Работа посвящена проблеме влияния вредных привычек на здоровье подростков, предложены методы по их профилактике. Несмотря на то , что это является одной из актуальных тем нашего времени тема остается не законченной. В последнее время мы все больше замечаем подростков подверженных влиянию вредных привычек. Что сказывается на их здоровье, успеваемости, взаимоотношениям и поведении. И одна из главных причин этого является не ответственность родителей. Дети с малого возраста смотрят по телевиденью рекламы разного содержания (алкоголь, табакокурение, наркотики) что вызывает у них чувство подражания, дабы казаться взрослыми. Вера ставит перед собой цель выявить и донести до окружающих влияние вредных привычек и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.
Для достижения поставленных целей автор использует такие Методы исследования как: изучение литературы отечественных и зарубежных авторов по данному вопросу, опыта образовательных учреждений, эмпирический (наблюдение, беседы, анкетирование). Было проведено педагогическое тестирование, с целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, было среди обучающихся среднего и старшего звена проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых.
На основе полученных результатов и тестов были сформулированы рекомендации и разработки по профилактике вредных привычек в школе.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_vrednykh_privychek_na_organizm_podrostka_i_ikh_profilaktika.docx | 61.85 КБ |
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………………….……………….4
Глава I. ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ………..…..…4
Глава II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ…………………………………………………………….7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………..……………………………………………………9
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….11
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………………………………..12
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра ( Тюменская область)
Город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя образовательная школа №42»
6 класс
Город Нижневартовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя образовательная школа №42»
6 класс
ВВЕДЕНИЕ
Как известно в подростковом возрасте идёт активный физический рост организма. Рост (длина тела) - один из важнейших показателей физического развития (См.: Приложение №1). Известно, что рост продолжается до 17-19 лет у девушек и до 19-22 лет у юношей. При этом периоды ускорения роста перемежаются с периодами относительного замедления. Так, довольно значительное увеличение длины тела наблюдается в первый год жизни (в среднем на 25 см), затем в возрасте от 4 до 7 лет и в начале периода полового созревания (он длится у девочек с 10 до 16 лет, а у мальчиков с 11 до 17 лет) [5]. Как видно из приложения № 1 изменяются и другие физические показатели. Поэтому важно, чтобы в период интенсивного физического развития подростку были чужды вредные привычки. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребёнка. Они касаются физиологии организма, отношений складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всём этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребёнка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека. Центр физической и духовной жизни перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группе сверстников строятся на более серьёзных, чем развлекательные, совместных играх, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы. Во все эти отношения с людьми подросток вступает, уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагая способностями, которые позволяют ему занять определённое место во взаимоотношениях со сверстниками. Подростковый возраст - это самый трудный из детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. В данном возрасте также стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого периода - самопознание, самовыражение, самоутверждение. Поэтому часто, для того чтобы утвердиться в среде сверстников, многие подростки и приобщаются к вредным привычкам. По их мнению, это делает их взрослее в глазах сверстников. В подростковом возрасте учащиеся стремятся быть похожими на старших, иногда такое желание становится настолько сильным, что подросток преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. Видя проявление некоторых качеств у взрослых или у тех, кто его старше, подросток начинает им подражать, это тоже приводит к приобщению их к вредным привычкам. Подростку нравится чувствовать себя взрослым. Это связано и с физическими изменениями его организма. Подростки копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, причёски, украшения, косметика, лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения. Помимо взрослых, образцами для подражания могут быть и старшие сверстники. Для мальчиков - подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведёт себя "как настоящий мужчина", обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью в дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит "как настоящая женщина": старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослых женщин.
