Исследовательская работа по русскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
issled._rabota.doc | 93 КБ |
XI республиканские Кирилло-Мефодиевские
юношеские научные чтения
Секция: русское языкознание
Исследовательская работа
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В ПОЭМЕ А.Т.ТВАРДОВСКОГО «ВАСИЛИЙ ТЕРКИН»
Новиков Евгений, 10А класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №175»
Советского района г. Казани
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Гимадеева Глюса Ренатовна
Казань 2014
Оглавление
Введение
В этом году исполняется 104 года со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. Есть и другая крупная дата: в 2015 году мы отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. А поэма
А.Твардовского «Василий Теркин»- ровесник этой войны, солдатская поэма, созданная на фронтах ВОВ в 1942-1945 годах. И вот проходя через годы, выдерживая разностороннюю критику, выдерживая неоднозначное отношение людей к войне, «Василий Теркин» остается до сих пор любимым хрестоматийным произведением. И я заметил, что мои сверстники и одноклассники, те, которые не очень любят читать, предпочитая времяпровождение за компьютером, при изучении данного произведения, «оживились»: учили наизусть, участвовали при анализе, активно цитировали строки из поэмы, благодаря его богатому и своеобразному языку как определяющему моменту художественной значимости произведения.
Язык поэмы Твардовского соответственно изображению в ней народа на войне преимущественно разговорный, народный, отличающийся образностью, меткостью, своеобразием синтаксических конструкций. Для поэмы характерны идиоматические выражения и непереводимые обороты речи («Сказать по чести», «Ударит в пот и дрожь», «Парень хоть куда», «Ясно до точки» и т. д.), иносказательные слова и обороты, родившиеся в условиях фронтовой жизни (загорать, баранка, топать, крышка и т. п.), и, как я заметил, односоставные предложения. Так мой выбор произведения пал именно на бесценную и актуальную и в наше время поэму А. Твардовского «Василий Теркин» («Книга про бойца»).
Лексика поэмы была уже изучена исследователями творчества
А. Твардовского, такими, как п. Ф. Рощин и А. Л. Гришунин. Но в их работах нигде не замечено отдельное обращение и анализ односоставных предложений. И тогда интерес к изученной теме «Односоставные предложения» в разделе синтаксиса по русскому языку привели меня к исследовательской работе.
Цели моей работы:
1.Выявить значение и структуру односоставных предложений в поэме.
2.Определить роль односоставных предложений в произведении.
3.Рассмотреть талант писателя в умелом использовании синтаксических конструкций.
Основная часть
Теоретические основы односоставных предложений
Односоставные предложения – особый структурно – семантический тип простого предложения, грамматическая основа которого состоит только из одного главного члена, который равен по форме либо подлежащему, либо сказуемому.
По структуре односоставные предложения противопоставлены двусоставным, так как в первых представлен только один главный член, схожий по форме с одним из главных членов двусоставного предложения.
Классификация односоставных предложений в первую очередь основана на форме главного члена, поэтому выделяют предложения с главным членом подлежащим (назывные) и главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения). Описывая отдельные типы односоставных предложений в поэме «Василий Теркин», я начну с первых, где главный член имеет форму подлежащего, а потом рассмотрю по порядку все типы глагольных.
Назывные предложения в поэме
Назывные (номинативные) предложения – это один из типов односоставных предложений, форма главного члена в которых имеет сходство в выражении с подлежащим. Основная форма главного члена и минимальный состав предложения – именительный падеж существительного, реже местоимения или числительного. И семантические, и грамматические особенности назывных предложений характеризуется резким своеобразием по сравнению не только с двусоставными, но и с односоставными предложениями разных типов. Основной признак назывных предложений - фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя, такие, по которым легко представить себе общую картину описываемой обстановки или событий. Семантическими и грамматическими особенностями назывных предложений определяются их стилистические свойства. Лаконизм и в то же время установка на передачу широкого общего содержания обусловливают экспрессивность назывных предложений.
Эти теоретические положения я взял за основу в работе над назывными предложениями.
Назывные предложения встречаются во всех главах поэмы.
