Данный материал - первая часть исследовательской работы о карельском поэте Александре Ивановиче Валентике. Представленна его биография (с презентацией). Выступление прошло в рамках методического объединения филологов района на базе школы.
Вложение | Размер |
---|---|
valentik.part01.rar | 3 МБ |
valentik.part02.rar | 3 МБ |
valentik.part03.rar | 3 МБ |
valentik.part04.rar | 3 МБ |
valentik.part05.rar | 3 МБ |
valentik.part06.rar | 3 МБ |
valentik.part07.rar | 3 МБ |
valentik.part08.rar | 3 МБ |
valentik.part09.rar | 633.78 КБ |
Я не прошу у времени пощады…
В первом томе энциклопедии «Карелия» читаем: «Валентик Александр Иванович (родился 04 июня 1936 года в городе Петрозаводск), журналист, поэт…»
Журналист Александр Валентик известен с начала 1960-х годов, когда после окончания филфака Петрозаводского государственного университета стал работать в газете «Комсомолец».
Поэт Александр Валентик известен с начала 1990-х годов. Первый его сборник стихов вышел в 1995-м. Последний, «Навечерие», пятый по счету - весной 2011 года.
Больше полвека назад в одной из первых своих журналистских публикаций Александр Валентик встал на защиту школьницы из Пудожа, у которой возникла сложная жизненная ситуация.
Спустя десятилетия Александр Валентик каждым своим поэтическим сборником защищает Россию, Слово и Поэзию.
Отец - Иван Яковлевич Вале́нтик — уроженец Белоруссии, советский хозяйственный деятель, экономист, председатель Госплана Карельской АССР, заслуженный работник народного хозяйства.
Мать Александра Ивановича – из семьи протодиакона Вытегорской церкви. Все родственники по материнской линии до двадцатого колена были священнослужителями.
В годы Великой Отечественной войны отец воевал на Карельском фронте, а юный Александр с матерью был эвакуирован в город Ош, в Киргизию. Измученные голодом, холодом и болезнями, они плыли в эвакуацию на беззащитных от вражеских бомб баржах, тряслись под бомбежками в так называемых «теплушках» самых медленных на свете поездов.
Вот что говорит Александр Иванович о военном детстве в очерке «Детства прострелен крик»:
«У каждого журналиста есть заветная тема, которая родилась в самом его сердце, которая составляет часть его души. Для меня такая тема – Великая Отечественная война, военное детство…
Память военного детства
Все отбивает такт…
Баржа …
Куда ей деться?..
Бомбы и ал закат…
Кто-то на дно…
А прочим –
Долгий теплушек скрип…
И между датами прочерк.
Детства прострелен вскрик.
Дети войны. Это я и мои сверстники, которые стали первоклассниками осенью далекого 1944-го… Весь Петрозаводск тогда пропах рыбьим жиром, его было в неограниченном количестве и на нем готовили. Все дворы были перепаханы в картофельные поля. Парт в классах не было, для письма линовали мешочную бумагу… Учеников в классе было очень много, свыше всяких норм. Я учился в первом "Е". Учебники носил в противогазной сумке. Большинство одноклассников учились плохо, у многих были проблемы с дисциплиной. Об университетах, само собой, никто не думал».
В 1954 году Валентик окончил школу в Петрозаводске, с 1956 он – студент историко-филологического факультета Петрозаводского университета.
Когда в 1960-м году Александр Валентик заканчивал филфак, во всех вузах поголовно увлекались поэзией. Гремели поэтические вечера Евтушенко, Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной… У нас в Карелии очень популярными становились Владимир Морозов, Марат Тарасов.
В университете у них тогда появился литературно - творческий кружок. Встречи с поэтами устраивали, свои стихи читали, делали разборы творчества друг друга. Публиковались в стенгазете «Марксист» и университетской многотиражке.
В 1956 году, когда Валентик учился на втором курсе, их, членов литературно-творческого кружка, пригласили в «Комсомолец» со своими стихами. Заместитель редактора Елена Алмазова тогда сказала: «Стихи стихами, но вы нас интересуете как потенциальные авторы».