Таким образом, формирование и развитие самосознания ребёнка. Желательный образ "Я" у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинствах других людей. К сожалению, в жизни часто у подростков возникают ложные представления о том, каким должен быть "настоящий мужчина" и "настоящая женщина", видят их в тех, кому присуще увлечение вредными привычками, начинают слепо им следовать. Телевидение способствует формированию у подростков вредных авторитетов: сильный красивый человек красиво "употребляет" алкоголь и курит. И волей - неволей образ такого человека остаётся в памяти подростка. Многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Важно, относясь к подростку по - серьёзному, то есть по - взрослому, вместе с тем обращаться с ним как с ребёнком, который постоянно нуждается в помощи и поддержке, но внешне при этом такого "детского" обращения не обнаруживать. Именно правильные взаимоотношения с взрослыми людьми помогают подростку избежать увлечения вредными привычками.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава I.ВЛИЯНИЕ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК НА РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ
Одна из проблем современного общества - огромное количество курящих людей, в том числе возросло число курящих подростков, которые курят, чтобы выглядеть взрослее, курят, чтобы завоевать авторитет среди сверстников, курят из любопытства, за компанию, чтобы похудеть, потому что это модно, не задумываясь о последствиях, не думая о будущем. Некоторые ошибочно полагают, что курение мобилизует, помогает сосредоточиться. Некоторые начинают курить, насмотревшись рекламы, хорошо, что сейчас на телевидении запрещена реклама сигарет. Хотя о чудодейственных свойствах пива продолжают вещать на всех каналах, ошибочно предполагая, что после 22 часов, подросток телевизор не смотрит. Наркологи выделили среди множества причин раннего курения подростков 12 наиболее вероятных.
Мы провели анонимное анкетирование ребят из нашей школы и узнали мнение подростков о значимости этих причин. У нас получились следующие результаты:
Причины
курения школьников Диаграмма
по результатам опроса
12. Из-за рекламы — 3,7%
11. По «телику» все курят — 4,6%
10. Родители курят — 4,8%
9. Назло взрослым — 5,3%
8. Потому что запрещают — 5,5%
7. Скучно — 7,3%
6. Сигареты доступны — 7,5%
5. Нравится — 8,6%
4. Хочу быть взрослым — 10,1%
3. Это «круто» — 10,1%
2. Снять стресс — 12,1%
1. Друзья курят — 20,4%
Возраст курящих школьников
Ребятам предлагалось ответить на вопрос: «Как вы относитесть к курению?». По результатам опросов мы построили диаграмму.
| Диаграмма |
| Как вы |
|
|
|
1. Никогда не пробовал. На диаграмме изображены пять возрастных групп и ответы на поставленные вопросы в процентном отображении. |
Подражание другим, чувство новизны, желание казаться взрослыми в конечном счёте приводит к тому, что ухудшается здоровье подростков. Если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет. Под воздействием никотина число сердечных сокращений возрастает на 15 - 20% процентов. Регулярное курение заставляет сердце работать с повышенной нагрузкой, что приводит, в конце концов, его к преждевременному изнашиванию. При длительном непрерывном курении (несколько сигарет подряд) пульс нормализуется лишь после 30 минут [1,65]. Этот убыстряющий эффект никотина способствует его быстрому проникновению в кровь. Поэтому подростку, у которого идёт формирование внутренних органов, курение вредит особенно сильно. Наносит вред оно и окружающим детям, которые являются "пассивными курильщиками". Пассивное курение увеличивает на 10-30 процентов риск развития рака лёгких [1,66]. Поэтому подросток должен понимать, что находится рядом с теми, кто курит, также вредно для его здоровья. Раннее курение не может не сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результата. Подростки, которые курят, чаще болеют. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам и начинает требовать "никотина", возникает беспокойство, раздражительность, нервозность. Таким образом, курение является вредной привычкой, которая оказывает пагубное воздействие на весь организм человека, а особенно на организм растущий. При длительном воздействии табачного дыма на организм подростка возрастает риск развития сердечно - сосудистых и бронхолёгочных заболеваний. Кроме этого, имеются прямые доказательства того, что у подростков вследствие курения снижаются умственные способности [1,39].Огромен и вред алкоголя, который попадает в организм растущего человека, будь то водка, пиво, или сухие вина. Макс Рубнер [3] говорил, что в пиве и вине тонет гораздо больше людей, чем в воде, сегодня количество явных и косвенных жертв алкоголизма вполне можно сравнить с числом жертв от самых опасных заболеваний. Алкоголь перекрывает каналы поступления кислорода в головной мозг, в результате начинается кислородное голодание, мозговые клетки гибнут, что и приводит к головной боли, ухудшаются процессы мышления, ослабевает память. Это иначе медики называют "алкогольным слабоумием". Происходит своеобразная "пьяная мутация личности", что за последние десятилетия стало типичным для русского народа. Причём, делается это на глазах - в буквальном и в переносном смыслах - средствами массовой информации и рекламой как желательный элемент новой и свободной жизни (телекино, шоу и т.п.) [4]. Особенно пагубное воздействие оказывает алкоголизм на здоровье подростков. Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и концентрируется в мозгу. При систематическом поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. В последнее время участились случаи, когда дети в стадии алкогольного состояния попадают в больницы, это вызвано сильными отравлениями алкоголем, и тем, что подростки из неблагополучных семей употребляют суррогаты, спиртосодержащие жидкости и алкоголь низкого качества. Нужно отметить, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж и редки. Около половины смертей в возрасте 20-40 лет обусловлено злоупотреблением алкоголя.
