Живу я на легендарной Тацинской земле, земле, где каждая ее «пядь» пропитана кровью наших солдат. О декабрьском танковом рейде 1942 года у нас знают все «от мала до велика». В районном центре, станицы Тацинской, на площади стоит памятник Грише Волкову и Феде Игнатенко.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по краеведению для районного конкурса | 923.9 КБ |
otechestvo.rar | 923.9 КБ |
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ
«Отечество»
Исследовательская работа
В тринадцать мальчишеских лет
(номинация «Дети и война»)
Работу выполнил:
Сисюкин Павел Павлович
7-б класс
МОУ Жирновская СОШ
Руководитель: Жихарь Светлана Николаевна
Зав. музеем Боевой и трудовой славы
МОУ Жирновской СОШ
Содержание работы
1.Введение
2.Как все начиналось
3.«Война» - страшное слово
4.Создание подпольной группы
5.Операция «взрыв »и другая подрывная работа
6.Расплата.
7.Дорогами войны и мирной жизни
8.Воспоминания о встречах
9.Заключение
10.Приложение
10.1 Гундоров В.
10.2 Слесов А. погиб в 1945 году
10.3 Ткачев Н.
10.4 Встреча с Гревцевым С.Г. в школьном музее
10.5 Урок мужества
10.6 Учащиеся 2-а весной 2002г с Гревцевым Семеном Григорьевичем
10.7 Встреча ветеранов ВОВ с участницей Тацинского танкового рейда Брызгаловой О.М.
10.8 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко «Девушки минеры»
10.9 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко «Наши идут»
10.10 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко «Взрыв моста»
Познакомившись с программой движения «Отечество», захотелось тоже внести свой вклад в сохранение памяти о тех, кто отстоял независимость нашей Родины в схватке с фашизмом. Из предложенных тем мне захотелось выбрать тему «Дети и война». Почему именно эта тема? Очень просто. Мне сейчас столько лет сколько им было в войну. Как могли они в свои тринадцать лет достигать таких высот мужества, что оказались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабах детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. История хранит много имен юных героев: Леонид Голиков, Марат Казей, Александр Чекалин и многие другие. Война всегда соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Теперь я понимаю, что взрослые делали все возможное и невозможное, чтобы уберечь детей от страданий. Но эти усилия оставались тщетными. И когда дети волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Мальчишки и девчонки «огненных сороковых» - это разведчики, токари, пахари, санитары, воины. Они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Так почему бы не восстановить подвиг мальчишек маленького Донского села. Не знаю как для других моих одноклассников и друзей, а для меня слова: «Я буду жить коротким словом – «память» стали настоящим призывом сделать что-то полезное для людей, для себя.
Живу я на легендарной Тацинской земле, земле, где каждая ее «пядь» пропитана кровью наших солдат. О декабрьском танковом рейде 1942 года у нас знают все «от мала до велика». В районном центре, станицы Тацинской, на площади стоит памятник Грише Волкову и Феде Игнатенко. Это они не испугались смерти, а пришли на помощь советским танкистам и показали самый короткий и безопасный к немецкому аэродрому. О чем они думали сидя на танке с красной звездой в сорокоградусный мороз? Скорее всего о самом простом: как помочь? Рейд выполнил свою миссию -аэродром был разбит и танки ушли. За помочь танкистам Гриша Волков был расстрелян фашистами вместе с тяжело раненными красноармейцами 29 декабря 1942 года. Погиб от пули немецкого снайпера Федя Игнатенко. 25 февраля 1966 года Гриша Волков и Федя Игнатенко посмертно были награждены медалями «За отвагу». И в этом славном эпизоде войны не обошлось без помощи детей.
2.Как все начиналось
Началом моей исследовательской деятельности стал музей боевой и трудовой славы нашего поселка. Здесь моему вниманию предложили две статьи: «Жирновский «Метеорит» (газета «Советский металлург» города Белая Калитва от 5 сентября 1985 года, автор А. Шамрицкий, участник Великой Отечественной войны, персональный пенсионер) и «Мстители» из Жирнова» от 1990 года, октябрь, газета «Молот», автор Л. П. Кравцова. Внимательно изучив эти статьи я узнал, что у истоков сбора информации о подпольной комсомольско-пионерской группе по борьбе с фашистскими захватчиками была Лидия Павловна Кравцова, ветеран педагогического труда, первая пионервожатая нашей школы. Это ее заинтересовала статья в «Советском металлурге». Чтобы представить всю картину военного времени я встретился с участниками встреч, посвященных Гревцеву Семену, одному из участников подпольной группы: Клименовой Ириной Ивановной и Жихарь Светланой Николаевной. В 1993-1995 годах И .И. Клименова работала старшей пионервожатой в школе, а С.Н. Жихарь была организатором внеклассной и внешкольной работы. В работе мною были использованы гравюры местного художника А.Ф.Даниленко «Дети и война». В его работах ценно то, что все рисунки иллюстративны, т.е. основаны на фактах из реальной жизни. Время течет очень быстро, и сейчас уже тяжело представить себе, как жили люди в военное и послевоенное время. А графические работы Андрея Филипповича помогают реально представить события прошлых лет. ( приложение №7,№8,№9) И так , кто же эти тринадцатилетние герои?
