Чем дальше во времени уходит от нас Великая Отечественная война , тем грандиознее возвышается над всей историей страны та бессмертная Победа , которую выстрадали , вытерпели и подняли на своих плечах люди военного поколения.
То , что они сделали , называется подвигом. Это значит , что им было невероятно трудно , но они все равно сумели защитить свою Родину и спасти всех нас , кто родился или еще родится на этой земле. Наши отцы и матери , дедушки и бабушки, а то и прадеды с прабабушками были такими же обыкновенными людьми : им было страшно подниматься в атаку и умирать , им было больно получать раны , было холодно в окопах и в цехах военных заводов , они страдали от голода , усталости , недосыпания , приходили в отчаяние , теряя близких людей … И все же они сделали это! Не жалея ничего , отдавали силы , молодость , здоровье , саму жизнь.В данном исследовании ученик проанализировал роль советского народа в деле освобождения страны от фашистских захватчиков на примере подвигов отдельных героев войны.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 52.69 КБ |
Городские Патриотические чтения
имени маршала А.М. Василевского
«Герои Отечества»
Пять незаслуженно забытых подвигов войны
Выполнил:
ученик 7 «Б» класса
МБОУ СОШ №123
Рытенков Данила
Руководитель:
Федорова
Людмила Николаевна
Самара
2014
1
Введение
Чем дальше во времени уходит от нас Великая Отечественная война , тем грандиознее возвышается над всей историей страны та бессмертная Победа , которую выстрадали , вытерпели и подняли на своих плечах люди военного поколения.
То , что они сделали , называется подвигом. Это значит , что им было невероятно трудно , но они все равно сумели защитить свою Родину и спасти всех нас , кто родился или еще родится на этой земле. Наши отцы и матери , дедушки и бабушки, а то и прадеды с прабабушками были такими же обыкновенными людьми : им было страшно подниматься в атаку и умирать , им было больно получать раны , было холодно в окопах и в цехах военных заводов , они страдали от голода , усталости , недосыпания , приходили в отчаяние , теряя близких людей … И все же они сделали это! Не жалея ничего , отдавали силы , молодость , здоровье , саму жизнь.
Миллионы героев , готовых жертвовать своей отдельной судьбой ради общей победы – такую страну нельзя поставить на колени.
Нет , они не были обыкновенными людьми . Они были и останутся в веках поколением Победителей !
Отгремели канонады Великой Отечественной войны. С той поры выросло не одно поколение , однако , это событие далекого прошлого и по сей день отзывается в сердцах жителей нашей страны. Дети , внуки и правнуки участ-ников войны занимаются изучением отдельных ее сторон : от исследования хода военных действий до вклада отдельной личности в дело освобождения страны от оккупантов.
Нужно ли молодому поколению XXI века знать о событиях тех лет , о судьбе конкретных людей?
Я уверен , что нельзя забывать об ужасах войны , о страданиях людей , о смерти миллионов. Это было бы преступлением перед павшими , преступле-нием перед будущим. Помнить о Великой Отечественной войне , о героизме
2
и мужестве прошедших ее дорогами , бороться за мир – обязанность всех живущих на Земле.
Проанализировав исторические источники и литературу по данной теме , мы пришли к выводу , что высокий патриотизм , любовь к Родине , массовый героизм – основные слагаемые Победы в Великой Отечественной войне , поэтому для исследовательской работы мною выбрана тема « Пять незаслу-женно забытых подвигов войны».
Предмет исследования : жизненный и боевой подвиг героев Великой Отечественной войны – Виктора Талалихина , Екатерины Зеленко , Ивана Евграфовича Федорова , Николая Сиротинина , Епистинии Степановой.
Цель работы : Собрать и разместить на школьном сайте материалы об участниках Великой Отечественной войны ; расширить экспозицию школьного музея.