Статистика смерти страшная, поэтому возникает серьёзный вопрос по профилактике употребления алкоголя среди подростков."Детский подростковый алкоголизм" - этот термин постепенно входит в нашу речь. Алкоголь оказывает сильное влияние на поступки молодых людей. Большой проблемой остается так же распространение наркотиков среди подростков. Опросы, проведённые в крупных российских городах, показывают, что сегодня каждый третий школьник 13-16 лет знаком с одурманивающими препаратами не понаслышке. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Пятая часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки. Эксперты Всемирной организации здравоохранения признают, что их определение наркотиков очень широко. На какие бы группы мы не подразделяли наркотики, все они наносят большой вред организму подростков. Дети - наркоманы плохо учатся или не учатся совсем, рано умирают, так как они заболевают, и ничто их уже не может спасти, так как наркомания почти не излечима. Психоактивные наркотики оказывают действие на настроение, сознание и поведение. Психоактивные наркотики занимают главное место, потому что подростки в основном употребляют именно их, и они часто создают серьезные проблемы.
Итак, вредные привычки имеют медицинские последствия для самого человека и его будущего потомства, они наносят вред семье, государству, обществу. Большинство людей согласны с тем, что профилактика должна быть важным компонентом в современном подходе к решению проблемы злоупотребления различными веществами.
Глава II. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В процессе написания исследовательской работы для решения поставленных задач мы использовали следующие методы: метод анализа литературных источников, метод изучения документов, педагогическое тестирование.
Метод анализа литературных источников. При написании работы нами было проанализировано 5 литературных источников, выпущенных с 1987 по 2005 гг. При анализе литературы внимание уделялось вопросам влияния вредных привычек на организм подростков и организации их профилактики в школе. Особое внимание мы уделили значимости занятий физической культурой в профилактике курения подростков.
Метод изучения документов. В процессе написания исследовательской работы были изучены показатели здоровья обучающихся, проанализированы пропуски учащимися занятий в школе, проведён их сравнительный анализ.
Педагогическое тестированиие. С целью определения отношения к такой вредной привычке, как курение, было среди обучающихся среднего и старшего звена проведено тестирование. Тестирование проводилось в одинаковых условиях для всех испытуемых.