На юго-восточной окраине поселка есть небольшая сосновая роща. Она располагается по правому берегу реки Быстрой. В дни временной оккупации Тацинского района здесь прогремел страшной силы взрыв, положивший тогда молодую посадку. Как это произошло? Что это было? Задавали эти и другие вопросы жирновцы. Но на все эти вопросы ответ был найден только спустя десятки лет.
Со страшным словом «война» односельчане жили с июня 1941 года. Все мужское население ушло на фронт. Остались старики, женщины, больные и рабочие заводов, у которых была «бронь», хотя многим очень хотелось уйти на фронт. Шла война, а на территории поселка работало три предприятия, колхоз. Когда немцы быстро подошли к поселку, людей и заводы эвакуировать не успели. Попытались переправить через Дон скот, но переправы уже не было и пришлось всем вернуться.
« Оккупация Жирнова началась со второй половины 1942 года и продолжалась до 16 января 1943 года. За это время немцы вывезли хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, скот, птицу. Несколько раз село подвергалось бомбежке. Время было очень трудное и дети чем могли помогали своим родителям. Смотрели за скотом, работали на заводе, выполняли все сельскохозяйственные работы, следили за младшими»
-эти скупые строки об оккупации села я нашел в книге Е.А. Копыловой-Бондаревой ,ветерана педагогического труда с 44 летним стажем работы в нашей школе «Прошлое и настоящее поселка Жирнов».Сама Елена Андреевна пережила все эти невзгоды. В воспоминания своих коллег она осталась очень честным и преданным человеком своей стране, своему делу.
С первых дней прихода врага на родную землю юные жители поселка стали думать о том, как они будут бороться с врагом. Было решено создать подпольную группу. Командиром группы стал ученик 10 класса Слесов Андрей -комсомолец (приложение №2). В группу вошли: Дербенцев Анатолий, Гревцев Семен, Ткачев Николай (приложение №3), Касьянов Василий, Гундоров Виктор (приложение №1),. Им помогала учительница Ольга Никифоровна Лошко-Михайлова. Эти ребята не стали пассивно ждать возвращения красной армии, а стали бороться и боролись как могли с первого дня оккупации. Вот краткая запись на стенде в музее: «Они взорвали склад с боеприпасами (30-40 тонн взрывчатки), обстреливали немецкие самолеты, собирали оружие, боеприпасы, готовили операцию по взрыву железнодорожного моста (Лихая-Сталинград).» За этими словами стоят настоящие поступки таких же мальчишек как мои одноклассники.
Свободно перемещаясь по хутору и его окрестностям семиклассники набрели на склад с динамитом. Ребята знали, что динамит использовали при добыче камня в местных карьерах. Видимо в спешке отступления склад забыли уничтожить. Ребята быстро сообразили, что он может оказаться в руках оккупантов. Сема, Витя и Толя долго не думали, они знали, что склад не должен попасть в руки врага. Что такое враг мальчишки знали не по « наслышке». У Семы Гревцева к этому времени где-то под Воронежем погиб отец. А у Вити Гундорова немецкий офицер расстрелял отца, недалеко от хутора Живые Ключи, когда тот попытался пресечь мородерство гитлеровцев. Да и Толя Дербенцев понимал, что просто отсиживаться он не станет.
Через несколько дней их было уже пятеро. Сема Гревцев пригласил на встречу своего старшего товарища Андрея Слесова, а тот привел с собой Васю Касьянова. А еще через несколько дней к ним присоединился Ткачев Николай.
Из воспоминаний Николая Ткачева и Семена Гревцева… «Андрей предложил уже на следующий день пойти в разведку, а если удастся, то и подготовить взрыв. Чтобы не привлекать внимание посторонних и особенно охраны, патрулировавшей в поселке, решили действовать в открытую, днем. Сначала пошли на речку вроде бы искупаться, а оттуда уже и к намеченной цели. По дороге, правда, договорились разделиться на две группы – действующую и запасную. В первую вошли Андрей Слесов и Витя Гундоров, во вторую Вася Касьянов и мы.»
Обдумав все действия в деталях, конечно на столько на сколько могли это сделать мальчишки «горячие головы», они назвали свою операцию «взрыв». Операция заключалась в следующем: размотать бухту бикфордова шнура, протянуть его к складу, увязать в складе толовые шашки, вставить запал и зажечь шнур, если позволит обстановка. Конечно же, практики у ребят не было. Все делали так, как слышали от своих родителей. «На встречах с учащимися школы, - вспоминает И.И.Клименова, - Гревцев Семен Григорьевич признался, что они очень боялись, но не за себя, а за то, что у них не получится уничтожить склад.»(приложение№5)
Все вроде бы ребята сделали так, как нужно. Андрей Слесов и Витя Гундоров, перебегая от одного укрытия к другому, словно бы играя в чехарду, направились к реке. А это около полутора-двух километров, почти рядом с поселком, только ниже по течению Быстрой. Вот уже и последний перевал, а взрыва нет. Хотя, как казалось ребятам, все они сделали правильно. И только мальчишки спустились к реке, как прогремел взрыв. Да такой сильный, что все инстинктивно попадали на землю, боясь летящих где-то в дали камней, которые, как им казалось, могли поразить и их, лежащих у реки.
