Современное состояние календарных традиций села Курташки
Вложение | Размер |
---|---|
проектная работа | 56 КБ |
МБОУ «Курташкинская средняя общеобразовательная школа»
Атюрьевского муниципального района Республики Мордовия
Исследовательская работа на тему
«Современное состояние календарных традиций
села Курташки»
Автор: ученица 3 класса
Ухваткина Алина
Руководитель:
учитель начальных классов
Маскайкина Татьяна Анатольевна
2017 год
Содержание
1.Введение.
2.Классификация обрядов
3. Современное состояние календарных традиций села Курташки
4.Заключение
5.Список литературы
Введение.
Каждый год моя бабушка проводит моления за благополучие скота. Меня заинтересовало, как давно появился этот обычай, и я решила провести своё исследование и поэтому тема моей работы «Современное состояние календарных традиций села Курташки»
Цель: Изучить календарные традиции и обряды села.
Объект исследования: Традиции мордовского народа села Курташки.
Задачи:
2. Собрать информацию о календарных традициях села Курташки.
3. Материалы проведенного исследования сохранить в краеведческом музее школы для использования изучения культуры мордовского народа на уроках краеведения.
Гипотеза: Традиции и обряды мордовского народа будут сохраняться если:
- будем знать свои исторические корни и бережно хранить и изучать национальные традиции;
Мордва - один из древнейших народов России. Поэтому корни обрядов мордвы уходят в глубокую древность.
Каждый праздник у мордвы в прошлом был прежде всего молением с использованием магических обрядов, посвященных определенным языческим божествам, а позже христианским. Считалось, что от них зависит благополучие людей.
Мордовские моления могли быть общественными и семейными. Общественные устраивались всем селом в интересах целой сельской общины (первый выгон скота, начало пахоты, сева, уборки урожая). Семейные моления совершались в интересах отдельной семьи. В одних молениях участвовали только мужчины, в других - только женщины, в- третьих - все вместе.
Классификация обрядов.
Традиционно обряды разделяются на две группы:
Обряды совершались для того, чтобы добиться расположения богов-покровителей:
Воды - Ведявы;
Леса – Вирявы;
покровительницы Рода – Юрхтавы;
Матери Земли – Масторавы.
Обряды нашего села.
Мордовские народные праздники теснейшим образом связаны с хозяйственной деятельностью.
Зимние праздники начинаются с празднования «Рождественский дом» («Роштувань куд»), когда солнце начинает подниматься выше и снова давать тепло. Раннее праздник проходил с песнями, играми, в которых участвовала главным образом молодежь.
Особое место на рождество занимали игры ряженых. Наиболее распространенными были маски зверей, особенно медвежьи. Большей частью наряжались парни и мужчины. Надевали они на себя вывороченные шубы, шапки, иногда просто мазали лицо сажей, пугали людей, заходили в дома, просили угощения, смотрели кто сколько напрял пряжи. У кого пряжи оказывалось мало, того валяли в снегу. Одним из важнейших моментов было колядование. Первым приходил колядовать пастух, который бросал на пол горсть зерна, символизирующего богатый урожай. И нужно было его одарить, для того, чтобы было благополучие для скота. Для этого пекли специальные пирожки – «калядань пярякат» с различной начинкой. До сих пор сохранились колядование и игры ряженых.
Перед Крещением проходили своеобразные проводы Шайтана, который, по народным поверьям, все Святки находился среди людей. Для его «изгнания» люди устраивали большой шум, ударяя в сковородки, тазы, пилы и т.д. Хозяева с пучками горящей соломы обходили жилье и хозяйственное помещение, изгоняя нечистую силу. А затем сажей рисовали крестики на входных дверях. Затем все жители с криком и шумом шли за околицу, оттуда поспешно расходились по домам, уверенные в действительности своего средства. Из всех действ сохранилось только одно – и сейчас хозяева домов рисуют крестики над входными дверями. А ёще, обязательно, у нас на Крещение валяют в снегу.
Последним большим зимним праздником была Масленица (Масланця).