Первый тест ставил перед собой следующие цели: выявить количество курящих обучающихся; определить возраст, с которого учащиеся начали курить; причины начала курения; ощущения после курения; знания о влияния курения на здоровье обучающихся; выявить отношение к курению в семьях. Также мы ставили целью узнать, кто проводит или проводил с учащимися беседы о вреде курения. Всего обучающихся приняло участие в ответах на вопросы -38. Это ученики с 6 - 11 классы. Анкета приведена в приложении № 2. К курящим компаниям 19 человек из опрошенных относятся безразлично, 16 эти компании не нравятся, 2 из опрошенных на данный вопрос не ответили. Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Ответы на данный вопрос говорят о том, что школьники безразличны к тому, что в окружении их много курящих, следовательно, они могут число курящих увеличить. Опрос показал, что впервые знакомятся с сигаретой учащиеся в первом - втором классах, но, поняв, что курение оставляет неприятные ощущения, большинство оставляют сигареты, а возвращаются к данной пагубной привычке в среднем школьном возрасте. Причинами курения подростков чаще становится подражание взрослым, особенно тем, на которых хотелось бы быть похожими, желание казаться взрослыми, желание быть как все в курящей компании. Раннее обращение к курению вызвано интересами обучающихся попробовать неизведанное, то, что делают многие взрослые. На вопросы второго теста (См. приложение № 3) отвечали ученики, которые курят. Он ставил перед собой следующие цели: выявить отношение к курению в семьях; желание обучающихся бросить курить. Как видим, у большинства обучающихся (83%) есть желание навсегда избавиться от данной пагубной привычки. Стоит только им в этом помочь. Раннее курение не может не сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результатах. С целью показа вреда, который наносит курение на организм подростка, нами было проведено несколько классных часов, на которых было показано пагубное воздействие на организм подростков курения. Например, в 10 классе учащимся был показан на примерах вред, наносимый курением на здоровье ребёнка. (См. приложение № 4). После данной беседы учащимся было предложено высказать своё отношение к курению. В беседе они показали, что впервые слышат приведённые примеры, тот, кто курит, отметили в своих выступлениях, что не задумываются о вреде, приносимом сигаретами, высказали желание отказаться от этой пагубной привычки.
В 9 классе была проведена индивидуальная беседа с курящими детьми, которая помогла ответить на вопрос, что мешает им бросить курить. (См. приложение № 5). По результатам теста получилось, что один ученик относится к первой группе, он легко может отказаться от курения, другой ко второй, ему отказаться от курения труднее. Первый ученик после бесед действительно попробовал не курить. В целях профилактики курения были проведёны классные часы с помощью учителя биологии для обучающихся 6-11 класса. (См. приложение № 6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы выяснены причины, толкающие подростков на злоупотребление вредными привычками, проанализирован вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. Также мы остановились на изучении вопросах профилактики вредных привычек в России и развитых странах мира. Важно на современном этапе развития общества формировать у обучающихся здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления. Что касается табакокурения, то подавляющее большинство школьников впервые знакомятся с сигаретой в 1-2 классах, и движет ими, прежде всего, любопытство. Убедившись в том, что курение сопровождается неприятными ощущениями (горечь во рту, обильное слюнотечение, кашель, головная боль, тошнота), дети к табаку больше не тянуться, во 2-6 классах курят считанные единицы. А вот в более старшем возрасте число курящих школьников начинает расти, и причины этого уже иные, нежели любопытство. Согласно исследованиям социологов, чаще всего это подражание более старшим товарищам, особенно тем, на кого хотелось бы походить (в том числе и родителям), желание казаться взрослым, независимым, желание “быть как все" в курящей компании. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах массовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино - и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае школьники не должны его видеть курящим).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. . Александров А.А. Курение и его профилактика в школе. - М.: Медиа Сфера, 1996. - 96
2. Грушецкая Т. Нет - алкоголизму, курению и наркотикам. // Воспитание школьников. - 2000. - №4. - С.58-
3. с.Маттссон Я. Наркотики: информация для учителя и других специалистов. - Швеция: Нора Сконе Оффсет, 1998. - 128 с.
4 Никитин А.Ф. Трезвость - норма жизни. - М.: Просвещение, 1987. - 64 с.
5. Синяков А.Ф. Познать себя (самоконтроль физкультурника). - М.: Советский спорт, 1990. - 40 с.
6. Горанская С.В., Баранова О.С. Выбираю жизнь. Учебно-методическое пособие. - Петрозаводск, 2000.
7. Еременко Н.И. Профилактика вредных привычек.- Волгоград.: Панорама. Москва:Глобус,2007.
8. Колесов А.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.-М.:Изд-воУРАО,2001.
9. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков.-М.,2000.
10. Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики среди младших школьников.-С-Пб.: Изд-во «Образование-культура»,1999.
11. Макеева А.Г.долго ли до беды?: Пед. профилактика детского наркотизма. - М.: Линка-Пресс,2000.
12. Молодёжь и наркотики: пути профилактики: Мет.рек-ции, Архангельск: Изд-во ПГУ,2002.
13. Психолого-педагогические аспекты профилактики наркозависимости у школьников. - Ростов н/Д.: Изд-во ИПК и ПРО,2000.
14. Романова О.Л., Самойлова М.В., Позитивная антинаркотическая профилактика в начальной школе// Вопросы наркологии,1994.№ 1.
Приложение № 1
Антропометрические показатели по возрастам
Лица мужского пола | ||||
Возраст | Рост См | Вес кг | Окружность грудной клетки | Жизненная емкость легких, мл |
новорожден. 1 г. 2 г. 3 г. 4 г. 5 лет. 6 лет. 7лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет | 50,5 76,3 85,9 101,5 108,5 114,0 121,5 126,5 133,0 138,6 142,0 146,5 152,5 158,5 166,5 173,0 174,8 175,6 | 3,48 10,57 12,9 14,82 16,5 18,7 21,3 24,5 26,2 30,0 32,4 34,6 38,2 43,1 19,0 54,7 61,4 65,2 67,8 | 34,5 49,2 52,0 53,5 54,2 56,4 58,0 59,3 60,0 62,5 64,9 67,1 67,4 73,2 76,7 81,5 86,8 89,0 90,6 | 1100 1150 1260 1450 1650 1950 2170 2250 2450 2800 3150 3600 4030 4200 4300 |
Лица женского пола | ||||
Возраст | Рост, см | Вес, кг | Окружность Грудной клетки (пауза),см | Жизненная емкость легких, мл |
новорож. 1 год 2года 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет 8 лет 9 лет 10 лет 11 лет 12 лет 13 лет 14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет | 50,0 75,0 86,0 94,0 100,2 107,5 113,6 121,5 126,0 131,5 138,0 142,0 151,0 155,0 159,0 159,5 162,0 163,5 164,0 | 3,4 10,32 12,5 14,53 15,8 18,0 20,8 24,0 26,8 29,8 32,6 34,4 41,0 45,5 49,1 52,3 54,9 56,8 57,3 | 33,5 48,0 51,3 53,0 54,4 55,9 57,2 58,0 59,3 61,0 63,8 65,1 68,2 73,3 76,5 78,5 80,7 83,0 83,5 | - 900 1000 1120 1320 1530 1740 1960 2100 2460 2640 2760 2980 3100 3150 3170 |
Приложение №2
Анкета для учеников средних и старших классов
1. Куришь ли ты? а) не курю; б) курю от случая к случаю; в) курю регулярно
2. Пробовал ли курить? а) нет; б) пробовал и не стал продолжать; в) пробовал и стал продолжать
3. Когда пробовал/начал курить? (В каком классе?)
4. Почему ты начал курить? а) подражание взрослым; б) хотел стать своим в кампании; в) сигареты часто рекламируют; г) это модно; д) из интереса; е) предложили друзья; ж) другое
5. Какие ощущения возникают у тебя от курения? Что ты ощутил, впервые закурив? а) кашель; б) першит в горле; в) усталость, сонливость; г) головная боль; д) неприятный вкус во рту; е) чаще болею; з) другое
6. Как влияет курение на твою учёбу? а) ухудшилась память; б) трудно включиться в работу; в) трудно сосредоточиться; г) другое
7. Как влияет курение на твой внешний вид? а) запах табака от одежды; б) запах изо рта; в) бледность лица; г) жёлтые зубы
8. Курят ли в твоей семье? а) да; б) нет; в) иногда
9. Кто беседовал с тобой о вреде курения? а) друзья; б) семья; в) учителя; г) никто
10 Нравится ли тебе курящая компания? а) да; б) нет; в) безразлично
Приложение №3.
Анкета по выявления причин курения
1. Пробовали ли вы курить?
2. Если “да”, то в каком возрасте?
3. Первую сигарету выкурили:
а) один; б) с другом; в) в компании.
4. Курю для того, чтобы
а) считать себя взрослым; б) за компанию; в) ради интереса.
5. Какова реакция родителей на то, что вы курите:
а) ругают; б) убеждают бросить; в) безразличны.
Приложение № 4.