«Был яркий солнечный день,- рассказывает Семен Григорьевич,-Сразу, после взрыва, в чистом безоблачном небе появилось огромное желтое с оранжевой подсветкой, вращающееся вокруг своей оси, кольцо. А уже через несколько минут и несколько немецких самолетов появились в небе со стороны Тацинской.»
Как потом выяснилось мальчишкам удалось уничтожить около 30-40 тонн динамита и других взрывчатых веществ, накопленных главнерудовцами еще до войны. Этот взрыв слышали не только в поселке Жирново, но и в Тацинской и даже в Белой Калитве (это расстояние в 20-40 км). Но никто и не мог подумать, что это было дело рук юных мстителей, а не профессиональных взрывников или саперов. Только один человек был в курсе этой далеко не детской операции. Это была их учительница Ольга Никифоровна Лошко-Михайлова . К сожалению, она после войны выехала из поселка и восстановить связь с ней не удалось. Не нашлось в музее и ее фотографии. Из воспоминаний ее воспитанников и родителей, а также односельчан я понял, что она была удивительным человеком : добрая, отзывчивая, имела активную жизненную позицию, коммунистка. В тот период времени она проживала в доме Гундоровых. Хорошо зная психологию своих воспитанников и наблюдая за их поведением, она поняла, что мальчишки что-то замышляют. Долгими вечерами, собравшись вместе, она рассказывала им о мужестве и отваге наших солдат, о том, что наша армия обязательно победит. Ребята верили ей, но сидеть, сложа руки, не собирались. Это понимала и Ольга Никифоровна. Постепенно она вошла в доверие к ребятам и стала осторожно направлять их действия.
После удачной операции ребята готовились взорвать железно-дорожный мост (Лихая-Сталинград) через реку Быстрая. Они понимали, что надо быть очень осторожными. Нет, они не боялись, просто они знали, что если немцы о чем –то узнают, то могут пострадать все жители поселка. Из той малой информации, которая доходила до односельчан, уже знали, как немцы расправляются с непокорным населением. Но мальчишки не хотели сдаваться. Они упорно рыскали по карьерам, собирая боевое оружие, взрывчатку. Оборудовали наблюдательный пункт на горе Крутая (в 500-600 метрах от железнодорожного полотна) и стали наблюдать за передвижением немецких войск. Как они переживали, что у них не было связи с регулярной армией, но когда разгорелся бой бадановцев в Тацинской, они немедленно решили идти на подмогу, но танкисты отправили их домой Мальчишки ушли в хутор только тогда, когда поняли, что это лишь рейд, что танкам предстоит вернуться назад. Неоднократно перерезали они телефонные провода, которые связывали немецкий госпиталь с железнодорожным вокзалом станции Жирнов. Им удалось взорвать и небольшой железнодорожный мост, который использовали рабочие завода, чтобы доставлять камень к вагонам. Набравшись мужества мальчишки несколько раз обстреляли немецкий самолет – разведчик. После таких смелых действий начались аресты мужчин, в том числе и подростков.
5.Расплата
Что такое облава? Сейчас мы знаем об этом по фильмам, книгам, воспоминаниям очевидцев. А тогда тринадцатилетние подростки и не могли представить, что значит облава. Удалось уйти Васе Касьянову, Андрею Слесову, Вите Гундорову, Коле Ткачеву. Во время одной из таких облав в числе первых арестовали Анатолия Дербенцева и Семена Гревцева. Сначала их держали в здании Нижнепоповской средней школы, а потом поместили в овчарне хутора Тацин , что неподалеку от Лихой. Было это в конце декабря 1942 года, а в январе наши войска форсировали реки Быструю, Калитву, Донец и немцы погнали пленных по украинским дорогам. В одной из колонн шли и наши жирновские семиклассники. Рассказать о том, что они голодали, было очень холодно, сильно уставали, значит, почти ничего не рассказать. За время переходов несколько раз им грозил расстрел.
Вспоминает С. Гревцев,- «На одной из ночевок в районе Гукова охранник стал отбирать валенки у Анатолия Дербенцева , во время потасовки у Анатолия из отворота брюк выпала красная звездочка. Его сразу же увели к тому месту, где расстреливали заключенных. Но в это время началась сутолока и по счастливой случайности моего товарища не расстреляли.» Мальчишки сумели выстоять в тяжелейших условиях плена. Наступавшие войска освободили их.
6.Дорогами войны и мирной жизни
Тем, кто успел уйти от облавы, выпали другие суровые испытания.
Андрей Слесов , заводила всех дел, весельчак и балагур, сумел перейти линию фронта и попал в действующую часть, воевал, погиб в Болгарии. Его могила находится городе Пловдиве.
