В современных условиях приобретает все большую актуальность проблема поощрения как метода правового регулирования. Без специального изучения и совершенствования этого до последнего времени малоисследованного юридического средства невозможно повысить эффективность его воздействия на интересы личности и мотивы ее поведения.
Вложение | Размер |
---|---|
institut_pravovogo_pooschrenia_v_rossii.docx | 18.1 КБ |
Институт правового поощрения в России
В современных условиях приобретает все большую актуальность проблема поощрения как метода правового регулирования. Без специального изучения и совершенствования этого до последнего времени малоисследованного юридического средства невозможно повысить эффективность его воздействия на интересы личности и мотивы ее поведения.
Однако для того чтобы всесторонне рассмотреть институт правового поощрения, представляется необходимым прежде всего проанализировать исторический путь его развития, причем как в российском законодательстве, так и в науке. Это важно еще и потому, что на данный момент практически полностью отсутствуют публикации по обозначенной проблематике. Детальное же изучение ее в историческом ракурсе позволит увидеть генезис мер поощрения, глубже познать поощрительные средства, что в свою очередь создаст условия для оптимизации названного правового института. Бесспорным является и то, что учет отечественного исторического опыта в известной мере необходим для успеха проводимых государственно-правовых реформ.
В современный период расширившихся возможностей (подчас безграничной свободы) все заметнее ведут себя в поощрительных делах и различные общественные объединения, фонды, негосударственные средства массовой информации, все чаще представители российского православного духовенства вручают церковные награды работникам уголовного розыска, особо отличившимся в деле сохранения культурных ценностей, древнерусской церковной живописи, предметов культовых обрядов.
С другой стороны, «реформаторы» явно недооценили морально-правовые формы поощрений, необоснованно считая их заведомо неэффективными. Между тем в той же Японии и иных государствах данные методы применяются весьма успешно. Кроме всего прочего, в последние годы власть нередко использовала те или иные поощрения в чисто популистских целях (особенно перед референдумами и выборами), подчас обесценивая государственные награды своей губительной для России политикой.
Поощрения в условиях резкой поляризации современного российского общества носят все больше политизированный характер. Власть подчас проявляет изощренную избирательность в осуществлении своей поощрительной политики. Так, в прессе справедливо отмечается, что правилами вручения Государственных премий, например в области литературы и искусства, «за свершения последнего времени все чаще и чаще пренебрегают, выдавая награду за жизнь в искусстве, за верность демократическим взглядам (уже и вообразить невозможно, чтобы президент Ельцин наградил не дежурным орденом, а деньгами от щедрот своих Валентина Распутина или Татьяну Доронину), за тот же личный вклад...».31
И все же характерной для современного института поощрения остается тенденция расширения сферы его действия, появление и развитие новых видов поощрения, стремление в полной мере использовать стимулирующий потенциал данного юридического средства. В настоящее время важно поднять социальную значимость поощрительных норм путем усиления их юридической гарантированности, что уже подтверждается некоторыми нормативными актами, принятыми за последние годы (ГК РФ, законы об основах ценовой политики, о свободных экономических зонах, о банковской деятельности и организации платежной системы, положения о мерах по государственной поддержке малого предпринимательства и о государственных наградах и премиях).
Таким образом, исследование генезиса института правового поощрения показывает, что данный институт эволюционировал от простых форм к более сложным. Первоначально поощрения имели в основном примитивный характер и распространялись лишь на небольшой круг общественных отношений. Затем поощрения стали усложняться вместе с самой жизнедеятельностью общества, с характером социальных связей, с происходящими в государстве изменениями. За более чем тысячелетний этап развития меры поощрения в российском законодательстве из неупорядоченных и отдельных элементов «доросли» до уровня разветвленной системы, межотраслевого юридического института.
Еще один вывод заключается в том, что при принципиальном изменении власти, как правило, принципиально менялась и система поощрения, которая зачастую данную власть обслуживала. История подтверждает это многократными примерами. Взять хотя бы ситуацию, сложившуюся в современной Латвии. Там «восьмидесятилетний бывший советский партизан привлекается к суду именно за то, что бил фашистов в хвост и гриву. 55 лет назад он партизанил на оккупированной территории, награжден орденами и медалями. Теперь награды, которые он с гордостью носил 55 лет, должны изобличить в нем военного преступника. Все логично. Власть сменилась».
Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI—XX вв. С. 49.
15 Щербатов М. М. Неизданные сочинения. М., 2009. С. 7.
Новогодние гирлянды
Как нарисовать китайскую розу
Как нарисовать осеннее дерево акварелью
Сказка об осеннем ветре
Астрономический календарь. Июнь, 2019