Кто-то скажет, что может быть сейчас и не нужно знать историю детского движения, которая выглядит несколько наивной и старомодной, да и лишней на фоне происходящих событий. Это уже история. Но даже сегодня школьники все-таки расспрашивают своих бабушек и дедушек о самых интересных событиях в их пионерской жизни, интересуются тем, какой была любимая книга папы или мамы и почему она рассказывает о пионерах-героях. Цель исследовательской работы: изучить историю зарождения и становления детского движения в мире и в р.п. Павлоградка в частности, вспомнить забытое, открыть новые страницы.
Вложение | Размер |
---|---|
letopis_sibirskikh_dereven.doc | 99 КБ |
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско – юношеский центр» Павлоградского муниципального района Омской области
Исследовательская работа
Областная краеведческая конференция
«Летопись сибирских деревень»
секция
«История детского движения»
Выполнила: Подкорытова Ирина
ученица 10 класса,
руководитель: Зинченко
Олеся Афанасьевна –
методист ДЮЦ
р.п. Павлоградка, 2014
Содержание
Введение …………………………………………………………………..3
Глава I.История зарождения и становления детского движения в мире…5
Глава II. Становление и развитие детского движения в р.п. Павлоградка..8
Глава III. Воспоминания бывших пионеров……………………………..11
Вывод ……………………………………………………………..12
Справочный аппарат………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………….18
Приложения
Введение
Кто-то скажет, что может быть сейчас и не нужно знать историю детского движения, которая выглядит несколько наивной и старомодной, да и лишней на фоне происходящих событий. Теперь только в старых семейных альбомах можно отыскать фотографии, где юные дедушки и бабушки в кругу своих сверстников в пионерских галстуках стоят на торжественной линейке, отдают салют под звуки горна и барабана. А на команду старшего пионервожатого: «Будь готов!» – дружно отвечают: «Всегда готов!» У кого-то папы и мамы еще застали то время, когда их принимали в пионеры, и они тоже давали клятву: «Торжественно обещаю верно, служить делу Ленина и Коммунистической партии...» [5].
Это уже история. Но даже сегодня школьники все-таки расспрашивают своих бабушек и дедушек о самых интересных событиях в их пионерской жизни, интересуются тем, какой была любимая книга папы или мамы и почему она рассказывает о пионерах-героях.
Именно детское движение воспитывает в подростках те качества, которые нужны им в будущем. Ни для кого не секрет, что самая страшная беда современности – это проблема образа жизни подрастающего поколения. Поэтому наше правительство усилило свою деятельность в этом отношении. Во многих своих начинаниях общество руководствуется опытом прошлых лет, когда дети с малых лет были вовлечены в деятельности единой детской организации страны (октябрёнок – пионер - комсомолец) [4].
Цель исследовательской работы: изучить историю зарождения и становления детского движения в мире и в р.п. Павлоградка в частности, вспомнить забытое, открыть новые страницы.
Задачи исследования:
- познакомиться с историей возникновения детского движения в мире, в России;
- познакомиться с историей создания деятельности детского движения в р.п. Павлоградка;
- узнать законы и традиции, существующие в детских организациях;
- провести опрос жителей р.п. Павлоградка, бывших пионеров разных лет.
- проанализировать собранную информацию.
Предметом данной исследовательской работы стало формирование и развитие детского движения в России в целом, и в р.п Павлоградка в частности.
Исследование является актуальным для современной теории и практики детского движения в нашей стране на протяжении всего XX века. Многие существующие сегодня детские и юношеские организации в своей основе опираются на пионерское движение. В начале XXI века в обществе налицо нарастание интереса к истории детского и молодежного движения в России. 19 мая - день пионерии. У кого-то воспоминание о красных галстуках и "синих кострах" вызывает ностальгическую улыбку, у кого-то скептические комментарии. Мне кажется интересным рассмотреть сегодня историю создания детских организаций и попробовать ответить на интересующие меня вопросы. (Приложение 1).
В своей исследовательской работе я рассматриваю:
- историю зарождения и становления детского движения в мире, создание скаутских организаций;
- детское движение в России в ХХ веке;
- организацию первых детских (пионерских) отрядов в Павлоградском районе Омской области.
Методы исследования: анализ журналов, книг, газет; подбор фото; анкетирование; работа в архиве.
