Данная научная работа была представлена на XIX областная молодежная научная краеведческая конференция «Омское Прииртышье: природа, история, культура» и получила высокую положительную оценку. Работа пытается ответить на ряд важных вопросов.Оценка деятельности старообрядческих общин на обширных пространствах России остается неоднозначной. Как расселялись на неосвоенных землях Сибири и Дальнего Востока староверы? Каким был этот процесс переселения? Как они взаимодействовали с местным населением? Ответить на эти вопросы можно с привлечением нового, ранее неизвестного материала, и в первую очередь, архивных данных. Территориальные рамки поставлены достаточно широко – Сибирь и Дальний Восток, но при изучении узко краеведческой проблематики идет обращение к архивному материалу ГАОО по Западной Сибири, который не был ранее опубликован. В этом научная новизна работы по пути решения поставленной цели: какую роль сыграли старообрядцы в освоении территорий, совпадают ли процессы расселения староверов Западной Сибири (на основе материалов ГАОО) с общими процессами старообрядческого переселения. В итоге автор смог достаточно обоснованно доказать, что старообрядчество Сибири в изучаемый период представляло собой одно из основных течений в развитии русской народно-бытовой культуры. В среде его приверженцев сохранялось то исконно национальное русское начало, которое свято хранилось ими и передавалось благодаря традициям из поколения в поколение. Это играло большую роль в развитии национального самосознания, в сохранении веры и культуры. Процессы расселения староверов Западной Сибири совпадают с общими процессами старообрядческого переселения.
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_starovery_polnaya_versiya.docx | 51.42 КБ |
XIX областная молодежная научная краеведческая конференция
«Омское Прииртышье: природа, история, культура»
Гвоздецкий Алексей Олегович
БОУ г. Омска «Открытая (сменная)
общеобразовательная школа №13», 10 класс,
Руководитель:
Загородникова Оксана Михайловна,
учитель истории
«Староверы :
общий взгляд на переселение и распространение
по Сибири и Дальнему Востоку (19 век) »
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Введение…………………………………………………………….3
2 Глава первая « Старообрядцы – пионеры
освоения новых земель»……………………………………………...3-7
3 Глава вторая «Характеристика и расселение старообрядцев
на территории Западной Сибири по архивным данным»…….8-10
4 Заключение………………………………………………………….10
5 Список литературы…………………………………………….…..11
6 Приложения……………………………………………………..12-20
Введение
Актуальность данной темы обусловлена тем, как остро встаёт вопрос о путях взаимодействия с религиозными конфессиями. Оценка деятельности старообрядческих общин на обширных пространствах России остается неоднозначной. Как расселялись на неосвоенных землях Сибири и Дальнего Востока староверы? Каким был этот процесс переселения? Как они взаимодействовали с местным населением? Ответить на эти вопросы можно с привлечением нового, ранее неизвестного материала, и в первую очередь, архивных данных. Территориальные рамки работы поставлены достаточно широко – Сибирь и Дальний Восток. И только во второй главе идет обращение к архивному материалу ГАОО по Западной Сибири (состояла из Тобольской и Томской губерний Омской области.) Степень научной разработки проблемы. В обширной дореволюционной литературе нашей теме уделено небольшое место. Среди дореволюционных работ укажем наиболее важные : это работы П.С. Смирнова, С.П. Мельгунова и др. Историография XIX в. рассматривала старообрядчество как явление политическое и социальное. Сложившиеся традиции в оценке старообрядчества сохранились и в XX в. Советская историографическая наука рассматривала старообрядчество как специфическую форму выражения антифеодального протеста. В постсоветский период особое место занимает монографии Ф.Ф. Болонева. «Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XXвв»
Цель данного исследования: выяснить какую роль сыграли старообрядцы в освоении территорий, выяснить совпадают ли процессы расселения староверов Западной Сибири на основе материалов ГАОО с общими процессами старообрядческого переселения
Задачи: 1.Рассмотреть процесс расселения старообрядческих общин по территории Сибири и Дальнего Востока в целом. 2.Показать картину расселения старообрядцев на территории Западной Сибири по архивным данным. Объектом исследования является старообрядчество. Методологическая основа исследования в том, что принцип научной новизны реализовывался при помощи целого ряда методов исторического исследования, хронологического, системного и статистического. Научная новизна работы заключается в исследовании старообрядчества в Западной Сибири с привлечением данных из ГАОО. Это ранее не опубликованные малоизученные материалы, которые восполнят ранее неизвестные факты истории старообрядчества. Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и приложения. Основная часть содержит 2 главы. I глава посвящена тому, как старообрядцы участвовали в заселении обширные пространств. И как на новых местах эти люди, имея крепкие семьи, отличающиеся особой любовью к земле и трудолюбием, проявили себя. II глава посвящена изучению расселения и численности старообрядческих направлений и толков на территории Западной Сибири на основе архивных данных.
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Старообрядцы – пионеры освоения новых земель
На западных рубежах нашей страны и за ее пределами старообрядцы оказались пионерами освоения малозаселенных окраин. Но приверженцев старых обрядов ждали новые испытания. Их ждала Сибирь. Одни из них пришли сюда за тысячи километров в поисках "земли обетованной", легендарного Беловодья, пришли, спасаясь от никонианской новизны, от царских гонений. Других же в более позднее время пригнали по этапу с целью заселения новых земель, развития в этих краях надежного хлебопашества.
