В работе девочка рассмотрела влияние на окружающую среду транспорта, провела исследования загрязненности г.Балахна.
Гипотеза исследования: заключается в том, что первым виновником загрязнения окружающей среды и виновником ухудшения здоровья населения нашего города является детище научно-технического прогресса – автомобиль.
В качестве объекта исследования выступает автомобильный транспорт на дорогах нашего города.
Предметом исследования является степень загрязненности отдельных участков г.Балахна автомобильным транспортом.
Цель исследования: изучить влияния автотранспорта на здоровье человека и окружающую среду в г. Балахна
Задачи работы:
Методы исследования: анализ и синтез, практический метод.
Практическая значимость работы заключается в том, что аналитические данные, полученные в результате проведения исследования, могут быть использованы на уроках географии, географического краеведения, а также позволяют провести природоохранные мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия автомобильным транспортом в нашем городе.
Вложение | Размер |
---|---|
nou_geografiya_2014.doc | 203.5 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г. Балахна Нижегородская область
Научное общество учащихся
Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды
и на здоровье человека в г. Балахна.
Выполнила:
Щепетильникова Ольга,
ученица 10 класса.
Научный руководитель:
учитель географии
Дубневская О.А.
г. Балахна
2013-2014 уч. год
СОДЕРЖАНИЕ.
Стр.
Введение ……………………………………………..……………………. …3
Глава 1. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду…..6
1.1. Влияние автотранспорта на гидросферу …………………………….. 6
1.2. Влияние автотранспорта на атмосферу.……………………………..... 7
Глава 2. Влияние автотранспорта на здоровье человека………….….….. 12
Глава 3. Практическая часть исследовательской работы……………..…. 17
Глава 4. Анализ проблемы и пути ее решения по различным источникам информации ……..………..…………………………………………………25
Заключение…………………………………………………………………...28
Список литературы…………………………………………………………. 29
Приложение № 1..…………………………………………………………… 31
Приложение № 2 ..…………………………………………………………... 34
Приложение № 3 ……………………………………………………………. 35
Приложение № 4 ……………………………………………………………. 38
Введение
Мы давно «освоили» планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные
Сотрешь ли, человек?
А. Плотников
Автомобильный транспорт занимает важное место в единой транспортной системе страны. Он перевозит более 80% народнохозяйственных грузов, что обусловлено высокой маневренностью автомобильного транспорта, возможностью доставки грузов «от двери до двери» без дополнительных перегрузок в пути, а, следовательно, высокой скоростью доставки и сохранностью грузов.
Большая протяженность автомобильных дорог обеспечивает возможность их повсеместной эксплуатации при значительной провозной способности.
Высокая мобильность, способность оперативно реагировать на изменения пассажиропотоков ставят автомобильный транспорт «вне конкуренции» при организации местных перевозок пассажиров. На его долю приходится почти половина пассажирооборота.
Автомобильный транспорт сыграл огромную роль в формировании современного характера расселения людей, в распространении дальнего туризма, в территориальной децентрализации промышленности и серы обслуживания.
Наряду с преимуществом, которое обеспечивает обществу развитая транспортная сеть, ее прогресс так же сопровождается негативными последствиями — отрицательным воздействием транспорта на окружающую среду. Автомобильный парк, является практически основным источником загрязнения окружающей среды, а также – одним из источников, создающих высокий уровень шума и вибрацией. Экологический ущерб от эксплуатации автотранспортных средств обусловлен токсичными выбросами, ежегодно автотранспортными средствами выбрасывается в атмосферу более 12 миллионов тонн различных загрязняющих веществ: окиси углерода, окислов азота и серы, углеводородов, сажи и других.
Во многих крупных городах на долю автотранспорта приходится 70 и более процентов от общего количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Являясь крупнейшим потребителем природного топлива, автотранспорт существенно влияет на увеличение концентрации в атмосфере углекислого газа и, тем самым, на процесс глобального потепления климата в мире.
Ежегодно с отработавшими газами в атмосферу поступают сотни миллионов тонн вредных веществ; автомобиль – один из главных факторов шумового загрязнения; дорожная сеть, особенно вблизи городских агломераций, «съедает» ценные сельскохозяйственные земли. Под влиянием вредного воздействия автомобильного транспорта ухудшается здоровье людей, отравляются почвы и водоёмы, страдает растительный и животный мир.
Актуальность нашего исследования обусловлена прохождением через наш город трассы Р-152, которая соединяет города Ростов, Тейково, Иваново, Кохма, Шуя, Палех, Пурех, Заволжье, Балахну и Нижний Новгород, а также трасса Р-152 является перемычкой между магистралями М7 и М8. Актуально наше исследование также ввиду возрастания количества автотранспорта, проходящего через наш город, а, следовательно, появление на некоторых дорогах города такого явления как автомобильная пробка.
