Человечество всегда стремилось подняться в небо. В 1762 году в Тобольске занимался постройкой крыльев для полёта Феофилакт Мелес. Михайло Васильевич Ломоносов работал над изобретением гелиокоптера. В конце 19 века в России над созданием аэроплана работали знаменитые изобретатели А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский, С.А.Чаплыгин и другие. Наша работа посвящена исследованию деятельности Можайского А.Ф., как авиаконструктора, создателя самолёта.
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek.doc | 72 КБ |
«ЧЕЛОВЕК, ОПЕРЕДИВШИЙ ВРЕМЯ»
Автор:
Кожевников Никита Алексеевич
Учебное заведение:
МКОУ ДОД ЦДТ
Фотостудия «Трёхгорье»
Руководитель:
Мыльников
Владимир Анатольевич
Трёхгорный - 2014
Содержание
«Я желал быть полезным своему Отечеству…»
(А.Ф.Можайский)
Человечество всегда стремилось подняться в небо. В 1762 году в Тобольске занимался постройкой крыльев для полёта Феофилакт Мелес. Михайло Васильевич Ломоносов работал над изобретением гелиокоптера.
В конце 19 века в России над созданием аэроплана работали знаменитые изобретатели А.Ф. Можайский, Н.Е.Жуковский, С.А.Чаплыгин и другие.
И в двадцатом веке человек уверенно продолжал покорять воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома. Но что, же знает наше поколение об изобретателях, мечтавших поднять в небо свои летательные аппараты?
Мы решили исследовать деятельность Можайского А.Ф., как авиаконструктора, создателя самолёта.
Объектом исследования является биография, конструкторская деятельность А.Ф. Можайского.
Целью исследования является выяснение места А.Ф. Можайского в истории авиации.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- проанализировать историческую литературу о Можайском А.Ф.;
- собрать фото – и видеоинформацию о зарождении отечественной авиации;
- исследовать службу А.Ф. Можайского в Военно-морском флоте;
- исследовать историю разработки и создания самолета;
- обобщить и систематизировать полученную информацию;
- показать вклад Можайского А.Ф. в мировую историю создания летательных аппаратов тяжелее воздуха.
В исследовании были использованы следующие источники: архивные материалы, статьи, фотографии музейных экспозиций.
Актуальность исследования заключается в заинтересованности молодого поколения историей отечественно авиации.
В работе были использованы следующие методы исследования: опрос, поисковый, анализ, метод исторической реконструкции
Практическая значимость: в ходе исследовательской работы собраны материалы, которые составили основу при написании работы. Материалы исследования могут использоваться на тематических уроках в школах, на занятиях в авиамодельных кружках.
Гипотеза: мы предполагаем, что Александру Фёдоровичу Можайскому удалось построить и довести до стадии испытаний летательный аппарат, тяжелее воздуха – самолет. Можайский признан первым российским авиаконструктором.
Глава 1. Становление
Александр Федорович Можайский родился 9 марта 1825 года в семье морского офицера. Отец Федор Тимофеевич Можайский, командовал судном. Базой экипажа был маленький городок Роченсальм в Выборгской губернии. В семье подрастали пять детей, Александр, Николай, Тимофей, Екатерина и Юлия.
В десять лет Александр Можайский был зачислен в Морской кадетский корпус. Там же учился и брат Николай. Возглавлял кадетский корпус адмирал И. Ф. Крузенштерн. Иван Федорович добился создания при Морском корпусе офицерского класса. Из каждого выпуска отличники переходили в офицерский класс. В течение двух лет будущие офицеры слушали лекции по высшей математике, астрономии и по теории кораблестроения. Офицерский класс окончили и братья Можайские. Морской корпус готовил не просто командиров кораблей, но технически образованных офицеров.
Гардемарин Александр Можайский с 1841 года осваивал практическое плавание на парусных военных фрегатах «Мельпомена», «Ольга», «Александр Невский». В двадцать пять лет Александр Можайский был произведён в лейтенанты и назначен в экипаж первого русского военного парохода «Усердный». Этот колесный пароход имел машину мощностью в 60 л. с. Морской службе Александр Можайский отдал большую часть своей жизни.
4 октября 1853 года 52-пушечный фрегат «Диана» под командованием капитан-лейтенант Степана Степановича Лесовского, отбыл в Японию через Атлантический и Тихий океан. В составе экипажа были братья Можайские, Александр и Тимофей. Опасно было кругосветное плавание в годы военного противостояния. Почти через год в 1854 году фрегат «Диана» прибыл в Японию. Переговоры между представителями стран проходили успешно. Александр Федорович Можайский старался передать в своих рисунках особенности японского быта, одежды, архитектуры. Но подводное землетрясение в декабре 1854 года разрушило город и погубило фрегат. Под руководством А.Ф. Можайского матросами была построена небольшая шхуна «Хеда», поэтому многие члены экипажа по приказу адмирала Путятина, отправились в Россию на иностранной шхуне в качестве пассажиров. Только через четыре года службы на Дальнем востоке Российской империи Александр Фёдорович вернулся домой и продолжил служение Отечеству. Помимо службы на кораблях Можайский участвовал в экспедиции в Хивинское ханство. За участие в экспедиции он был награжден орденом.
После поражения в Крымской войне, царское правительство, по условиям Парижского мирного договора 1863 года, значительно сократило флот. А.Ф. Можайский и другие кадровые офицеры были отправлены в длительный отпуск.
В семье Александра Фёдоровича Можайского в поместье Котельниково подрастали сыновья Александр и Николай. Жена Любовь Дмитриевна умерла.
Глава 2. Человек, опередивший время
Ко второй половине XIX века воздухоплаватели не раз отрывались от земли, поднимаясь на летательных аппаратах легче воздуха – воздушных шарах, аэростатах, дирижаблях.
Но Александр Фёдорович Можайский стремился создать летательный аппарат тяжелее воздуха на неподвижных крыльях. Во время службы Можайский, пользовался консультацией русских ученых, совершенствовал проект. Над тайной полёта заставили задуматься наблюдения за парусами, поведением воздушных змеев, за полётом морских птиц, Свои наблюдения и выводы Можайский проверял на практике. Александр Фёдорович поднимался на больших воздушных змеях, которые буксировали лошади. Многочисленные эксперименты позволили приступить к разработке проекта летательной машины. В результате проведенных исследований А.Ф. Можайский пришел к выводу, что можно использовать сопротивление воздуха для создания подъемной силы.
Александр Фёдорович построил небольшую модель аэроплана с одной несущей поверхностью. Уже осенью 1876 года Можайский привез в Петербург готовую, летающую модель с пружинным двигателем, которую представил морским инженерам и офицерам. Модель «Летучка», состояла из небольшой лодочки-фюзеляжа, к которой под углом была прикреплена одна прямоугольная несущая поверхность. Тягу модели создавали три воздушных винта, один из которых располагался в носу лодочки, а два других – в специально сделанных прорезях крыла. Винты приводились в движение заведенной часовой пружиной. Рулевые поверхности (горизонтальная и вертикальная) были вынесены назад. Для взлета и посадки модель имела четыре колеса, расположенных под фюзеляжем. Модель совершала устойчивые полеты со скоростью свыше 5 м/сек с дополнительной нагрузкой около 1 кг.
14 февраля 1877 г. А.Ф. Можайский представил Главному инженерному управлению свою программу опытов над моделями летательного аппарата. На предварительные исслелования А.Ф. Можайский потратил 15 лет.
Сооружение самолета в его натуральную величину требовало значительных денежных сумм. В 1876 году А.Ф.Можайский обращается к председателю воздухоплавательной комиссии графу Тотлебену с просьбой о пособии для дальнейших исследований. В январе 1877 года для рассмотрения проекта Можайского была образована особая комиссия. В состав этой комиссии вошли представители русской науки и техники: профессор С-Петербургского университета Д.И. Менделеев, Н.П. Петров (автор известной гидродинамической теории трения), член Инженерного комитета генерал-лейтенант Зверев, член Технологического комитета морского министерства полковник Богословский и военный инженер Струве.
Но только через год Александр Фёдорович получил деньги на опыты.
4 июня 1880 года Можайский обратился в департамент торговли и мануфактур с просьбой о выдаче ему патента на изобретенный им «воздухолетательный снаряд» и получил его 3 ноября 1881 г. Это был первый в мире патент на самолет, и он был выдан русскому изобретателю-моряку капитану 1 ранга А.Ф. Можайскому. Привилегия содержала условие построить самолет за год и три месяца. Если это не будет сделано и заключение комиссии не будет передано в департамент торговли и мануфактур, - то всякий, кто пожелает, получит право беспрепятственно и безвозмездно пользоваться изобретением.
Александр Фёдорович предложил самолет монопланного типа с тонким профилем крыла, шасси с пружинной амортизацией.
Самолет Можайского мог совершать посадку и на воду. Для этого фюзеляжу была придана форма лодки. Для устройства корпуса лодки, крыльев и хвоста должна была применяться угловая сталь различной толщины и ширины. Для четырех колесного шасси самолета были предусмотрены специальные рессоры. Для покрытия крыльев, хвоста и верхней части лодки должна была применяться шелковая материя. При помощи специальных химических материалов плоскости аппарата должны были быть выполнены «непромокаемыми от дождя и влаги и – проницаемыми для воздуха». Для растяжек предусматривался тонкий стальной проволочный трос (для укрепления мачты, крыльев, тележки и для управления рулем). Обшивка крыльев с помощью тонкого льняного линя и веревок натягивалась и привязывалась к остову крыльев и могла в случае надобности убираться. Для горючего были предусмотрены специальные оцинкованные баки. Предусматривалось и оборудование приборами. Предполагалось установить три креномера, компас, барометр, два термометра, оптический прицел и прибор, измеряющий скорость движения. Общий вес аппарата составил по проекту 800 кг.