Русские селения старообрядцев поражали современников своей величиной большим населением, особенностью нравов. «Крупным селом была Бичура, где «в 1850 году проживало 1400 жителей. По свидетельству заседателя Яворского, это село тянулось своей единственной улицей на протяжении 7 вёрст». (Лебедева А. А. «К истории формирования русского населения Забайкалья, его хозяйственного и семейного быта (XIX - начало XX в.)»://«Этнография русского населения Сибири и Средней Азии»:. М:. 1969г:. С 25). Они улучшили технику обработки земли, применили незнакомые здесь прежде орудия труда. На новых местах эти люди, имея крепкие семьи, отличающиеся особой любовью к земле-матушке и неистощимым трудолюбием, проявили себя самым лучшим образом. Эти их достоинства имели первостепенное значение в освоении новых земель в Сибири и на Дальнем Востоке.
Быстрый естественный прирост населения привел к тому, что в ряде сел стал ощущаться хронический недостаток земли. В поисках новых вольных земель крестьяне-староверы стали покидать родные места. «В 1814 г. 20 крестьян с. Десятниково из-за малоземелья переселились на правый берег Чикоя верстах в 20 выше Чикойской стрелки и образовали село Ново-Десятницкое». (Ф.Ф.Болонев «Старообрядцы Забайкалья…. С 62).
Малоземелье стало острой проблемой для Верхнеудинского округа. И с середины XIX века началось активное освоение Приамурья и Дальнего Востока.
В 1846 г. генерал-губернатором Восточной Сибири был назначен деятельный и дальновидный человек Н. Н. Муравьев. Он уделяет Забайкалью большое внимание. Это послужило толчком к занятию Амура, к его быстрейшему освоению. Это произошло как нельзя кстати, так как в тех местах Тихого океана уже рыскали англичане с целью прибрать к рукам дальневосточные берега.
«В 1851 г. была образована Забайкальская область, и Чита из постного села, население которого составляло 669 чел.,» (Шмулевич М. М. «К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сел в Западном Забайкалье…..С 97). Из Верхнеудинска до Читы был построен новый тракт, названный Читинским. Обустройство и заселение Читинского тракта в основном легло на плечи семейского крестьянина. Ряд селений по этому тракту в верховьях реки Хилок был населен, главным образом, из староверческих сел Верхнеудинского округа.
Неугомонный генерал-губернатор Н. Н. Муравьев, ставший впоследствии Амурским, провернет со временем две грандиозные по своим замыслам и масштабам переброски крестьян и казаков с целью: а) заселения и освоения Якутско-Аянского тракта в Якутии; б) занятия и освоения Амура и Приморья. Как сообщает исследователь казачества Венюков М. И., «казаков-добровольцев на переселении было мало, в основном, переселялись по жребию. Вытянувший жребий мог нанять за себя другого казака, но непременно здорового и женатого. Казаку выдавалось пособие в размере 15 руб. на хозяйственное обзаведение на новом месте. И в течение первых двух лет нуждающимся выдавали из казны продукты». (Венюков М. И. «Путешествия по Приамурью, Китаю, Японии»:. Хабаровск:. 1970г:. С 95).
Некоторые семейства носили прозвища Аянский, другие - Приамурский. «В 1851-1852 гг. южнее Охотска был основан новый порт Аян. К нему из Якутска необходимо было проложить тракт». (Шмулевич М. М. «К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сел в Западном Забайкалье….С 97). На основании высочайше учрежденного положения Комитета Министров об устройстве почтовых сообщений от Якутска к Аянскому порту Главное управление Восточной Сибири вызывает желающих на заселение тракта между Амгинской слободой и Аяном. Заселение этого тракта предполагалось произвести:
а) «охотно желающими из Томской, Енисейской, Иркутской губерний и Якутской области. Кочевые и бродячие инородцы, изъявившие желание переселиться к Аяну, на местах нового поселения будут причислены к состоянию оседлых;
б) поселяемые должны быть людьми преимущественно свободного состояния. Приглашались туда и ссыльные, которые прожили в ссылке несколько лет и имеют одобрительное поведение. Возраст мужчин не должен был превышать 45 лет, женщин - 40 лет». (Шмулевич М. М. «К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сел в Западном Забайкалье….С 98). Переселенцам были определены следующие пособия и льготы:
1) Отчислялись от прежних обществ без согласия последних;
2) С них слагались все недоимки прежних лет;
3) Давалось освобождение до новой народной переписи от платежа податей и повинностей и навсегда от повинности рекрутской. От рекрутской повинности освобождались и их дети;
4) Казна обещала снабжать у в течение первого года мукою по два пуда на месяц на каждую душу мужского пола старше 15 лет и по пуду - на женщин и детей без всякой платы;
5) Обещано было безденежно снабжать семенами хлеба и овощей, а также земледельческими, рыболовными и звероловными орудиями и снастями на 30 руб. серебром на каждую душу мужского пола старше 15 лет;
6) Безденежно снабжать одеждой и домашним скотом по 50 руб. серебром на каждого взрослого мужчину;
7) В случае невыполнения последних двух пунктов за предметы, недоданные казной, возмещали деньгами». (Шмулевич М. М. «К истории крестьянской колонизации и возникновения русских сел в Западном Забайкалье….С 97).