Гипотеза исследования: заключается в том, что первым виновником загрязнения окружающей среды и виновником ухудшения здоровья населения нашего города является детище научно-технического прогресса – автомобиль.
В качестве объекта исследования выступает автомобильный транспорт на дорогах нашего города.
Предметом исследования является степень загрязненности отдельных участков г.Балахна автомобильным транспортом.
Цель исследования: изучить влияния автотранспорта на здоровье человека и окружающую среду в г. Балахна
Задачи работы:
Методы исследования: анализ и синтез, практический метод.
Практическая значимость работы заключается в том, что аналитические данные, полученные в результате проведения исследования, могут быть использованы на уроках географии, географического краеведения, а также позволяют провести природоохранные мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия автомобильным транспортом в нашем городе.
Глава 1. Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду
1.1. Влияние автотранспорта на гидросферу
Под загрязнением водоемов понимают снижение их биосферных функций и экологического значения в результате поступления в них вредных веществ. Загрязнение вод транспортными отходами проявляется в изменении физических и органолептических свойств (нарушение прозрачности, окраски, запахов, вкуса), увеличении содержания сульфатов, хлоридов, нитратов, токсичных тяжелых металлов, сокращении растворенного в воде кислорода воздуха, появлении радиоактивных элементов. Установлено, что более 400 видов веществ, выделяемых при работе автотранспорта, могут вызвать загрязнение вод. В случае превышения допустимой нормы хотя бы по одному из трех показателей вредности: санитарно-токсикологическому, общесанитарному или органолептическому, вода считается загрязненной.[1]
Интенсивное загрязнение гидросферы автотранспортом происходит вследствие следующих факторов. Одним из них является отсутствие гаражей для тысяч индивидуальных автомобилей, хранящихся на открытых площадках, во дворах жилых застроек. Положение усугубляется ещё и тем, что сеть ремонтных служб для автомобилей личного пользования недостаточно развита. Это вынуждает их владельцев производить ремонт и техническое обслуживание своими силами, что они и делают, конечно, без учёта экологических последствий. Примером могут служить частные мойки или несанкционированные площадки для мойки автомобилей: из-за отсутствия моечных пунктов эту операцию зачастую выполняют на берегу реки, озера или пруда. Между тем автолюбители всё в больших объёмах пользуются синтетическими моющими средствами, которые представляют определённую опасность для водоёмов.
Ливневые сточные воды с поверхности автомагистралей, площадок АЗС, с территории автотранспортных и авторемонтных предприятий также являются мощным источником загрязнения водных бассейнов в городской местности нефтепродуктами, фенолами и легкоокисляющимися органическими веществами. Поступление со стоками тяжелых металлов и токсичных веществ резко ограничивает потребление и использование водных ресурсов.
Для снижения загрязнения поверхностных вод открытых водоемов необходимо создание бессточной системы водоснабжения на участках, используемых для мытья автомобилей, а также строительство локальных очистных сооружений с последующим разбавлением остаточного количества загрязняющих веществ. Практика показала, что существующие технологические процессы по обезвреживанию сточных вод способствуют удалению 95-99% органических веществ и 40-99% взвешенных веществ. Однако они практически не снижают содержание в них солей, из которых наибольшую опасность представляют токсические вещества, в том числе канцерогенные, к которым относится один из наиболее токсичных - тетроэтилсвинец.[2]
1.2. Влияние автотранспорта на атмосферу
Под загрязнением атмосферы понимается процесс привнесения в воздух или образование в нём физических агентов, химических веществ или организмов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. В определённом смысле загрязнением можно считать и изъятие из воздуха отдельных газовых ингредиентов (в частности кислорода) крупными технологическими объектами, в данном случае, технологическим объектом является автомобильный транспорт. Загрязняющие и ядовитые вещества переносятся на большие расстояния, попадают с осадками в почву, поверхностные и подземные воды, в океаны, отравляют окружающую среду, отрицательно сказывается на получении растительной биомассы и включаются в круговороты многих элементов биосферы. Циркуляция атмосферных потоков влияет на местные климатические условия, а через них – на режим рек, почвенно-растительный покров и на процесс рельефообразования. Следовательно, не смотря на то, что масса внешней оболочки биосферы (атмосферы) ничтожно мала по сравнению с массой планеты, ее роль во всех природных процессах огромна. Наличие вокруг земного шара атмосферы определяет общий тепловой режим поверхности Земли. Современный газовый состав атмосферы является результатом длительного исторического развития природы и, как известно, слагается из азота (78, 09 %), кислорода (20, 95 %), аргона (0, 93 %), углекислого газа (0, 03 %), неона и других газов и паров воды. Кроме того, газовый состав содержит различные вещества, выделяемые природными и техногенными источниками, такие как пыль, имеющая растительное, вулканическое, космическое, почвенное и техногенное происхождение; капельножидкая вода (туман); частицы морской соли; газы, образующиеся во время лесных и степных пожаров; различные продукты растительного, животного или микробиологического происхождения.