Когда Можайский разрабатывал свой проект самолета, шла война с Турцией. Аэроплан, по замыслу изобретателя, должен был служить бомбардировочным и разведывательным целям.
Можайский на много лет вперед опередил решение сложнейшей задачи авиационной техники.
Строить аппарат Можайскому пришлось на собственные средства, так как чиновники не оценили перспективности летательного аппарата и денег больше не дали. Материальное положение семьи Можайских было крайне тяжелым. Отказавшись от службы, ради исследовательской работы Александр Фёдорович жил с семьёй на пенсию 175 рублей в год. Продолжая работать над созданием самолёта, А.Ф. Можайский обратился к морскому министру С.С. Лесовскому (бывшему командиру на фрегате «Диана») для получения средств на постройку паровых машин, чертежи которых были им разработаны. На полученные деньги Можайский дал заказ на изготовление двух паровых машин по разработанному им проекту. В 1881 г. Машины были изготовлены. Двухцилиндровые вертикальные паровые машины компаунд облегченной конструкции. Одна из машин развивала мощность в 20 л.с. при 300 об/мин. Вес ее был 47,6 кг. Другая машина имела мощность в 10 л.с. при 450 об/мин. Вес ее составлял 28,6 кг. Пар в машины поступал от прямоточного котла весом 64,5 кг. Топливом служил керосин. Коленчатые валы и поршневые штоки машин для уменьшения веса были сделаны пустотелыми. Получив машины, Можайский приступил к сборке самолета. Самолет строился на площадке, огороженной забором, под открытым небом. Постройка летательного аппарата никого не интересовала, кроме случайных посетителей, да рабочих, которые помогали Можайскому. Не хватало денег. 20 июля 1882 года на военном поле в Красном селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Каждый раз Можайский получал от Петербургского военного округа специальное разрешение на производство испытаний своего самолета. Так, например, в выписке из исходящего журнала Петербургского военного округа за No 2377, сохранившейся в одном из архивов страны, сообщалось, что 24 июня 1884 года выдано «удостоверение отставному генерал-майору Можайскому о производстве опытов в Красносельском лагере воздухоплавательных аппаратов».
Испытания самолета Можайского производились в условиях большой секретности. Самолет, пилотировал механик И.Н Голубев. Для разбега самолета была построена специальная взлетная дорожка в виде наклонного деревянного настила. Это позволило развить дополнительную скорость во время разбега самолета, увеличив тем самым его подъемную силу. Из «Военной энциклопедии» 1916 года: «…аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился на бок и поломал крыло». Следовательно, аппарат был в воздухе, а значит, совершил короткий полёт.
Так впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха. Самолет Можайского, имел все пять основных частей современного самолета: крылья, корпус, оперение, шасси, силовую установку.
А.Ф. Можайский после первых испытаний приступил к улучшению созданной им конструкции самолета и спроектировал для него новые, более мощные двигатели, которые были построены лишь в начале 1890 года. Но испытать их не удалось. Весной 1890 года Александр Федорович простудился и заболел воспалением легких. А.Ф.Можайский ушёл из жизни 20 марта 1890 года в возрасте 65лет. Похоронили Можайского на Смоленском кладбище.
Сын изобретателя, лейтенант Александр Александрович Можайский, дела своего отца не продолжал. Так как факт аварии и поломки охладил интерес военных к изобретению Можайского
Вывод:
Изучая материалы, мы пришли к выводу, что аэроплан Можайского после внесенных им переделок, мог бы летать. Мощность новых двигателей была достаточна, и вес их не был велик. Опыты А.Ф.Можайского имеют большое научное значение в истории авиации. Архивные документы и высказывания современников Можайского доказывают, что путь научного исследования был правильным, продуманным и закончился постройкой первого в мире самолета и испытанием его в воздухе. Следовательно, вклад Александра Федоровича Можайского в мировую авиацию неоценим. Можайский признан первым российским авиаконструктором. Ему удалось построить и довести до стадии испытаний летательный аппарат, тяжелее воздуха – самолет.
Список используемой литературы
http://ru.wikipedia.org/wiki/Самолет_Можайского
http://flot.com/history/b-mozhaisky.htm
http://funeral-spb.narod.ru/necropols/smolenskoep/tombs/mozhayskyi/mozhayskyi.html
http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/mozhaiski_af.php
http://otvinta-f1.narod.ru/first_plane.html
http://www.avia-prad.ru/avia1.php
http://www.airwar.ru/enc/law1/mogajsky.html
http://www.kausarpatent.ru/index.php/samolet-mojaiskogo
Две снежинки
Лавовая лампа
Ласточка. Корейская народная сказка
Несчастный Андрей
Груз обид