Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 39.75 КБ |
Оглавление
1.Введение
В жизни каждого из нас школа занимает особое место: здесь мы получаем знания, обретаем друзей, нравственно взрослеем. Многие люди помнят своих школьных учителей всю жизнь.
Мне кажется, очень важно и необходимо каждому из нас сохранить память об учителях и их учениках, важных и интересных событиях школьной жизни, победах и достижениях школы. Немногочисленные фотографии со временем тускнеют или просто теряются, а недоступные архивные документы десятилетиями лежат на полках, храня в себе историю целых поколений. Постепенно и они приходят в ветхость.Посещая школьный краеведческий музей «Поиск» Семикаракорской средней школы №3, я увидел старые фотографии 50-х годов еще семилетней тогда школы, и первого директора Пономаревой Александры Николаевны,ставшей Заслуженной учительницей школы РСФСР первой в Семикаракорском районе.
Цель исследования:
Предмет изучения: деятельность директора, педагогического коллектива и учеников школы в пятидесятые-шестидесятые годы прошлого столетия.
Исследование актуально, потому что объектом изучения является школа, где происходит становление личности человека. Кроме того, работа позволяет устранить пробелы в изучении истории школы. Исходя из этого, мы выдвинули следующую гипотезу: сохраняя и преумножая школьные традиции, мы сможем поддержать такое направление деятельности нашей школы как патриотическое воспитание учащихся, воспитывать граждан с активной жизненной позицией.
Задачи исследования:
1.Изучить, как функционировала школа в период 50-60 годов, историю школы.
2.Собрать сведения о первом директоре школы, Заслуженной учительнице РСФСР -Пономарёвой А.Н.
3.Пополнить фонды школьного музея «Поиск» и оформить экспозицию по материалам исследования, разместить информацию о результатах исследования на школьном сайте и опубликовать в районной газете.
В связи с тем, что информации было очень мало, я использовал все имеющиеся источники. Это материалы:
2. Деятельность педагогического и ученического коллектива школы
в пятидесятые-шестидесятые годы 20 века
Семикаракорская семилетняя школа начала свою деятельность в 1951 году. Школа располагалась в одноэтажном здании.Кнемуприлегал большой школьный двор, занимавший почти полквартала 13 переулка с улицы Ленина до Октябрьской (нынешнего проспекта Атаманского)(см.приложение 1).
Школа отличалась от многих других в районе высокими результатами в работе, детям прививались хорошие знания, в них воспитывались сознательность, трудолюбие, дисциплинированность.
Успехи деятельности учебного заведения, конечно, прежде всего, достигаются благодаря профессионализму педагогов. В школе соблюдалось единство требований и единство действий,был выработан подробный распорядок, в котором предусмотрены действия учеников. В то время особое внимание уделялось вопросам школьной дисциплины, и педагоги школы считали это направление важнейшим в своей деятельности.
Большое внимание учителя уделяли вопросам повышения профессионального роста. С этой целью они посещали уроки друг друга,анализировали их, внедряли новые приёмы преодоления неуспеваемости учащихся. Некоторые педагоги, как например, Антонина ПархомовнаФилиппская, привлекали к работе с неуспевающими сильных учеников. В статье газеты «Коммунист» от 17 ноября 1955 года она рассказывает: «… сильные ученики стали говорить отстающим: «Ты получил двойку. Останемся после уроков выучить то,что ты не знаешь». И остаются, учат, помогают неуспевающему. Сейчас неудовлетворительных оценок в классе стали получать меньше. Придёшь в класс, а ребята радостно объявляют: «Сегодня у нас нет ни одной двойки!» (см. приложение 2).
В те годы широко практиковали учителя школы взаимопосещения и проведение открытых уроков, а потом их совместный разбор. Все это помогало им добиваться новых успехов.
Из воспоминаний Сокиркиной О.Ф.: «Может педагоги были и не такие «сильные», как сейчас, но они были проникнуты общностью мыслей, убеждений и действовали в общем направлении. И результаты воспитания были хорошие».
Эти слова характеризуют коллектив семилетней школы. Взаимоуважение, дружба, справедливые, открытые высказывания друг другу недостатков, здоровое восприятие критики, взаимопомощь – вот спутники в работе педагогического коллектива того времени.
Постоянно и вдумчиво педагогический коллектив школы прививал у детей любовь к труду, привлекая на помощь себе комсомольскую организацию и пионерскую дружину.
Ещё одним важным направлением работы педагогического коллектива было патриотическое воспитание. Надежными помощниками учителей являются пионеры и комсомольцы школы. В школьном музее «Поиск» сохранился альбом «Эстафета дружбы». Пионерские дружины разных школ Семикаракорского района встречались и на торжественной линейке делились положительным опытом в своей работе, дарили подарки, показывали концерты, художественной самодеятельности. После концерта были игры, танцы, коллективное пение.
