Тема информационно-исследовательского проекта учащихся «В лесу родилась ёлочка». Тема очень актуальна, во-первых, потому что близко всеми любимый праздник Новый год, во-вторых, потому что ежегодно варварски вырубаются маленькие ёлочки в канун новогодних праздников. Тема раскрыта полно, последовательно.
Целью работы является организация совместных действий педагогов, детей и их родителей, направленных на сохранение хвойных деревьев.
Задачи работы соответствуют поставленной цели: авторами было собрано много полезной информации о ели, новогодних традициях; в Балахнинском лесничестве они узнали, что такая проблема существует в нашем районе, узнали о способах наказания за незаконную рубку леса; учащиеся начали привлекать внимание учителей, учащихся и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников с помощью листовок, буклетов, рекламного ролика; провели анкетирование среди участников образовательного процесса; организовали мастер-класс по изготовлению ели в начальной школе (ГПД); разработали внеклассное мероприятие для учащихся начальной школе «В гостях у новогодней ёлочки».
Уже проделан большой объем работы, большая часть проекта реализована.
Ребятам осталось только распространить буклеты и листовки по школе и в микрорайоне школы, сделать выводы и обобщение по своей работе.
Содержание работы соответствует заявленной теме и излагается в соответствии с удачно составленным планом. В разделе «Введение» авторами была представлена актуальность данного проекта, поставлены цели и задачи, определены методы работы. Выдвинутая гипотеза, достаточно грамотно и убедительно подтверждается материалами работы. В основном разделе авторы описали, что за дерево ель, какую пользу ель приносит человеку, откуда пошли традиции наряжать ель на Новый год. Большую часть работы занимает практическая часть – исследования и создание готового продукта по теме проекта, которые проводили учащиеся 4 «а» класса.
Авторы успешно использовала такие методы, как анализ, анкетирование, опрос, сравнение, обобщение, интервьюирование.
Материалы работы дают понять, что ребята предварительно внимательно изучила теорию по данной теме, а затем на основе изученного, провели свое исследование по теме работы и начали делать собственные выводы.
Работа написана хорошим грамотным языком. На достаточно хорошем научном уровне проведено исследование.
Данный проект удовлетворяет всем необходимым требованиям, имеет практическое значение, т.к. может служить дополнительным материалом к урокам окружающего мира, биологии, географии, экологии и географического краеведения в школе, к внеклассным мероприятиям по этим предметам, а также позволяет провести природоохранные мероприятия, направленные на охрану елей.
Учитывая актуальность темы проекта, творческий подход и глубину анализа полученного материала, считаю, что работа заслуживает высокой оценки.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_lesu_rodilas_elochka.doc | 229 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
г.Балахна, Нижегородской области
Конкурс «Экологическая мозаика»
Номинация «Сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»
Информационно-исследовательский проект «В лесу родилась ёлочка»
Авторы проекта:
учащиеся 4 «а» класса
Баринова Елизавета, 10 лет
Никитченко Савелий, 10 лет
Хорева Анастасия, 10 лет
Руководители проекта:
Зам.директора по ВР
Дубневская О.А.
Учитель начальных классов
Ховралева О.Н.
г.Балахна,
2014 г.
Содержание проекта
с.