Достижение этой цели возможно решением следующих задач:
В работе использовались различные методы и формы деятельности : изучение материалов газетных статей , историко-документальной и художественно-политической литературы по данной теме , систематизация сведений интернет-ресурсов и подготовка презентации , описание подвигов героев Великой Отечественной войны , проведение социального опроса одноклассников по данной теме , обобщение материала собранного при проведении исследования , накопление исторических сведений , уточнение фактов ,обработка полученной информации сравнительно-аналитическим методом , осмысление собранного материала.
3
Основная часть. Защита Отечества – наш священный долг.
Быстро летит время . Стареют ветераны Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков. Нам , очень многим кажется, что война закончилась давно. И чем дальше уходят в историю события того грозного времени , тем отчетливее предстают они в нашей памяти, тем яснее становится их историческое значение.
Фашистские оккупанты причинили советскому народу колоссальный ущерб и страдания. Гитлеровцы полностью или в значительной степени разграбили , взорвали, сожгли 1710 городов и поселков городского типа, больше 70 тысяч сел и деревень , 32 тысячи промышленных предприятий ,
98 тысяч колхозов , разрушили 65 тысяч километров железнодорожных путей , разворовали огромное количество других материальных ценностей.
История войн еще не знала такой самоотверженности и массового героизма, которые проявляли советские солдаты и офицеры в боях против фашистских захватчиков. Именно по этой причине гитлеровский план «молниеносной войны» дал осечку с первых же дней вторжения фашистских войск в СССР.
Защита Отечества – это священный долг и обязанность каждого гражданина России. Потому что нет более высокой миссии на земле, чем служить миру и защищать свою страну. Российские солдаты и офицеры всегда были олицет-ворением чести, достоинства и патриотизма.
Россия с ее бескрайними землями всегда представляла собой соблазн для завоевателей со всех сторон света.
История не знает более масштабного, ожесточенного, разрушительного и кровопролитного противоборства, чем борьба нашего народа с фашистскими агрессорами. В войне 1941-1945 гг. решалась судьба не только нашего Отечества , но и многих других народов и стран – по существу всего человечества. Поэтому вечен и свят подвиг наших соотечественников , одолевших фашизм , проявивших высокий патриотизм , любовь к Родине ,
4
массовый героизм и одержавших Великую Победу.
Преклоняясь перед мужеством и массовым героизмом солдат, Маршал Советского Союза К. Рокоссовский писал в своих воспоминаниях: «Героями становились миллионы. Солдаты стояли насмерть на последних рубежах, грудью бросались на амбразуры вражеских дотов, летчики и танкисты, не задумываясь, шли на таран. Героями были все - и те, кто устремлялся в атаку сквозь стену огня, и те, кто под снарядами строил мосты и тянул провода к командным пунктам. Слава вам, чудесные советские люди! Я счастлив, что был вместе с вами в эти годы». [4]
Великая Отечественная война показала, какая поистине безграничная мощь таится в народных массах, если они ведут священную борьбу за свое Отечество. В годы войны патриотизм стал массовым, стал нормой поведения советских воинов. Об этом свидетельствуют следующие факты.
1. Родина высоко оценила самоотверженность воинов. За мужество и героизм, проявленные в годы войны, орденами и медалями были награждены свыше 7 млн. человек.
Более 11,6 тысячи человек были удостоены звания Героя Советского Союза - высшей степени боевого отличия, свыше 100 из них получили это звание дважды, а Г.К. Жуков, И. Кожедуб и А. Покрышкин - трижды.
2. Массовый героизм проявили представители всех видов Вооруженных Сил и родов войск.
В сухопутных войсках звания Героя Советского Союза были удостоены 8447 человек.
Немало подвигов совершили в воздушных боях воины-авиаторы. 2332 человека из них стали Героями Советского Союза.
Важный вклад в победу внес Военно-Морской Флот. В боях на морских просторах и на земле проявились лучшие качества советских моряков - патриотизм, воинская доблесть, беспримерная отвага, героизм. За подвиги,
5
совершенные в период Великой Отечественной войны , 513 моряков стали Героями Советского Союза.