Работа может быть рассмотрена в рамках областной краеведческой конференции среди обучающихся «Летопись сибирских деревень» в секции «История детского движения».
Глава I.
История зарождения и становления детского движения в мире.
Первая детская организация возникла в 1907 году в Англии. Ее основателем был Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл, британский военачальник, основатель скаутского движения. Следом возникли массовые христианские организации, объединения для девушек, для учащихся образовательных учреждений [1].
В России первые организации для детей и юношества появились в начале XX века в Москве: создавались ученические организации, "Майские союзы" (движение по защите животных и птиц), "Артели тружениц", товарищества, летние площадки. Но первым массовым детским движением в России стало движение скаутов.
Первые скаутские организации в Российской империи возникли в 1909 году. 30 апреля 1909 г. капитан О. И. Пантюхов организовал в Царском Селе под Санкт-Петербургом первый патруль русских скаутов из 7 мальчиков. В Москве в 1910 году штаб-ротмистр Александровского юнкерского военного училища Григорий Алексеевич Захарченко основал „Московскую дружину юных разведчиков“. Его перу принадлежит первое пособие по российскому скаутизму „Юный разведчик“. Как тот, так и другой, заинтересовавшись своеобразной Организацией скаутов, в 1910 году посетили Англию. Возвратившись оттуда, они принялись за организацию отрядов в Москве и в Царском Селе [2].
Вслед за Санкт-Петербургом и Москвой скаутские отряды стали возникать в Саратове, Астрахани, Батуми, Перми, Ставрополе, Одессе, Киеве. После 1917 года это движение стало рассматриваться как враждебное Советской власти, хотя идеология пионерского движения многое впитало в себя от скаутинга. В 1922 году скаутинг в России был запрещен. В 1922 г. скаутские организации в Советской России были запрещены.
В год запрета скаутинга в России в Москве Датой создания пионерии можно считать 2 февраля 1922 года. В этот день бюро ЦК РКСМ разослало местным организациям циркулярное письмо о создании детских групп при комсомольских ячейках. Но официально принято считать днем рождения пионерии дату 19 мая 1922 года, в этот день – 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов [1].
Формирование таких ячеек началось с набора первопроходцев, которые и стали первыми пионерами. В условиях гражданской войны, голода, массового бродяжничества подростковая среда очень жестко воспринимала пионеров. Их били, унижали, они были всеобщим посмешищем. Глупо думать, что указом партии можно было решить эту проблему, завоевать авторитет в подростковой среде. Первым пионерам и словом, и делом (а точнее кулаками) приходилось отстаивать свое право на существование. И они сумели отстоять это право, несмотря на то, что их «противники» были в подавляющем большинстве. Всего через несколько лет после появления этого движения, пионеров стали уважать, стали слагать стихи о пионерии и петь песни о пионерах.
От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов) [2].
В мае зажегся первый пионерский костёр в Сокольниках. В СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. Пионерское движение возникло как стихийная самоорганизация взрослых и детей в ответ на беспризорность и разруху в России после Гражданской войны. По месту жительства стали стихийно возникать пионерские отряды, целью которых была взаимопомощь, организация повседневной жизни и досуга, борьба с беспризорностью и влиянием улицы. Основой для пионерской организации стал имевшийся ранее богатый опыт русского скаутского движения. У истоков пионерского движения стояли видный партийный и общественный деятель Н.К. Крупская и один из идеологов русского скаутизма И.Н. Жуков.
Были утверждены первые документы: Торжественное обещание, Законы, Основные элементы, Программа, Временный устав организации детских групп «Юные пионеры имени Спартака». В 1924 году она была переименована во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина. По всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда". Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая [5].
Во Всемирной пионерской организации насчитывалось свыше 118 тыс. дружин, объединявших 23 млн. пионеров. За все время существования Всесоюзной пионерской организации в ее рядах побывало более 210 млн. человек. Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Основой Всесоюзной пионерской организации являлась пионерская дружина [6].
После "перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость".
Середина 1980-х годов – предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана. Преемник пионерской организации – «Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов» – международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах [5].
Глава II
Становление и развитие детского движения в р.п. Павлоградка.
Чтобы иметь более полное представление о народном образовании в районе, нельзя обойти молчанием пионерское движение в школах. Оно зародилось в начале 20-х годов.