Паспорт проекта……………………………………………………………………………………… . 3
Дорожная карта проекта………………………………………………………………… …. 4
Введение……………………………………………………………………………………... 5
I. Основная часть. Теоретическая часть проекта………………………………………….. 8
1.1. Что за дерево ель?............................................................................................................ 8
1.2.О пользе елового леса………………………………………………………………….... 9
1.3. Новогодние традиции…………………………………………………………………... 9
II. Практическая часть проекта…………………………………………………………….. 12
2.1. Интервью по теме проекта в Балахнинском лесничестве…………………………… 12
2.2. Анкетирование по теме проекта………………………………………………………. 12
2.3. Новогодняя ель своими руками………………………………………………………...13
Заключение……………………………………………………………………………………14
Список использованной литературы………………………………………………………..15
Приложение № 1……………………………………………………………………………...16
Приложение № 2………………………………………………………………………………17
Приложение № 3………………………………………………………………………...........19
Приложение № 4………………………………………………………………………………23
Приложение № 5…………………………………………………………………………...…24
Приложение № 6………………………………………………………………………………25
Приложение № 7………………………………………………………………………………30
Паспорт проекта
Наименование проекта | «В лесу родилась ёлочка» |
Проблема, решаемая при условии реализации проекта | Как сохранить лесную красавицу-ель? |
Цель проекта | Организация совместных действий педагогов, детей и их родителей, направленных на сохранение хвойных деревьев. |
Проектируемые результаты проекта |
|
Задачи проекта | 1. Сбор полезной информации о ели, новогодних традициях; 2. Выявить совместно с Балахнинским лесничеством местные экологические проблемы; 3. Привлечь внимание учителей, учащихся и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников с помощью листовок, буклетов, рекламного ролика; 4. Организовать проведение мастер-класса по изготовлению ели в начальной школе; 5. Организовать и провести внеклассное мероприятие в начальной школе «В гостях у новогодней ёлочки» 6. Сделать выводы и обобщение по своей работе. |
Сроки реализации проекта | Октябрь-ноябрь 2014 г. |
Руководители проекта | Заместитель директора по ВР Дубневская О.А., учитель начальных классов Ховралева О.Н. |
Рабочая группа проекта | Учащиеся 4 «а» класса |
Исполнители проекта | Баринова Елизавета, Никитченко Савелий, Хорева Анастасия |
Стратегическое партнерство проекта | Балахнинское лесничество |
Ресурсы проекта (руб.) | 300 рублей (средства со школьной осенней ярмарки) |
Дорожная карта проекта
Задача | Мероприятие | Индикатор | Срок (дата) | Ответственные | Ресурсы |
Сбор полезной информации о ели, новогодних традициях | Работа в школьной и детской районной библиотеке | Оформление собранной информации | 23 -26 октября | Никитченко С. | --- |
Выявить совместно с Балахнинским лесничеством местные экологические проблемы | Интервью по теме проекта в Балахнинском лесничестве | Оформление собранной информации | 24 октября | Баринова Е. | --- |
Привлечь внимание учителей, учащихся и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период новогодних праздников с помощью листовок, буклетов, рекламного ролика | Изготовление буклетов «Защитим маленькие ёлочки» | Буклеты «Защитим маленькие ёлочки» | 27-28 октября | Хорева А. | 100 руб. |
Создание видеоролика «Не губите ели», размещение его в группе школы в соц.сети Вконтакте | Ролик «Не губите ели» и размещение его http://vk.com/club69211355 | 27-29 октября | Баринова Е. | --- | |
Изготовление листовок | Листовки в защиту елей | 28-31 октября | Никитченко С. и учащиеся 4 «а» класса | 100 руб. | |
Распространение листовок и буклетов | Листовки и буклеты в школе, в микрорайоне школы | 5-12 ноября | Хорева А. Баринова Е. Никитченко С. | --- | |
Организовать проведение мастер-класса по изготовлению ели в начальной школе | Мастер-класс в ГПД | Ель своими руками | 27 октября | Никитченко С. | 100 руб. |
Организовать и провести внеклассное мероприятие в начальной школе «В гостях у новогодней ёлочки» | Внеклассное мероприятие «В гостях у новогодней ёлочки»
| Осознание того, что губить ель плохо | 17 ноября | Хорева А. Баринова Е. Никитченко С. | --- |
Сделать выводы и обобщение по своей работе. | Выводы и обобщение по работе | Достигнута или нет цель проекта | 21-25 ноября | Хорева А. Баринова Е. Никитченко С. | --- |
Введение
Лес – наши легкие, наша жизнь!