3. Ярким примером массового героизма в годы Великой Отечественной войны являются коллективные подвиги.
Например, 29 января 1942г. в одном из боев в районе Новгорода сразу из трех вражеских дзотов ударили пулеметы. Взвод 299-го стрелкового полка попал в огневой мешок. Ближе всех к дзотам были сержант И. Герасименко, рядовые А. Красилов и Л. Черемнов, которые понимали, что врагу потребу-ется всего несколько минут, чтобы уничтожить взвод. Не сговариваясь, они бросились на амбразуры дзотов. Пулеметы замолчали, взвод продолжил наступление.
За период Великой Отечественной войны было совершено 8 аналогичных групповых подвигов.
4. В годы Великой Отечественной войны характерным было и осознанное самопожертвование советских воинов. Поэтому у таких героев было много последователей, героев-побратимов.
Так, подвиг Александра Матросова, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом 23 февраля 1943г., повторили более 400 воинов.
Подвиги и самопожертвования совершались не только на земле, но и в воздухе, и на море. Уже в первый день Великой Отечественной войны 20 наших летчиков совершили воздушные тараны против немецких самолетов, вторгшихся в воздушное пространство страны.
Таран - оружие героев. Он был вызван не отчаянием, не случайным столкно-вением в бою. Это сознательный, глубоко продуманный акт самоотвержен-ности и бесстрашия, проявление беспредельной храбрости с отточенным воинским мастерством, дерзкий натиск с точным расчетом и выдержкой. Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин считал, что «таранный удар был оружием смелых, мастерски владевших самолетом советских летчиков.
6
Таран требовал виртуозного владения машиной, исключительной выдержки, железных нервов, огромного душевного порыва». [7]
Самоотверженная тактика тарана уникальна в современной войне - тем удивительнее, когда один сравнительно небольшой по размерам танк идет на таран целого бронепоезда! Единственным документально подтвержденным случаем такого подвига является история гвардии лейтенанта Дмитрия Комарова, который 25 июня 1944 году на полном ходу на горящей «тридцатьчетверке» протаранил немецкий состав под Черными Бродами на западной Украине. Каким-то чудом герой в том бою остался жив, хотя погибли почти все члены его экипажа. Тем не менее, Дмитрий Евлампиевич, как говорят в народе, «торопился к Богу»: он геройски погиб в боях за Польшу осенью того же 1944 года.
За годы Великой Отечественной войны было произведено более 600 воздуш-ных таранов, в основном летчиками истребителей, но их применяли также экипажи штурмовиков и бомбардировщиков.
Были и наземные огненные тараны наших отважных летчиков. Наиболее известный из них подвиг экипажа бомбардировщика во главе с капитаном Н. Гастелло. Этот экипаж 26 июня 1941г. направил свой горящий самолет на колонну вражеских танков, автомашин и бензоцистерн. Экипаж погиб, но противник понес тяжелые потери. С началом Великой Отечественной войны таран наземных целей использовался советскими летчиками более 500 раз.
В годы войны было совершенно также свыше 60 танковых таранов, и 14 раз командиры бронекатеров таранили немецкие подводные лодки, самоходные баржи с живой силой и техникой врага.
5. Массовый героизм проявляли не только отдельные воины или группы храбрецов, но и целые части и соединения.