Автомобильный транспорт, наряду с промышленностью, является одним из основных источников загрязнения атмосферы. Доля автотранспорта в общих выбросах вредных веществ в городах может достигать 60-80%. Более 80 % всех выбросов в атмосферу составляют выбросы оксидов углерода, двуокиси серы, азота, углеводородов, твёрдых веществ. Из газообразных загрязняющих веществ в наибольших количествах выбрасываются окислы углерода, углекислый газ, угарный газ, образующиеся преимущественно при сгорании топлива. В больших количествах в атмосферу выбрасываются и оксиды серы: сернистый газ, сернистый ангидрид, сероуглерод, сероводород и другие. Самый многочисленным классом веществ, загрязняющих воздух крупных городов, являются углеводороды. К числу постоянных ингредиентов газового загрязнения атмосферы относятся также свободный хлор его соединения и другие.
В выхлопных газах двигателей содержится более 200 химических соединений и элементов; наибольший вклад в структуру загрязняющих веществ вносят оксиды углерода и азота, углеводороды, сернистые соединения, сажа, свинец. Каждый автомобиль выделяет до 4 кг этих веществ за сутки. За 100 км пути автомобиль использует столько же кислорода, сколько человек за всю свою жизнь.[3]
Таблица 1 «Вредные выбросы в атмосферу автомобильным транспортом с различными видами двигателей»
Компоненты | Содержание компонента, об. доли, % | Примечание | |
Карбюраторные ДВС | Дизельные ДВС | ||
N2 O2 H2O (пары) CO2 H2 CO NOx Альдегиды Сажа | 74 – 77 0,3 – 8 3,0 – 5,5 5,0 - 12,0 0 - 5,0 0,5 - 12,0 До 0,8 До 0,2 мг/л 0-0,04 г/м3 | 76 – 78 2-18 0,5-4,0 1,0-10,0 - 0,01-0,50 0,0002-0,5 0,001-0,09 мг/л 0,01-1,1 г/м3 |
Нетоксичен
Токсичен |
Особая опасность этих выбросов заключается, во-первых, в том, что в них содержатся полициклические углеводороды, обладающие канцерогенными и мутагенными свойствами, а также сажа, способствующая глубокому проникновению этих летучих веществ в наш организм, во-вторых, в том, что выбросы в наибольших долях концентрируются в основном на высоте 50 —150 см от земной поверхности, т.е. на уровне органов дыхания человека, прежде всего — юного. Загрязнение воздуха отработанными газами автомобилей отличается значительной неравномерностью в пространстве и во времени. Поэтому очень важен оперативный и детальный учет интенсивности и структуры транспортных потоков. Санитарные требования по уровню загрязнения допускают поток транспорта в жилой зоне интенсивностью не более 200 авт./в час.
Доля грузовых автомобилей с дизельным двигателем составляет в среднем 28%, а автобусов - примерно 63% .Уровень загрязнения воздуха зависит от ряда причин. Так, дизельные двигатели расходуют на 25% меньше топлива, чем бензиновые; в дизельном топливе нет соединений свинца; при их работе выделяется многократно меньше угарного газа, но больше сажи и соединений серы. Чем больше расходуется топлива на единицу пробега, тем выше загрязнение: тяжелые грузовики расходуют его в несколько раз больше, чем легковые автомобили. Состав выхлопных газов зависит также и от того, насколько отрегулирован двигатель.[4]
1.3. Влияние автотранспорта на литосферу.
Вещества, попадающие с выхлопными газами в атмосферный воздух, а затем, оседают на почву. Почвы обладают способностью удерживать и сохранять как атмосферные, так и грунтовые воды, обогащающие почву химическими соединениями и тем самым оказывающие влияние на формирование того или иного типа почв. Определено, что почва делает конечное количество элементов, бесконечным. Происходит это потому, что почва задействована в целом ряде биосферных циклических процессов. Элементы, находящиеся в почве, в воде, в почвенном воздухе, могут вступать практически в неограниченное число контактов и образовывать бесконечное число связей.
Почва – составная часть почти всех биосферных круговоротов веществ. В роли основных загрязнителей почв выступают металлы и их соединения. Массовый и опасный характер носит загрязнение почв свинцом. Известно, что при выплавке одной тонны свинца в окружающую среду с отходами выбрасывается его до 25 кг. Соединения свинца используются в качестве добавок к бензину, поэтому автотранспорт является серьезным источником свинцового загрязнения. Особенно много свинца в почвах вдоль крупных автострад.
