В каком бы веке мы бы не жили, существуют ценности, без соблюдения которых само существование народа (мы – дети – будущее народа) находится под угрозой. Этими ценностями являются – обычаи и традиции народа, «Девять правил традиций», которые помогают нам развиваться полноценно и гармонично.
Возможно ли соединение знаний по математике и знаний по традициям и обычаям моего народа?
Каков результат такого соединения?
Все эти вопросы заинтересовали меня в данной проектной работе.
Вложение | Размер |
---|---|
svyashchennaya_tsifra_9.docx | 74.05 КБ |
Ф.И.О. Бады-оол Сайын Алексеевич
Год рождения: 12.09.2003.
Школа: МБОУ Сукпакская СОШ
Класс: 3 «Б»
Классный руководитель: Сат Ч.С.-Д.
Достижения, награды, поощрения: отличник, призовые места в школьных конкурсах «Эрудит», «Юный Пифагор», «Грамотей», победитель школьных предметных олимпиад, участник республиканской развивающей олимпиады .
Любимые предметы: математика, родной язык, русский язык, английский язык.
Интересы, увлечения: любит играть на гитаре, играть на компьютере, ходит в музыкальную школу по классу – гитара, помогает родителям ухаживать за скотом, играет в шашки, шахматы, любит ездить верхом на лошади.
Домашний адрес: 667904, Республика Тыва, Кызылский кожуун, с. Сукпак, ул. Буруле 7-2,.
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальный район «Кызылский кожуун»
МБОУ Сукпакская СОШ им. Б.И. Араптана
Проектная работа по направлению:
Математика с интеграцией предметов народоведение,
окружающий мир, информатика, история.
Выполнил:
Бады-оол Сайын,
ученик 3 «б» класса
Сукпак 2012/2013 уч.год
Цели и задачи проекта.
Основной целью проекта является формирование способности учащихся к самостоятельному усвоению новых знаний, включая организацию самостоятельной учебной деятельности. Расширение кругозора и коммуникативных навыков.
Проект обеспечивает усвоение содержания образования по предмету: «Математика» с интеграцией предметов: «Окружающий мир», «Народоведение», «История».
Участие в проекте предоставляет возможность формирования и совершенствования, не только предметных умений и навыков, но, что особенно важно, умений и навыков, необходимых личности в стремительно меняющемся XXI веке. Умения XXI века.
Развивает навыки работы с компьютерной техникой. Формирует навыки работы с программой Microsoft Point.
Практический результат проекта –
1. Сбор информации по теме работы; 2. Создание презентации; 3. Издание наглядного практического пособия «Цифра «9»» в занимательных загадках и ребусах»; 4. Издание практического пособия «Священная цифра «9» в традициях моего народа».
Паспорт
Название проекта: «Ыдыктыг «9» деп сан», «Священная цифра «9»». Цель проекта: расширение ЗУН в области математики. Задачи проекта: умение самостоятельно генерировать идеи, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. Вопрос проекта: «Что значит в жизни моего народа цифра «9»?» Руководитель и консультант проекта: Сат Чинчи Седен-Дамбаевна, учитель нач.кл. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: математика Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: информатика, родной язык, история, народоведение. Возраст, на который рассчитан проект: 8-10 лет Состав проектной группы: Бады-оол Сайын, Сат Ч.С.Д. Форма исследовательской работы: учебный проект Используемые средства, методы: поисковый и исследовательский Тип проекта: творческий. Практическая значимость проекта: использование проекта для расширения кругозора, повышения интереса к урокам математики, истории, народоведения. Необходимое оборудование: материалы, компьютер, принтер. Предполагаемые продукт (ы) проекта: сбор информации по теме проекта, презентация проекта на слайдах, практические пособия с ребусами, задачами.
Актуальность
ХХI век – век стремительных изменений в обществе, век прогресса. Развитие знаний является основным условием изменений в развитии общества.
Знание основ математики помогает выжить в условиях рыночной экономики. И нам, детям, живущим в такие времена, кажется, что важнее всего - приспособиться к нынешним условиям и получать современные знания. Но это является заблуждением. В каком бы веке мы бы не жили, существуют ценности, без соблюдения которых само существование народа (мы – дети - будущее народа) находится под угрозой. Этими ценностями являются – обычаи и традиции народа, которые помогают нам развиваться полноценно и гармонично.