Коля Ткачев, вернувшись с войны, жил и работал в Жирнове. Сейчас он умер, но пионеры и комсомольцы школы всегда поддерживали с ним хорошие отношения. Вот о чем вспоминал Николай Ткачев : « Когда мы ушли из дома (Вася Касьянов, Андрей Слесов, Витя Гундоров), мы разделились, и каждый пошел своей дорогой. Хотя мы были тогда еще детьми, но мы понимали, что вместе нам не уйти. После нескольких недель скитаний по пролескам, лесополосам, населенным пунктам, я попал в действующую армию. Так, как я был еще мал, меня приняли, как сына полка. Солдаты меня приютили, пригрели, берегли во время наступательных операций. Я помогал, чем мог. Горжусь тем, что ходил в разведку, ухаживал за ранеными, помогал переправлять их в госпиталь с поля боя, сам много раз был в бою. Имею правительственные награды : боевые медали, юбилейные знаки отличия». Во время знакомства с документами, мне, к сожалению, не удалось точно узнать, какие награды были у юного « мстителя».
Не смог дожить до дня Победы и Вася Касьянов. История сохранила лишь то, что ему удалось добраться до линии фронта, что он попал в действующую часть, а дальше его след затерялся. Известно лишь то, что домой он не вернулся. Родные и близкие считают его погибшим.
Виктор Гундоров, самый находчивый, бесстрашный, остался в живых, хотя тоже пришлось узнать, что значит война не из чужих слов. Он разделил судьбу Николая Ткачева, т. е. был тоже сыном полка. После войны вернулся домой и прожил в Жирнове до самой смерти. Вырастил сына и дочь .Сын и сейчас живет в родном поселке. Дочь-красавица работает в районном центре одним из ведущих специалистов, имеет высшее образование. Растут внуки.
Анатолий и Семен еще успели повоевать тоже. Семен остался жив, а Анатолий погиб. Семен Григорьевич Гревцев поселился в городе Белая Калитва, работал электриком, растил детей, внуков. Сейчас его уже нет в живых, но моей маме довелось не раз встречаться с таким интересным человеком.(приложение№4,№6)
7.Воспоминания о встречах
С.Н. Жихарь : « Я работала заместителем директора по внеклассной и внешкольной работе, когда однажды к нам в школу пришла очень счастливая и довольная Лидия Павловна Кравцова, Заслуженный учитель, ветеран педагогического труда, любитель-краевед, первая вожатая школы, не человек, а легенда. Она рассказала о том, что случайно в городе Белая Калитва встретилась с Гревцевым Семеном Григорьевичем, который был участником подпольной группы в нашем поселке. Так начался поиск. Ездили несколько раз к Гревцеву. Благодаря этим встречам узнали имена всех подпольщиков. Как было неловко обращаться к В. Гундорову, ведь этот человек столько лет жил с нами рядом и мы ничего не знали. Во время нашей первой встрече Виктор Гундоров очень смущался и не очень хоте говорить о войне. Он считал, что на их месте другие мальчишки поступили бы так же. По его мнению они выполняли свой долг. Когда он говорил эти слова, в его глазах можно было прочесть : гордость за свои поступки, смущение, что его считают героем, горечь за тех, кто погиб. Позднее учащиеся нашей школы много раз встречались с этим человеком, но всегда поражала его скромность. Он с большим удовольствием рассказывал о своих друзьях и большой неохотой о себе.
С чувством большой вины мы отправились в хутор Жирнов на первую встречу с Николаем Ткачевым. Чтобы быть более уверенными с нами, юными краеведами школы, пошла и Лидия Павловна Кравцова. Сколько теплых слов мы подготовили для этого человека, но когда он встретил нас доброй, широкой, открытой улыбкой, все слова куда -то пропали. Вот он: высокий, красивый, статный с настоящим русских характером. Он сумел нас расположить с первой минуты нашей встречи. И мы поняли сразу, что такой человек поступить по- другому не мог.»
8.Заключение
Да действительно, какие это были удивительные люди. Мне только остается сожалеть, что о «мстителях» из моего родного поселка мне пришлось узнать только из документов, рассказов очевидцев. Как вчерашние семиклассники могли, не испугавшись врага, взяться за оружие и бороться. Я, думаю, что по-другому они действительно не могли, ведь они были пионерами и комсомольцами. А в то героическое время галстук и комсомольский значок были символом преданности своей стране, своему народу. Я пока ученик седьмого класса, но мне бы хотелось, чтобы такая вера была и у нас.
А еще мне очень захотелось, чтобы наши мальчишки и девчонки, которые учатся сейчас в нашей школе, немного больше знали о прошлом поселка. Прошло 65 лет после Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, но боль и память должны быть вечны.(приложение №7)
Я счастлив тем, что, когда писал эту работу, я как бы прожил те военные дни вместе с Анатолием Дербенцевым, Николаем Ткачевым, Семеном Гревцевым, Виктором Гундоровым, Андреем Слесовым, Василием Касьяновым.
Приложение №3 Ткачев Н.
Приложение№2 Слесов А., погиб в 1945 году
Приложение №1 Гундоров В.
Приложение № 9 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко
«Наши идут»
Приложение №10 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко
«Взрыв моста»
Приложение №8 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко
«Девушки минеры»
Приложение №5 Урок мужества
Приложение №4 Встреча с Гревцевым С.Г. в школьном музее
Приложение №6 Учащиеся 2-а весной 2002г с Гревцевым Семеном Григорьевичем
Приложение №7 Встреча ветеранов ВОВ с участницей Тацинского танкового рейда Брызгаловой О.М.
