реферат о древних верованиях коренных народов Амура и экологической культуре
Вложение | Размер |
---|---|
реферат о древних верованиях коренных народов Амура и экологической культуре | 58 КБ |
МОУ ООШ Верхненергенского сельского поселения
Нанайского муниципального района Хабаровского края
“Древние верования нанайцев и экологическая культура.”
реферат
Выполнили:
Загородняя П.С.
Заксор М.Н.
Руководитель:
Учитель ИЗО, черчения,
родного языка
Бельды Г.Г.
с.Верхний – Нерген
Содержание.
Введение. 3
I. Глава. «Нанайский фольклор»
1.1 Тотемические мифы. 4
1.2 Тэлунгу предания. 6
II. Глава «Древние верования нанайцев»
2.1 Анимизм. 8
2.2 Тотемизм. 8
Заключение. 11
Литература. 12
3
Введение.
Из уст в уста передавались мифы, легенды, предания - зеркало народной мудрости, повёрнутое к земле и небу одновременно.
В древности они складывались не для развлечения, а для объяснения и осмысливания того, что происходит в мире.
В легендах и преданиях воспевались ум, честность, стремление человека к добру. Зло высмеивалось и осуждалось. Люди делали попытку объяснить для себя многоликий и загадочный мир.
Мифы передавались из поколения в поколение, несли идею мира как залог человеческого счастья, идею непереводимости человеческого рода, если человек на земле не пришелец – разоритель, а разумный хозяин.
Как и сказки, мифы, легенды, предания учили каждое последующее поколение высокой духовности отношений к братьям нашим меньшим – рыбам, птицам, растениям, а также к звёздному небу, пляшущему в ночи костру, реке Мангбо.
В нашей работе мы хотим рассказать о тотемических мифах – это мифы о происхождении человека от животного, и древних верованиях нанайцев. В данном случае от тигра. Наши предки верили в прародителей среди птиц, зверей, деревьев. “Избрали” родственников, завидуя зоркому полёту коршуна, силе медведя, мудрой осторожности тигра. Надеялись, что эти качества перейдут по наследству человеку. Завещали детям: «Не трогай коршуна, почитай медведя, не убивай тигра».
4
Глава I. «Нанайский фольклор»
Тотемические мифы.
Древний человек не отделял себя от природы. Для него животные, птицы, насекомые, растения были такими же существами, как он сам. Не случайно, поэтому первобытные люди считали их своими предками и родичами. Такая форма поклонения растениям и животным как первопредкам называется тотемизмом.
Тотемизм считается одной из древнейших форм религии, которую прошли когда-то все народы, населяющие нашу Землю. Пережитки тотемизма долго сохранялись среди дальневосточных народов. Все они верили, что животные, если хотели, всегда могли снять свою шкуру и стать людьми.
По классификации Е. П. Лебедевой тотемические мифы- это мифы о брачном сожительстве людей с животными, о выкармливании животными брошенных детей, а людьми - зверей, о могуществе животных, о происхождении нанайских родов от представителей животного и растительного мира ( тигра, медведя, орла, берёзы).
Анализ родовых преданий с привлечением других произведений приводит к выводу о том, что несмотря на довольно широкий круг упоминаемых в них объектов живой природы, в которых видели первопредков того или иного рода (народа), в обозначенном регионе наиболее часто фигурируют такие реально существующие представители фауны, как медведь, тигр и орел, причем наиболее распространены в регионе образы первопредков в облике медведя и тигра.
Происхождение от тигра вело большинство территориальных подразделений нанайского рода Бельды, Актанко, Одзял, а также отдельные группы в составе нанайских родов Самар, Пассар и Заксор.
5
В имеющихся фольклорных материалах отношения первой пары первопредков описываются различными способами, но чаще всего в образе брачного союза.