На местах поселения поселенцам отводили 15-ти десятинный надел, но до его отвода новоселы могли пользоваться всеми окрестными землями, какие только для них понадобятся.
Таковы были обещанные льготы и пособия, но все ли они были исполнены, сказать трудно. В воспоминаниях выходцев с Аяна нет упоминания о легкой жизни. Местные сельские власти не хотели признавать льгот, которыми наделялись крестьяне-переселенцы согласно Высочайшему утвержденному положению Комитета Министров. Несмотря на эти козни начальства, заселение Аянского тракта состоялось. «К 1852 г. местная администрация закупила для переселенцев скот у якутов приамгинских наслегов и отправила его на р. Маю». (Арсеньев В. К. «В дебрях Уссурийского края»:. М:. 1950г:. С 418).
Однако, развитие большинства станций и земледельческое освоение в местах Якутско-Аянского тракта продолжалось недолго. «В 1867 г. с прекращением деятельности Российско-Американской компании и установления сообщения с Камчаткой морским путем почтовый тракт на Аян был закрыт». (Алексеев А. И. «Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX в»:. М:. 1982г:. С 137). За 15-летний период проживания на станциях Аянского тракта крестьяне-старообрядцы успели построить просторные дома с русскими печами, расчистить леса и возделать пашни, и даже развить огородничество. Вероятно, местные власти поощряли их занятие земледелием. Другим же просто не в состоянии было куда-либо перебираться, и они осели на вечной мерзлоте и стали её заботливо обихаживать и принуждать к плодородию. Казна выдала им пособие - по 95 руб. на каждую "могучую душу", семей десять, не решаясь вновь пытать счастье и отправляться в неведомый Амурский край, сначала перебивались кое-как на станциях. Некому было продать расчищенные пашни, строения, дома, но потом не выдержали и переселились в деревню Новопокровскую, в 20 верстах от Амги. «Эта деревня была основана в 1852 г. старообрядцами, но часть их подалась на Амур, остальные в 1872 году основали в 23 верстах от г. Якутска новое поселение Павловское. В 1895 году в селениях Усть-Майском было 8 дворов, в Новопокровском - 11, в селении Павловском 25 дворов». (Алексеев А. И. «Освоение русскими людьми Дальнего Востока и Русской Америки до конца XIX в»:. М:. 1982г:. С 137). Эти селения лучше разрабатывали земли и по относительному количеству пашен и сенокосов занимали первые места.
По всему вышеизложенному видно, что и в Якутии семейские крестьяне оказались в числе незаурядных колонистов.
Процесс колонизации Амура и освоения новых земель в Военной Сибири при генерал-губернаторе Н. Н. Муравьеве не мог не коснуться и семейских. «С 1857 г. в течение 9 лет семейские неустанно, беспрекословно и без особых ущербов для себя, своим хлебом кормили Амур и не только отдавали муку и хлеб даром, но и приплачивали еще по 10-20 на пуд за доставку до Читы вольным вощикам (казна давала за пуд 60 коп., доставка из Тарбагатая, например, стоила 70-80 коп)». (Максимов С. В. «Сибирь и каторга»….С 322). Вероятно этому бескорыстию семейских благоприятствовали урожайные годы. В семейских общинах была установлена справедливая раскладка по семействам. В среднем на хозяина было возложено до 40 пудов ежегодного взноса (на богатых больше, на бедных меньше).
Надо заметить, что представители русской администрации относились к забайкальским старообрядцам неоднозначно. Начальство раздражало религиозная горячая пропаганда старообрядчества, их нетерпимость официального православия и непринятие над собой никакого начальства, т. е., неколебимое стремление крестьян к независимой жизни на новых землях. Надо сказать, что Забайкалье было для русского правительства в его целях покорения Амура и его дальнейшего хозяйственного освоения самым настоящим плацдармом и имело важное стратегическое значение. Этому послужило его географическое положение и его экономическое состояние, достаточное количество казаков и крестьян. На первых порах главную роль в закреплении Амура за Россией сыграли забайкальские казаки и крестьяне. «С 1855-1856 по 1862 год, по данным Сибирского комитета, происходило переселение в Приамурье и Приморье казаков Забайкальского казачьего войска. Они были поселены по левому берегу Амура от слияния Шилки с Аргунью до реки Тунгуски на протяжении 1630 верст и по берегам Уссури с целью несения пограничной службы». (Венюков М. И. Путешествия по Приамурью, Китаю, Японии»: Хабаровск:. 1970г:. С 95).
По другим данным «в 1857 г. первый шаг к колонизации Приамурья был сделан расселением 384 семей забайкальских казаков, раскиданных на протяжении 1137 верст по левому берегу Амура. Расселяли казаков по береговой полосе Амура на расстоянии 10-30 верст одна станица от другой. К 1869 году по Амуру было 67 казачьих поселений». (Максимов С. В. «Сибирь и каторга…С 324).
Ещё больший поток переселенцев хлынул из Забайкалья на заселение и освоение Приморья. «С 1857 по 1867 гг. приток населения в основном из Забайкалья составлял в среднем 3 тыс. человек в год». («Русские старожилы Сибири»…С 62).