К 50-летию установления Советской власти, т.е. в 1967 году, один из первых пионеров села Павлоградка И.П. Олейник вспоминал: «Первый пионерский отряд был организован в 1922 году, в нём было около 30 ребят. Это Маша Колеватова, Меланья Мищенко, Маша Олейник, сёстры Катя и Оля Елохты и др. Готовили и ставили концерты, оказывали помощь бедным семьям».
Когда появились первые пионерские отряды, малыши сразу же потянулись за ними. Они тоже хотели помогать в борьбе за дело Октября. В 1923 году московские пионеры предложили назвать их октябрятами. Начиная с 1923 года в нашем селе уже начали организовываться отряды младших школьников, а в 1924 году они по примеру московских отрядов они стали называться октябрятами. С 1928 года уже по всему району организованы пионерские отряды, а вместе с ними и октябрятские группы. С какой же целью они организовывались? А для того, чтобы учиться жить и работать в коллективе (в «Звёздочке», в октябрятской группе). Это значит, что октябрята – прилежные и чуткие к старшим, правдивые и трудолюбивые, смелые и точные: сказал – сделал, обещал – выполнил.
Примерными октябрятами были Павлов Сергей, Богомолова Антонина, Жильцов Георгий, Щербак Галина и Божко Нина.
В 1936 году впервые в Павлоградской средней школе пионерская дружина вместе со старшей вожатой Васлисой Михайловной Величко подвела итоги работы с октябрятами, за что были отмечены грамотой райкома ВЛКСМ.
В начале 30-х годов при Новоуральской зерноводческой совхозной школе (нынешнее ОПХ) существовали курсы по подготовке старших пионерских вожатых. Это было время, когда стали открывать в больших населённых пунктах неполно-средние школы, при которых были освобождённые пионервожатые (И.П. Олейник, .Д. Жаворонков, Р.Р. Задорожний, Д.А. Зологин). Положительным было то, что большинство из них составляли молодые парни. Они организовывали соревнования между отрядами и между школами [3].
В учебное время устраивали взаимопосещение школ делегациями из учащихся. Ездили к друг другу на лошадях. Присутствовали на уроках, делились опытом, проводили спортивные состязания и другие мероприятия. В летний период старшие пионервожатые по своей инициативе устраивали выездные пионерлагеря на озёрах, в притоках Иртыша в районе деревень Травополье, Солоновка, Ракиты, Голубовка. Такой организованный летний отдых детей пользовался большой популярностью у родителей и особенно у школьников.
Было много примитивного в тех лагерях, но главное – чистый лесной воздух и вода со здоровой крестьянской пищей укрепляли организм детей.
До войны у пионеров была единая форма. Она шилась из тёмно-синего полотна и состояла из брюк и курточки с манжетами, белой рубашки и кофточки. Галстук не завязывался узлом, а зажимался особым металлическим зажимом. Головным убором служил берет такого же цвета [9].
Всю работу пионерии направлял райком комсомола. Во время войны и в послевоенный период эта работа затихла, не до того было. В конце 40-х и начале 50-х работа с детьми в этом плане возрождается. Особенно это стало заметно, когда секретарём райкома по работе с пионерами стала А.П. Перегудина.
3 октября 1961 года в нашем районе открылся Дом пионеров, директором которого была назначена Антонина Ивановна Михайличенко.
Районный Дом пионеров вначале ютился в старой начальной школе. Зимой там бывало холодно и не уютно. Потом отвели комнату в фильмотеке. Длительное время размещались в старом здании Дома культуры.
Заметное оживление в работе с пионерами пошло, когда её возглавляла С.И. Логинова, а методистом-организатором стала З.А. Баннова. Был свой баянист В.А. Даценко. Дом пионеров стал центром методической работы для вожатых и классных, заработали первые кружки: авиамодельный, оформительский, киномехаников. Эти кружки работали при школах райцентра [7].
Вначале 70-х пионерия получила прелестный подарок – лагерь «Орлёнок», который находился около деревни Белоусовка. Под чёткую дробь барабана, звуки горна взвился на флагштоке алый флаг к голубому небу, открытие состоялось 13 июня. Флаг первой смены подняли Л. Казанцева, С. Демидова. Такого лагеря ребятишки ещё не видели. Жилые корпуса, кухня со столовой, душ, баня – всё построено капитально, красиво, добротно. Строили его хозспособом все хозяйства и организации района. Это не просто берёзовый колок, а целый берёзовый ансамбль. Есть где побродить, развести пионерский костёр, организовать весёлые игры. Вся работа Дома пионеров в летний период была перенесена туда [6].