С приближением любимого праздника – Нового года – на прилавках магазинов появляются товары, напоминающие об этом. Это елочные игрушки, гирлянды, мишура и, конечно же, новогодние ели. Организуются елочные базары, где продают живые ели и сосны. Покупатели наслаждаются неповторимым хвойным ароматом, представляя, как эти красавицы будут радовать глаз в новогодние праздники. А еще перед новогодними праздниками появляются «елочные браконьеры», которые незаконно вырубают в лесах ели для украшения своих домов и квартир. А потом этих красавиц ждет свалка! И далеко не все думают о том, как пострадала природа, сколько пользы принесла бы каждая елочка. И именно такое варварское отношение к природе, и приводит к различным природным катаклизмам.
О елке, новогодней красавице, написано много рассказов и стихов. Однако большая их часть описывает елочку, установленную в зале или комнате, при этом все восхищаются ее красотой и убранством, радуются празднику. Лишь в нескольких произведениях рассказывается о том, что елку не обязательно рубить для того, чтобы встретить Новый год, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта.
В нашем проекте мы хотим показать, чем полезны ели, растущие в наших лесах и почему их нужно сохранять.
Проблема:
Как сохранить лесную красавицу-ель?
Актуальность:
Актуальность нашего проекта заключается в том, что от предновогодних вырубок ежегодно страдают миллионы хвойных деревьев. Очень часто рубят деревья браконьеры, выбирая самые лучшие - пушистые и раскидистые и не думая о том, что не только дерево лишается жизни, но и многочисленные лесные обитатели теряют свой зимний приют и пищу. Тема вырубки хвойных будет актуальна до тех пор, пока будет спрос на новогодние елки, а не будет спроса, не будет такой большой необходимости в вырубке.
Ель занимала особое положение среди деревьев, ей всегда отводилось особое место в жизни людей. По обычаю встречать Новый год с зелёной красавицей уходит в древние времена и связан с культом зелени. Наши далёкие предки наделяли деревья способностью творить добро и зло, чувствовать, считали, что в их ветвях нашли приют духи – как добрые, так и злые. Поэтому люди украшали деревья, чтобы задобрить духов и получить их поддержку.
С давних пор Новый Год – любимый праздник, а в представлении многих людей ель – «новогоднее дерево». Эта традиция уже ставит под угрозу наши хвойные леса! Чтобы вырастить хвойный лес необходимо 100–120 лет. К Новогодним праздникам срубаются десятки тысяч ёлок и сосен, которые через 10 дней превращаются в мусор. Такое отношение к лесным богатствам нашей страны и края кажется нам недопустимым, поэтому и возникла идея разработки и реализации проекта «В лесу родилась ёлочка»!
Цель проекта: Организация совместных действий педагогов, детей и их родителей, направленных на сохранение хвойных деревьев.
Задачи:
Предмет исследования: хвойные деревья
Гипотеза:
Возможно, последствия новогодней праздничной традиции губительно отражаются на природе леса.
Методы исследования: анализ, анкетирование, опрос, сравнение, обобщение, интервьюирование.
Время проведения исследования: 6 недель (октябрь – ноябрь 2014 г.).
Проектируемые результаты проекта:
Этапы реализации проекта:
Табл. 1 «Этапы реализации проекта»
Этап проекта | Мероприятия на данном этапе реализации проекта | Сроки реализации этапа проекта |
Организационно-установочный этап | Выбор темы проекта, обсуждение главной идеи, постановка целей и задач проекта, выбор методов исследования, создание паспорта проекта и дорожной карты | 20-22 октября 2014 г. |
Технологический этап (практический) | Составление плана работы, подбор материалов для проекта, проведение анкетирования и обобщение результатов, интервью в Балахнинском лесничестве, изготовление листовок, буклетов по теме проекта, распространение их в школе и микрорайоне школы, организация и проведение мастер-класса по изготовлению ёлочки своими руками; создание видеоролика «Не губите ели», демонстрация его в школе, размещение на страничке группы школы Вконтакте, организация и проведения в начальной школе внеклассного мероприятия «В гостях у новогодней ёлочки». | 23 октября – 20 ноября 2014 г. |
Рефлексивно-оценочный этап | Проведение промежуточных итогов проекта, коррекция путей достижения цели. | 21 ноября 2014 г. |
Контрольно-презентационный этап | Подведение итогов проекта, оформление результатов, презентация результатов проекта. | 22-25 ноября 2014 г. |
I. Основная часть. Теоретическая часть проекта.
1.1. Что за дерево ель?