По этому поводу Маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза В. Чуйков писал: «Мне, участнику многих сражений на фронтах
Великой Отечественной войны, довелось пережить немало трудных, порой
7
невыносимо тяжелых дней. Но самое сильное, что осталось в памяти от тех испытаний, - это чувство гордости за героизм наших воинов. Защищая священные рубежи на берегах Волги, или штурмуя вражеские укрепления на всем многотрудном пути от Волги до Берлина, они буквально не знали страха в бою. Целыми полками, дивизиями шли под огонь и, действуя решительно, используя врученную им боевую технику на полную мощь, выходили победителями. Ни вода, ни огонь, ни ливни свинца, ни вихри рваного железа, что били им в лицо на каждом шагу, ни зной, ни холод в обледеневших окопах - ничто не мешало им драться за свободу и честь любимой Родины с отдачей всех сил». [4]
В годы войны за успешные боевые действия было произведено 10900 награждений частей, кораблей и соединений, 17 армий и свыше 500 соединений и частей преобразованы в гвардейские. Многие соединения и части удостоены почетных наименований.
В честь массового подвига советских людей некоторые города удостоены высокого звания «Город-герой». В стране есть такие села, которые славятся целым созвездием Героев Советского Союза. Например, село Шипуново Алтайского края является родиной 16 кавалеров Золотой Звезды.
В России много школ, профессионально-технических училищ, выпускники которых неоднократно удостаивались высшего отличия Родины. Так, восемь выпускников Вольской школы № 1 в годы войны удостоились звания Героя Советского Союза, в том числе и легендарный летчик младший лейтенант В. Талалихин. Семерых героев воспитала 47-я пермская средняя школа.
Первый свой бомбардировщик он сбил в ночь на 6 августа 1941г. Это был немецкий истребитель «Юнкерс-88». О ночном таране Виктором Талалихиным немецкого самолета все узнали 8 августа.
С самого раннего утра авиационные техники и авиамеханики готовили истребители к полетам. Самолет Талалихина также подготовили к полету. Опробовали мотор, заправили бензобаки, произвели предварительный
8
осмотр самолета. Виктор Талалихин сел в самолет и подготовился к несению боевого дежурства. Ночь была теплой, тихой и звездной. В небе заработали прожектора, ища неприятельские самолеты. И вот поступил сигнал о том, что появились самолеты противника.
«Ястребок» Талалихина тут же поднялся в небо. Вскоре он заметил блестящую точку с зелено-красными вспышками. Это были вражеские самолеты. Талалихин стремительно приближался к бомбардировщику «хейнкель-111». Тот был вооружен 7 пулеметами и одной пушкой. Наш летчик зашел бомбардировщику в хвост и стал ловить в свой прицел вражеский самолет. Затем нажал гашетку. Задымил правый мотор фашис-тского бомбардировщика, и «хейнкель-111» вздрогнул. Виктор Талалихин продолжил атаку, целясь теперь в кабину самолета. Немецкий бомбардировщик изменил курс и повернул на запад. Талалихин опять атакует, выпуская несколько огненных очередей. «Хейнкель-111» увеличил скорость и пошел на снижение, однако «ястребок» преследовал его.
Воздушный ночной поединок продолжался. Подбитый фашистский бомбардировщик все равно продолжал лететь. Талалихин жмет на гашетку, однако у пулемета кончились патроны. Тогда Талалихин мгновенно решает идти на таран. Он догоняет «хейнкеля-111» и мастерски пристраивается к хвосту самолета. Однако сверкнула пулеметная очередь, которая обожгла правую руку Талалихину. Но герой и не думал отступать. Всей своей машиной Виктор протаранил бомбардировщик. Наш летчик успевает покинуть самолет и примерно тысячу метров летит затяжным прыжком, затем раскрывает парашют. Фашистский бомбардировщик упал в березовую рощу.
Это был первый ночной таран, который героически выполнил Виктор Талалихин. Таран – это особенная смелость летчика, на грани самопожертвования. Раненного Виктора нашли возле деревни Мансурово. Вскоре он вернулся в полк.
9
27 октября Виктор уже вылетел на боевое задание. Необходимо было обнаружить вражеский полевой аэродром, откуда «юнкерсы» вылетали бомбить советские боевые позиции. Неожиданно из облаков вынырнула эскадрилья «мессершмиттов» и открыла огонь по самолету Талалихина. Наш летчик успел сбить один «мессершмитт», но и его самолет стал снижаться. Его изрешетили пулями трех «мсссершмиттов». Виктор Талалихин погиб геройской смертью. [2]
Если подвиг Талалихина все знают, то имя первой женщины , совершившей воздушный таран , известно немногим.