Их послали делать коллективный репортаж на стройку, он назывался «С часами в руках». Они хронометрировали рабочий день строительной бригады. Репортаж появился в газете, доставив студентам неописуемую радость видеть свои строки напечатанными.
Магия напечатанного слова сделала своё дело. А дальше пошло по пословице: коготок увяз – всей птичке пропасть. Газета околдовала. В 1959-м году Александр стал победителем конкурса «Комсомольца» на лучший очерк. В итоге в январе 60-го Валентик был принят в штат «на одну четверть ставки».
В этом же году Валентик блестяще защитил в ПГУ дипломную работу о поэзии Владимира Морозова, трагически ушедшего из жизни годом раньше. Ученый совет университета рекомендовал эту работу в качестве предисловия к сборнику В. Морозова. Это удалось сделать в сборнике «Верность», вышедшем спустя почти сорок лет.
После защиты диплома он стал сотрудником отдела учащейся молодёжи в газете «Комсомолец». Надо было активно овладевать профессией. Работали до позднего вечера, ни минуты свободной не оставалось. Поскольку Александр Иванович работал в школьном отделе, то он писал о школе. Потом ездил по письмам в качестве спецкора, объездил всю Карелию.
На «школьную» тему появилась его статья из Пудожа «Возможна ли дружба?» Школьница вела дневник, в который записывала все свои секреты дружбы с мальчиком. Мать отняла у девочки дневник, отдала учительнице. Разразился скандал, началась травля девочки. Она написала в редакцию, что плохо ей, что даже повеситься хочет. Естественно, Александр Иванович встал на сторону школьницы, что вызвало крайнее неудовольствие официальных инстанций.
Много разговоров возникло и вокруг материала, который назывался "Шестьсот "двоек" 9Б". Это тот самый класс, в котором училась один из замминистров образования Карелии Галина Анатольевна Разбивная. В школе разгорался конфликт между классным руководителем и классом. А Галя Разбивная и в детстве была лидером с повышенным чувством справедливости. Она повела за собой весь класс, который в знак протеста стал получать "двойки". И на этот раз Валентик встал на сторону учащихся.
Его вызвали тогда в обком партии и спросили: это "линия", что ли, против учителей? Потом все улеглось, образовалось. И у Гали Разбивной, и у газеты "Комсомолец" осталась возможность доказать, что никакой "линии против учителей" они не ведут.
Своей главной журналистской радостью и гордостью Александр Иванович Валентик считает «Лыжню Антикайнена» - заочные военно-спортивные соревнования, которые придумались ему в январе 68-го года. Вели они эту тему вместе с журналистом Геннадием Ананьевым. Турклуб «Сампо» Петрозаводского университета подхватил идею. Потом соревнования приобрели всесоюзную известность. «Комсомолец» за «Лыжню» получал первое место среди газет Советского Союза за военно-патриотическую работу, а турклуб «Сампо» признали лучшим в стране.
К газете Александр Иванович относился с безоглядной преданностью. Зарплата – маленькая, гонорары – маленькие. Все они были тогда романтиками, газетой жили. А в должности главного редактора Валентик сумел привлечь к работе в газете лучших художников, писателей, режиссеров, музыкантов и актеров Карелии.
С 1972 года он работал заместителем главного редактора в газете «Северный курьер». С 1977 года трудился в государственной телерадиокомпании «Карелия» - заместителем председателя по радиовещанию, литературным комментатором; в течение многих лет вёл радиопрограммы «Минуты поэзии» и «Поэтические голоса Карелии», к которым и по сей день испытывает особый трепет.
Все эти годы никто так и не догадывался, что Валентик «безнадёжно болен поэтическим творчеством», потому что тогда для этого он не давал никаких поводов. Стихов не печатал.
Может быть, только его коллега Николай Фёдоров, показавший однажды Валентику рукопись своего стихотворного сборника, остался несколько озадачен и удивлён компетентностью Александра Ивановича в стихах, потому что замечания оказались дельными, и он их учёл.