В 1957 пионеры и комсомольцы Семикаракорской семилетней школы шефствовали над Братскими могилами, которые были расположены не далеко от школы, глубоко почитая память тех, кто отдал свою жизнь за Родину, за народ. Ребята привели в полный порядок и окрасили изгородь, посадили деревья, цветы, алюминиевой краской подновили памятник. Пионерские отряды, разбитые на звенья, в летний период ежедневно приходили на Братские могилы, чтобы украсить памятник живыми цветами и вырвать сорняки. Через родных и знакомых собирали материал о героях Гражданской и Отечественной войны, отдавших жизнь за Родину.
3.Заслуженный учитель школы РСФСР, первый директор школы-Пономарёва Александра Николаевна
Рассказывая о деятельности семилетней школы,о новшествах в образовательном процессе школы тех лет, красной нитью прослеживается и деятельность первого директора Пономаревой Александры Николаевны (см. приложение 3). Ведь без нее не было бы и школы. Велики заслуги Александры Николаевны в области становления семилетней школы и всего образования нашего района в те годы. Обратимся к биографии Пономарёвой А.Н.
Сведений о том где она родилась, кто были ее родители у нас, к сожалению нет. Мы выяснили, что она родилась в 1891 году. На путь учителя вступила 19-летней девушкой. Работая преподавателем русского языка и литературы,она стремилась дать детям не только знания, но и воспитать у них любовь и преданность к Родине, труду, честность, скромность, волю, мужество.(см.приложение 4).
Когда началась Великая Отечественная война, Александра Николаевна работала санитаркой в госпитале, затем воспитателем в детском доме и преподавателем в вечерней школе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»(см.приложение 5).
В августе 1946 года Пономарёва получила назначение в наш район. Сначала преподавала русский язык и литературу в Семикаракорской средней школе, в 1951 году её назначили директором семилетней школы. В свои уже не молодые годы, а Александре Николаевне было уже 60 лет, новый директор взялась за работу со всей присущей ей энергией и настойчивостью. Она сколотила дружный педагогический коллектив. Старшая по должности и по опыту, Александра Николаевна занималась воспитанием не только детей, но и учителей. Она была умелым организатором, чутким человеком, неутомимым новатором.
Учительница, ветеран педагогического дела, много работала над тем, чтобы учить других, особенно новичков, и чтобы самой учиться. В ней было столько энергии, любви к детям, к людям, что она зажигала всех вокруг себя.
Заботясь о чести школы, А.Н. Пономарева вместе с коллективом учителей воспитывала сознание ответственности за честь школы и у учащихся. Первым в районе в школе были введены дежурства классов, способствующие воспитанию сознательной дисциплины у детей, установили добрую традицию проведения праздников «За честь школы».
Александра Николаевна вместе с коллективом учителей поддерживала тесную связь с родителями учащихся школы, учила их, как правильно воспитывать детей. В школе регулярно проводились классные и общешкольные родительские собрания. Учителя выступали с лекциями, освещающими вопросы воспитания детей перед родителями в клубах. Директор школы с помощью сельсовета привлекала к воспитанию детей отцов. Впервые в нашем районе в семилетней школе стали проводиться собрания отцов. Стремясь укрепить связь школы с родителями, в школе практиковались собрания для родителей неуспевающих и недисциплинированных учеников. Первого числа каждого месяца, по инициативе директора, проводились в школе «Дни родителей».
Эти новшества постепенно внедрялись в другие школы Семикаракорского района.
Трудовое воспитание – ещё одно важное направление в работе директора семилетней школы тех лет. В 1953 году на территории школьного двора был разбит сад. Конечно, идея облагородить школьный двор принадлежала Александре Николаевне.
В саду было посажено 194 деревьев яблонь, груш, вишен, слив. Вдоль забора росло 155 кустов винограда, 15000 кустов жёлтой акации, более сотни декоративных деревьев. В саду была разбита аллея, обсаженная 350 кустами чудесных роз.
Сад-это гордость и радость, это дело рук учащихся. В статье газеты «Коммунист» читаю: «И не случайно, что учащиеся считают себя хозяевами своей школы, берегут ее, стремятся, чтобы все в ней было хорошо….-На следующий год школа и сад у нас будут еще лучше. В саду мы посадим 370 кустов земляники, смородины икрыжовника. А школьный двор вокруг обсадимдекоративными деревьями. Чтоб пораньше у школы расцвели цветы, мы под зиму посеем астры, петуньи, циннии. Будем разводить лимоны»(см.приложение2).
Учащиеся во всем поддерживали инициативу директора. Комсомольцы школы разбились на звенья и охраняли сад в ночное время, а пионеры дежурили днём. За каждым учеником был закреплен куст винограда и одно деревце. Дети любовно ухаживали за своими саженцами в течение всего лета: рыхлили землю, поливали, опрыскивали, подкармливали. А воду для полива сада носили из реки за несколько кварталов от школы.