В 1991 году в нашей стране пионерская организация, как и ВЛКСМ, закончила своё существование. Предпринимались попытки её реформирования, но в прежнем масштабе создать детскую юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций – приемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах. В 1991 году была создана районная детская и подростковая общественная пионерская организация «Юная Россия», которая является субъектом Союза детских организаций Омской области СПО «Будущее России». Были сохранены все лучшие традиции пионерии. Девиз пионеров: «За Родину, добро и справедливость». Пионерская организация в районе насчитывает 1116 пионеров и взрослых. Ежегодно около 200 детей её пополняет. Приём в пионеры проходит в торжественной обстановке с приглашением ветеранов, старших товарищей [8].
Пионеры района активно участвуют в районных областных массовых мероприятий. Ребята проводят встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, оказывают им посильную помощь, они же являются пропагандистами здорового образа жизни.
Глава III
Воспоминания бывших пионеров.
Воспоминания пионерки - 50-х годов – Фетисовой Людмилы Алексеевны. Пионерская организация – это хорошая организация. Хорошо помню сборы, митинги, большие пионерские костры. Помогали взрослым убирать урожай, помогали пожилым людям. За нами закрепляли дома, целые улицы, кому мы должны были помогать. Я помню свою первую пионервожатую Дину Шалак. Мы тоже были отрядными вожатыми, брали шефство на октябрятами, играли с ними, водили в кино. Катались на коньках, хоккейных коробок не было, мы сами заливали каток, на валенки наматывали коньки и катались. Мне вообще прошлое время очень нравилось, было интересно, весело. Я считаю, что какие бы организации сейчас не существовали, объединять их все должна пионерская.
Воспоминания пионерки 60 – х годов – Геккель Любовь Николаевны . В пионеры принимали 9 Мая у памятника ВОВ в торжественной обстановке. Лучшие пионеры несли караул и я в том числе. Когда я была пионеркой, было очень интересно. Проводились соревнования, занимались сбором макулатуры, металлолома, проводилась пионерская игра «Зарница». В зимнее время года за деревней из снега строили различные ходы, окопы и потом играли там. Велась тимуровская работа. Хоть не было кружков, было чем заняться, было стремление и цель, к которой мы стремились. Мы старались выполнять всю работу на отлично, чтобы при отчётах на пионерских сборах не оказаться в последних рядах, а быть первыми.
Тюзкина Людмила Николаевна – пионерка – 80 – х годов. В пионеры нас принимали 22 апреля у памятника В.И.Ленина. Принимала нас Тамара Николаевна Левченко. В этот день была хорошая, тёплая погода, настроение было праздничным, мы шли по улице галстуки развивались на груди. Все ребята были дружными, у всех была единая цель. Мы помогали ветеранам ВОВ, с удовольствием слушали их рассказы. В осеннее время питомнику оказывали помощь в сборе ягод. Пионерия нас объединяла. Она должна существовать.
Подкорытова Ирина – пионерка 2000 – х годов (автор). В четвёртом классе меня приняли в пионеры, повязали галстук. Это было очень волнительно и интересно. Мы ходили в галстуках, нам это нравилось. Но это только в начале, через месяц мы стали одевать их только на торжественные линейки. С ребятами из нашей дружины мы принимали участие в таких значимых акциях как: «Дети - детям», «Лица победы», «Ветеран живёт рядом» и др. Сейчас пионерские галстуки мы не носим, но я являюсь членом Павлоградской районной детской и подростковой общественной пионерской организации «Юная Россия». Изучив историю пионерского движения, я пришла к выводу что пионеры того времени и нынешнего отличаются друг от друга.
Вывод.
В своей работе я попыталась рассказать о времени, когда каждый ребёнок и взрослый был по – настоящему счастлив, когда вся молодёжь нашего государства была едина, а расовые, религиозные и социальные барьеры были практически стёрты. Это время надежд, где каждый верил, что его маленькая история под названием «Пионерия» будет жить вечно. Они просто жили и учились, преодолевая трудности, все были чем заинтересованы и увлечены, все стремились к чему- то, у всех была цель в жизни. Сколько полезных интересных дел можно было провести в пионерском отряде, сколько различных умений и навыков смогли приобрести ребята, как много они смогли узнать за всё время существования пионерской организации. Их учили понимать цену дружбы и товарищества, ощущать радость труда на общую пользу, жить, а не существовать в коллективе, и это главное.