Конспект классного часа "О вреде курения табака" 10 класс. Беседа Все пороки от безделья. Народная поговорка.
Цели:
-предоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения и выработать представление о негативном влиянии курения.
-сформировать у обучающихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к сигаретам.
-стимулировать процесс прекращения курения среди курящих школьников, сделать этот процесс менее болезненным.
Губительная Сигарета
О вреде курения сказано немало. Однако беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья. Курение - не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, что многие не принимают всерьез. Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь). Курильщик не погибает по тому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид - другой яд, содержащийся в табаке. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает привычку, пристрастие к курению. Никотин включает в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становиться необходимым. Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть. Такие случаи наблюдались в разных странах. Нашим крупным ученым - фармакологом Н.П. Крафковым описана смерть молодого человека после того, как он впервые в жизни выкурил большую сигару. Во Франции, в Ницце, в итоге конкурса "Кто больше выкурит" двое "победителей", выкурив по 60 сигарет, умерли, а остальные участники с тяжелым отравлением попали в больницу. В Англии зарегистрирован случай, когда длительно курящий 40 - летний мужчина ночью, во время трудной работы, выкурил 14 сигар и 40 сигарет. Утром ему сделалось плохо, и, несмотря на оказанную медицинскую помощь, он умер. В литературе описан случай, когда в комнату, где лежал табак в связках в порошке, положили спать девочку, и она через несколько часов умерла. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания. У детей курящих родителей в течение первого года жизни увеличивается частота бронхитов и пневмонии и повышается риск развития серьезных заболеваний. Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин "С" необходимый ребенку в период роста. В возрасте 5-9 лет у ребенка нарушается функция легких. Вследствие этого происходит снижение способностей к физической деятельности, требующей выносливость и напряжения. Курение подростков, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечной - сосудистой системах. В 12-15 лет они уже жалуются на отдышку при физической нагрузке. В результате многолетних наблюдений французский доктор Декалзне еще 100 лет назад пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха (например, юношам стать летчиками, космонавтами, спортсменами, девушкам - балеринами, певицами и др.) Курение и школьник несовместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.
Приложение №5
Внеклассное мероприятие "Что мешает мне бросить курить?" На вопрос "Что мешает мне бросить курить?" многие затрудняются ответить. Но для того, что бы бросить курить, нужно узнать, в чем же состоит основная мотивация курения. Итак, попробуйте для начала ответить на вопрос "Что привлекает меня в курении?" (ответов может быть несколько!)
1. Это помогает мне держать себя в рабочей форме. 2. Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках. 3. С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности. 4. Закуриваю, если чем-нибудь расстроен. 5. Мне просто не по себе, когда под рукой нет сигареты. 6. Курю автоматически, не задумываясь о причинах. – 1. 7. Курю, чтобы собраться, сосредоточиться. 8. Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие. 9. Мне приятен запах табака. 10. Закуриваю, когда волнуюсь. 11. Когда я не курю, мне будто чего-то не хватает. – 1. 12. У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую. 13. Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее. – 1 14. Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие. 15. Чаще всего я курю, когда мне хорошо, я спокоен и умиротворен.16. Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать. 17. Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это. 18. Иногда случается, что я закурил автоматически, несознательно. – 1 Результаты теста
Итак, определите, к какой группе Вы относитесь.
Группа мотивов Номера ответов Наименование мотива
Группа А 1, 7, 13 Мотив стимулирования 2, 8, 14
Удовольствие от самого процесса курения 3, 9, 15 Снятие напряжения, придание бодрости
Группа В 4, 10, 16 Снятие напряжения, придание бодрости 5, 11, 17
Неконтролируемое желание закурить, психофизиологическая зависимость
6, 12, 18 Привычка
И сделайте выводы!
Группа А: Ваша зависимость от табака, скорее, психологического, чем физиологического характера. В принципе, занимая руки чем-то более "безопасным", чем сигарета (карандаш, ручка), Вы легко могли бы избавиться от курения. У Вас очень высокие шансы, что Вам будет нетрудно отказаться от курения.