Заселение их происходило принудительным административным путем. Это привело ко многим негативным последствиям. Казаки оказались на неудобных для ведения сельского хозяйства местах, поэтому многие не могли на новых землях поправить свое хозяйство. Бедствовали и разорялись, просили о помощи, первые годы жили в землянках и т. п. В то же время добровольное переселение крестьян на Амур правительство сознательно сдерживало и не только из-за того, что переселению на окраины России противились крупные землевладельцы, помещики, боявшиеся потерять своих крестьян.
Верховное правительство, с присущей ему недальновидностью, не умело оценить важность Амурского края. С одной стороны оно ограничивает переселение, запретив переселяться тем крестьянским семьям, которые имели на родине в общей сложности более 5 десятин земли на душу, и тем из малоземельных, которые не имели достаточных средств для совершения всего пути за свои счет. Законами ограничивается увольнение крестьян из сельских обществ. С другой стороны правительство выделяет денежные субсидии для переселенцев, предоставляет им ряд льгот, облегчавших обоснование на новых местах. Но такие условия не всех устрашали и отпугивали, и на вольные земли бежали люди от нужды, от несвободы, от преследования за религиозные убеждения, от малоземелья. Предприимчивых людей, не боящихся труда, сильных духом и телом влекла заманчивая перспектива начать новую вольную жизнь в достатке и довольстве. Не всем это удавалось, но прежде пустынный девственный край заселялся, осваивался. «В 1900 году все население Амурской области состояло из 132348 человек. Из них раскольников и сектантов числилось 23772 человека обоего пола. Словом, староверы и сектанты, а к этим последним относили в то время и часть старообрядцев-беспоповцев, духоборов, молокан и других составляли в среде крестьянства Приамурья значительную долю». (Арсеньев В. К. «В дебрях Уссурийского края»…..С 418-419). В последующие годы колонизация Амура и Приморья шла с переменным успехом, то затухала, то возобновлялась.
Они были предприимчивым земледельцам, быстро усваивающим местные условия и завоевавших уважение у местных народов. Консерваторы по своему отношению к православной церкви, староверы Уссурийского края не являются таковыми в хозяйственной жизни. Усовершенствованный плуг, новую сельскохозяйственную машину, рамочный улей вы встретите скорее у староверов, чем у малоросса. Староверы - единственные из крестьян Уссурийского края занялись оленеводством. Мысль старовера, привыкшая критически работать в области религиозных воззрений, как бы в силу привычки критически относится и к окружающей старовера экономической действительности. К чести старообрядцев нужно сказать, что, придя на Амур, они не стали притеснять туземцев, а, наоборот, помогли им и начали учить земледелию и скотоводству.
Таким образом, поднята и рассмотрена одна из забытых тем из истории старообрядцев - тему освоения громадных пространств Восточной Сибири, Приамурья и Приморья. Там прошли проверку их знания и опыт, сила и мужество, их героическая борьба за самоутверждение. И крестьяне- староверы в эту суровую летопись заселения и освоения девственных мест внесли свои яркие страницы.
ВТОРАЯ ГЛАВА
Количественная характеристика и расселение старообрядческих направлений и толков на территории Западной Сибири.
Архивные данные, представленные в Государственном Архиве Омской области, используемые в работе, охватывают, в основном период времени с 1826-1879г., время правления Николая I (1825-1855г) и Александра II (1855-1881). В архивных документах отражены также различные вопросы, связанные с деятельностью старообрядцев на территории Западной Сибири.
Большинство жителей Западной Сибири, как и повсюду в стране, в рассматриваемое время исповедовали христианство. Эта часть христиан стабильно составляла более 80% населения. (8;125) Наиболее ранние сведения о численности старообрядцев имеются в нашем распоряжении по Омской области. Староверы находились в основном в округах, в городах их число незначительно. В г. Семипалатинск - 3 чел., в г. Омск -32 чел. (ГАОО, ф. 3 оп. 14, д. 18702), это 0,3% от числа жителей города Омска. Возможно, это объяснимо тем, что в г. Омске преобладало военное население. С 1823 г. в составе Омской области был Омский округ и в него, кроме Омска, входили казачьи станицы и редуты.