Для того чтобы уменьшить загрязнение среды свинцом необходимо уменьшить использование этилированного бензина, т.к. этот бензин и является источником выбросов свинца в атмосферу. Также необходимо создать ряд установок, которые бы задерживали свинец, т.е. количество свинца оседало в этих установках. Естественной такой установкой являются любые виды растительности.
За семь лет выбросы свинца от промышленных источников снизились на 60% вследствие сокращения производства и закрытия многих предприятий. Резкое снижение промышленных выбросов не сопровождается снижением выбросов автотранспорта. Средние концентрации свинца снизились только на 41%. Различие в степени снижения выбросов и концентраций свинца можно объяснить неполным учетом выбросов от автомобилей в предыдущие годы; в настоящее время увеличилось количество автомобилей и интенсивность их движения.
Создание хотя бы незначительных преград не намного, но уменьшило бы степень отравления свинцом населения нашей планеты.[5]
Глава 2. Влияние автотранспорта на здоровье человека
Чувствительность населения к действию загрязнения атмосферы зависит от большого числа факторов, в том числе от возраста, пола, общего состояния здоровья, питания, температуры и влажности и т.д. Лица пожилого возраста, дети, больные, курильщики, страдающие хроническим бронхитом, коронарной недостаточностью, астмой, являются более уязвимыми. Проблема состава атмосферного воздуха и его загрязнения от выбросов автотранспорта становится все более актуальной.
Среди факторов прямого действия (все, кроме загрязнения окружающей среды) загрязнение воздуха занимает, безусловно, первое место, поскольку воздух – продукт непрерывного потребления организма.
Дыхательная система человека имеет ряд механизмов, помогающих защитить организм от воздействия загрязнителей воздуха. Волоски в носу отфильтровывают крупные частицы. Липкая слизистая оболочка в верхней части дыхательного тракта захватывает мелкие частицы и растворяет некоторые газовые загрязнители. Механизм непроизвольного чихания и кашля удаляет загрязненные воздух и слизь при раздражении дыхательной системы.
Тонкие частицы представляют наибольшую опасность для здоровья человека, так как способны пройти через естественную защитную оболочку в легкие. Вдыхание озона вызывает кашель, одышку, повреждает легочные ткани и ослабляет иммунную систему.
Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения состоит в следующем.
Взвешенные частицы. Частицы пыли размером от 0,01 до 100 мкм классифицируются следующим образом: более 100 мкм – осаждающиеся, менее 5 мкм – практически не осаждающиеся.
Частицы первого типа безвредны, поскольку быстро осаждаются либо на поверхности земли, любо в верхних дыхательных путях. Частицы второго типа попадают глубоко в легкие. Установлено присутствие соединений углерода, углеводорода, ароматических веществ, мышьяка, ртути и др. в легких вследствие проникновения пыли, a также связь с частотой заболевания раком, хроническим заболеванием дыхательных путей, астмой, бронхитом, эмфиземой легких. Резкое увеличение частоты хронических бронхитов начинается с концентрации 150 – 200 мкт/м3.
Сернистый ангидрид. Оказывает пагубное влияние на слизистую оболочку верхних дыхательных путей, вызывает бронхиальную закупорку.
Оксиды азота. Диоксид азота и фитохимические производные являются побочными продуктами нефтехимических производств и рабочих процессов дизельных двигателей. Оказывают влияние на легкие и на органы зрения. Оксиды азота раздражают слизистую оболочку глаз и носа, разрушают легкие. В дыхательных путях оксиды азота реагируют с влагой, которая находится в этом месте. Оксиды азота способствуют разрушению озонового слоя.
Угарный газ. При сжигании топлива в условиях недостатка воздуха, CO генерируется в процессе работы автомобильных двигателей. Соединяясь с гемоглобином (НЬ), из вдыхаемого воздуха попадает в кровь, препятствуя насыщению крови кислородом, а следовательно, и тканей, мышц, мозга. При концентрации 20 – 40 мкт/м3 в течение 1 часа содержание НЬСО в крови повышается на 2 – 3%, что вызывает ослабление зрения, ориентации в пространстве, реакций. СО вызывает нарушение нервной системы, головную боль, похудение, рвоту.
Диспансерные исследования Института экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина РАМН показали, что длительное вдыхание воздуха, содержащего углекислый газ в концентрациях 3-6 ПДК и диоксид азота 2-3 ПДК, вызывает в детском организме ряд ответных реакций. Установлены удлинение времени латентного периода зрительно – моторной реакции, хронический тонзиллит, хронический ринит, гипертрофия миндалин, снижение жизненной емкости легких.