Подсознательно потребность души в поэзии всё-таки жила. Искала утоления в журналистской работе. В чём это выражалось? В газетных заметках, в тяготении к лирическим заходам, отступлениям, в тяготении к очерковости.
« - Для меня поэзия началась, когда я учился в шестом классе, со стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», - вспоминает Александр Иванович. – «Его, конечно, не было в школьных программах. С точки зрения большевистской идеологии это было бы самое аполитичное стихотворение у Лермонтова – откровеннейшая проповедь индивидуализма, разочарования в жизни, одиночества, религиозности…»
В юности он очень любил и Маяковского. А в зрелые годы тяготел к поэзии Иннокентия Анненского, Олега Чухонцева, Владимира Соколова. И Бродского, который перевернул его представление о поэзии.
Первые стихи Валентика напечатали в «Комсомольце» в 1956 году. Александр Иванович не помнит, о чём они были. Вот что он сам говорит об этом: «Призвания стать поэтом в себе я не чувствовал. Стихотворчество воспринимал на уровне одного из любимых увлечений. В то время я увлекался шашками не меньше, чем этим». Но если человек родился поэтом, то рано или поздно это становится заметно. И никуда не деться от предназначения, чем бы в жизни ни занимался.
«…Стихи вернулись ко мне в 1991 году. – Вспоминает поэт. - Когда ЭТО все с нами случилось, я просто не смог не писать. Боль рвалась наружу. Стихи как форма защиты, что ли. Иногда казалось, что жизнь зря прошла. Мы жгли свою молодость, себя не жалели, работая день и ночь ради идеалов, в которые верили. Я искренне был пионером, комсомольцем, в партию долго не вступал, только потому, что считал себя недостойным. Это с одной стороны.
А с другой, в 1937-м мой дед, протодиакон Вытегорской церкви, был арестован и расстрелян. Мать преследовалась за то, что была дочерью священника, поэтому и не окончила вуз. Бабушка по-тихому крестила меня в год расстрела деда в Екатерининской церкви в Петрозаводске… На волне трагического переосмысления своей жизни, на этой боли и пошли стихи».
Поэтому, наверное, в стихотворческой среде нашей республиканской Валентик – явление неожиданное, странное, почти аномальное: тридцать лет молчал. А тут вдруг: и книжка детская в 92 году вышла, потом в 95 – первый сборник, начались публикации в журналах, газетах «Север», «Carelia», «Двина» (Архангельск), в коллективных сборниках «Волны трав», «Стихи не приходят по зову».
Один за другим выходят сборники стихотворений: «Вся отойдёт суета», «Век кончился!», «Болью память жива», «Страна как струна».
Если в целом говорить о лейтмотиве его стихотворений, то он заключен в строке "болью память жива" – болью за Россию, людей, своих близких.
В его стихах - воспоминания, переживания, память сердца о тяжёлых годах Великой Отечественной войны.
«Баржа», читает автор
«Наше детство – война…» (Маллиев Данил)
А ещё боль за нас, постепенно забывающих о подвиге великого русского народа:
«В десятках тысяч семей вот так тихо, незаметно, в вечной нашей житейской суете ушли навсегда, безвозвратно ветераны Великой Отечественной. И не осталось нам в наследство и десятой доли того, что хранила их фронтовая память, что неизбывной болью годами болело в их сердце. Того, что должны бы мы знать и вечно помнить, хранить, передавая от отца к сыну, от сына – к внуку…
Да не оскудеет наша память! Да не отречемся мы от своей истории, от великого подвига нашего народа, советского солдата. Именно так - советского. Ибо армия была едина и сильна дружбой солдат всех национальностей Советского Союза. Все они защищали в том смертельном бою единую Родину. Да не выбросится никогда этот День ни из наших календарей, ни из нашей памяти, ни из нашего сердца! Когда же и если - не дай Бог это случится - мы перестанем зваться русскими, россиянами».
МНОГИЕ стихотворения Александра Валентика — злободневные отклики на какие-то современные события. Это полные грусти стихи, посвящённые поколению шестидесятников, и полные боли - лихим девяностым.