«Давно, давно это было, когда русские не выжигали еще леса, а в лесу много всякого зверья, было - говорится в одном из вариантов нанайских легенд о происхождении рода Актанко,- пошли однажды гольды на охоту в высокую сопку Мэкэ и взяли с собой одну девушку, чтобы она варила на стоянках. Долго охотились гольды упромыслили всякого зверья. Приходят однажды на свой табор и видят у дверей юрты тигра. Гольды испугались, но тигр тихонько ушел в лес. После этого часто охотники заставали у дверей тигра. Стали охотники спрашивать девушку, не беспокоит ли её тигр. Она сказала что нет, и рассказала, что однажды утром, когда никого кроме неё не было дома, к ней пришел тигр. Она сильно испугалась, но он человеческим голосом стал её успокаивать, а потом объявил ей, что она будет его женою. Позже девушка забеременела и родила мальчика. Имя ему дали Актенка, что значит рожденный от тигра.»
В другой нанайской легенде принадлежащей роду Самар присутствует следующий сюжет; в дверь одиноко живущей девушке тигр просунул лапу с большой занозой от лиственницы, девушка занозу вытащила и тигр ушел, а позже в знак благодарности принес ей тушу убитого им сохатого и вообще стал постоянно к ней приходить. Однажды девушка увидела во сне как тигр обернулся человеком и сказал ей, что хочет на ней жениться, девушке деваться было некуда, и она согласилась. Стали они жить вместе. Позже у них родился сын.… Далее рассказчица прибавляет; «Дедовья говорили, что в нашем роду “кровь тигра”, в наших костях “кость тигра”.
6
Тэлунгу- предания.
Тэлунгу - предания. Они отличаются ярко выраженным стремлением к достоверности. Само слово тэлунгу означает рассказ о событии, имевшем место в прошлом или считающимся таковым. Нередко явно вымышленные события подаются на конкретно – историческом фоне. Это один из распространённых способов придания повествованию убедительности, правдоподобия. Для той же цели используются и другие приёмы: оформление в виде вещего сна, ссылка на источник информации, включение повествователя в фабулу произведения, т. е. рассказ от первого лица. Нарочито обыденный язык тэлунгу также призван подчеркнуть достоверность излагаемых фактов и событий.
В более древних телунгу повествуется, что названия родов произошли от названий различных частей тела мифической птицы – род Донкан от до (внутренность ) , Уксуминкан от уксу (часть оперения птицы), Бельды от билга (горло, гортань) и т. д. Здесь мотивировка основана на фантазии древних сказителей.
Охотничьи/ промысловые тэлунгу представлены различными сюжетами, которые отражают взаимоотношения человека с животными, Некоторые из них близки к тотемным преданиям. Например, тэлунгу « Тигр и охотник ». Однажды тигр вышел на тропу охотника и стал поджидать его. Когда он увидел человека, то поднял лапу, показывая её охотнику. В лапе глубоко сидела заноза. Ночью охотнику приснился сон: заходит к нему седобородый старик и благодарит за оказанную помощь. После этого охотник стал находить на своей тропе туши животных, оставленных тигром.
Промысловики старого поколения до сих пор хранят в памяти тэлунгу том, что нельзя о тигре говорить с усмешкой, говорить о нём плохо.
Подобные тэлунгу порождены древними верованиями нанайцев, которые считали, что тигр – их подобие. Он, как и человек, разумен, более того: знает, о
7
чём думают охотники, как относятся они к нему, как соблюдают законы тайги. Поэтому нанайцы почитали и уважали тигра. Также почитали и медведя. И теперь ещё бытует довольно много на эту тему. Все они утверждают традиционные морально – этические нормы поведения человека в тайге.
Тэлунгу о роде Бельды.
Бельды от тигров произошли. Мой дядя по материнской линии (рода Бельды) ходил по тайге и наткнулся на дом. Вошёл он в него и увидел там мёртвого тигра. Дядя сделал сруб тигру, набросал веток и оставил его так в срубе.
В прошлом, когда старики (из рода Бельды) умирали, тигры приходили к их домам и прохаживались по завалинкам. Собаки тогда переставали лаять.
А мой дядя при жизни находил на своей тропе туши зверей, оставленные тигром.
Мы были тогда малышами, а старцы так нам рассказывали.
8
Глава II. «Древние верования нанайцев»
Анимизм.