Катя Зеленко родилась в селе Корошин , ныне Бельского района Ровенской области в многодетной семье, была десятым ребенком. По воспоминаниям старшей сестры, Катя была отчаянной и смелой девочкой. Ее не пугала высота, при «испытаниях парашюта-зонтика» она спрыгнула с крыши сарая, хотя никто из мальчишек не рискнул повторить прыжок.
После окончания 7 классов в Курске, Катя откликнулась на призыв страны советов «Комсомолец - на самолет!» и поступила в 1933 году в авиационный техникум и Воронежский аэроклуб. Затем, по комсомольской путёвке она была направлена в 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу пилотов и лётчиков - наблюдателей имени К. Е. Ворошилова. Осенью 1934 года с отличием окончила авиашколу и была направлена в 19-ю авиационную бригаду. Наряду со службой в бригаде Екатерина Зеленко испытывала самолёты и авиационное оборудование. За 4 года освоила 7 типов самолётов.
Екатерина Зеленко была единственной женщиной-летчицей, принимавшей участие в финской кампании. На бомбардировщике Р-Z совершила восемь боевых вылетов. Уничтожила артиллерийскую батарею и крупный склад боеприпасов противника. За это ее наградили орденом Красного Знамени. Вернувшись в Харьков, успешно освоила новый самолет Су-2 и в качестве летчика-инструктора учила на нем летать командный состав девяти авиационных полков (всего перед войной этот бомбардировщик получили 14
10
авиаполков ВВС. полёта к полёту росло мастерство и боевой опыт отважной лётчицы. Она уверенно выполняла любые боевые задания , как днём, так и ночью.
За период своего участия в Великой Отечественной войне, старший лейтенант Н. И. Зеленко совершила 40 боевых вылетов ( в том числе ночью ), участвовала в 12 воздушных боях с истребителями противника. 12 сентября 1941 года отважная лётчица не вернулась с очередного боевого задания.
«12 сентября, Екатерина дважды вылетала на разведку. После обеда понадобилось найти крупную группировку немецких танков в районе Ромны — Нежин — Прилуки — Пирятин — Лубны. Самолет Зеленко имел повреждения, поэтому в третий боевой вылет она отправилась на моем самолете в паре с командиром эскадрильи капитаном Лебедевым, который летел ведущим.
Воздушные разведчики добыли ценную информацию. Ее надо было немедленно доставить командованию. Но когда Лебедев и Зеленко возвращались на свой аэродром, в районе города Ромны их атаковали семь истребителей «Мессершмитт-109». У наших летчиков был приказ не вступать в бой. А фашисты наседали. Чтобы самолет Лебедева смог уйти от преследования, Зеленко решила отвлечь противника.
На первом этапе войны мы чуть ли не все время летали на бомбежки без прикрытия истребителей. И нам часто удавалось успешно уходить от истребителей противника. Думаю, были шансы уйти и у Екатерины Зеленко. Но она приняла бой. Атакуя, вела огонь из четырех расположенных в крыльях пулеметов. Как рассказывал штурман лейтенант Николай Павлык, он сидел в задней кабине и стрелял из двух пулеметов по самолетам, пытающимся зайти «сушке» в хвост. Один из «мессершмиттов» оказался в прицеле Кати. Она нажала на гашетку. Фашист задымил. Вдруг по бронеспинке ударили вражеские пули. В кабине запахло гарью. «Павлык, куда смотришь!» — закричала Катя и подумала, что товарища, наверное,
11
убили. Раненый штурман был жив, но у него кончились патроны. Командир самолета приказала ему прыгать. Павлык успел вывалиться из самолета, увидел, как Катя ударила немца, и потерял сознание. Очнулся от рывка раскрывшегося парашюта. Видел, как на землю падали обломки «сушки» и фашистского самолета.