Оксиды свинца накапливаются в организме человека, попадая в него через животную и растительную пищу. Свинец и его соединения относятся к классу высокотоксичных веществ, способных причинить ощутимый вред здоровью человека. Свинец влияет на нервную систему, что приводит к снижению интеллекта, а также вызывает изменения физической активности, координации, слуха, воздействует на сердечно-сосудистую систему, приводя к заболеваниям сердца. Свинцовое отравление (сатурнизм) занимает первое место среди профессиональных интоксикаций.[6]
Стоить отметить также вредное влияние на здоровье человека шума, издаваемого автомобильным транспортом. Шум - всякие нежелательные, неприятные звуковые колебания, беспорядочно изменяющиеся во времени. Подобные звуковые колебания наиболее сильно влияют на психологическое состояние человека. Различают четыре вида воздействий шума:
1. Раздражающее действие (шумовые всплески, переменное акустическое воздействие в сочетании с шумом постоянного уровня и громкие звуки).
2. Снижение самообладания (предъявление жалоб и претензий к объектам и субъектам повышенных шумовых воздействий).
3. Воздействие шума на характер принимаемых решений, что важно, например, для водителя при быстрой смене обстановки в городских условиях движения.
4. Воздействие шума на внимание в процессе длительной работы с учетом наличия корреляции уровня шума с вероятностью совершения ДТП.
Наибольшие уровни шума 90-95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2-3 тыс. и более транспортных единиц в час.
ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ. Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ.
В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум затрудняет разборчивость речи, особенно при его уровне более 70 дБ.Ущерб, который причиняет слуху сильный шум, зависит от спектра звуковых колебаний и характера их изменения. Опасность возможной потери слуха из-за шума в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей человека. Также доказано, что шум сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов. Так, в возрасте до 27 лет на шум реагируют 46% людей, в возрасте 28-37 лет – 57%, в возрасте 38-57 лет – 62%, а в возрасте 58 лет и старше – 72%. Большое число жалоб на шум у пожилых людей, очевидно, связано с возрастными особенностями и состоянием центральной нервной системы этой группы населения.[7]
Глава 3. Практическая часть исследовательской работы
Для того чтобы увидеть реальную картину влияние автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека нами были проведены исследования на улицах г.Балахна.
Исследования были проведены в летний и зимний период времени: проводился учет количества автотранспорта, проходящего за единицу времени по основным дорогам г.Балахна (также бы проведен анализ автомобилей, проходящих через наш город из других регионов России и стран ближнего Зарубежья). Зимой индикатором загрязнения окружающей среды служит снег. Для исследования были взяты пробы снега непосредственно с обочины дороги и проведен анализ снега по разным параметрам.
Цель работы: определить количество автотранспорта, проходящего по дорогам г.Балахна за единицу времени (1 час).
Ход работы: Наблюдение и подсчет количества проезжающих автомобилей в разных точках наблюдения летом и зимой 2013 г. Результат оформили виде таблицы.
Таблица 2 «Интенсивность движения автотранспорта в г.Балахна»
Время наблюдения | Точки наблюдения | Легковые автомобили, в т.ч. ГАЗели (кол-во, шт.) | Автобусы (кол-во, шт.) | Грузовые автомобили (кол-во, шт.) |
1 час лето 2013 г. | остановка микрорайона «Гриль» (пр.Дзержинского) | 1648 | 55 | 84 |
палисадник у школы № 9 (ул.Дзержинского) | 1010 | 53 | 7 | |
микрорайон ЖДО (ул.Энгельса) | 874 | 17 | 20 | |
автотрасса (ул. Челюскинцев, в районе Троицкой церкви) | 1427 | 37 | 113 | |
1 час зима 2013 г. | остановка микрорайона «Гриль» (пр.Дзержинского) | 1554 | 44 | 59 |
палисадник у школы № 9 (ул.Дзержинского) | 987 | 25 | 9 | |
микрорайон ЖДО (ул.Энгельса) | 629 | 13 | 12 | |
автотрасса (ул. Челюскинцев, в районе Троицкой церкви) | 1173 | 34 | 98 |
Вывод: Больше всего автомобильного транспорта и летом и зимой наблюдалось в микрорайоне «Гриль» и на ул. Челюскинцев (в районе Троицкой церкви). Это объясняется прохождением через эти улицы трассы Р-152. Меньше всего автомобилей наблюдалось в микрорайоне ЖДО (ул.Энгельса). Это объясняется тем, что дорога используется в основном местным населением. Меньше всего грузовых автомобилей проходит по ул. Дзержинского (в районе нашей школы № 9), т.к. по городу запрещено движение грузового транспорта, разрешенная масса которых превышает 3,5 т. (Приложение 1,2)
Цель работы: определить из каких регионов России и стран ближнего Зарубежья проезжает автомобильный транспорт по дорогам нашего города.
