Значение сна для подростков
Вложение | Размер |
---|---|
son_i_podrostok.docx | 221.82 КБ |
МБОУ «Ямашурминская СОШ Высокогорского муниципального района РТ»
XIII межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения имени Каюма Насыйри
Исследовательская работа
«Значение сна для подростков»
Работу выполнила:
Якушина Елизавета Олеговна
ученица 10 класса
Руководитель:
Хамидуллина Мунира Шамилевна,
учитель химии и биологии
-2014-
Содержание
I. Введение …………………………………… 3-5
II Основная часть
1. Норма сна для подростка……………………5
4.Социальные и физические проблемы, связанные
с недосыпанием подростков…………………6-8
5. Результаты исследований ……………… .8-10
6. Правила сна…………….………………… 10-11
III Заключение…………………………………11
Литература………………………………………11
Приложение 1……………………………………12
Приложение 2………………………………… 13-14
Введение
Зачем человеку спать?
Если человек не поспит одну ночь, он почувствует раздражительность, и на протяжении следующего дня его будет беспокоить усталость. Двое суток без сна приводят к нарушению концентрации и внимания. Через трое суток появляются галлюцинации и нарушения мышления. Дальнейшее бодрствование может закончиться для организма фатально. Несмотря на то, что окончательного ответа на вопрос о необходимости сна нет, ученые имеют несколько предположений.
Во-первых, во время сна организм интенсифицирует восстановительные процессы – регенерацию клеток. Старые, поврежденные клетки будут заменяться новыми. И хотя такие процессы идут круглосуточно, только во время сна объем восстановления может быть полноценным.
Во-вторых, сон, вероятно, дает возможность организму упорядочить архив воспоминаний и впечатлений, которые он получил в течение дня.
В-третьих, ночь создает идеальные условия для сна, так как в темноте возможности нашей деятельности уменьшаются.
Ну и наконец, сон, быть может, является способом отдыха нейронов. Особенно большое значение имеет сон для центральной нервной системы и ее высших отделов, то есть головного мозга.
Во сне мышцы расслабляются, сердце бьется слабее и медленнее, кровяное давление снижается, дыхание становится более глубоким, ровным и редким, понижается обмен веществ, и таким образом в организме начинают преобладать процессы накопления питательных веществ над расходованием их.
Сколько же должен спать человек, чтобы его организм полностью отдыхал?
Суточная продолжительность сна зависит от возраста человека:
На продолжительность сна также влияет внутренняя установка на восприятие жизни. Энергичные и инициативные люди спят меньше. И наоборот: пассивные, мнительные люди спят дольше. В наше время у большинства людей очень напряженный ритм жизни. Люди уделяют своей работе гораздо больше времени, чем своему здоровью. Поэтому многие пытаются сэкономить драгоценные часы, сокращая продолжительность сна, не задумываясь о последствиях.
Наиболее остро проблема недостатка сна стоит у подростков. При вступлении в пубертатный возраст, наши биологические часы «переходят на другое время» и подростки начинают позже ложиться спать. У взрослых и маленьких детей мозг начинает вырабатывать мелатонин, от которого мы ощущаем сонливость сразу после наступления темноты. А мозг подростков – только через полтора часа.
Проблема. Необходимость получения новых знаний о научно - обоснованных физиологических нормах режима и продолжительности сна и с реальными показателями сна современных подростков. Я хотела выявить ответы на вопросы: «Каковы научно разработанные современные нормы сна?», «Соблюдают ли эти нормы и рекомендации подростки? »
Цель исследования: выявить соответствие режима и продолжительности сна школьников -подростков .
Задачи исследования:
1. Выявить и изучить физиологические нормы и научные рекомендации по режиму и продолжительности сна для учащихся
2. Выявить реальный режим, продолжительность сна и самочувствие подростков в процессе обучения.
3. Сравнить полученные данные с физиологическими нормами режима и продолжительности сна и предложить пути решения проблемы.
Предмет исследования — сон и самочувствие подростков, их успеваемость
Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование.
Проблема недостаточного сна подростков является предметом заботы и внимания специалистов, потому, как недосыпание приводит к существенным
проблемам со здоровьем. Нарушения биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна ведет к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков, кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы.
Норма сна для подростка
Исследователи установили, что нормой сна для подростков можно считать примерно 9 часов полноценного сна. Восемь часов сна уже считается критической нормой, и меньше этого количества времени, отведенного на сон подростка, лучше не допускать. Если подросток уделяет недостаточно времени для сна, это может спровоцировать множество различных нарушений в его развитии — это и физические, и эмоциональные, и психологические отклонения
Можно говорить о прямой связи недосыпа со школьными оценками. Процесс достигает пика в старших классах, когда дети резко начинают меньше спать. Детский сон качественно отличается от взрослого. Дети более 40 % времени, то есть в 10 раз дольше взрослых, пребывают в фазе медленного сна. Поэтому крепкий сон в достаточном количестве крайне важен для долгосрочного запоминания новых слов, расписаний, исторических дат и подобных сведений Многочисленные исследования показывают, что регулярно не высыпающиеся дети учатся гораздо хуже.