Группа В: Если Вы действительно захотите бросить курить, Вам будут необходимы сила воли, готовность преодолеть себя. Вам придется нелегко. Но свое здоровье и здоровье своих близких того стоит.
Приложение №6
Классный час для обучающихся 6-го класса. Быть здоровым - это здорово!
Здоровье не купишь - его разум дарит
Цель: Формирование психологической установки: "Человек, который заботится о своём здоровье, заботится о своём будущем".
Задачи:
1. Выявить, насколько хорошо учащиеся владеют информацией о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни
2. Создать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни
3. Показать отрицательное влияние вредных привычек на жизнь и здоровье человека.
4 Выработать убеждение о недопустимости курения и употребления спиртных напитков в детском возрасте.
Оборудование: Для игры "Крестики-нолики" готовится игровое поле, состоящее из 9 клеток. Подготовлены вопросы.
Карточки с заданиями для сюжетно-ролевой игры "Умей сказать: Нет"
Подготовительный период: За неделю до классного часа детям даётся задание дома с помощью родителей:
1. Собрать информацию о вреде курения и употребления спиртных напитков на здоровье человека, о здоровом образе жизни.
2. Нарисовать рисунки и подобрать пословицы на тему: "Быть здоровым - это здорово".
Ход мероприятия:
Учитель:
В век технического прогресса, компьютеризации, в эпоху рыночных отношений, как вы думаете, что для нас дороже всего? (ответы детей). Конечно же, здоровье! Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь ни за какие деньги. А что вы понимаете под словом здоровье? Здоровье не только физическое состояние, но и психологическое, духовное. Здоровье человека на 50% зависит от того, как он живёт, чем занимается, т.е. от образа жизни. Девизом нашего классного часа мы взяли поговорку: "Здоровье не купишь - его разум дарит". (загадки на составляющие здорового образа жизни): - Без этой составляющей человек не может прожить больше трёх суток, на неё отводится больше всего времени. (Сон) - Спасает от усталости, от лени, от сонливости, улучшает работу мозга, помогает оставаться бодрым и сильным. (Движение) - Бесценный дар природы, средство закаливания, тренирует наши лёгкие, нервы, кровеносные сосуды. (Свежий воздух) Составляющими здорового образа жизни являются: (на доске крепим карточки): СОН, ПИТАНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, ТРУД, ОТДЫХ, СВЕЖИЙ ВОЗДУХ.
Конкурс КРЕСТИКИ - НОЛИКИ.
В игре участвуют две команды. Одна команда игроков называется "крестики", другая "нолики" При правильном ответе команда вправе в пустой клеточке сделать пометку "X" и "О". Победить в игре команды могут в двух случаях:
1) как только у какой-либо команды на игровом поле образуется выигрышная ситуация, а именно: три их знака расположены подряд по любой вертикали, горизонтали или диагонали; 2) каких знаков на игровом поле в конце игры будет больше.
Варианты вопросов:
1. Его не купишь ни за какие деньги. (Здоровье) .2. Что милей всего на свете? (Сон) .3. Массовое заболевание людей? (Эпидемия)
4. Рациональное распределение времени? (Режим) .5. Тренировка организма холодом. (Закаливание) 6. Жидкость переносящая в организме кислород. (Кровь) .7. Наука о чистоте. (Гигиена) .8. Мельчайший организм, переносящий инфекцию (Микроб) .9. Добровольное отравление никотином. (Курение) .10. Этот русский полководец в детстве был очень слабым ребёнком, но он прекрасно закалил себя. Лучшим способом закалки он считал русскую баню. Там он выдерживал ужасный жар на полке, после чего на него выливали вёдер 10 холодной воды и всегда два ведра вдруг. (Суворов) .11. Любитель нюхать вредные вещества (Токсикоман). 12. Любимый цветок наркомана (Мак).
И, наконец, мы добрались до вредных привычек, которые мешают человеку быть здоровым, бодрым, крепким, сокращают жизнь ему, и его родным и близким. Это алкоголь, курение, наркотики, сквернословие, лень.