В период с 1826 по 1828 год наблюдается незначительный прирост старообрядцев Омской области (ГАОО,ф.3оп.14.д.18702, ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17859, л. 3) Приложение № 1 Увеличивается численность старообрядцев и в Тобольской губернии на 16,2% по сравнению с 1825 г. и к 1829 г. составляет 33502 чел. (подсчитано по ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17875). Увеличение численности можно объяснить потоком ссыльных и переселенцев в Сибирь. «С 1824 г. в Сибирь переселялись из центральных губерний на основании указа от 10 апреля 1822 г., принятого по предложению сибирского губернатора М.М. Сперанского.». (7;235) Подавляющая часть переселенцев осела в Западной Сибири. С заселением Омской области и округов Тобольской губернии поток переселенцев направлялся в Томскую губернию. Тобольская губерния и Омская область, таким образом, являлись «транзитивными регионами», по мнению Колесникова, «одновременно и отдававшими и принимавшими переселенцев». (6;246) Так, например, в Омскую область прибыло: в 1825 г. - 31 старовер (ГАОО, ф. 3, оп. 14, д. 18702), в 1826 г. - 135 (ГАОО, ф.3, оп. 14, д. 18702). В целом в Сибирь с 1824 г. прибыла небольшая по численности группа переселенцев. Поэтому возможно увеличение численности староверов могло происходить из-за внутрисибирской миграции. Это видно на примере Омской области, куда в 1828 г. прибыло 4 старовера (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17859), в 1829 г. - 6 чел. (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17878). В эти годы уменьшается численность старообрядцев в Омской области, так в 1828 г. - 1948 душ. об. пола ( ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17859), а в 1829 г. - 1868 душ. об. п. (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17878), в 1830 г. - 1890 душ. об. пола (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17888).Можно предположить, что на данное уменьшение численности старообрядцев влияло возросшее число в Омской области обращений из раскола в православие.( по данным ГАОО, ф. 3, оп. 14, д.18702, (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17859, ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17878, ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17888). В это время уклонившихся из православия в раскол гораздо меньше.( по данным (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17859,ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17878,ГАОО, ф. 3 оп. 13, д. 17888). Приложение № 2
Цифры о количестве староверов взяты из Ведомостей о старообрядцах по Тобольской губернии и Табелей о состоянии старообрядцев по Омской области показывают, что старообрядческое население росло. Основными источниками роста являлись: прибытие переселенцев и естественное увеличение населения. Причем наблюдается значительное увеличение староверов в сельских районах. Так, в г. Омске в 1830 г. - 26 староверов (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17888), в Омском округе - 110: в 1833 г. 25 староверов в Омске, 143 в Омском округе (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17947).Абсолютная численность старообрядцев в Западной Сибири значительно увеличилась, хотя оставалась намного меньше, чем православных ортодоксального вероучения. Численность старообрядцев согласно Табелю о состоянии старообрядцев Омской области, постоянно увеличивалась и к 1838 г. составила 2475 душ. об. пола (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18053).
Лишь с 1840 г., после создания Министерства государственных имуществ во главе с П.Д. Киселевым, правительство под строгой регламентацией стало разрешать переселения крестьян из малоземельных губерний в Западную Сибирь. Поэтому рост старообрядческого населения шел только за счет естественного прироста. Несмотря на высокие показатели рождаемости у старообрядцев была высокая смертность. Так, в 1838 г., зарегистрировано 72 рожденных и 53 умерших (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18053).
Как и ранее приверженцы старой веры сосредотачивались на юге. Северные уезды Тобольской губернии были почти свободны от старообрядцев. Их общая численность в Тобольской губернии к 1838 г. составила 37401 душу об. пола (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18053). В Томской губернии в том же году проживало 42160 староверов, большая часть их занимала южный Бийский округ (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18053). Тобольские раскольники при незначительном удельном весе по отношению к сельскому населению (на 1835 год) стремились равномерно «рассредоточиться» по волостям. (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17997).Приложение № 3
Наблюдается в ходе расселения стремление к разделению территорий между представителями разных направлений раскола. Например, в Тюменском округе в 8 волостях из 16 имелись хозяйства только поповцев, в 5 исключительно беспоповцев». (подсчитано по ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17997). «Поповцы преобладали и по характеру занятий были преимущественно земледельцы, в то время как беспоповцы стремились на передний фронт колонизации, где было больше возможностей для занятий промыслами. (9;125) Это видно на примере купцов и мещан г. Тюмени, где в 1830 г., среди старообрядцев - поповцев купцов - 32, мещан - 171; среди старообрядцев -беспоповцев купцов - 48, мещан - 298 чел. В 1832 г. старообрядцев -поповцев купцов - 24, мещан - 140, а среди беспоповцев купцов - 19 мещан - 198 чел. (ГАОО, ф. 3, оп. 1, д. 1084).
Имея в виду обращение в будущем старообрядцев в единоверие, а затем и православие, правительство собирало о них сведения. В течение второй четверти XIX в. численность староверов фиксировалась в Ведомостях о числе старообрядцев и раскольников Сведения (с 1820-х г.) предпочитали собирать скрытно. Надзор за раскольниками был усилен. Весной 1838 г. губернское правление «обязало власти на местах ежегодно подавать сведения о старообрядцах. Вот один из примеров такого донесения. «Плотников, устроив во дворе своём на подобие часовни дом, поставил в нем образа, распубликовал по всем местам, где есть раскольники, что он вывез из Москвы указ, по которому будто бы можно венчать раскольнические браки в простом доме без церкви и священника…». (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18070).С 1840-х годов усилились требования к предоставлению ведомостей о старообрядцах и раскольниках: «... Г. Генерал-Адъютант Граф Киселев от 21 мая сего года (1842) предписал Палатам Государственных Имуществ, сведения о числе раскольников между государственными крестьянами, по роду их сект, доставлять к означенным срокам Губернскому Начальству...» (ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18132; ГАОО, ф., оп. 13, д. 18198, и ф. 14, оп. 1, д. 160,).