Возможно ли соединение знаний по математике и знаний по традициям и обычаям моего народа?
Каков результат такого соединения?
Все эти вопросы заинтересовали меня в данной проектной работе.
Введение.
В 2012-2013 учебном году мне исполнилось 9 лет. Однажды после Шагаа, Нового года по лунному календарю, мама подарила мне тувинский лунный календарь. На нем напечатано было Кодекс мужчины Республики Тыва. Кодекс состоял из 9 пунктов. Внимательно прочитал пункты, мне не всё понятно было. Попросил родителей объяснить, почему именно 9 пунктов, а не 10 и не 5? Мне ответили, что цифра 9 нашего народа считается священным. Мне стало ещё интереснее. Я рассказал об этом классному руководителю и вместе с ней решили поработать над этой темой, создать проект. С помощью учителя и родителей, я начал искать материалы, прочитав литературу, я пришёл к выводу, что можно создать пособие о священной цифре 9, создать ребусы, веселые задачи с числами 1-9.
1. Прочитал книгу М.Б.Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинцев». Было очень много интересного и ещё непонятного. Работал с словарём К.Д.Симчит, ещё помогала учительница.
2. Из книги М.Б.Кенин-Лопсана «Традиционная культура тувинцев» выписал все «Девять правил традиций», из интернета Кодекс чести мужчины на русском языке.
3. Мне было интересно сочинять логические веселые задачи. Были трудности, но мне помогали учительница и мама. Некоторые взял из книг.
4. Создание пособия. Тут было сложнее, помогала печатать и распечатывать моя учительница Чинчи Седен-Дамбаевна.
3. Оформление пособий.
4.Заключение.
Форма представления: презентация.
Вывод:
Работая над проектом, я научился работать с компьютером, с разными материалами, со словарем. Узнал очень много полезного, интересного, о священной для нас тувинцев, цифре девять. Расширил свой кругозор, и самое главное, смог прикоснуться к истокам традиций, обычаев, обрядов, верований, своего народа, понять их сущность.
Результативность проекта
«Девять» - в математике числа от 1 до 9 являются основными цифрами в разных действиях, вычислениях. С помощью этих цифр составил ребусы, веселые задачки. Я думаю, это пособие поможет моим сверстникам полюбить математику, самим придумывать ребусы, логические задачи. А сборник «Девять правил традиций» поможет уважать и чтить историю, обычаи и традиции своего народа. Знакомясь Кодексом мужчины, мальчики станут мужественнее, ответственнее и сильнее будут любить Родину.
Кодекс чести мужчин Тувы, состоящий из девяти пунктов, требует знать родной язык, культуру, обычаи и свою родословную.
благородным поступком. Будь способным оценить достижения других.
Тувинцы с давних времён молились Солнцу, Луне, Небу, Земле, обращались с молитвой к водам, перевалу, медведю, звёздам, Молоку. Считали, что молитва дарила счастье, здоровье, радость, удачу всем людям и живому миру, растительному миру. Девять священных обрядов
1.Молитва Солнцу
2.Молитва Луне
3.Молитва Небу
4.Молитва Земле
5.Молитва воде, рекам, озерам
6.Молитва перевалу
7.Молитва медведю
8.Молитва Чеди-Хаану – Большой Медведице
9.Верование и поклонение Молоку
Есть 9 освящений, тесно связанных с судьбой человека. Каждое из этих освящений имеет свой особый смысл. И могут проводить их только опытные шаманы.
Девять освящений
В жизни тувинского народа значение девяти обычаев было огромным. Человек должен ценить, чтить обычаи, традиции своего народа. Девять обычаев: 1. Девять целебных источников (аржаанов) 2. Девять небес 3. Девять сокровищ 4. Девять подушек человека 5. Девять верований 6. Девять таёжных хребтов 7. Девять трудностей, которые должен преодолеть мужчина 8. Скот девяти видов 9. Девять пыток.