….Что касается ее боя, очевидцы рассказывали, фашистские летчики были настолько потрясены тараном советского пилота, что забыли о висевшем на парашюте штурмане и не стали его расстреливать в воздухе. Катя погибла в нескольких минутах лета от нашего аэродрома, находившегося в соседнем районе возле села Берестовка. Не дожила двух дней до своего 25-летия. Мы, к сожалению, не смогли организовать поиски ее тела, так как были вынуждены срочно отступать. Противник занял территорию, где она упала.
О погибшей позаботились жители села Анастасиевка. Имя Кати они установили по комсомольскому билету и орденской книжке.
В том бою героине выжить не удалось. Супруг Зеленко, военный лётчик Павел Игнатенко, также погиб в боях Великой Отечественной в 1943 году.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1990 года старший лейтенант Зеленко Екатерина Ивановна посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.
Иван Евграфович Федоров. Этот Герой Советского Союза обладает одной из самых загадочных биографий. Бесспорно обладая недюжинным мастерством по ведению воздушного боя и сбив не один десяток немецких самолетов, Иван Евграфович, тем не менее, снискал себе не слишком соответствующую его званию Героя репутацию «барона Мюнхгаузена» отечественных ВВС.
Будучи командиром одного из авиационных штрафных батальонов, он нередко потом хвастался сильно преувеличенными или просто фальшивыми «подвигами». Наиболее нелепым был случай, когда он начал рассказывать
12
курсантам Качинского училища, что якобы участвовал в операции по спасению экипажа парохода «Челюскин». Когда о проступке Федорова стало известно, он лишь чудом избежал трибунала и долгое время потом ходил под подозрением, так что Золотую Звезду Героя получил сравнительно поздно.
Его биография малоизвестна и ничем не примечательна: простой парень из Орла, в армию забрали в 1940 году. Но именно Николай Сиротинин своим невероятным подвигом подтверждает высказывание «И один в поле воин, если по-русски скроен». 17 июля 1941 года Сиротинин вдвоем со своим комбатом, прикрывая наши отходящие части, приняли неравный бой с немцами у моста через речку Добрость в Белоруссии. Комбат, получив ранение, отступил, а Николай Сиротинин остался на огневой позиции, откуда шагнул лишь прямиком в историю. В том бою он в одиночку уничтожил 11 танков, 6 бронетранспортеров и 57 солдат вражеской армии, а когда снаряды кончились, и немцы предложили сдаться, ответил им лишь огнем из своего карабина. Когда все было кончено, гитлеровцы похоронили двадцатилетнего красноармейца - с воинскими почестями, отдавая должное его героизму.
Тем не менее, Родина отметила подвиг Сиротинина лишь орденом Отечественной Войны 1-ой степени, и то только в 1960 году.
Как измерить геройство? Как определить, кто может считаться героем, а кто нет? Наверное, наиболее достойным из всех, кто мог бы носить это гордое звание, является она, простая русская женщина, родившая 15 детей -
Епистиния Степанова. Она отдала Родине самое драгоценное - девятерых сыновей, семь из которых так и не вернулись домой с Великой Отечествен-ной, а еще двое погибли в Гражданскую и на Халхин-Голе. Власть наградила ее званием «Мать-Героиня» и после смерти в 1974 году похоронила со всеми воинскими почестями.
Невозможно хотя бы просто перечислить все мемориальные свидетельства вечной славы известных и безымянных героев. А число их все множится.
13
Немеркнущими золотыми страницами вписаны в героическую летопись народа героические подвиги верных сынов нашей Родины. Они стали легендами, неотъемлемой частью души и сознания народа.