К 1855 г. численность староверов составила около 45 тыс. душ. об. п. (ГАОО, ф. 3, оп. 12, д. 17791). Это можно объяснить: повышением ежегодного прироста населения (с 1850 г. на 3,48% каждый год) (7;235) и резко возросшим в 1852, 1853 гг. притоком ссыльных и переселенцев. (4;286)
Таким образом, на территории Западной Сибири староверы вошли в состав сельского населения. Несмотря на то, что наблюдается уклонение из раскола в православие, численность староверов растет на всем протяжении изучаемого периода. К середине XIX века по численности раскольники занимали в Западной Сибири 5-е место, после христиан православного исповедания и магометан Это неоднородная социальная группа, которая выделяет внутри себя тех, кто стремился к земледелию и промыслам . После реформы Киселева П.Д. заселение шло под более внимательным контролем государства, чем в первой четверти XIX века, что ещё раз подтверждает, что староверы особая часть населения региона, которая оказалась способна не только сохранить, но и увеличить свою численность.
Заключение
Старообрядчество Сибири в изучаемый период представляло собой одно из основных течений в развитии русской народно-бытовой культуры. В среде его приверженцев сохранялось то исконно национальное русское начало, которое свято хранилось ими и передавалось благодаря традициям из поколения в поколение. Это играло большую роль в развитии национального самосознания, в сохранении веры и культуры, в этом странном отрицании сохранилось страстное стремления к истине, глубокого недовольства действительностью Автор работы нашел подтверждение того, что процессы расселения староверов Западной Сибири на основе материалов ГАОО совпадают с общими процессами старообрядческого переселения. На территории Западной Сибири староверы вошли в состав сельского населения, сначала расселяясь часто как первопроходцы, на волне колонизации. Несмотря на то, что наблюдается уклонение из раскола в православие, численность староверов растет на всем протяжении изучаемого периода. Это неоднородная социальная группа, которая оказалась способной не только сохранить себя, но и преумножить, несмотря на особый контроль со стороны государства.
Источники
Полный перечень документов из Государственного архива Омской области, используемых в работе.
ГАОО, ф. 3 оп. 14, д. 18702
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17859
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17875
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17878
ГАОО, ф. 3, оп. 14, д.18702
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17888
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17947
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18053
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17997
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.1084
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.18070
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.18132
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.18198
ГАОО, ф. 14, оп. 1, д.160
Литература
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение№1 Старообрядцы на территории Омской области 1826-1828г.
Годы | 1826 год | 1827 год | 1828 год |
численность | 1789 | 1937 | 1948 |
Приложение №2 Динамика уклонения из православия в раскол и обратного процесса с 1825 по 1830 годы.
Годы | Вступление в православие | Уход в старообрядчество |
1825 1826 1827 1828 1829 1830 | Нет 7 Нет 71 46 27 | нет нет нет 2 Нет 3 |
Приложение№3 Расселение тобольских старообрядцев по волостям (1835 год)
Волости | Селения (шт.) | Численность(чел.) |
Тугулымская | 14 | 816 |
Фоминская | 8 | 347 |
Троицкая | 5 | 290 |
Липчанская | 12 | 263 |
Утечья | 13 | 565 |
Каменская | 12 | 299 |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4
Некоторый перечень документов, используемых в работе
Ф 3 оп 13 д. 18132 от 1 января 1842 года за № 1045.
Господину Гражданскому Губернатору.
При рассмотрении подлинных судебных дел, представляемых на основании Высочайшего утверждения положении Комитета Министров 12 июня 1823г. и 7 ноября 1833г. во вверенного им Министерство по преступлениям раскольников портив Св. Веры замечено мною, что нередко в делах сих нет сведений о прежней под судимости обвиняемых лиц или упоминается о том без надлежащих объяснений: когда, кто именно из подсудимых и за что судили прежде, а также, какие последовали о тех лицах решения судебных мест и положение Комитета Министров. Сверх того по многим делам о раскольниках иногда не полагаются выписки из дальнейшего рассмотрения в Министерстве Внутренних Дел. Находя, что недостаток сведений от прежней под судимости прикосновенных к делам лишь затрудняет Министерство должностными справками, крайне замедляющим само производство оных, я поручаю Вашему Превосходительству наблюсти, дабы в представляемых мне делах о раскольниках непременно находились такие сведения, а вместе с тем чтобы выписки и краткие записки, составляемые из оных на основании Св. Закона Угол. Т15, кн 2. разд. 4и5, заключал полное и удовлетворительное изложение всех обстоятельств дела, подвергнутых рассмотрению судебного места.
Министр Внутренних дел граф Перовской.
Ф. 14 оп 1 д. 160.
Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского
из Тобольского Губернского Правления.
Губернское правление, выслушав предложение Исправляющего должность Тобольского Гражданского Губернатора от 6 декабря за № 1033, в коем изъясняешь: господину Министру Внутренних Дел, что во всех официальных бумагах, а также в ведомостях о раскольничьих молитвенных зданиях именовать оные только молельнями и часовнями, однако в которых из них находятся Престолы уведомлять о сем Губернское правление. Уезды должны предоставлять в губернское правление к 10 января каждого года ведомости о старообрядцах и раскольниках, о числе раскольничьих церквей, часовен и монастырей, скитов, а также именные списки скопцов, проживающих в Тобольской Губернии.
Исправляющего должность Столоначальника (не разборчиво).