Районный конкурс исследовательских краеведческих работ
«Отечество»
Исследовательская работа
В тринадцать мальчишеских лет
(номинация «Дети и война»)
Работу выполнил:
Сисюкин Павел Павлович
7-б класс
МОУ Жирновская СОШ
Руководитель: Жихарь Светлана Николаевна
Зав. музеем Боевой и трудовой славы
МОУ Жирновской СОШ
Содержание работы
1.Введение
2.Как все начиналось
3.«Война» - страшное слово
4.Создание подпольной группы
5.Операция «взрыв »и другая подрывная работа
6.Расплата.
7.Дорогами войны и мирной жизни
8.Воспоминания о встречах
9.Заключение
10.Приложение
10.1 Гундоров В.
10.2 Слесов А. погиб в 1945 году
10.3 Ткачев Н.
10.4 Встреча с Гревцевым С.Г. в школьном музее
10.5 Урок мужества
10.6 Учащиеся 2-а весной 2002г с Гревцевым Семеном Григорьевичем
10.7 Встреча ветеранов ВОВ с участницей Тацинского танкового рейда Брызгаловой О.М.
10.8 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко «Девушки минеры»
10.9 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко «Наши идут»
10.10 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко «Взрыв моста»
Познакомившись с программой движения «Отечество», захотелось тоже внести свой вклад в сохранение памяти о тех, кто отстоял независимость нашей Родины в схватке с фашизмом. Из предложенных тем мне захотелось выбрать тему «Дети и война». Почему именно эта тема? Очень просто. Мне сейчас столько лет сколько им было в войну. Как могли они в свои тринадцать лет достигать таких высот мужества, что оказались достойными Золотых Звезд Героев, орденов, медалей. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабах детского возраста»: она стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. История хранит много имен юных героев: Леонид Голиков, Марат Казей, Александр Чекалин и многие другие. Война всегда соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. Теперь я понимаю, что взрослые делали все возможное и невозможное, чтобы уберечь детей от страданий. Но эти усилия оставались тщетными. И когда дети волей войны оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу. Мальчишки и девчонки «огненных сороковых» - это разведчики, токари, пахари, санитары, воины. Они выдержали войну и победили вместе со взрослыми. Так почему бы не восстановить подвиг мальчишек маленького Донского села. Не знаю как для других моих одноклассников и друзей, а для меня слова: «Я буду жить коротким словом – «память» стали настоящим призывом сделать что-то полезное для людей, для себя.
Живу я на легендарной Тацинской земле, земле, где каждая ее «пядь» пропитана кровью наших солдат. О декабрьском танковом рейде 1942 года у нас знают все «от мала до велика». В районном центре, станицы Тацинской, на площади стоит памятник Грише Волкову и Феде Игнатенко. Это они не испугались смерти, а пришли на помощь советским танкистам и показали самый короткий и безопасный к немецкому аэродрому. О чем они думали сидя на танке с красной звездой в сорокоградусный мороз? Скорее всего о самом простом: как помочь? Рейд выполнил свою миссию -аэродром был разбит и танки ушли. За помочь танкистам Гриша Волков был расстрелян фашистами вместе с тяжело раненными красноармейцами 29 декабря 1942 года. Погиб от пули немецкого снайпера Федя Игнатенко. 25 февраля 1966 года Гриша Волков и Федя Игнатенко посмертно были награждены медалями «За отвагу». И в этом славном эпизоде войны не обошлось без помощи детей.
2.Как все начиналось
Началом моей исследовательской деятельности стал музей боевой и трудовой славы нашего поселка. Здесь моему вниманию предложили две статьи: «Жирновский «Метеорит» (газета «Советский металлург» города Белая Калитва от 5 сентября 1985 года, автор А. Шамрицкий, участник Великой Отечественной войны, персональный пенсионер) и «Мстители» из Жирнова» от 1990 года, октябрь, газета «Молот», автор Л. П. Кравцова. Внимательно изучив эти статьи я узнал, что у истоков сбора информации о подпольной комсомольско-пионерской группе по борьбе с фашистскими захватчиками была Лидия Павловна Кравцова, ветеран педагогического труда, первая пионервожатая нашей школы. Это ее заинтересовала статья в «Советском металлурге». Чтобы представить всю картину военного времени я встретился с участниками встреч, посвященных Гревцеву Семену, одному из участников подпольной группы: Клименовой Ириной Ивановной и Жихарь Светланой Николаевной. В 1993-1995 годах И .И. Клименова работала старшей пионервожатой в школе, а С.Н. Жихарь была организатором внеклассной и внешкольной работы. В работе мною были использованы гравюры местного художника А.Ф.Даниленко «Дети и война». В его работах ценно то, что все рисунки иллюстративны, т.е. основаны на фактах из реальной жизни. Время течет очень быстро, и сейчас уже тяжело представить себе, как жили люди в военное и послевоенное время. А графические работы Андрея Филипповича помогают реально представить события прошлых лет. ( приложение №7,№8,№9) И так , кто же эти тринадцатилетние герои?