Я считаю, что исследование является актуальным, так как в двадцать первом веке проблема организации детей стоит особенно остро. Кроме того, в 2012 году пионерской организации исполнилось 90 лет, а детскому движению в России — более 100 лет. Быть пионером – значит быть первым во всех делах. Проведя анкетирование, я сделала вывод, что пионерское движение нужно возрождать, чтобы объединять в свои ряды новое поколение российской детворы.
Задачи исследования решены, сделаны конкретные выводы на фактическом материале, подобраны фотоматериалы.
Авторская позиция.
В своей исследовательской работе я использовала:
- материал, взятый из книги Н. Свиркина «Павлоградские просторы»,
- изучала литературу о скаутском движении,
- статьи из газет (разных лет),
- работала с архивом Детско-юношеского центра,
- провела анкетирование бывших и нынешних пионеров,
- изучила работу детской организации в настоящее время.
Справочный аппарат.
Детская организация – самостоятельное, самоуправляемое на основе устава (и других документов) объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности по реализации и защите интересов объединяющихся.
Детское объединение – это формирование, в которое самостоятельно или вместе со взрослыми добровольно объединяются несовершеннолетние граждане для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Детскими признаются объединения, насчитывающие в своём составе не менее 2/3 (70%) граждан от общего числа членов.
Пионер (англ. pioneer) – солдат – разведчик или сапёр.
Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина – массовая детская коммунистическая организация в СССР. Была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечается как День пионерии. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти Ленина получила его имя. Происходит от скаутского движения.
Атрибуты пионеров.
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой.
Пионерский значок - на красном флажке серп и молот. Внутри серпа горящий костер на пяти бревнах. На серпе надпись: «Будь готов». Очень интересна история значка. Впервые Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге были изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!".
14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён – девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!"
В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени.
Салют – это приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше своих, личных.
Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя: при исполнении Гимна Советского Союза, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем.
Атрибуты пионерской дружины.
Пионерское знамя это красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина.
Отрядный флаг был символом чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходили на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый шел непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливался или закреплялся на видном месте.
Пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества.
Горн созывает пионеров. Он собирает их на сбор, линейку, приветствует вынос знамени. Сигнал горна слышит и понимает каждый пионер.
Горнист отряда – это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать различные сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда – за флаговым.
Пионерский сбор - высший орган дружины, отряда, звена . Сбор отряда принимал школьников в пионерскую организацию, предлагал совету дружины рекомендовать достойных пионеров в ряды ВЛКСМ, планировал работу, оценивал деятельность совета отряда, звеньев, каждого пионера. Сбор дружины избирал совет дружины, сбор отряда — совет отряда, сбор звена — звеньевого. Советы дружины и отрядов выбирали Председателя совета дружины и отряда.
Перед тем как вступить в пионеры, ребята давали торжественное обещание
«Я,..., вступая в ряды Всесоюзной пионерской организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю; горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, всегда выполнять Законы пионеров Советского Союза».
На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» — следует ответ: «Всегда готов!»
У пионеров были свои законы:
Пионер предан Родине.
Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.
Пионер – чти память павших борцов, и готовиться стать защитником Родины.
Пионер настойчив в учении, труде и спорте.
Пионер честный и верный товарищ.
Список литературы
http://900igr.net/kartinki/istorija/Deti-vojny/086-Ukazom-Prezidiuma-Verkhovnogo-Soveta-ot-2
http://24warez.ru/main/photo/1157419162-pionery-geroi-otgoloski-prazdnika.html
Приложение 1
Анкета
- Что потеряли и приобрели российские дети с исчезновением
пионерской организации?
- Нужна ли современная детская организация, похожая на пионерскую?
- Если нужна, то кому: детям, взрослым, государству?
За пионерскую организацию – 62%
Возможно, заменить другой – 28%
Против пионерской организации – 10%
Машенька - ветреные косы
Разноцветное дерево
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Учимся рисовать горный пейзаж акварелью
Нарисуем попугая цветными карандашами