Чтобы быть патриотом , нужно любить свою Родину. В самые трудные времена , когда смертельная опасность грозила Отечеству , люди вставали на его защиту. Так было в далеком прошлом , так было и в XX веке – в годы Великой Отечественной войны . Мы никогда не забудем подвиги наших предков – патриотов , многие из которых ценой своей жизни защитили Родину.
Немало строк в летопись героизма вписали, как было уже отмечено, советские воины в годы Великой Отечественной войны. Это бесценное духовное достояние нашего народа, которое со временем не утрачивает своего значения. Это достояние всегда способно затронуть самые сокровенные струны души человека, вдохновить его на подвиг, как в мирной жизни, так и в бою.
Участники Великой Отечественной войны уверены, что их героические подвиги всегда будут вдохновлять новые поколения молодых людей, воинов на самоотверженные поступки, достойные славы их отцов и дедов. Все послевоенные годы были ярким тому подтверждением.
Таким образом, слагаемые народной военной памяти: гордость за Победу, всенародный патриотизм, массовый героизм, единство ответственности фронта и тыла, защитников и тружеников, ярко проявившееся не только в годы войны, но и в послевоенный период в состоянии воодушевления, с которым советские люди восстанавливали разрушенное народное хозяйство.
Сегодня в строю вооруженных защитников нашего Отечества стоят те, чьи деды и прадеды в годы Великой Отечественной войны спасли честь и свободу Родины от наглого и беспощадного врага. Святой гражданский долг каждого из нынешних воинов - хранить в душе память о подвигах предков,
14
так же верно, как и они, служить своей стране, быть в постоянной готовности встать на пути любого агрессора.
Заключение .
Опыт Великой Отечественной войны аккумулировал в себе могучий нравственный и воспитательный потенциал, содержащий многочисленные примеры мужества, героизма, преданного служения своей Родине, непоколебимой верности воинскому долгу. Важно, чтобы этот богатейший и столь дорого оплаченный опыт был хорошо и полно осмыслен и с позиций исторической правды донесен до умов и сердец тех, кто стал законным наследником плодов Великой Победы. Тех, кто сегодня стоит на страже священных рубежей нашего Отечества.
С данной работой ознакомлены одноклассники , классный руководитель , учитель истории. Проведён социальный опрос с целью выявления знаний по данной теме, обобщения материала, собранного при проведении исследо-вания. Перед тем, как приступить к оформлению работы, нужно было выяснить, как школьники относятся к изучению истории Великой Отечест-венной войны , как чтят память об участниках войны. С этой целью были предложены одноклассникам вопросы, результаты нужно было заполнить в анкете: 1. От кого ты узнал о событиях Великой Отечественной войны?
Анализ анкетирования показал, что при ответе на первый вопрос «От кого ты узнал о Великой Отечественной войне?», наибольшая часть ответивших в качестве источников информации назвала своих дедушек, бабушек, прадедушек. Некоторые назвали родителей, и небольшая часть ответивших в качестве источника информации назвала телевидение и художественные фильмы.
2. Отвечая на второй вопрос, «Какой была война для народа нашей страны?», дети должны были хорошо подумать, чтобы охарактеризовать войну. Большинство (58%) выбрало - «освободительная».
15
3. Вопрос, «Какие основные сражения и битвы Великой Отечественной войны ты знаешь?», требовал начитанности и знания истории.
Чаше всего назывались:
4. Ответы на четвёртый вопрос анкеты «Назовите известных вам героев Великой Отечественной войны» показали, что наиболее известно имя Александра Матросова - 50 % .Также были названы: Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев . Данную исследовательскую работу хочется передать в школьный музей. Я надеюсь, что данная работа будет способствовать более глубокому изучению героических страниц истории нашей родины на примерах подвигов лётчиков, раскрытию доблести и мужества народа.
Оглавление :
Введение стр. 1-2
Основная часть
Глава I
Глава II
Заключение стр. 14-15
Список литературы
Щелкунчик
Рисуем зимние домики
Горка
Валентин Берестов. Аист и соловей
Дерево в снегу