На юго-восточной окраине поселка есть небольшая сосновая роща. Она располагается по правому берегу реки Быстрой. В дни временной оккупации Тацинского района здесь прогремел страшной силы взрыв, положивший тогда молодую посадку. Как это произошло? Что это было? Задавали эти и другие вопросы жирновцы. Но на все эти вопросы ответ был найден только спустя десятки лет.
Со страшным словом «война» односельчане жили с июня 1941 года. Все мужское население ушло на фронт. Остались старики, женщины, больные и рабочие заводов, у которых была «бронь», хотя многим очень хотелось уйти на фронт. Шла война, а на территории поселка работало три предприятия, колхоз. Когда немцы быстро подошли к поселку, людей и заводы эвакуировать не успели. Попытались переправить через Дон скот, но переправы уже не было и пришлось всем вернуться.
« Оккупация Жирнова началась со второй половины 1942 года и продолжалась до 16 января 1943 года. За это время немцы вывезли хлеб и другие сельскохозяйственные продукты, скот, птицу. Несколько раз село подвергалось бомбежке. Время было очень трудное и дети чем могли помогали своим родителям. Смотрели за скотом, работали на заводе, выполняли все сельскохозяйственные работы, следили за младшими»
-эти скупые строки об оккупации села я нашел в книге Е.А. Копыловой-Бондаревой ,ветерана педагогического труда с 44 летним стажем работы в нашей школе «Прошлое и настоящее поселка Жирнов».Сама Елена Андреевна пережила все эти невзгоды. В воспоминания своих коллег она осталась очень честным и преданным человеком своей стране, своему делу.
С первых дней прихода врага на родную землю юные жители поселка стали думать о том, как они будут бороться с врагом. Было решено создать подпольную группу. Командиром группы стал ученик 10 класса Слесов Андрей -комсомолец (приложение №2). В группу вошли: Дербенцев Анатолий, Гревцев Семен, Ткачев Николай (приложение №3), Касьянов Василий, Гундоров Виктор (приложение №1),. Им помогала учительница Ольга Никифоровна Лошко-Михайлова. Эти ребята не стали пассивно ждать возвращения красной армии, а стали бороться и боролись как могли с первого дня оккупации. Вот краткая запись на стенде в музее: «Они взорвали склад с боеприпасами (30-40 тонн взрывчатки), обстреливали немецкие самолеты, собирали оружие, боеприпасы, готовили операцию по взрыву железнодорожного моста (Лихая-Сталинград).» За этими словами стоят настоящие поступки таких же мальчишек как мои одноклассники.
Свободно перемещаясь по хутору и его окрестностям семиклассники набрели на склад с динамитом. Ребята знали, что динамит использовали при добыче камня в местных карьерах. Видимо в спешке отступления склад забыли уничтожить. Ребята быстро сообразили, что он может оказаться в руках оккупантов. Сема, Витя и Толя долго не думали, они знали, что склад не должен попасть в руки врага. Что такое враг мальчишки знали не по « наслышке». У Семы Гревцева к этому времени где-то под Воронежем погиб отец. А у Вити Гундорова немецкий офицер расстрелял отца, недалеко от хутора Живые Ключи, когда тот попытался пресечь мородерство гитлеровцев. Да и Толя Дербенцев понимал, что просто отсиживаться он не станет.
Через несколько дней их было уже пятеро. Сема Гревцев пригласил на встречу своего старшего товарища Андрея Слесова, а тот привел с собой Васю Касьянова. А еще через несколько дней к ним присоединился Ткачев Николай.
Из воспоминаний Николая Ткачева и Семена Гревцева… «Андрей предложил уже на следующий день пойти в разведку, а если удастся, то и подготовить взрыв. Чтобы не привлекать внимание посторонних и особенно охраны, патрулировавшей в поселке, решили действовать в открытую, днем. Сначала пошли на речку вроде бы искупаться, а оттуда уже и к намеченной цели. По дороге, правда, договорились разделиться на две группы – действующую и запасную. В первую вошли Андрей Слесов и Витя Гундоров, во вторую Вася Касьянов и мы.»
Обдумав все действия в деталях, конечно на столько на сколько могли это сделать мальчишки «горячие головы», они назвали свою операцию «взрыв». Операция заключалась в следующем: размотать бухту бикфордова шнура, протянуть его к складу, увязать в складе толовые шашки, вставить запал и зажечь шнур, если позволит обстановка. Конечно же, практики у ребят не было. Все делали так, как слышали от своих родителей. «На встречах с учащимися школы, - вспоминает И.И.Клименова, - Гревцев Семен Григорьевич признался, что они очень боялись, но не за себя, а за то, что у них не получится уничтожить склад.»(приложение№5)
Все вроде бы ребята сделали так, как нужно. Андрей Слесов и Витя Гундоров, перебегая от одного укрытия к другому, словно бы играя в чехарду, направились к реке. А это около полутора-двух километров, почти рядом с поселком, только ниже по течению Быстрой. Вот уже и последний перевал, а взрыва нет. Хотя, как казалось ребятам, все они сделали правильно. И только мальчишки спустились к реке, как прогремел взрыв. Да такой сильный, что все инстинктивно попадали на землю, боясь летящих где-то в дали камней, которые, как им казалось, могли поразить и их, лежащих у реки.