Недосыпание и социальные проблемы подростков
Недосыпание подростков связано с возникновением проблем в социальном плане. Прежде всего, недостаток сна отражается на успеваемости подростка, у него также возникают проблемы в общение с окружающими. Стоит отметить, что недосыпание делает подростка раздражительным, негативно настроенным к людям, окружающим его на протяжении дня, как к взрослым, так и к ровесникам. Исследователи пришли к выводу, что недосыпание вызывает у подростков такие психологические проблемы, как депрессия, возникновение мыслей о самоубийстве. Ученые отмечают, что подобные проблемы возникают у подростков, которые ложились спать после полуночи.
Физические проблемы подростков, связанные с недосыпанием
Кроме психологических проблем, у подростков также возникают и физические проблемы. Недосыпание очень часто связано с развитием ожирения, причем чаще всего избыточным весом страдают девочки-подростки. Недосыпание подростков также очень часто связано с развитием у них такого заболевания, как вегето-сосудистая дистония. Необходимо знать, что признаками этого заболевания является быстрая утомляемость, слабость, головная боль, склонность к обморочным состояниям, ощущение нехватки воздуха.
Как видим, проблем, связанных с недосыпанием подростков, много, поэтому родители должны довести до сведения подростка, какие негативные последствия возникают в результате просиживания за компьютером либо перед экраном телевизора до полуночи.
В ходе проведенного исследователя, ученые установили, что подростки получают недостаточно сна. Им нужно как минимум 9 часов полноценного сна, в то время, как 8 часов – это критическая норма
Человеческий мозг развивается до 21 года. У подростков и детей во время сна упорядочиваются образовавшиеся во время бодрствования новые нейронные связи. Если постоянно недосыпать, то ежедневно теряемые часы «накапливаются», что может привести к непоправимым изменениям в структуре головного мозга..
Если говорить об обучении, то не выспавшийся ребёнок не может запомнить то, о чём ему рассказывали пять минут назад. И чем чаще он недосыпает, тем сильнее становится эффект. Кроме того, ночью мозг систематизирует информацию и при недостатке сна ухудшается способность ребёнка запоминать новое — слова, даты и прочее.
Цикл сна подростков принципиально отличается от цикла маленьких детей и взрослых. Засыпать рано они не могут, так как в определённом возрасте мозг перестраивает биологические часы на более позднее время: «гормон сонливости» мелатонин у подростков начинает вырабатываться через целых полтора часа после наступления темноты. Это связано с особой стадией развития, и этот период и проходит с возрастом, однако часы сна, так необходимые растущему организму, к сожалению, теряются из-за школьного расписания. Установлено, что при недостатке сна ухудшается способность мозга поглощать глюкозу из крови, что чревато потерей внимания во время уроков. Глюкоза нужна для нормальной работы префронтальной коры — области, отвечающей за построение мыслей и способность прогнозировать.
Есть основания полагать, что существует прямая связь между «трудным характером» подростков и недосып. При недостатке сна появляются различные гормональные нарушения..
Недосып также отрицательно сказывается на уровне инсулина в крови, что увеличивает риск диабета. Список можно продолжать и продолжать.
При обсуждении режима дня, особый интерес представляет не только продолжительность сна, но и то время, когда подростки ложатся спать. Именно время отхода ко сну является определяющим для организации правильного режима дня, соответствующего здоровому образу жизни. Обращаясь к существующим физиолого-гигиеническим требованиям относительно времени отхода ко сну в подростковом возрасте, отметим, что в соответствии с ними учащиеся должны ложиться спать, в среднем, в 22 часа.
Результаты исследований
Классный руководитель, учительница биологии 8 класса предложила мне изучить, как влияет качество и продолжительность сна на работоспособность, и успеваемость ее учеников. Проблема состоит в том, что успеваемость, качество знаний учеников этого класса резко понизилась ( приложение №1) .В чем причина? Влияние компьютеров, телевизоров, или недостаток сна?
Для того, чтобы выяснить влияет ли качество и продолжительность сна на работоспособность школьников я провела опрос, который включал в себя следующие вопросы:
1)Как ты учишься?
2)Как ты спишь? (хорошо, нормально, плохо)
3)В котором часу ты ложишься спать?
4)Чем ты занимаешься перед сном? (делаю уроки, играю в компьютерные игры, читаю книгу, слушаю музыку)
5) Сколько в среднем ты спишь?
6)Что на твой взгляд, влияет на твой сон?