1. Про какую привычку говорят, что она вперёд нас родилась? (Лень)
2. Змеи - существа ядовитые, коварные и издавна внушали человеку опасение. Какую из вредных привычек назвали "зелёный змий"? (Алкоголь). 3. Дымит, воняет и лёгкие уничтожает. (Курение)
Какие болезни возникают от курения? Рак лёгких, рак гортани, отравление, язва желудка, депрессия, склероз сосудов, инфаркт, инсульт, мигрень, слабость. Печень за 1 час обезвреживает 1мг алкоголя. Некоторые клетки при этом гибнут, но с большим количеством алкоголя печень справиться не может и тогда наступает смерть.
Сюжетно - ролевая игра. "Умей сказать: НЕТ"
Задание командам: придумать и разыграть ситуацию, когда человека принуждают выпить спиртное или закурить. Каждая команда выбирает героя. Задача командам - уговорить героя, а задача героя устоять. На обдумывание три минуты.
Вариант. Ты идёшь на дискотеку и встречаешь ребят, которые предлагают тебе выпить пиво или вино.
2 вариант. В школьном дворе тебя подозвали ребята и предлагают попробовать закурить.
3 вариант. Вечером, возвращаясь домой, ты сталкиваешься на лестничной площадке с компанией соседских ребят, все они курят. Протягивают сигарету и тебе.
Оценивается по умению устоять уговорам.
Домашнее задание: Конкурс пословиц с демонстрацией детских рисунков. Здоровье всего дороже. Здоровья не купишь. Сон лучше всякого лекарства. Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Меньше пить - дольше жить. Вино полюбил - семью разорил. Вино вину творит. Трезвый в грязь лицом не кинется. Поздоровавшись с водкой, попрощайся с умом. Когда появляется вино, удаляется мудрость. Вино ремеслу не товарищ. Хмель шумит - ум молчит. Кто не курит и не пьёт, тот здоровеньким растёт. Курить - здоровью вредить. Если куришь - быстро бросай и здоровье поправляй. Поскорей бросай курить, чтобы рост не прекратить.
Учитель: Здоровье - неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Надеюсь, что сегодняшний классный час не прошел даром, и вы многое почерпнули из него. "Ведь здоров будешь - всё добудешь!" Так будьте здоров. Анкета - опрос "Мы против курения"
1. Жизненные ценности и смыслы.
Дать задание продолжить предложение "В жизни для меня важно…"
Ответы:
Быть любимым, не быть одиноким; знать, что будет завтра, быть умным, хорошее будущее, чтобы не было войны, не ссориться с родными, быть богатым в будущем, иметь хорошую семью, чтобы родители не ссорились, спокойствие в семье, хорошая учеба, выбрать хорошую профессию; знать, что ты не одинок, быть обеспеченным, заниматься любимым делом, иметь много друзей, не стать бомжом, иметь все блага мира, иметь хорошую семью, быть достойным гражданином своей Родины.
2. Проблемы, которые мы можем решить
а) Как сделать так, чтобы учителя тебя понимали?
Ответы: дарить подарки, хорошо учиться, ничего не делать, выполнять все требования учителей, пригласить в гости, быть искренним, лгать, давать взятки, побольше общаться с учителем, не говорить ничего лишнего, помогать классному руководителю, скрывать свои дурные наклонности, исправлять плохие оценки, напрашиваться на дополнительные занятия, льстить; делать то, что требует учитель, наушничать, быть честным, быть подхалимом, во всем стараться помогать учителю, хорошо учиться.
б) Что нужно сделать, чтобы твои друзья не брали в руки сигареты? Ответы: не курить самому, агитировать всех против курения, рассказывать всем о страшных последствиях курения, завлечь знакомых другими интересами, вести пропаганду антикурения, отвлекать друзей более интересными мероприятиями, рассказать об их пагубной привычке родителям, рассказать историю о друзьях, которые бросили курить, предлагать самые плохие сигареты, рассказать их родителям о том, что их ребенок курит, отвлекать друга, который хочет курить на другие темы, обратиться к родителям желающего покурить за помощью, сказать классному руководителю, предложить семечки, вместо курения, послать курильщика подальше
Кто чем богат, тот тем и делится!
Басня "Две подруги"
Одна беседа. Лев Кассиль
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сочини стихи, Машина