По семантической классификации назывные предложения поделились на следующие группы (за основу семантической классификации назывных предложений я взял вариант, представленный в трехчастном учебнике В. В. Бабайцевой, Л. Ю. Максимова, 1992, с 105- 107.):
-Бытийные:
*Тишина.
*Полоска света.
*В поле вьюга – завируха.
*Темень, холод.
*Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда…
*Фронт.
*Война.
-Указательные:
*Вот стихи, …
Там иная мета.
*Вот дела.
*Вот Европа, …
-Побудительные:
*Честь и слава помпохозу,
Снаряжавшему обоз.
*Теперь оно!
*Огонь!
-Оценочно – бытийные.
*Баня! Что там Сандуны
С остальными банями!
*Ну и запах!
-Собственно – назывные (названия глав поэмы)
*Переправа.
*Гармонь.
*Поединок.
*Генерал.
*Дед и баба.
Определенно-личные предложения и формы их выражения в поэме
Определенно – личные предложения – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 1 или 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений. В этих предложениях сообщают о действии, которое выполняет определенный субъект, или о признаках этого субъекта. Форма 1 или 2 лица указывает на говорящего или собеседника, а также на группу лиц, к которым принадлежит субъект. Субъект конкретен и форма глагола в составе сказуемого однозначно на него указывает, поэтому 1 или 2 лица местоимения оказываются лишней.
Определенно - личные предложения с глаголом (или связкой) в форме 1 или 2 лица изъявительного наклонения.
*Скажем откровенно:
*С этой темой повернем, скажем, для порядка:
*-Доложу хотя бы вкратце, …
*Не зарвемся, так прорвемся, будем живы - не помрем.
*Назад вернемся, (что отдали) - все вернем.
*Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну.
*А уж следом за огнем встанем, ноги разомнем.
*Перекалечим, переправу обеспечим…
*Поглядим, (чей дюже,)
*Пропадешь - имей в виду.
Определенно - личные предложения в форме 2 лица повелительного наклонения:
*Оцени, добавь чуток.
*Вот под первою бомбежкой полежишь с охоты в лежку, …- не горюй:
*Отдышись, покушай плотно, закури и в ус не дуй.
*Заходи в родную хату, пробираясь вдоль стены.
*Знай вперед, …
*Доставай тогда кисет.
*С толком пользуйся стоянкой
*Будьте живы!
*И скажи мне откровенно ,
Да не в шутку, а всерьез,
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
*Подавай!
*Бей, не милуй.
Неопределенно-личные предложения и формы их выражения в поэме
Неопределенно – личные – один из типов личных ОСП, форма главного члена в котором выражена глаголом в форме 3 лица множественного числа настоящего и будущего времени в изъявительном и повелительном наклонении и множественного числа прошедшего времени.
Эти предложения сообщают о независимом действии, производитель которого грамматически не выражен и мыслится как неопределенное лицо (=кто-то). В предложениях такого типа сообщается о действии или признаке человека или группы лиц, но в центре внимания оказывается именно действие, а не его производитель. Говорящий знает о действии, но либо не знает о том, кто его совершает, либо он ему в данной ситуации неважен. В поэме данный тип предложений представлен в большем количестве, чем все остальные.
Неопределенно - личные предложения, где главный член выражен глаголом 3 лица множественного числа настоящего или будущего времени:
*И несмело у него просят:
*А убьют - так тело мертвое
Твое с другим в ряд
Той шинелькою потертою
Укроют…
*Тем путем идут суровым,
*… гребут, потея, управляется с шестом
*В рифму что-нибудь про нас после нас напишут.
*Пусть приврут хоть во сто крат,
*Бьют неплохо
*Снова сунутся?
*Ловят в щели смотровые кромку поля впереди.
*Курят, едут.
*Разговор ведут солдатский, дружно спорят, горячо.
*Мне еще пять штук подарят в наступающем году.
*А потом тебя покормят
*Звонят из штаба.
Неопределенно - личные предложения, где главный член выражен глаголом в форме множественного числа прошедшего времени:
*Почему тогда ему
Не дали медали.
*Налегли, …
*Свое сказали
*Подхватили, обвязали. Дали валенки с ноги.