Религия гольдов подобна прочим первобытным религиям, основою её является анимизм, но у гольдов (нанайцев), этот анимизм проведён во всём весьма последовательно. Мёртвого в мире, по их мнению, ничего нет. Вся природа жива. Но представление грубо материалистическое. Душу представляют то в виде зверя, птицы и т. д. Разумеется, последовательный и полный анимизм всей природы, возможно, усмотреть и в наше время лишь в народной поэзии; в религиозных обрядах, а так же в похоронных. В обыденной жизни анималистических воззрения имеют не много места, но вопреки всему, она остаётся глубоко в душе каждого человека, даже цивилизованного европейца.
Таким образом, нанайцы всю природу считают живой, каждый предмет, явления считают личностью, имеющей разумную душу и ведущую сознательный образ жизни. Везде в природе гольд видит личности, с которыми можно иметь отношения, т. е. разговаривать, обращаться с просьбами или наоборот, пугать угрозами и т. д.
Поэтому понятно, почему гольд в некоторых случаях обращается с речью к тигру, медведю и т. д. Он верит, что звери разумные, что они могут понять и исполнить просьбу.
Тотемизм.
Помимо веры в духов существует тотемизм т.е. первобытное верование, когда - древние предки с суеверным уважением относились к некоторому классу материальных объектов, чувствуя что между ним и каждым членом почитаемого класса объектов существует интимная и совершенно особенная связь. Характерная черта тотемизма заключается в том, что первобытный
9
человек считает себя состоящим в особом отношении не с определённым предметом или животным, а со всем классом животных и растений. Вера в
таинственную связь между человеком и данным видом предметов, преимущественно. Однако животное в тотемизме находит в себе двоякое выражение:
1. в вере, что человек или известная группа людей происходит по крови, по рождению от того или другого вида (растений, предметов), что, следовательно. Члены данной группы (племени, рода, семьи) и все животные данного класса находятся в родстве.
2. в убеждении, что у данного лица есть свой покровитель в лице определённого вида животных и других предметов.
Более всего черты тотемизма выражены в почитании тигра.
Тигр (амба) пользуется у гольда чуть ли ещё не большим уважением, чем медведь. В тигра гольд не будет стрелять ни в коем случае. Тотемические черты почитания тигра выступают весьма заметно в запрещении убивать тигра, а так же в наличии верования, будто род Актанко имеет своим прародителем тигра.
У рода Актанко существует легенда. Будто тигр взял в жены нанайскую девушку, которая в последствии родила мальчика, имя которому дали Актанка, что означает рожденный от тигра.
Так же существуют по этому поводу много сказаний, в одном из них говориться;
Тигр «амба» - сын женщины по имени Хапосал. Отец мальчика Мохаю. Он является хозяином тайги и считается покровителем и первопредком всех нанайцев.
Самые древние роды коренных обитателей Приамурья; Бельды, Актанко, и Самар относятся к роду тигра.
10
Тигр, по мнению нанайцев, не только свирепое и злое существо, но и в трудные минуты он может оказать большую помощь.
11
Заключение.
Работая над темой реферата, мы были очень заинтересованы, хотелось узнать о происхождении нанайских родов в целом, о древних верованиях.
В нашей работе приводятся классификации нанайского фольклора. И поглубже изучив его, можно сказать, что они практически похожи. По классификации тотемические мифы относятся к телунгу-сказаниям. В целом все мифы имеют однообразный сюжет, но с различными тотемами. Древние люди уважали силу, ловкость, мудрость животных, поэтому выбирали то или иное животное в качестве тотема, надеясь, что эти качества перейдут к людям.
Кроме того, что тотемические мифы объясняли происхождение родов, они учили каждое последующее поколение жить в полном согласии с природой, уважать животных, не убивать их ради забавы, соблюдать законы природы. И люди учились, жили и были по-своему счастливы.
Литература.
1. Чадаева. Древний свет (сказки, легенды, предания народов Хабаровского края) Хабаровск, кн. Изд., 1990 г.
2. П. Я. Гонтмахер. Нанайцы. Хабаровск, 1996 г.
3. Курсовая работа студента ХГПУ, ХГФ.
4. Н.А. Ивенкова, И. П. Силина. Древняя история Дальнего Востока (уч. пособие 6 кл.) Хабаровск, 1998 г.
5. Фольклорное наследие народов Сибири и Дальнего Востока, 1986 г.
Развешиваем детские рисунки дома
Рисуем зимние домики
Весёлая кукушка
Волшебная фортепианная музыка
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое