Обстоятельство знакомо обучающимсяс 5 класса. Но некоторые ученики, несмотря на это, всё равно плохо ориентируются в теме. Данная презентация предназначена помочь ученикам лучше понять тему, закрепить её и даже некоторым образом подготовиться к экзаменам.
Вложение | Размер |
---|---|
7_obstoyatelstvo.pptx | 826.66 КБ |
Слайд 1
Обстоятельство Основные виды обстоятельств Автор: Федоровская Галина, уч-ца 9 класса МКОУ «Подъеланская СОШ» Руководитель: Мойсеева Е.И., учитель русского языка и литературыСлайд 2
Какой член предложения называется Обстоятельством? Второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака; поэтому обстоятельство обычно зависит от сказуемого.
Слайд 3
Пушистый кот сидел (где?) справа. Я заплакала (почему?) от восторга.. Отдыхать можно (при каком условии?), выучив уроки . Я приехал ( зачем?) повидать тебя. Пруд местами, как сталь , (как?) сверкал на солнце. Я не была у вас (как долго?) несколько дней . ОБСТОЯТЕЛЬСТВО МОЖЕТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНО… Наречие Существительное в косвенном падеже Деепричастие Деепричастный оборот Инфинитив Сравнительный оборот Неделимое словосочетание
Слайд 4
Обстоятельство по своим значениям делится на виды Проанализируй словосочетания и подумай, к какому виду относятся обстоятельства: Куковала звонко Холодный по-зимнему Шла быстро Въехали в кусты Приехал вчера Добиться успехов при старании Освобождён по болезни Направлен на излечение Тёплая вопреки ожиданиям Как? В какой степени? Куда? Где? Когда? При каком условии? Почему? Зачем? Вопреки чему?
Слайд 5
Виды обстоятельств Образа действия или степени Времени Места Условия Причины Цели Уступки
Слайд 6
Трудный случай нахождения обстоятельства Нередко обстоятельства принимают за дополнения. Чтобы избежать этого, необходимо вдумываться в значение разбираемого члена предложения. Так, если в предложении В городе стало тихо второстепенный член предложения указывает на место, то к нему надо задавать вопрос где? , а не в чём? Это обстоятельство места, а не косвенное дополнение.
Слайд 7
Давайте поспорим Встретилось ребятам простое на первый взгляд предложение: Мой отец был ранен на войне . Один говорит: на войне – обстоятельство места, отвечает на вопрос где? Нет, - возражает другой. – Это обстоятельство времени : когда был ранен? – на войне. Это всё равно, что во время войны, в войну . Ты не путай! – горячится другой. - Если так, то вместо на войне можно сказать на фронте, на передовой, в бою . А это безусловно обстоятельство места! Да, но тут не важно, где он был ранен, тут важно когда – во время войны. Ведь говорят так: вместо во время каникул – на каникулах. Говорят ещё: на днях, на рассвете, на этой неделе. Так и не пришли ребята к единому мнению. А как вы думаете? В зависимости от поставленного вопроса: ГДЕ? – на войне (обстоятельство места – на фронте); КОГДА? – на войне (обстоятельство времени – во время войны).
Слайд 8
Как вы думаете? Какими членами предложения являются выделенные слова тут и здесь ? Тут его осенила мысль: партизаны должны быть где-то здесь , поблизости! Тут – обстоятельство времени (в этот момент); Здесь – обстоятельство места (в этом месте).
Слайд 9
Добавьте в предложения обстоятельства Вадим отстал от своих товарищей … (обстоятельство причины ). Мы отправились в лес … (обстоятельство цели ). Ребята поспешили на речку … (обстоятельство цели ). (Обстоятельство времени ) … над лесом занялся пожар.
Слайд 10
Определите роль инфинитива в предложениях Мы решили поговорить о деле. Мы приехали поговорить о деле. Я буду просить вашей помощи. Я пришёл просить вашей помощи. Мы решили поехать на дачу отдохнуть. Я никогда не отказываюсь отдохнуть на природе. Отдохнуть в этом году необходимо. Раздалась команда поднять паруса. _ ._ . _ . _ . _ . _ . - - - - - - - - - - . - . - . - . - . - . - - - - - - - - - - -
Слайд 11
Проверь себя 1. Какое(- ие ) их утверждений являет(-ют) ся ошибочным(-и)? А) Обстоятельство обозначает признак действия или другого признака. Б) Обстоятельство чаще всего поясняет сказуемое. В) Обстоятельства могут быть выражены инфинитивом. Г) Обстоятельство как зависимое слово в словосочетании связывается при помощи управления или согласования. 1) А 2) Б, В 3) В, Г 4) Г
Слайд 12
Проверь себя 2. Какое(- ие ) из утверждений являет(-ют) ся верным(и)? А) Обстоятельство обозначает действие предмета. Б) Обстоятельство отвечает на вопросы Где? Куда? Откуда? Когда? Как? Почему? В) Обстоятельства иногда могут быть выражены служебными частями речи. Г) Обстоятельства по значению делятся на основные виды: места, времени, следствия, причины, цели. 1) А, Б, В, Г 2) Б 4) все неверные 3) Б, Г
Слайд 13
Проверь себя 3 . Найдите обстоятельство в предложении Отец поглядел и сказал, что вот уже и грачи по-осеннему стали собираться на советы, подумывать об отлёте. 1) по-осеннему 2) об отлёте 3) сказал 4) вот
Слайд 14
Проверь себя 4. Определите вид обстоятельства в предложении Рядом с ним шла привязанная к возу кобыла, смиренный вид которой обличал преклонные лета её. 1) образа действия 2) места 3) времени 4) цели
Слайд 15
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 5. Определите способ выражения обстоятельства в предложении Нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома. 1) существительное 2) наречие 3) инфинитив 4) прилагательное
Слайд 16
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 6. Определите вид связи, при помощи которой обстоятельство связывается с главным словом. Кто-то бережно развивал перевязи, которыми груди и плечо были у меня стянуты. 1) согласование 2) управление 3) примыкание
Слайд 17
ПРОВЕРЬ СЕБЯ 7. Из предложения Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растёт в болотах летом, а собирают её поздней осенью. выпишите все слова, выступающие в роли обстоятельств. Очень, в болотах, летом, осенью
Слайд 18
Главный вопрос темы «Члены предложения» Зачем нужно знать члены предложения и уметь их определять? Определить член предложения – значит узнать, что слово делает в предложении, какую синтаксическую роль выполняет.
Слайд 19
Это вам!!!
Слайд 20
Надеюсь, что вы это надолго запомните Спасибо за внимание!
Слайд 21
Источники В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория, 5-9. – М.: «Просвещение», 2008. В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. – М.: «Просвещение», 1991. А.Т.Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. – М.: «Просвещение», 1967. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко и др. Русский язык. Тематические тесты. 8-й класс. – Легион. Ростов-на-Дону. 2011. Л.А.Поникарова. Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях. – М.: «Просвещение», 2008 ru.wikipedia.org›wiki/ Член_предложения dic.academic.ru›dic.nsf/bse/150487 Галина Федоровская
Прекрасная арфа
Самодельный телефон
Пятёрки
Каргопольская игрушка
Карты планет и спутников Солнечной системы