*Пригрозили, приказали
Безличные предложения и формы их выражения в поэме
Этот последний из типов ОСП противопоставлен всем личным односоставным предложениям. В безличном предложении нет и не может быть подлежащего. Туда никак не может быть введена форма именительного падежа существительного или местоимения. Уже сами способы выражения главного члена безличного предложения указывают на эту формальную особенность безличного ОСП. Смысловое значение безличного предложения заключается в том, что они называют действие, происходящие без участия субъекта или независимо от его воли. Есть несколько способов выражения сказуемого в безличном предложении. В поэме А. Твардовского представлены все способы.
Простое глагольное сказуемое:
А) с безличным глаголом.
*И бойцу взгрустнется.
*Вот не спится человеку, словно дома – на войне.
Б) с личным глаголом в значении безличного.
*Вот уже на середине их относит и кружит…
*И в лесу, в ночи глухой сапогами пахнет, потом, мерзлой хвоей и махрой.
В) с отрицательным словом и существительным в косвенном падеже или инфинитивом.
*Спору нету.
*Ни приметы. Ни следа.
*Той мне ночи не забыть.
Г) неопределенной формой глагола:
*Попросить воды напиться – не затем, чтоб сесть за стол, а затем, чтоб поклониться доброй женщине простой.
*А с чего мне врать, дружище?
*Что тебе своей побывкой не порадовать жену.
*Вам, ребята, с серединки начинать.
*Той мне ночи не забыть.
Составное сказуемое:
А) со словом категории состояния.
*Помыслить страшно.
*А кому из вас известно,
*И хоть было беспокойно …
Б) с кратким страдательным причастием:
*Но не видно, …
Смысловые оттенки ОСП в произведении
Наличие ОСП демонстрирует богатство средств русского языка для выражения самых тонких смысловых оттенков с помощью особых синтаксических конструкций.
Так, назывные предложения А .Твардовский использует в следующих целях:
-назывные предложения в повествованиях для передачи быстрой смены явлений и событий:
*И опять увалы, взгорки, снег да елки с двух сторон…
-назывные предложения в статических описаниях для создания картины экономными средствами:
*Фронт.
*Война.
*Тишина.
*Полоска света.
-назывные предложения в эмоциональной окрашенной речи для усиления выразительности:
*Ну и запах!
*Вот где черт!
Когда мы говорим о назывных предложениях, нужно несколько слов сказать и о рефренах, которые выражены данным типом предложений. Рефрены чаще всего оказываются и лейтмотивом отдельных глав, например:
Переправа, переправа!
Берег левый, берег правый.
Переправа, переправа!
Берег правый, как стена…
Переправа, переправа..
Темень, холод, ночь, как год.
глава «Переправа»
Или:
Что там, где она Россия?
По какой рубеж своя?
Мать-земля моя родная…
Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.
Заключение
Все виды односоставных предложений в основном используются в разговорном стиле, и только безличные и назывные еще в художественном стиле. Автору легко и непринужденно удалось использовать все виды ОСП в произведении, особенно у А.Твардовского больше использованы определенно-личные и неопределенно-личные предложения. Благодаря этому, поэма стала народной, любимой среди солдат. Выход каждой главы на фронтах ждали с нетерпением. Это и понятно, главные герои – Василий Теркин, солдаты – выходцы из народа, поэма предназначена для них, для поддержания духа в армии во время войны, однозначно: использование только художественного стиля здесь неуместно. Это исследование дает нам сделать вывод, что в поэме преобладает разговорный стиль, а художественного стиля не хватает.
Твардовский, описывая своего главного героя Теркина, умело обращается и к односоставным, и к двусоставным неполным предложениям. Так автор избегает и лишних повторений, и язык становится лёгким и непринужденным. Василий Теркин - народный герой, обобщенный образ русского солдата, на месте которого можно написать любое имя. Невыраженный субъект в определенно-личных предложениях, подразумевающий под местоимением «мы» - это весь народ, армия, который воевал с врагом и жил в это время одной целью: победить врага.
Что там есть, перекалечим, переправу обеспечим.
Не зарвемся, так прорвемся, будем живы - не помрем.
Благодаря определенно-личным, неопределенно-личным предложениям картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы.
Используя безличные предложения, Твардовский умеет мастерски обобщить характерную многозначительную деталь фронтовой обстановки.