7)Бывает ли у тебя бессонница?
8)Во время уроков бывает ли у тебя состояние непреодолимого сна?
9)Какие ты сны видишь? Не снятся ли тебе кошмары?
10)Если у тебя снизились оценки, как думаешь, почему?
11) Если ты недосыпаешь, как себя чувствуешь? с (головная боль, расстройство пищеварения, боли в суставах, слабость, сонливость и др)
Всего было опрошено 20 человек, все учащиеся 8 класса.
Результаты исследования оказались следующими:
1)учатся хорошо-40%,удовлетворительно-60%
2)40%-спят хорошо, 40%- нормально, 20%-плохо
3)45%-ложатся спать до 23:00, 42%- в 00:00, 13%-после 00:00
4)10%-читаю книгу , делаю уроки,10%-слушаю музыку,30%- смотрю телевизор,
50%-играю в компьютерные игры, сижу в социальных сетях
5)40%- спят в среднем 6-7 часов, 30%- 8часов. 30%-9-10 часов
6)60%-считают, что на качество их сна влияет эмоциональное состояние, 20%- усталость,20%- считают, что ничего не влияет
7)25%- страдают бессонницей, 75%- не страдают
8)40%- страдают состоянием непреодолимого сна, 60%- не страдают
9)60%- позитивные сны, 20%- негативные, 20%- те и другие в одинаковой степени
10)60%-учебная нагрузка большая,40%-не досыпаю.
11) 40%-головная боль, сонливость, 40%-слабость,
(приложение 2)
Таким образом, сравнивая полученные результаты с рекомендуемой нормой (9-10ч) я выявила, что лишь 30 % подростков в возрасте 13- 14 лет соблюдают нормы продолжительности сна, а большая часть (70 %) нарушают рекомендуемые нормы
По результатам своих исследований я выяснила, что ученики 8 класса часто не высыпаются. В классе только 9 человек учатся на «4» и «5». Я составила правила сна и ознакомила с ними учащихся
Благодаря проведённым исследованиям мне удалось установить , что у многих восьмиклассников существуют проблемы с качеством и продолжительностью сна, и выявить зависимость этого качества на успеваемость, а она следующая- у подростков ,которые спят меньше 8 часов в сутки успеваемость хуже ,чем у тех ,которые спят 9-10 часов
Что делать с недосыпом? Ответ прост — высыпаться. Современные дети загружены гораздо сильнее, чем их родители в том же возрасте. Как правило, они больше учатся и занимаются спортом, посещают различные факультативы и творческие кружки. Гораздо логичнее убедить ребёнка ложиться спать хотя бы на час раньше, чтобы он успел выспаться до начала уроков — так мозг будет куда эффективнее усваивать новую информацию
Важно не только количество, но и качество сна. Желательно, чтобы во время сна человека ничто не отвлекало, сон не должен прерываться. За ночь должно пройти несколько циклов сна, от медленной фазы до фазы быстрого сна: все они важны в равной степени.
Но тело можно приучить засыпать вовремя. Есть несколько небольших хитростей, после которых заснуть будет легче, а сон станет долгим и крепким.
Я составила правила сна и ознакомила с ними учащихся 8 класса.
Правила сна
Заключение
Все мы знаем, что старшие классы очень важный и сложный период. Учебные нагрузки школьников в это время порой бывают большие .И тем не менее, объем и режим занятий необходимо соизмерять с потребностями растущего организма. Природу обмануть невозможно. То, что о здоровье надо заботиться давно ни для кого не секрет. Но о здоровом питании родители почему-то вспоминают гораздо чаще, чем о здоровом сне. Витаминные комплексы, фрукты-овощи, занятия спортом – вот основные составляющие наших представлений о здоровом образе жизни. Даже если мы включаем в этот список соблюдение режима, редко кто следит за тем, сколько именно часов проспал ребенок.
И в заключении, я хотела бы отметить, что сон - это абсолютно необходимая неотъемлемая часть жизни человека, физиологическое значение которого состоит в отдыхе тела, укреплении моторных функций, памяти, закреплении навыков. Нарушения сна вызывают усталость, слабость, возбудимость, торможение моторных функций, нарушение способности концентрироваться.
Литература
1.Иванченко В. А.: Секреты вашей бодрости. - М.: Знание, 1988. - 288 с.
2.Популярная медицинская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Петровский. - М.: "Советская Энциклопедия", 1979. - 704 с.
3.Косилов С.А., Леонова Л. А.: Работоспособность человека и основные пути ее повышения. - М.: Медицина, 1974.
4.Амосов Н. М.: Раздумья о здоровье.
5.Свиридонов Г. М.: Родники здоровья
Приложение 1
Приложение 2
Сказка об одной Тайне
Соленая снежинка
Упрямый зяблик
Какая бывает зима
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен