Продолжая летопись героических поступков наших предков, мы открываем ещё одну страничку войны для наших одноклассников и всех учащихся школы, чтобы мы как можно больше знали и гордились нашим прошлым. Их ратные подвиги отмечены орденом Ленина и Золотой Звездой. Их боевая слава живет в наших сердцах.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа на конкурс "Отечество" | 34.03 КБ |
Отечество – 2013
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Военная история России»
Тема работы «Герой России – наш земляк»
Подготовили: Письменсков Михаил Владимирович
Зайцев Антон Алексеевич учащиеся 8б класса
Руководитель:
Жихарь Светлана Николаевна
учитель английского языка,
ответственная за работу школьного музея
Введение
В нашем школьном музее есть стенд «Герои Советского Союза». Читаем: Заверталюк Яков Гаврилович, Банов Иван Николаевич, Спиваков Александр Григорьевич, Дудыкин Евгений Петрович. (Приложение №1 «Герои Советского Союза») И нам захотелось узнать как можно больше об этих легендарных людях. Когда и за что они получили это высокое звание? А ещё 9 декабря в стране отмечается День Героев Отечества «Наши земляки – Герои Отечества». В музее хранятся документы, фотографии, вырезки из газет со статьями о наших героях, и у нас появилось огромное желание его обобщить и оформить согласно современным требованиям. В своей работе мы использовали большой объём документов, воспоминания, фотографии.
Продолжая летопись героических поступков наших предков, мы открываем ещё одну страничку войны для наших одноклассников и всех учащихся школы, чтобы мы как можно больше знали и гордились нашим прошлым. Их ратные подвиги отмечены орденом Ленина и Золотой Звездой. Их боевая слава живет в наших сердцах.
Во второй половине сентября 1943 года советские войска вышли к Днепру. Высокий правый берег был хорошо укреплен оборонительными сооружениями противника. Требовалось величайшее напряжение всех моральных и физических сил, чтобы преодолеть мощную водную преграду («восточный вал»). Советские войска форсировали Днепр одновременно на многих участках, проявляя невиданный в истории героизм и мужество. 2438 солдат, сержантов, офицеров и генералов были удостоены звания Героя Советского Союза. И в числе их – наш земляк Яков Гаврилович.
2. Он нашего роду, племени…
Трудно складывалась судьба будущего героя. В гражданскую войну погибли его родители, и он остался сиротой. Как тысячи мальчишек и девчонок он бродяжничал, просил милостыню, спал на вокзалах, в подвалах полуразрушенных домов города Ростова. «Обижали нас беспризорники по- старше. Мы научились защищаться. Потом, по распоряжению советской власти, отряды Дзержинского вылавливали нас из трущоб и развозили по колхозам страны (тогда было мало государственных детских домов) для проживания»,- вспоминал Владимир Уварович Точилкин, близкий друг Якова. Так наш герой и еще несколько мальчишек в 1933 году попали в Тацинскую, а потом в колхоз «26 бакинских комиссаров», который находился в хуторе Живые Ключи (Белокалитвенского района). Место, где рос наш герой – это маленький степной хуторок. Он образовался в первой половине 19 века. Всего несколько улиц и проулков, а остальное степи и балки.
Нашему герою повезло. Он стал жить в маленькой комнатке на первом этаже начальной школы. Да и отцом и матерью для Якова стали учителя – супруги Василий Васильевич и Раиса Николаевна Евсеенко, у которых были свои два малолетних ребенка. ( Приложение №2 «Первый учитель Я.Г. Заверталюк – Василий Васильевич Евсеенко, классная комната, в которой учился герой, за одной из этих парт сидел Яша). Раиса Николаевна и Василий Васильевич были очень талантливыми людьми: прекрасно разбирались в педагогике, знали основы медицины, умели играть на музыкальных инструментах, красиво пели, ладно вели хозяйство. Они много сил, здоровья, душевного тепла отдавали маленькому Яши и его друзьям, чтобы они выросли умными, честными и образованными людьми. «Нас отмыли, одели, обули и заставили учиться, - вспоминал Володя Точилкин. Василий Васильевич Евсеенко рассказывал об учебе Яши в начальной школе хутора Живые Ключи: «…Яша был хорошим, любознательным мальчиком, активно участвовал в общественной жизни школы, помогал отстающим, был преданным другом и хорошим товарищем. Во время летних каникул помогал взрослым поднимать колхоз. Любил дежурить на вышке, с которой велось наблюдение за сохранностью колхозных полей».