В главе «Про солдата - сироту» есть такая строфа:
А у нашего солдата,-
Хоть сейчас войне отбой,-
Ни окошка нет, ни хаты,
Ни хозяйки, хоть женатый,
Ни сынка, ( а был, ребята,
Рисовал дома с трубой…)
Строки заставляют учащенно забиться сердцу. Благодаря синтаксическим конструкциям, данная картина вновь заставляет ощутить жесткость войны.
В главе «По дороге на Берлин» скупая, но точная обрисовка, чуждого краснокирпичного края в сопоставлении с воспоминанием о раздольном плесе русских рек предваряет думы солдат о возвращении на родину, придавая им особенно взволнованное звучание:
Мать - земля родная наша,
В дни беды и в дни побед
Нет тебя светлей и краше
И желаний сердцу нет.
В безличных предложениях сильнее выражена невозможность или необходимость совершить действие.
Так, используя различные синтаксические, строфические и другие формы строения стиха, придавая ему самый разнообразный ритмический рисунок, Твардовский добивается свободного и выразительного звучания стиха. И мне кажется, здесь немаловажную роль играют односоставные предложения.
Предельная простота и отчетливость выразительных средств, умелое использование ОСП и ДСП, свободное строение стиха - отличительные особенности поэзии Твардовского. Вот что делает бессмертным, интересным и бесценным его поэму.
Список использованной литературы
1. Скобликова Е. С. Современный русский язык: Синтаксис простого предложения. - М., 1979-с 130-132.
2. Дейкина А. Д. , Пахнова Т. М. . Русский язык. Учебник-практикум для старших классов.- М., 2002.- с. 263-269.
3. Н. С. Валгина. Синтаксис современного русского языка-М., 1978, с. 160 и далее.
4. В.В. Бабайцева. Односоставные предложения в современном русском языке - М., 1992.
5. П.Ф. Рощин. Поэма А. Твардовского «Василий Теркин» - М., 1956
6. А.Л.Гришунин. «Василий Теркин» Александра Твардовского. - М, 1987
Приложение
Безличные предложения
*Вам, ребята, с серединки начинать.
*А кому из вас известно,
*Той мне ночи не забыть.
*А с чего мне врать, дружище?
*Но не видно,
*И бойцу взгрустнется.
*Зажило,…
*-Что ответить?
*Что тебе своей побывкой не порадовать жену:
*Вот не спится человеку, словно дома - на войне.
*Попросить воды напиться - не затем, чтоб сесть за стол, а затем, чтоб
поклониться доброй женщине простой.
*Поглядеть - и впрямь - ребята!
*Вот уже на середине их относит и кружит…
*в ночи глухой сапогами пахнет, потом, мерзлой хвоей и махрой.
*Помыслить страшно.
*(Стой), ребята, не соваться, толку нет спускать понтон.
*-Доктор, доктор, а нельзя ли изнутри прогреться мне,
*Рассказать бы вам, ребята,
*(Кому память, кому слава, кому темная вода,) - ни приметы. Ни следа.
*… спору нету.
Назывные предложения
*Суп, во-первых.
*Ночь.
*Что там, где она, Россия, по какой рубеж своя!
*Переправа, переправа!
*Берег левый, берег правый, снег шершавый, кромка льда…
*Берег правый, как стена..
*Темень, холод.
*-Да, вода…
*Тишина.
*Полоска света.
*Непривычный, непохожий дух обжитого жилья:
*Где девчонки, где вечерки?
*Где родимый сельсовет?
*И опять увалы, взгорки, снег да елки с двух сторон…
*В поле вьюга-завируха,
*-Сало, сало!
*Где там сало…
*-Вот дела.
*Ну и запах!
*Вот где черт!
*Фронт.
*Война.
Определенно-личные предложения
*Оцени, добавь чуток.
*Вот под первою бомбежкой полежишь с охоты в лежку, (жив остался) - не горюй:
*Отдышись, покушай плотно, закури и в ус не дуй.
*Скажем откровенно:
*С этой темой повернем, скажем, для порядка:
*Доложу хотя бы вкратце,
*Не зарвемся, так прорвемся, будем живы - не помрем.
*Назад вернемся,( что отдали) - все вернем.
*Заходи в родную хату, пробираясь вдоль стены.