Ход работы: Наблюдение и учет проезжающих автомобилей в разных точках наблюдения летом и зимой 2013 г из других регионов России и стран ближнего Зарубежья. Результат оформили виде таблицы.
Таблица 3. «Автотранспорт, проходящий по дорогам г. Балахна из других регионов России и стран ближнего Зарубежья»
Лето 2013 г. | Зима 2013 г. |
12 – республика Марий Эл 13 – республика Мордовия 16, 116 – республика Татарстан 21 – Чувашская республика 33 – Владимирская область 37 – Ивановская область 43 – Кировская область 44 – Костромская область 45 – Курганская область 48 – Липецкая область 50 – Московская область 60 – Псковская область 76 – Ярославская область 77 – г. Москва 89 – Ямало-Ненецкий автономный округ BY - Белоруссия | 12 – республика Марий Эл 13 – республика Мордовия 16, 116 – республика Татарстан 21 – Чувашская республика 26 – Ставропольский край 29 – Архангельская область 33 – Владимирская область 35 – Вологодская область 39 – Калининградская область 43 – Кировская область 44 – Костромская область 50, 190 – Московская область 51 – Мурманская область 58 – Пензенская область 60 – Псковская область 67 – Смоленская область 69 – Тверская область 73 – Ульяновская область 76 – Ярославская область 97, 197 – г.Москва UA - Украина |
Вывод: Из анализа таблицы видно, что через наш город проходит большое количество автомобильного транспорта, который не относится к Нижегородской области. Среди наиболее часто встречающихся автомобилей соседние регионы – республики Мордовия, Марий Эл, Чувашская республика, Ивановская, Кировская, Костромская области, а также близко к нам расположенные г.Москва и Московская область. Встречаются также на дорогах нашего города и автомобили из стран ближнего Зарубежья – Белоруссии и Украины.
3. Определение загрязнений воздуха по снежному покрову.
Цель работы: определение загрязнений воздуха по снежному покрову.
Ход работы: Отбор проб снега и их анализ на прозрачность, запах и наличие осадка.
Отбор проб и подготовка их к исследованию.
Для отбора проб мы выбрали пять точек в разных частях нашего города:
-проба №1 – остановка микрорайона «Гриль» (пр.Дзержинского)
-проба №2 – палисадник у школы № 9 (ул.Дзержинского)
-проба №3 – микрорайон ЖДО (ул.Энгельса)
-проба №4 – автотрасса (ул. Челюскинцев, в районе Троицкой церкви)
-проба № 5 – лесной массив микрорайона Правдинск
Отбор проб провели 10 января 2014 года.
После таяния снега и достижения талой воды комнатной температуры, пробы готовы к проведению анализа.
Анализ физических свойств талого снега.
Методика определения физических свойств талого снега.
Результаты определения физических свойств талого снега представлены в таблице 4:
Таблица 4 «Результаты определения физических свойств талого снега»
№ пробы | прозрачность | запах | осадок |
проба №1 остановка микрорайона «Гриль» (пр.Дзержинского) | сильно мутная | заметный | Осадок сероватого цвета, присутствует песок |
проба №2 палисадник у школы № 9 (ул.Дзержинского) | слабо мутная | слабый | Небольшой хлопьевидный осадок |
проба №3 микрорайон ЖДО (ул.Энгельса) | слабо мутная | слабый | Небольшой хлопьевидный осадок |
проба №4 автотрасса (ул. Челюскинцев, в районе Троицкой церкви) | сильно мутная | заметный | Серый осадок |
проба № 5 лесной массив микрорайона Правдинск | прозрачная | нет | Осадок из растительных остатков |
контроль дистиллированная вода | прозрачная | нет | нет |
Вывод: На основании проведенных исследований физических свойств талого снега можно сделать следующие выводы:
-анализ физических свойств проб талого снега показал, что наиболее близки к контролю – дистиллированной воде – по прозрачности и запаху пробы № 5; механический осадок присутствует во всех пробах, особенно велик в пробе № 1 и 4, а также именно в этих пробах наблюдается самый мутный и грязный осадок, это можно объяснить близостью к автостраде , где были самые сильные выбросы выхлопных газов.
4. Определение кислотности в пробах талой воды
Цель работы: определить кислотность снега (талой воды) в пробах, взятых вдоль автотрассы.
Ход работы: в мерные стаканчики пяти проб и стаканчик с дистиллированной водой опустили универсальную индикаторную бумагу. Окраску индикаторной бумаги сравнили с контрольной шкалой, выбирая ближайший по характеру окраски образец шкалы.
Результаты занесли в таблицу.