3. Счастливая пора
Отучившись в начальной школе, Яков продолжил обучение в Жирновской школе (с 1935 по 1939 годы). Чтобы узнать что – то интересное о школьной жизни нашего героя, нам пришлось поработать с такими документами: книга – альбом «Летопись Жирновской средней школы», книга – альбом « Наша школа в печати», книга – альбом «Прошлое и настоящее поселка Жирнов». В то время, когда Яша учился в школе, уже существовала пионерская (с 1924) и комсомольские организации (с 1923-1924 гг.) Школа, в которой учился Яша, была открыта в 1922 году. Школа находилась в красивом бело – каменном здании панского дома. Да и вся панская усадьба: хозяйственные постройки, парки, сады, фонтаны, жилые постройки стали принадлежать деревенским мальчишкам и девчонкам. Фотография школы сохранилась и находится в школьном музее. (Приложение № 3 «Школа» ) Сохранилось описание школьной жизни того времени. Классные комнаты были просторными и светлыми ( в этих комнатах занимался и Яша). Занятия проходили регулярно. Из документов известно, что для ребят устраивались детские праздники, по вечерам читали книги, силами молодежи был оборудован клуб ( из здания мельницы). Работал драматический кружок, совершались прогулки в природу. Яша был общительным и добрым мальчиком. У него всегда было много друзей. Если у него появлялся друг, то на всю жизнь. Только так могли дружить мальчишки того времени. Под руководством комсомольцев пионеры участвовали в борьбе с сельхозвредителями, ухаживали за колхозным и школьным садами, принимали активное участие в общественной работе. Пионеры любили помогать престарелым людям, играть с малышами, выступать с концертами перед
взрослыми. Особенно большую помощь дети оказывали взрослым во время весеннее – летних работ. Они поливали и пропалывали овощи на колхозной плантации, собирали колоски.
4. Дорога к высокой награде
В 1939 году Яков Гаврилович был призван в ряды Красной Армии. Он был молод и красив, глаза его светились счастьем, ведь он верил в то, что его ждет героическая трудовая судьба, а не окопы, взрывы снарядов, смерть близких и друзей, разрушенные города и деревни, миллионы погибших, угнанных в неволю, сожженных в топках немецких лагерей. Якову – комсомольцу, спортсмену, казалось, что его ждет хорошее будущее. Но его мечтам не суждено было сбыться, счастливая юность оборвалась с началом войны.
С 1941 по 1945 годы прошел всю войну и остался жив, хотя был три раза ранен. Звезду героя Я.Г.Заверталюк получил за форсирование реки Днепр.
В один из сентябрьских дней 1943 года, когда отделение под руководством Я.Г. Заверталюк готовилось к переправе через Днепр, его вызвали в штаб 77-й гвардейской Черниговской дивизии, где он получил задание: первым возглавить форсирование реки со своим отделением.
… Их было девять человек. И три лодки. Когда приблизились к правому берегу, противник обнаружил отделение. Отделение приняло на себя всю тяжесть немецкого обстрела. Мины и снаряды взметнули днепровскую воду. Всё было, как в известном стихотворении А. Твардовского:
«Переправа, переправа!
… Кому память, кому слава,
Кому тёмная вода ,
Ни приметы, ни следа…»
Но Я.Г.Заверталюк не растерялся. Он дал команду рассыпаться и грести в разные стороны. Так легче было добраться до желанного берега. И вот под ногами земля. Поддерживаемая огнем с левого берега, девятка автоматчиков ворвалась во вражеские окопы. Впереди был командир отделения. В траншейном бою, доходившем до рукопашной, он один уничтожил огнем из автомата и гранатами полтора десятка фашистов. Два часа держали плацдарм Заверталюк и его отделение, а к утру уже вся пятая рота была на правом берегу. За нею высаживались другие. За героизм и мужество, проявленные при форсировании Днепра, Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 января 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
5. Послевоенная жизнь
После войны остался жить на Украине в Днепропетровской области. Яков Гаврилович закончил Днепропетровский университет и до пенсии преподавал историю (работать учителем мечтал с детства), работал директором Рудониколаевской восьмилетней школы , Синельниковского района, Днепропетровской области. Умер Яков Гаврилович в 1969 году.