Ф 3 оп 13 ед. хр. 17875.
Ведомости о числе старообрядцев в Тобольской губернии за 1829г.
Название местности | Приемлющие священство | Не приемлющие священство. |
г. Тюмень | 1405 | 6471 |
Тюменский округ | 1144 | 1618 |
г. Ялуторовск | 18 | 18 |
Ялуторовский округ | 6517 | 7326 |
Курганский округ | 3338 | 3905 |
г. Курган | 1 | - |
Ишимский округ | 2415 | 2748 |
г. Тара | 7 | 16 |
Тарский округ | 117 | 181 |
Тюкалинский округ | 1418 | 1457 |
Всего губерний | 15474/18028 |
Ф 3 оп 13 ед. хр. 17947.
Ведомости о числе старообрядцев в Тобольской губернии за 1833г.
Название местности. | Приемлющие священство. | Не приемлющие священство. |
г. Тюмень | 443 | 701 |
Тюменский округ | 1391 | 1732 |
г. Ялуторовск | 6 | 15 |
Ялуторовский округ | 6838 | 7666 |
Курганский округ | 2488 | 2658 |
г. Курган | 6 | 13 |
Ишимский округ | 112 | 167 |
г. Тара | 1294 | 1291 |
Тарский округ | 1 | - |
Тюкалинский округ | 3671 | 4312 |
Туринский округ | 27 | 36 |
Всего губерний | 16357/18640 |
Ф 3 оп 13 ед. хр. 17997. 18031. 18044.
Название местности. | Приемлющие священство м/ж. | Не приемлющие священство м/ж. |
г. Тюмень | 250/205 | 171/330 |
Тюменский округ | ||
Тугулымская волости | 361/455 | 23/24 |
Каинской волости | 24/19 | 121/178 |
Фоминская волости | 201/146 | - |
Троицкая волости | 124/166 | 35/47 |
Успенская волости | 197/368 | 28/37 |
Липчанская волости | - | 91/172 |
Усть-Ницынская волости | - | 9/6 |
Всего в Тюменском округе | 1352/1373 | |
г. Тара | 3/6 | 7/9 |
Тарский округ | ||
Карташевская волости | -/1 | 3/2 |
Каргашенская волости | 9/21 | - |
Логиновской волости | - | 11/15 |
Аевской волости | - | 17/32 |
Бергаматской волости | - | 45/54 |
Всего в Тарском округе | 104/159 | |
Кургановского округа | ||
Мостовской волости | 215/239 | - |
Арлагульской волости | 44/48 | 53 |
Мендерской волости | 190/231 | 5 |
Утяцкой волости | 12/23 | 3 |
Меньщиковской волости | 68/87 | 136 |
Тебенятовской волости | 306/336 | - |
Моревской области | 347/438 | 12 |
Салтосараевской волости | 278/295 | 100 |
Утечьей волости | - | 261 |
Шмаковская волости | - | 432 |
Чернавская волости | - | 261 |
Черёмуховская волости | - | 238 |
Ялымской волости | 417 | 292 |
Сычевской волости | 275 | 401 |
Падеринской волости | 237 | - |
Чимпьевской волости | 724 | 88 |
Моршихинской волости | 214 | - |
Всего в Курганском округе | 3780/4443 | |
Всего в Тюкалинском округе | 1411/1398 | |
Ишимский округ | ||
Боровской волости | 139 | - |
Фирсовской волости | 187 | - |
Жиляковской волости | 195 | - |
Устьламинской волости | 67 | - |
Малышинской волости | 69 | - |
Утчанской волости | 282 | - |
Петуховской волости | 87 | - |
Армизонской волости | 1002 | - |
Ларихинской волости | 148 | - |
Ильинской волости | 195 | - |
Гагарьевской волости | 531 | - |
Казанской волости | 578 | - |
Уткульской волости | 348 | - |
Сладковской волости | - | 241 |
Частоозёрской волости | - | 628 |
Всего в Ишимском округе | 2632/2814 | |
Всего в Туринском округе | 28/37 | |
г.Ялуторовск | 13/13 | - |
Ялуторовский округ | ||
Поляковской волости | 488 | - |
Суерской волости | 856 | - |
Красногорской волости | 553 | - |
Казанской волости | 401 | - |
Верх-Суерской волости | 536 | - |
Пятковской волости | 471 | - |
Бобылевской волости | 1430 | - |
Саламатовской волости | 1787 | - |
Мостовской волости | 711 | - |
Исетской волости | 625 | - |
Шатровской волости | 967 | - |
Котской волости | 701 | - |
Ермутлинской волости | 1182 | - |
Новозаимской волости | - | 401 |
Заводо-Уковской волости | - | 463 |
Омутинской волости | - | 509 |
Шороховской волости | 208 | - |
Всего в Ялуторовском округе | 7115/8026 | |
Всего в губернии | 16933/19289 |
* В таблице подсчитано Ф3. оп 13. д 17997.
В 1836г,** 1837г,*** незначительные изменения в численности старообрядцев по округам, волостям в Тобольской губернии.
** ГАОО Ф3. оп 13. д 18031.
***ГАОО Ф3. оп 13. д 18044.
Ф3. оп 13. д 18053.
Ведомости о числе старообрядцев в Тобольской губернии за 1838г.