Таблица 5 «Результаты исследования снега на кислотность»
пробы | Значение рН пробы |
проба №1 остановка микрорайона «Гриль» (пр.Дзержинского) | рН 6,0 - слабокислая |
проба №2 палисадник у школы (ул.Дзержинского) | рН 6,0 - слабокислая |
проба №3 микрорайон ЖДО (ул.Энгельса) | рН 6,0 - слабокислая |
проба №4 автотрасса (ул. Челюскинцев, в районе Троицкой церкви) | рН 6,0 - слабокислая |
проба № 5 лесной массив микрорайона Правдинск | рН 6,0 - слабокислая |
контроль дистиллированная вода | рН 7,0 - нейтральная |
Вывод: результаты говорят о том, что вблизи дороги и на дороге вода имеет более кислую рН, так как оксиды азота выхлопных газов, связываясь с водой, образуют кислоту. Это свидетельствует об экологическом загрязнении почвы, снега вблизи автострады.
5. Определение содержания свинца в снежном покрове.
Цель работы: определить содержание свинца в снежном покрове.
Ход работы: Следующая часть нашего исследования связана с определением содержания свинца в снежном покрове. Для этого в каждую пробу после расплавления добавили 5 мл раствора натрия хлористого, чтобы определить наличие свинца. Количество выпавшего черного осадка говорило о наличии свинца в снеге.
Таблица 6 «Результаты исследования проб на наличие свинца»
пробы | Наличие свинца в пробах |
проба №1 остановка микрорайона «Гриль» (пр.Дзержинского) | легкий черный осадок |
проба №2 палисадник у школы (ул.Дзержинского) | нет осадка |
проба №3 микрорайон ЖДО (ул.Энгельса) | нет осадка |
проба №4 автотрасса (ул. Челюскинцев, в районе Троицкой церкви) | легкий черный осадок |
проба № 5 лесной массив микрорайона Правдинск | нет осадка |
контроль дистиллированная вода | нет осадка |
Вывод: В результате проведенного исследования на наличие свинца в снежном покрове мы сделали вывод, что самым загрязненным по этому показателю является трасса в районе ул. Челюскинцев и трасса в районе микрорайона «Гриль» (пр. Дзержинского), где была взята нами для исследования проба № 1 и 4. Именно там проявился легкий черный осадок.
Общий вывод: В результате поведенных исследований на улицах города, мы выяснили, что самыми загрязненными по всем показателям являются участки № 1 (остановка микрорайона «Гриль» (пр.Дзержинского)) и участок № 4 ( автотрасса (ул. Челюскинцев, в районе Троицкой церкви)). Таким образом, на данных участках самая большая антропогенная нагрузка на окружающую среду и самое мощное неблагоприятное воздействие на здоровье человека.
Глава 4. Анализ проблемы и пути ее решения по различным источникам информации.
Частично разрешить проблему в нашем городе Балахна могло бы строительство северного обхода, т.е. объездной дороги, которая не проходила бы через наш город, и позволило бы уменьшить негативную нагрузку на окружающую среду, особенно большегрузным транспортом. Речь о строительстве объездной дороги велась еще с 2007 года, и мы решили найти информацию о ее строительстве в различных источниках.
На сайте Правительства Нижегородской области мы нашли такую информацию от 02.08.2007 г. «Строительство автомобильной дороги Р-152 Шопша - Иваново - Н.Новгород на участке обхода г.г. Балахны и Заволжья в Нижегородской области. Общее протяжение обхода г.г. Балахны и Заволжье автодорогой Шопша-Иваново-Н.Новгород составляет 39,65 км. Строительство автомобильной дороги предусматривается тремя пусковыми комплексами… Необходимость строительства рассматриваемой дороги обусловлена также несоответствием существующей дороги в пределах г.г. Балахны, Заволжья и Правдинска предъявляемым к ней требованиям по безопасности и интенсивности движения».[8]
Информация того же сайта от 28.04.2009 г.: «Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин отметил, что «необходимо продолжить работы по строительству Южного обхода Нижнего Новгорода и других стратегически важных дорожных объектов». «Мы планируем дать Нижегородской области 4,5 млрд. рублей на эти цели». Валерий Шанцев уточнил, что эти средства выделяются на строительство автомобильных дорог и мостовых сооружений, которые не связаны с метростроением. «Это обход Балахны…».[9]
На сайте Балахнинского портала Балахны от 27.10.2011 г. информация была следующая «Вопрос строительства Северного и Южного обходов обсудил член фракции «Единая Россия» в Госудуме Вадим Булавинов с жителями города Балахны в рамках рабочего визита в четверг, 27 октября. Жители отметили, что в этом году прекратилось выделение средств на строительство объездной дороги «Балахна — Нижний Новгород». «В первую очередь, деньги направляются на строительство в Нижнем Новгороде метрополитена, а поскольку Северный и Южный обходы — это транзитные дороги и нужны они не только нашему региону, но и стране в целом, то мы рассматриваем этот вопрос на федеральном уровне. Планируем, что в ближайшие месяцы этот вопрос будет решен и строительство начнется», — сказал Вадим Булавинов».[10]
