Данная презентация составлена к уроку русского языка в 8 классе по теме "Определение". Она учит отличать согласованные определения от несогласованных. В презентации есть занимательный материал. Ученики могут пользоваться ею самостоятельно для повторения, для подготовки к экзаменам.
Вложение | Размер |
---|---|
5_opredelenie.pptx | 364.51 КБ |
Слайд 1
Что придаёт предложению образность, помогает представить картину осеннего леса? Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. И.А.БунинСлайд 2
Определение Автор:Федоровская Галина, уч-ца 9 класса МКОУ «Подъеланская СОШ» Руководитель: Мойсеева Е.И., учитель русского языка и литературы
Слайд 3
Что такое Определение? Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
Слайд 4
Чем определение может быть выражено? По дороге двигался нескончаемый поток машин. В прозрачном воздухе звенела музыка. Завершилась первая четверть. Какой-то чудак каждое утро приносил мне цветы. Я живу в доме с колоннами . Её лицо сияло. Сосед справа – отличник. О своём желании рисовать я никому не говорила. Со мной села девочка с голубыми глазами. Причастие Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Имя существительное Наречие Инфинитив Неделимое словосочетание
Слайд 5
Проанализируйте словосочетания Рыжий хвост Второго ряда Заросшей реки Некий смысл Хвост лисы Желание учиться Лестница на чердак Яйцо всмятку Определения по способу выражения делятся на два вида. Какие? Согласованные Связь - согласование Несогласованные Связь – управление, примыкание
Слайд 6
Какие определения называются согласованными? Это такие определения , которые как зависимые слова, относясь к именам существительным, связываются с ними по способу согласования.
Слайд 7
Какие определения называются Несогласованными? Это такие определения , которые как зависимые слова, относясь к именам существительным, связываются с ними по способу управления или примыкания.
Слайд 8
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Замените словосочетания, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление: Городское население – Мамин костюм – Школьная форма – Кирпичный дом – Приморский город - н аселение города к остюм мамы ф орма для школы д ом из кирпича г ород у моря
Слайд 9
Отличите несогласованное определение, выраженное инфинитивом, от СГС Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно. Я хотел наказать дерзкого обидчика. Я мог снова увидеть Москву. Сбывалась мечта увидеть Москву. У большинства ребят нашего класса сильное желание учиться. Каждый может учиться хорошо.
Слайд 10
ПРОВЕРЬ СЕБЯ Какое утверждение является неверным? А) Определение обозначает признак. Б) Определение отвечает на вопросы КАКОЙ? ЧЕЙ? КОТОРЫЙ? В) Согласованные определения выражаются полными и краткими формами прилагательных. Г) Определения бывают согласованными и несогласованными.
Слайд 11
Проверь себя 2. Укажите определение в предложении Женщина помоложе больше ничего не могла сказать. А) женщина Б) помоложе В) больше Г) ничего
Слайд 12
Проверь себя 3. Определите вид подчёркнутых определений в предложении В лунном свете светилась бледная ширь улицы (Ю.Нагибин). А) оба согласованные Б) оба несогласованные В) в лунном – несогласованное, бледная – согласованное Г) в лунном - согласованное, бледная – несогласованное.
Слайд 13
Проверь себя 4. Какой частью речи выражено определение в предложении Пересохшие страницы затрещали (К.Паустовский). А) прилагательным Б) причастием В) местоимением Г) порядковым числительным
Слайд 14
Проверь себя 5. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с определяемым словом. Вечерняя вода застыла неподвижно (К.Ваншенкин). А) согласование Б) управление В) примыкание
Слайд 15
Надеюсь, что вы это надолго запомните Спасибо за внимание!
Слайд 16
Источники В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова. Русский язык. Теория, 5-9. – М.: «Просвещение», 2008. В.М.Бурмако. Русский язык в рисунках. – М.: «Просвещение», 1991. А.Т.Арсирий. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. – М.: «Просвещение», 1967. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш, С.А.Диденко и др. Русский язык. Тематические тесты. 8-й класс. – Легион. Ростов-на-Дону, 2011. Л.А.Поникарова. Русский язык. Синтаксис в таблицах и заданиях. – М.: «Просвещение», 2008 ru.wikipedia.org›wiki/ Член_предложения dic.academic.ru›dic.nsf/bse/150487 Галина Федоровская
Сорняки
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Карандаши в пакете
Дымковский петушок
Девочка-Снегурочка