Название местности. | Приемлющие священство м/ж. | Не приемлющие священство м/ж. |
г. Тюмень | 211/337 | 164/322 |
Тюменский округ | 1136 | 1582 |
г. Ялуторовск | 12/11 | - |
Ялуторовский округ | 7417 | 8329 |
Курганский округ | 3783 | 4414 |
г. Тюкала | - | 3/1 |
Ишимский округ | 2972 | 3342 |
г. Тара | -/3 | 6/9 |
Тарский округ | 86 | 130 |
Тюкалинский округ | 1352 | 1521 |
Туринский округ | 26 | 37 |
г. Омск | 9/8 | - |
Всего губерний | 17265/20136. |
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Полный перечень документов из Государственного архива Омской области, используемых в работе.
ГАОО, ф. 3 оп. 14, д. 18702
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17859
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17875
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17878
ГАОО, ф. 3, оп. 14, д.18702
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17888
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17947
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 18053
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д. 17997
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.1084
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.18070
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.18132
ГАОО, ф. 3, оп. 13, д.18198
ГАОО, ф. 14, оп. 1, д.160
Источниковая база.
Источники в данном исследовании можно разделить на несколько групп. Одним из главных источников по изучению старообрядчества относятся материалы Государственного архива Омской области, которые дают возможность проследить деятельность старообрядцев на территории Западной Сибири. В работе были использованы следующие фонды ГАОО: фонд 3 – Главное Управление Западной Сибири; ф. 14 – Омское городское полицейское управление, в работе из этого фонда содержится 2 документа;
Наиболее ценным для работы оказался фонд Главного управления Западной Сибири – фонд 3. В данной работе документов из 3 фонда использовано 81, по своей направленности документы содержат в основном описание жизнедеятельности людей, их бытовые проблемы. В нём можно выделить отсчёты генерал-губернаторов и губернаторов края, сведения из округов, по запросам главного Управления и его структурных подразделений, переписка генерал-губернатора с высшими властями и управленческими звеньями губернии, прошения частных лиц и ответы на них чиновников и т.д.
Документы фонда 3 можно разделить по тематики следующим образом:
Документы, входящие в 67 фонд, касаются раскольников, числящихся в сибирском казачьем войске. К таким людям подходили со всей осторожностью, чтобы не оскорбить их, так как они приносили присягу царю и стране.
В 14 фонде предоставлены документы, составленные полицейским управлением – это статистические данные о количестве раскольников в городах, губерниях, сёлах, учет рождаемости и смертности раскольников, численности людей, перешедших из православия в раскол. Также привлечены законодательные акты – указы, манифесты, постановления, которые принимались в указанный период времени. Они отражены как в документах из архива, а также из различных доступных книг дореволюционного издания, таких как манифест Екатерины II, полностью отраженный в журнале «Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества».Таких законодательных актов, касающихся раскола, было издано более сотни. Использование этих документов приобретает ценность при сопоставлении с аналогичными архивными данными. Расположенные в хронологической последовательности, эти материалы отражают эволюцию тех прав и свобод, которые давались одними самодержцами и отменялись другими.
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Источниковая база.
Источники в данном исследовании можно разделить на несколько групп. Одним из главных источников по изучению старообрядчества относятся материалы Государственного архива Омской области, которые дают возможность проследить деятельность старообрядцев на территории Западной Сибири. В работе были использованы следующие фонды ГАОО: фонд 3 – Главное Управление Западной Сибири; ф. 14 – Омское городское полицейское управление, в работе из этого фонда содержится 2 документа;
Наиболее ценным для работы оказался фонд Главного управления Западной Сибири – фонд 3. В данной работе документов из 3 фонда использовано 81, по своей направленности документы содержат в основном описание жизнедеятельности людей, их бытовые проблемы. В нём можно выделить отсчёты генерал-губернаторов и губернаторов края, сведения из округов, по запросам главного Управления и его структурных подразделений, переписка генерал-губернатора с высшими властями и управленческими звеньями губернии, прошения частных лиц и ответы на них чиновников и т.д.
Документы фонда 3 можно разделить по тематики следующим образом:
Документы, входящие в 67 фонд, касаются раскольников, числящихся в сибирском казачьем войске. К таким людям подходили со всей осторожностью, чтобы не оскорбить их, так как они приносили присягу царю и стране.
В 14 фонде предоставлены документы, составленные полицейским управлением – это статистические данные о количестве раскольников в городах, губерниях, сёлах, учет рождаемости и смертности раскольников, численности людей, перешедших из православия в раскол. Также привлечены законодательные акты – указы, манифесты, постановления, которые принимались в указанный период времени. Они отражены как в документах из архива, а также из различных доступных книг дореволюционного издания, таких как манифест Екатерины II, полностью отраженный в журнале «Записки Западно-Сибирского отдела Русского географического общества».Таких законодательных актов, касающихся раскола, было издано более сотни. Использование этих документов приобретает ценность при сопоставлении с аналогичными архивными данными. Расположенные в хронологической последовательности, эти материалы отражают эволюцию тех прав и свобод, которые давались одними самодержцами и отменялись другими.
Рисуем ананас акварелью
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Хрюк на ёлке
Марши для детей в классической музыке