«Был яркий солнечный день,- рассказывает Семен Григорьевич,-Сразу, после взрыва, в чистом безоблачном небе появилось огромное желтое с оранжевой подсветкой, вращающееся вокруг своей оси, кольцо. А уже через несколько минут и несколько немецких самолетов появились в небе со стороны Тацинской.»
Как потом выяснилось мальчишкам удалось уничтожить около 30-40 тонн динамита и других взрывчатых веществ, накопленных главнерудовцами еще до войны. Этот взрыв слышали не только в поселке Жирново, но и в Тацинской и даже в Белой Калитве (это расстояние в 20-40 км). Но никто и не мог подумать, что это было дело рук юных мстителей, а не профессиональных взрывников или саперов. Только один человек был в курсе этой далеко не детской операции. Это была их учительница Ольга Никифоровна Лошко-Михайлова . К сожалению, она после войны выехала из поселка и восстановить связь с ней не удалось. Не нашлось в музее и ее фотографии. Из воспоминаний ее воспитанников и родителей, а также односельчан я понял, что она была удивительным человеком : добрая, отзывчивая, имела активную жизненную позицию, коммунистка. В тот период времени она проживала в доме Гундоровых. Хорошо зная психологию своих воспитанников и наблюдая за их поведением, она поняла, что мальчишки что-то замышляют. Долгими вечерами, собравшись вместе, она рассказывала им о мужестве и отваге наших солдат, о том, что наша армия обязательно победит. Ребята верили ей, но сидеть, сложа руки, не собирались. Это понимала и Ольга Никифоровна. Постепенно она вошла в доверие к ребятам и стала осторожно направлять их действия.
После удачной операции ребята готовились взорвать железно-дорожный мост (Лихая-Сталинград) через реку Быстрая. Они понимали, что надо быть очень осторожными. Нет, они не боялись, просто они знали, что если немцы о чем –то узнают, то могут пострадать все жители поселка. Из той малой информации, которая доходила до односельчан, уже знали, как немцы расправляются с непокорным населением. Но мальчишки не хотели сдаваться. Они упорно рыскали по карьерам, собирая боевое оружие, взрывчатку. Оборудовали наблюдательный пункт на горе Крутая (в 500-600 метрах от железнодорожного полотна) и стали наблюдать за передвижением немецких войск. Как они переживали, что у них не было связи с регулярной армией, но когда разгорелся бой бадановцев в Тацинской, они немедленно решили идти на подмогу, но танкисты отправили их домой Мальчишки ушли в хутор только тогда, когда поняли, что это лишь рейд, что танкам предстоит вернуться назад. Неоднократно перерезали они телефонные провода, которые связывали немецкий госпиталь с железнодорожным вокзалом станции Жирнов. Им удалось взорвать и небольшой железнодорожный мост, который использовали рабочие завода, чтобы доставлять камень к вагонам. Набравшись мужества мальчишки несколько раз обстреляли немецкий самолет – разведчик. После таких смелых действий начались аресты мужчин, в том числе и подростков.
5.Расплата
Что такое облава? Сейчас мы знаем об этом по фильмам, книгам, воспоминаниям очевидцев. А тогда тринадцатилетние подростки и не могли представить, что значит облава. Удалось уйти Васе Касьянову, Андрею Слесову, Вите Гундорову, Коле Ткачеву. Во время одной из таких облав в числе первых арестовали Анатолия Дербенцева и Семена Гревцева. Сначала их держали в здании Нижнепоповской средней школы, а потом поместили в овчарне хутора Тацин , что неподалеку от Лихой. Было это в конце декабря 1942 года, а в январе наши войска форсировали реки Быструю, Калитву, Донец и немцы погнали пленных по украинским дорогам. В одной из колонн шли и наши жирновские семиклассники. Рассказать о том, что они голодали, было очень холодно, сильно уставали, значит, почти ничего не рассказать. За время переходов несколько раз им грозил расстрел.
Вспоминает С. Гревцев,- «На одной из ночевок в районе Гукова охранник стал отбирать валенки у Анатолия Дербенцева , во время потасовки у Анатолия из отворота брюк выпала красная звездочка. Его сразу же увели к тому месту, где расстреливали заключенных. Но в это время началась сутолока и по счастливой случайности моего товарища не расстреляли.» Мальчишки сумели выстоять в тяжелейших условиях плена. Наступавшие войска освободили их.
6.Дорогами войны и мирной жизни
Тем, кто успел уйти от облавы, выпали другие суровые испытания.
Андрей Слесов , заводила всех дел, весельчак и балагур, сумел перейти линию фронта и попал в действующую часть, воевал, погиб в Болгарии. Его могила находится городе Пловдиве.
Коля Ткачев, вернувшись с войны, жил и работал в Жирнове. Сейчас он умер, но пионеры и комсомольцы школы всегда поддерживали с ним хорошие отношения. Вот о чем вспоминал Николай Ткачев : « Когда мы ушли из дома (Вася Касьянов, Андрей Слесов, Витя Гундоров), мы разделились, и каждый пошел своей дорогой. Хотя мы были тогда еще детьми, но мы понимали, что вместе нам не уйти. После нескольких недель скитаний по пролескам, лесополосам, населенным пунктам, я попал в действующую армию. Так, как я был еще мал, меня приняли, как сына полка. Солдаты меня приютили, пригрели, берегли во время наступательных операций. Я помогал, чем мог. Горжусь тем, что ходил в разведку, ухаживал за ранеными, помогал переправлять их в госпиталь с поля боя, сам много раз был в бою. Имею правительственные награды : боевые медали, юбилейные знаки отличия». Во время знакомства с документами, мне, к сожалению, не удалось точно узнать, какие награды были у юного « мстителя».