На Балахнинском портале и в газете «Рабочая Балахна» от 7.12.2013 г. в статье «Пробки в Балахне: что поможет?» мы нашли информацию «Чем стремительнее развивается мегаполис, тем сильнее тянет горожан к истокам – в лес, в деревню. Многие нижегородцы полюбили пейзажи Балахнинского и Городецкого районов. Всё бы ничего, но транспортный поток, идущий через Балахну, превращается в одну большую пробку… В областном правительстве о проблеме знают и решают её совместно с балахнинскими властями. Увеличение пропускной способности трассы Шопша-Иваново-Н.Новгород (Р-152), проходящей по Балахнинскому району, было рассмотрено на совещаниях у главы администрации района Д.А.Скоробогатова и у Министра транспорта и автомобильных дорог области А.А.Герасименко… Решить проблему пробок в Балахне должно было строительство обхода Балахны и Заволжья. Но в 2009 году с наступлением экономического кризиса проект обхода «заморозили». Сейчас окончание работ стоит около 15 млрд. рублей. В то же время область должна профинансировать подготовку Чемпионата мира по футболу, достроить второй мост через Волгу, завершить южный обход Н. Новгорода, поскольку на сегодняшний день Нижний - единственный город в РФ с населением более 1 млн. человек, не имеющий автотрасс, позволяющих транзитному транспорту двигаться в объезд, минуя город. По словам министра, область и федерация не могут в настоящее время выделить 15 миллиардов, но Нижегородское правительство готово профинансировать менее затратные проекты, благодаря которым увеличится пропускная способность дороги, - говорит С.М. Перемитин. -Даже если обход Балахны и Заволжья будет достроен, эти меры пойдут на благо балахнинской дорожной ситуации».[11]
Из анализа информации нам стало ясно, что строительство объездной дороги в ближайшее время не будет, а следовательно ситуация на дорогах нашего города, а вместе с тем и сложная экологическая обстановка будет сохраняться.
Заключение
Сегодня экологический ущерб автотранспорта огромен и проявляется непосредственно во многих явлениях: загрязнение почвы, воды, атмосферы, автотранспорт создает шумовые и энергетические загрязнения. Все это ведет к значительному ухудшению здоровья и сокращению жизни населения. Человечество губит само себя!
Для того чтобы сохранить человечеству автомобиль необходимо если не исключить, то свести к минимуму вредные выбросы.
Основные пути снижения экологического ущерба от транспорта выделятся в следующем:
1) Оптимизация движения городского транспорта.
2) разработка альтернативных энергоисточников;
3) дожигание и очистка органического топлива;
4) создание (модификация) двигателей, использующих альтернативные топлива;
5) защита от шума;
6) Экономические инициативы по управлению автомобильным парком и движением.
Улучшение градостроительства и оптимизация городского движения транспорта взаимно связаны и нацелены на лучшую планировку дорог и улиц, создание транспортных развязок, улучшение дорожного покрытия, контроль скоростного движения.
В нашем городе проблема дорожных пробок является очень острой, только совместными усилиями властей всех уровней эту проблему можно решить.
Гипотеза моей работы полностью оправдалась, и автомобиль является первым виновником загрязнения окружающей среды и виновником ухудшения здоровья населения нашего города.
Список литературы
I. Источники.
II. Статьи.
1. Астахова С. Пробки в Балахне: что поможет? /С.Астахова//Рабочая Баахна – 2013. - № 143 – С. 3
III. Интернет-страницы.
[1] Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды.— М.: Транспорт, 1986. — С. 45-46
[2] Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды.— М.: Транспорт, 1986. — С. 47-48
[3] Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды.— М.: Транспорт, 1986. — С. 55-56
[4] Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды.— М.: Транспорт, 1986. — С. 28
[5] Аксенов И. Я., Аксенов В. И. Транспорт и охрана окружающей среды.— М.: Транспорт, 1986. — С. 41
[6] Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек.– М.: ФАИР-ПРЕСС 2005 г. – С. 357
[7] Санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 31 октября 1996 г. N 36)
[8] http://government-nnov.ru
[9] http://government-nnov.ru
[10] http://balakhna.ru/
[11] Астахова С. Пробки в Балахне: что поможет? /С.Астахова//Рабочая Баахна – 2013. - № 143 – С. 3
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Дымковский петушок
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Хитрость Дидоны
Снеговик