Руководила этим направлением учитель биологии Домна СеливерстовнаИвашуткина и ее юннаты. За свои успехи и труд юннаты были участниками Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в городе Москве. Школа была награждена медалью и дипломом, получили диплом и сама Ивашуткина Д.С. и четыре юнната.
В закладке школьного сада приняли активное участие специалисты Семикаракорского плодопитомнического совхоза. Учащиеся с большой любовью ухаживали за своим садом и охраняли его.
Александра Николаевна активно участвовала в общественной жизни района. Она пользовалась уважением среди трудящихся района. Ее дважды избирали депутатом облсовета, также была депутатом сельского Совета(см.приложение 11).
Из воспоминаний её коллеги Д.С. Ивашуткиной: «Это настоящая учительница! Неугомонна и хлопотлива была женщина. Сколько теплоты в отношении к людям в её словах и действиях!» (см.приложение 2).
Первой в районе за большие заслуги в области народного образования Президиумом Верховного Совета РСФСР Указом от 24 января 1957 года Пономаревой Александре Николаевне было присвоено звание Заслуженного учителя РСФСР. Награждена значком «Отличник народного просвещения» 1 февраля 1957 года. Также награждена орденом Ленина в ноябре 1949 года (см.приложение 6, 7,8,9,10).
Из статьи газеты «Коммунист»№ 16 от 6.02.1957 года: «Многие семикаракорцы с радостью встретили весть о присвоении звания Заслуженного учителя РСФСР. В школе прошло торжественное собрание, куда были приглашены члены коллектива, представители родительского комитета, местной власти. В адрес Александры Николаевны звучало много теплых поздравительных слов» (см. приложение 12,13).
После ухода на заслуженный отдых Александра Николаевна продолжала участвовать в жизни своего детища – восьмилетней уже на тот момент школы. Она участвовала в торжественных мероприятиях, передавала опыт работы педагога и руководителя своим молодым коллегам (см.приложение 14).
Ведь все силы и на редкость кипучую энергию отдала она служению людям, заботе о воспитании молодого поколения. Во всех уголках нашей великой Родины трудятся её ученики, на всю жизнь сохранившие чувство благодарности и память об учительнице.
Знания, действия, поступки учителей – всё подвергается критическому анализу со стороны школьников, может служить предметом подражания или осуждения. Как справедливо заметил В. А. Сухомлинский: «Учитель – это не только тот, кто передаёт ученикам знания и умения. Это, прежде всего тот, у кого ребёнок как у отца и матери учиться жить. Дети познают мир главным образом по поведению тех, кого ежедневно видят рядом, кто заботиться о них, кто ставит перед ними требования». Следовательно, поведение учителя – проверенный инструмент педагогического воздействия на учащихся.Думается, ученикам Александры Николаевны Пономарёвой посчастливилось встретить в жизни очень достойного человека, требовательного к себе и окружающим, глубоко уважающего главное на Земле - Человека.
4.Заключение
Авторская позиция: «Человек живет, пока о нем помнят».
В заключении мне хочется сказать о том,что память о таких учителях, как Александра Николаевна Пономарева, не должна быть забыта, кануть в небытие. Действительно, человек живет, пока онем помнят.
Надеюсь, что благодаря моей исследовательской работе люди вспомнят или узнают о таком замечательном, достойном человеке, стоявшем у истоков создания одной из лучших школ нашего города и района, и сделавшей в истории становления образования нашего района очень многое.
Наш школьный музей пополнится новыми документами, фотографиями, которые расскажут подрастающему поколению о жизни первого директора школы Пономаревой А.Н.
1.Документы Сектора Муниципального архива Администрации Семикаракорского района. В районный архив были переданы личные документы Пономаревой А.Н. от ее племянницы Харитоновой М.И.
2.Документы, фотографии, сохранившиеся в школьном музее.
3.Публикации газеты «Коммунист» за 1950, 1957 годы.
4.Воспоминания учителя биологии Семикаракорской семилетней школы Ивашуткиной Домны Селиверстовны, учителя труда Сокиркиной Ольги Филипповны
XVI Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ
«Человек в истории. Россия XX век»
Тема конкурса:
«Человек и малая родина»
Высокое звание - учитель.
Александра Николаевна Пономарёва -Заслуженный учитель Российской Федерации
Подготовил:
Щебуняев Артем Витальевич,
обучающийся детского объединения
«Юный краевед» МБОУ ДОД ДДТ
Семикаракорского района
Руководитель:
Чернова Светлана Анатольевна,
методист МБОУ ДОД ДДТ
Семикаракорского района,
346630,Ростовская обл.,
г.Семикаракорск, ул.Араканцева, д.2
8(86356)4-62-74, 8 950 8628083
г.Семикаракорск
Мороз Иванович
Сочини стихи, Машина
Чья проталина?
Эта весёлая планета
Ералаш