Лечебную воду Девяти аржаанов, посещенных в первых числах первого месяца каждой весны, каждого лета, осени, зимы, тувинцы брызгали при совершении обрядов. Эти обряды часто посвящали особым событиям. Девять источников аржаанов: -Можжевельник -Шалфей -Полынь каменная -Хвоя пихты -Хвоя ели -Молоко -Чистая вода -Кангы -Верба (Кодан–хаак)
Наши предки молились Девяти небесам, т.к. в их представлении есть Девять небес, которые дают людям всё, что им надои в чём они нуждаются. Девять небес: 1. Синее небо 2. Голубое небо 3. Ясное небо 4. Звёздное небо 5. Чёрное небо 6. Облачное небо 7. Небесный бог 8. Небо азарларов 9. Белое небо
Девять сокровищ, которые тувинцы ценили веками. Девять сокровищ: 1. Золото 2. Серебро 3. Бисер 4. Бусы 5. Драгоценный камень сине- зелёного цвета–оюу–нефрит 6. Сталь 7. Медь 8. Синий камень 9. Раковина
Наши древние предки говорили, что подушка сопровождает человека от рождения до смерти. Девять подушек человека: 1. Послед 2. Пуховая подушка 3. Подушка для кровати 4. Кожаная подушка 5. Подушка – рукав 6. Подушка – обувь 7. Подушка – седло 8. Подушка – предплечье 9. Подушка – камень
В древние времена тувинский человек имел обычай, согласно которому он совершал молитву родной стране, месту, где он жил, окружающей природе. Этот обычай по сей день чтут и уважают. Девять верований: 1. Брызгание утреннего чая с молоком, молока тос-караком (ложка-девятиглазник) 2. – при новолунии; 3. – верховью реки; 4.– к небу, когда идёт дождь с громом; 5. – когда собирались в дальнюю дорогу; 6. – природным стихиям; 7. – во время перекочевания; 8. – в сторону леса, тайги; 9. – в день первого числа по лунному календарю
Молясь Девяти таёжным хребтам, тувинцы просили милости. Девять таёжных хребтов: 1. Южный Танды-Хайыракан 2. Северные Саяны 3. Монгун-Тайга-Хайыракан 4. Бай - Тайга Хайыракан 5. Кызыл - Тайга Хайыракан 6. Буура - Тайга Хайыракан 7. Танды-Уула Хайыракан 8. Одуген - Тайга Хайыракан 9.Ондум - Тайга Хайыракан – хребет академика Обручева
Девять трудностей связаны с возрастом мужчины, что означает: с детства нужно так приучить сыновей, чтобы они преодолели трудности охотника, земледельца, животновода. Девять трудностей, которые должен преодолеть мужчина: 1. Парень закаляется в жгучих морозах 2. 9-летний мальчик должен управлять лихой лошадью 3. 9-летний мальчик должен уметь ловить арканом лошадь 4. 9-летний мальчик должен преодолеть все 9 опасностей 5. Мужчина в течение жизни должен уметь преодолевать 9 трудностей 6. Мужчина в течение жизни должен уметь преодолевать 9 рек 7. Мужчина в течение жизни должен перейти 9 перевалов 8. Мужчина в течение жизни должен предохраняться от ударов молнии, выбирать, когда лучше отправляться в путь 9. Мужчина в течение жизни должен получить дары Танды-тайги
Есть народная песня (её мелодия сейчас звучит как гимн республики), где говорится: «…девяти видов скот выращу я, сыт и одет буду я». Ведь раньше скот был основой жизни тувинского народа. Скот девяти видов: 1. Коза 2. Овца 3. Крупно-рогатый скот 4. Лощадь 5. Як 6. Верблюд 7. Олень 8. Осёл 9. Собака
Цифра 9, которую тувинцы считали священной, отражена даже в самых жестоких, страшных преступлениях – пытках. Эти пытки установлены под господством Циньской династии, когда Тува находилась под гнётом маньчжурско-китайского ига. Девять пыток: 1. Битье по щекам арестованного 2. Пытка манзами (манзы-орудие пытки) 3. Сажание на гальку или острые камешки 4. Пытка саспылгой (палки с отверстиями) 5. Битье кнутом 6. Сжимание тисками 7. Пытка острыми тростниками 8. Сыпание конских волос в глаза 9. Сжигание сухого трута на спине
Использованная литература:
Кызыл – 2006
2011.
Горка
Ёжикина Радость
Мальчик и колокольчики ландышей
Снежная сказка
Две лягушки