассматривал их как временные значения. Отрицательные числа утверждались постепенно. Индийский математик Брахмагупта (VII) рассматривал отрицательные числа наравне с положительными.
Вот как он излагал правила сложения и вычитания:
« Сумма двух имуществ есть имущество».
«Сумма двух долгов есть долг».
« Сумма имущества и долга равна их разности».
В Европе отрицательные числа появились гораздо позднее. Леонардо Пизанский (Фибоначчи) ввел их для решения финансовых задач с долгами. В 1202 году он использовал их впервые для подсчета своих долгов. Несмотря на это до семнадцатого века отрицательные числа не находили признания. Их называли «ложными». «мнимыми» и даже «абсурдными». В семнадцатом веке известный математик Блез Паскаль утверждал, что 0 – 4 = 0, так как нет такого числа, которое может быть меньше, чем ничего. Еще в девятнадцатом веке математики часто отбрасывали отрицательные числа в своих вычислениях, считая их бессмысленными!
Правда, такого мнения об отрицательных числах придерживались не все ученые. Бомбелли и Жерар считали их вполне допустимыми и даже полезными, в частности для обозначения недостачи чего либо. В современной арифметике операция вычитания и знак отрицательных чисел обозначаются одним и тем же символом «- ». Геометрическая интерпретация отрицательных чисел впервые появилась в семнадцатом веке с появление аналитической геометрии. Теперь отрицательные числа становятся равноправными с положительными. Этому способствовали работы французского ученого Рене Декарта путем введения числовой прямой в 1637 году.
Теория отрицательных чисел долго находилась в стадии становления.
Бурные обсуждения вызывала пропорция: 1: (-1) = (-1) : 1 в ней первый член слева больше второго, а справа – наоборот, и получается, Что большее равно меньшему! (парадокс Арно). Непонятно было также, какой смысл имеет умножение отрицательных чисел, и почему произведение отрицательных чисел положительно.
Полную и вполне строгую теорию отрицательных чисел создали только в девятнадцатом веке Уильям Гамельтон и Герман Грассман.
Отрицательные герои в сказках
В этой части работы учащиеся рассматривают связь математического термина «отрицательный» и литературного понятия герой сказки. Путем действий с числами с разными знаками доказывают, что рассмотренные ниже герои сказок являются отрицательными героями.
«Белая уточка» Герой Ведьма
Отрицательные поступки | Положительные поступки |
|
|
Положительных поступков – 1, отрицательных -3
-3 + 1 = -2. Вывод: Ведьма - отрицательный герой
«Подарки феи» Герой Мачеха
Отрицательные поступки | Положительные поступки |
|
|
Положительных поступков – 1 ,отрицательных поступков - 3
1 + (-3) = -2. Вывод: мачеха - отрицательный герой
«Лиса и волк» Герой Лиса
Отрицательные поступки | Положительные поступки |
| нет |
Положительных поступков нет , отрицательных поступков - 3
-3 + 0 = -3. Вывод: Лиса отрицательный герой
«Морозко» Герой Баба Яга
Отрицательные поступки | Положительные поступки |
|
|
Положительных поступков -1, отрицательных – 3
Вывод: Баба Яга отрицательный герой.
В рассмотренных сказках у данных героев количество отрицательных поступков везде больше, чем положительных.
Вывод : Ведьма, Мачеха, Лиса, Баба Яга – отрицательные герои.
Заключение
В данной работе учащиеся познакомились с историей появления и становления отрицательных чисел, столкнувшись с этим понятием в 6 классе впервые. Данный материал может использоваться на уроках математики в 6 классе.
Вторая часть исследовательского проекта демонстрирует межпредметную связь математики и литературы, в которой учащиеся применяют знания по теме положительные и отрицательные числа для обоснования использования математического термина «отрицательный» в литературе.
Литература
Сказки: «Морозко», «Волк и лиса», «Белая уточка», «Подарки феи»
Интернет ресурсы: http://wiki.kamgpu.ru/index.php/Учебный_проект:_Отрицательное_вокруг_нас
http://pda.privet.ru/post/14279655
http://nsc.1september.ru/view_article.php?ID=201000505
http://www.antonovasa2.21411s24.edusite.ru/p4aa1.html
Ручей и камень
Зимний лес в вашем доме
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Упрямый зяблик
Астрономический календарь. Июнь, 2019