В этот день с утра все мужчины собирались на «кулачный бой», который проходил между мордовским селом Курташки и соседним русским селом Оброчное на мосту, прямо на границе двух сёл. Сначала выходили на бой молодые парни, затем мужчины среднего возраста, а затем постарше. Женщины наблюдали в стороне. Но после боя организовывалось общее гулянье, во время которого молодые катались на лошадях, пели, плясали. Сейчас «кулачные бои» уже не устраивают. В прощенное воскресенье просят друг у друга прощение. И обычно собираются у старейших представителей рода, для того чтобы поклониться им (сюконямс), после чего жгут костры.
Весенне – летний цикл праздников не менее богат обычаями, чем зимний период.
И сейчас в нашем селе с большим размахом празднуют Пасху (Очижи). Обязательно просят яйца, которые ходят собирать в основном дети. Взрослые христоствуются друг с другом, обмениваясь крашеными яйцами. На околицах сооружают качели, где собираются и стар и млад. Устраивают игры: катание яиц, лапта. И обязательно, застолья с большим изобилием яств. На Пасху у нас обязательно крестные одаривают своих крестников.
Перед началом сева проводились специальные моления. Вечером члены семьи запирались в избе. Хозяин дома зажигал родовую свечу и клал под иконы горсть зерна, предназначенную для сева. Затем он усердно молился, просил богов уродить хлеб. В доме предварительно затыкали все щели, трубу в печи, чтобы не могла уйти нисшедшая от молитвы благодать. Горсть зерна хозяин брал с собой в карман вместе с блином, куском мяса и яйцом. Всё это он зарывал на загоне. Этот обряд назывался «каямс курмозь видьме» - бросить горсть семян. После этого можно было начинать сев.
В день сева соблюдалось множество запретов, которые должны были обеспечить богатый урожай: съезжая со двора, по мере возможности старались не оглядываться, не возвращаться назад, избегать встреч со скупым человеком, никому не давать нечего взаймы. Ни один из обрядов ныне не сохранился.
Последним большим праздником весеннего цикла, которым ознаменован конец сева, была Троица. Зеленью и цветами, собранных рано утром, украшали дома, улицы, церкви. До сих люди старшего возраста расстилают полы дома травами.
Центральным предметом Троицкого цикла была украшенная березка, вокруг которой развивались основные события. За березкой ходили девушки накануне или рано утром в Троицкий день.
В последний день Троицы устраивали ее проводы. У нас в селе этот праздник носит название «Проводы весны». Одного из парней наряжали в «коня», этого «коня» водили по улицам села - таким образом провожали весну.
В осеннем цикле самое важное место занимают обряды, посвященные началу и окончанию уборных работ и сбора плодов.
В начале октября празднуется христианский праздник Покров. Раньше молодые незамужние мордовки одевали свои самые новые наряды и ходили по улицам с песнями и плясками под гармошку. Устраивались застолья с обязательным посещением домов, в которых жили только не замужние девушки. («Тиемс ред»)
До Михайлова дня (21 ноября) проводились и до сих пор проводятся моления («Калдаз озкс») о благополучии домашнего скота Юрхтаве - покровительнице Рода. Сначала молятся дома, затем хозяйка дома выходит в сарай с блинами и пирогами, где продолжает молиться. Блины и пироги дают скоту.
Заключение.
В ходе исследования я сделала следующие выводы:
-народные праздники мордвы были тесным образом связаны со всем укладом ее жизни;
-они привлекали людей не только своим магическим назначением, но и зрелищностью, желанием каждого человека повеселиться.
Изучив современное состояние традиций я пришла к выводу о том, что многие обычаи, к сожалению, забыты. Я поняла, что нужно ценить и беречь свою культуру.
Материалы проведенного мною исследования будут храниться в краеведческом музее школы и будут полезны для изучения культуры мордовского народа.
Я люблю своё село, мордовские наряды,
И традиции люблю и его обряды.
Пусть село моё родное вечно не стареет,
Потому что за него я душой болею.
Литература.
Г. А. Корнишина. – Саранск: Красный Октябрь, 2000. – 115 с.
Г. А. Корнишина. – Саранск: Красный Октябрь, 1999. – 50 с.
3. Рассказы бабушки Ухваткиной Валентины Михайловны.
4.Воспоминания прабабушки Ямщиковой Прасковьи Арсентьевны.
Девочка-Снегурочка
Цветок или сорняк?
Астрономический календарь. Апрель, 2019
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Рисуем "Осенний дождь"