*Знай вперед, …
*Дай-ка лучше в карауле на крылечке прикорну.
*А уж следом за огнем встанем, ноги разомнем.
*(Что там есть,) перекалечим, переправу обеспечим…
*Поглядим,( чей дюже, - я сказал бы даже так:)
*Пропадешь- имей в виду.
*Ждем за косяком.
*Мне ее тогда подай.
*Доставай тогда кисет.
*С толком пользуйся стоянкой.
*Будьте живы!
*Разреши-ка доложить.
*И скажи мне откровенно ,
Да не в шутку, а всерьез,
С точки зрения военной
Отвечай на мой вопрос.
*-Погоди, отец, наемся, закушу, скажу потом.
*И то молчу.
*-Шапку, шапку мне, иначе не поеду!
*Так кричу, почти что плачу, …
*Сколько лет живем на свете?
*Принимай, …
* Подавай!
*Бей, не милуй.
*Зубы стисну.
*А убьешь, так и потом на тебя, как клещ, повисну, мертвый буду на живом.
*Отоспись на мне, будь ласков, да свали меня вперед.
*А потом у печки жаркой ляг, поспи.
*Дай вздохнуть.
*Дай с войны прийти обратно при победе над врагом.
*А еще добавим к слову:
*Да где там, лучше скажем наперед:
* Землю-матушку целуй.
*Скажи по чести, не пугай, как старых баб.
*Что там триста, двести – повстречай один хотя б…
*Не беги в кусты да в хлеб.
*Начинай стрелять.
*Не гляди , (что на груди), а гляди ,( что впереди!)
*Не сдавай, вперед гляди!
*-Не унывай.
*-Разрешите доложить…
*-Разрешите попытаться?
*-Разрешите доложить коротко и просто:
*Тут не скажешь:
*Не доложишь, …
*Пойдешь в огонь любой, выполнишь задачу.
*И глядишь - еще живой будешь в придаче.
* -Становитесь!
*Начинай стрелять.
*И не знаем почему, -
(Спрашивать не стали, -
Почему тогда ему
Не дали медали.)
*(Забежал, поспал урывком,) догоняй опять
Неопределенно – личные предложения
*И несмело у него просят:
*Упадешь ли , как подкошенный,
Потрясенный наш брат,
На шинели той поношенной
Снесут тебя в санбат.
*А убьют- так тело мертвое
Твое с другим в ряд
Той шинелкою потертою
Укроют –( спи, солдат!)
*Тем путем идут суровым,
*Налегли, гребут, потея, управляется с шестом.
*(Чутко дышит берег этот
Вместе с теми,) что на том
Под обрывом ждут рассвета,
Греют землю животом, -
Ждут рассвета, ждут подмоги,
Духом падать не хотят.
*Видят,( маленькая точка показалась вдалеке:)
*В рифму что-нибудь про нас после нас напишут.
*Пусть приврут хоть во сто крат,
(Мы к тому готовы,…)
*Бьют неплохо, (спору нету.)
*Снова сунутся?
*Ловят в щели смотровые кромку поля впереди.
*Курят, едут.
*Разговор ведут солдатский, дружно спорят, горячо.
*Мне еще пять штук подарят в наступающем году.
*А потом тебя покормят, …
* Звонят из штаба…
*Ложку лишнюю кладет , молвит несердито:
*Принимает все, как есть:
*Спит, забыв о трудном лете …
*Только что-то вспомнит вдруг, вспомнит, усмехнется.
*На Карельском воевал - за рекой Сестрою.
*И хоть было беспокойно- оставался невредим под огнем косым. Трехслойным, под навесным и прямым.
*Курит, ест и пьет со смаком на позиции любой.
*Ничего тебе не скажет, только всхлипнет над тобой, только молвит, провожая:
*Впереди идет далеко, оторвался- не поспеть
*Расторопными руками жарит, варит поскорей, полотенца с петухами достает, как для гостей.
*До света рубит.
*Знать, жену жалеет, любит, да не знает, чем помочь.
*Рубит, рубит.
*Про хозяина ли спросит, -( « Полагаю - жив, здоров»).
Лиса Лариска и белка Ленка
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Пятёрки
Три загадки Солнца
Как нарисовать осеннее дерево акварелью