Годы летели быстро, но со временем появилось настойчивое желание поехать на вторую малую родину. И вот письмо от краеведов Жирновской средней школы (автором и организатором которого была Л.П. Кравцова, первая старшая пионервожатая школы) с приглашением посетить родные края.
В 1962 году состоялась долгожданная встреча Героя с жителями поселка, учащимися школы, учителями. С большими почестями встречали Якова Гавриловича. (Приложение №4 «Митинг на центральной площади поселка Жирнов») На центральной площади состоялся праздничный митинг (19 мая 1962 года), вечером был организован большой пионерский костер, который зажег дорогой гость поселка, а еще было много встреч с учащимися школы, с одноклассниками, друзьями детства, с рабочими и колхозниками. Но самой трогательной и волнующей для Якова Гавриловича была поездка в Ключи, на его вторую родину. Приезд Якова Гавриловича Заверталюка для хутора был очень важным событием, которого ждали и к которому тщательно готовились. О тех далеких событиях сохранились фотографии, воспоминания участников встреч. (Приложение №5 «Встреча друзей детства») Но самый главный организатор и душа всех этих мероприятий Кравцова Лидия Павловна часто бывает в нашей школе и любит рассказывать «о мальчишке небольшого росточка с вихрем рыжеватых волос, такими, же веселыми веснушками на лице». А ещё Лидия Павловна любит рассказывать о том, как в мае 1936 года Яша совершил свой первый «подвиг», он остановил поезд и предотвратил крушение на железнодорожном перегоне Жирнов – Белая - Калитва. Тогда он получил и свою первую награду: похвальную грамоту и ценный подарок.
6. Поступок достойный уважения
Было это весной 1936 года. Дежурному по станции Жирнов П.Т. Буценко поступило сообщение по селектору со станции Грачи, что товарный поезд не прибыл по графику. Что – то случилось в пути. Оказалось, что на перегоне Грачи – Жирнов школьники остановили товарный поезд. Небольшого росточка подросток с вихрем рыжеватых волос, с такими же веселыми веснушками бежал по путям и яростно делал круговые движения рукой с красным пионерским галстуком. Поезд был остановлен. Подбежали другие ребята и наперебой рассказали машинистам, что на рельсах лежал плуг. Он врезался лезвием в шпалу, и его никак нельзя было вытащить, могло произойти крушение поезда. Мальчика с красным галстуком
машинисты подняли на паровоз и отвезли на станцию Жирнов. Из Яшиного рассказа стало ясно, что ребята шли в школу и переходя железнодорожное полотно, обнаружили на рельсах плуг. Мальчишки не растерялись и смогли предотвратить беду. За решительность и находчивость отделение железной дороги наградило тогда Яшу ценным подарком и грамотой. Вот и вся история. (Приложение №6 «Встреча пионеров с дежурным по станции»)
7. Заключение
Занимаясь исследованием, мы прикоснулись к самой героической странице истории нашей Родины – Великой Отечественной войне. Мы с большим трепетом и волнением держали в руках письма и фотографии; всматривались в документы, которым уже более полвека. Яков Гаврилович прожил свою жизнь честно и достойно. Она заслуживает всяческого уважения, почитания нашего и священной памяти. И мы верим, что все, что узнали мы, будет интересно и всем ученикам нашей школы, а может и не только нам. Мы верим, что нашему примеру последуют другие, ведь так здорово своими руками творить историю. И ещё мы очень благодарны создателям музея: Шабановой Зинаиде Максимовне, Чмых Валентине Фёдоровне, Кравцовой Лидии Павловне, Архипову Михаилу Алексеевичу, Копыловой – Бондаревой Елене Андреевне и многим другим людям, которые сохранили для нас историю нашего поселка, историю нашей малой Родины.
Сказка "Узнай-зеркала"
Сказка "Морозко"
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Марши для детей в классической музыке
Сочные помидорки