«Летящая в пропасть Россия…» (Туманов Роман)
Многие его строки посвящены поэзии, родному слову, творческим мукам и радостям («Слово родное …Последний наш щит. Может, молитва нас защитит?..» «Стихи не приходят по зову, они – невпопад, наугад...» «Ночью лягу поздно – встану рано, полуночной строчкою гордясь»). А само слово «строка» выносится даже в название книги «Строка как струна»: «Страна как струна натянута ЕЩЕ? оборвана УЖЕ?..»
«Поэзия» (Сидорова Светлана)
Стою перед Богом на коленях я,
ни грешен — ни чист,
в первом поколении
бывший атеист…
Тема веры, обращение к Богу, размышления о душе – ещё одна большая часть его творчества.
«Не бояться ночей…» (Гагарина Надежда)
«Осенью поздней душа» (Прошелуйкина Мария)
Стихи о любви, о красоте карельской природы также присутствуют в его творчестве.
«Весна…Состоянье предсчастья…» (Симонова Карина)
«Кошка поэта» (Борисова Маргарита)
«Девушки любят лётчиков» (Евсеев Кирилл)
Ряд стихотворений А. Валентика положены на музыку композиторами Г. Вавиловым, В. Кончаковым, Ф. Кузьминым.
Журналистская и литературная деятельность А. Валентика получила общественное признание. Он награжден почетной грамотой Республики Карелия, за пропаганду русской поэзии удостоен государственной награды России - «Медалью Пушкина». Он - дипломант Международного творческого конкурса «Вечная память», посвященного 60-летию Великой Победы. Ему присвоены почетные звания заслуженного работника культуры России и Карелии. В 1997 году А. Валентик был принят в Союз писателей. Он также является одним из создателей общественной организации Общество русской культуры «Русский Север» (2007 г.), активно участвует в его работе как журналист и как поэт.
В 1999 под эгидой благотворительного фонда «Детям Карелии» стал автором и организатором республиканского конкурса юных поэтов «Северная лира». За эти годы в конкурсах приняли участие более тысячи юных стихотворцев.
В 2000 году он был председателем жюри конкурса юных поэтов «Моя Карелия», в котором я стала дипломантом.
В 2013 он входил в состав жюри республиканского конкурса творческих работ, посвящённый 1150-летию возникновения славянской письменности, в котором я принимала участие и была отмечена Дипломом победителя за рассказ «История Бабайки» и специальным дипломом за стихотворение «Песня о Карелии».
Ещё одно его детище – творческий конкурс «Надежда» имени Владимира Морозова, в нём я также стала дипломантом. Именно после этого конкурса я познакомилась с книгами Александра Ивановича, заинтересовалась его творчеством и весной прошлого года встретилась с поэтом лично.
Александра Ивановича отличает увлечённость, неравнодушие: и к своему творчеству, и вообще к литературе. Искренняя увлечённость, как правило, бывает заразна, поэтому любая встреча с ним проходит хорошо, даже несмотря на то, сколько человек присутствует на встрече. Для него главное - сама возможность поговорить о поэзии.
АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИК привержен культурной традиции. Он ощущает себя не особняком, а в связи со многими—и самыми разными — поэтами.
В его поэзии много «чужих слов». Здесь слышны переклички, точнее отклики на Хлебникова, Глазкова, Рубцова, Вознесенского (и это ещё не всё). Только одно перечисление эпиграфов и их авторов дает представление о богатстве, разнообразии писательских и читательских пристрастий поэта.
Валентик очень привержен культурной традиции, но при этом совершенно не книжный поэт. В его стихах есть и боль, и страдание, и мысль. И все подлинное, свое, пережитое, а не просто прочитанное у кого-то…
Не случайно, о нём и его творчестве так много откликов.
…ЖИВЕТ рядом с нами человек. Тяжело живет. Душа его - словно натянутая струна. И в то же время он — счастливый человек, потому что своим мыслям, своим чувствам, своим радостям и страданиям он нашел выражение. Все это вместе взятое стало стихотворениями, которые нужны каждой чуткой душе.
Для чего нужна астрономия?
Карандаши в пакете
Снежная книга
Щелкунчик
Рисуем весеннюю вербу гуашью