Не смог дожить до дня Победы и Вася Касьянов. История сохранила лишь то, что ему удалось добраться до линии фронта, что он попал в действующую часть, а дальше его след затерялся. Известно лишь то, что домой он не вернулся. Родные и близкие считают его погибшим.
Виктор Гундоров, самый находчивый, бесстрашный, остался в живых, хотя тоже пришлось узнать, что значит война не из чужих слов. Он разделил судьбу Николая Ткачева, т. е. был тоже сыном полка. После войны вернулся домой и прожил в Жирнове до самой смерти. Вырастил сына и дочь .Сын и сейчас живет в родном поселке. Дочь-красавица работает в районном центре одним из ведущих специалистов, имеет высшее образование. Растут внуки.
Анатолий и Семен еще успели повоевать тоже. Семен остался жив, а Анатолий погиб. Семен Григорьевич Гревцев поселился в городе Белая Калитва, работал электриком, растил детей, внуков. Сейчас его уже нет в живых, но моей маме довелось не раз встречаться с таким интересным человеком.(приложение№4,№6)
7.Воспоминания о встречах
С.Н. Жихарь : « Я работала заместителем директора по внеклассной и внешкольной работе, когда однажды к нам в школу пришла очень счастливая и довольная Лидия Павловна Кравцова, Заслуженный учитель, ветеран педагогического труда, любитель-краевед, первая вожатая школы, не человек, а легенда. Она рассказала о том, что случайно в городе Белая Калитва встретилась с Гревцевым Семеном Григорьевичем, который был участником подпольной группы в нашем поселке. Так начался поиск. Ездили несколько раз к Гревцеву. Благодаря этим встречам узнали имена всех подпольщиков. Как было неловко обращаться к В. Гундорову, ведь этот человек столько лет жил с нами рядом и мы ничего не знали. Во время нашей первой встрече Виктор Гундоров очень смущался и не очень хоте говорить о войне. Он считал, что на их месте другие мальчишки поступили бы так же. По его мнению они выполняли свой долг. Когда он говорил эти слова, в его глазах можно было прочесть : гордость за свои поступки, смущение, что его считают героем, горечь за тех, кто погиб. Позднее учащиеся нашей школы много раз встречались с этим человеком, но всегда поражала его скромность. Он с большим удовольствием рассказывал о своих друзьях и большой неохотой о себе.
С чувством большой вины мы отправились в хутор Жирнов на первую встречу с Николаем Ткачевым. Чтобы быть более уверенными с нами, юными краеведами школы, пошла и Лидия Павловна Кравцова. Сколько теплых слов мы подготовили для этого человека, но когда он встретил нас доброй, широкой, открытой улыбкой, все слова куда -то пропали. Вот он: высокий, красивый, статный с настоящим русских характером. Он сумел нас расположить с первой минуты нашей встречи. И мы поняли сразу, что такой человек поступить по- другому не мог.»
8.Заключение
Да действительно, какие это были удивительные люди. Мне только остается сожалеть, что о «мстителях» из моего родного поселка мне пришлось узнать только из документов, рассказов очевидцев. Как вчерашние семиклассники могли, не испугавшись врага, взяться за оружие и бороться. Я, думаю, что по-другому они действительно не могли, ведь они были пионерами и комсомольцами. А в то героическое время галстук и комсомольский значок были символом преданности своей стране, своему народу. Я пока ученик седьмого класса, но мне бы хотелось, чтобы такая вера была и у нас.
А еще мне очень захотелось, чтобы наши мальчишки и девчонки, которые учатся сейчас в нашей школе, немного больше знали о прошлом поселка. Прошло 65 лет после Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, но боль и память должны быть вечны.(приложение №7)
Я счастлив тем, что, когда писал эту работу, я как бы прожил те военные дни вместе с Анатолием Дербенцевым, Николаем Ткачевым, Семеном Гревцевым, Виктором Гундоровым, Андреем Слесовым, Василием Касьяновым.
Приложение №3 Ткачев Н.
Приложение№2 Слесов А., погиб в 1945 году
Приложение №1 Гундоров В.
Приложение № 9 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко
«Наши идут»
Приложение №10 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко
«Взрыв моста»
Приложение №8 Графическая работа художника А.Ф. Даниленко
«Девушки минеры»
Приложение №5 Урок мужества
Приложение №4 Встреча с Гревцевым С.Г. в школьном музее
Приложение №6 Учащиеся 2-а весной 2002г с Гревцевым Семеном Григорьевичем
Приложение №7 Встреча ветеранов ВОВ с участницей Тацинского танкового рейда Брызгаловой О.М.
Сторож
Финист - Ясный сокол
Рукавичка
Ласточка. Корейская народная сказка
Свадьба в Малиновке