В биологическом энциклопедическом словаре под редакцией М.С. Гилярова о ели мы узнали следующие факты.
Ель (лат. Pícea) — род деревянистых растений семейства Сосновые (Pináceae).
Около 35 видов вечнозелёных высоких деревьев (до 30 м высотой) с красивой кроной.
Латинское название предположительно происходит от лат. pix — смола, либо от лат. picis — смолистое, живичное дерево. Корневая система первые 10—15 лет стержневая, затем поверхностная (главный корень отмирает). Дерево слабо ветроустойчиво, часто ветровально. Крона конусовидная или пирамидальная. Ветви мутовчатые, горизонтально-распростёртые или поникающие. В первые 3—4 года боковых побегов не даёт. Кора серая, отслаивается тонкими пластинками. Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие, четырёхгранные, реже плоские, жёсткие и острые, иногда обращённые абаксиальной стороной вверх, с 2 килями на верхней и нижней стороне. Расположены спирально поодиночке, сидят на листовых подушечках. Сохраняются на побегах в течение нескольких (6 и более) лет. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои. После сильного объедания хвои некоторыми насекомыми, например, бабочкой-монашенкой, возникают щёточные побеги — с очень короткими и жёсткими иглами, напоминающие по внешнему виду щётки.
Растения голосеменные. Семяпочки не заключены в завязь, развиваются на плодущих (семенных) чешуях, образующих шишки; микроспорофиллы собраны в мужские шишки, несут на нижней поверхности 2—4 микроспорангия с пыльцой.
Женские цветки развиваются на концах ветвей, образуя небольшие шишки, которые после опыления (ветром) разрастаются и делаются повислыми. Мужские цветки образуют небольшие серёжки, состоящие из множества тычинок с вытянутыми в длину продольно раскрывающимися двугнёздыми пыльниками, располагаются в пазухах хвои на концах ветвей предыдущего года. Пылят в мае. Шишки продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают при созревании семян целыми в первый год при опылении. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 3—4 см. Шишки состоят из оси, на которой расположены многочисленные кроющие чешуи, а в их пазухах — семенные чешуи, на верхней поверхности которых обычно развивается по 2 семяпочки, снабжённых так называемым ложным крылом. Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Не теряют всхожести 8—10 лет. Начало плодоношения — от 10 до 60 лет (в зависимости от условий произрастания). Живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600).
Чистые еловые леса очень плотные, густые, тёмные. В ельниках почти не бывает подлеска.[1]
Ель – дерево, которое живёт довольно долго. В лесу можно встретить старые трёхсотлетние ели, а в Ленинградской и Костромской областях даже пятисотлетние. В наших же лесах, особенно смешанных такие деревья – редкость. В еловом лесу из-за сильного затенения погибают молодые деревца (подрост) почти всех древесных пород. Однако молодняк самой ели очень долго сохраняется в этих условиях, но имеет жалкий, сильно угнетённый вид. Деревца меньше роста человека, похожие по форме на зонтик, крона у них словно приплюснутая, очень рыхлая. Живые ветви совсем тонкие, с редкой хвоёй. Стволик – как лыжная палка. Если его срезать, то можно увидеть узкие годичные кольца, почти неразличимые простым глазом. Такой ёлочке может быть 40-50 лет. Вот как долго борется за жизнь в глубокой тени леса подрост ели. Поразительная живучесть и теневыносливость! Сверстники этой ёлочки, выросшие при нормальном освещении, - мощные деревья высотой 20-25 метров. А она лишь убогий карлик.
У ели шишки созревают в первый же год. В них образуются мелкие семена. Семена дают начало крохотным всходам. Но в лесу они довольно редки. Объясняется это тем, что тонкий, слабый корешок молодого растения часто не в состоянии «пробить» мощный слой сухой опавшей хвои. Поэтому ели выращивают в питомниках. Лес вырастить непросто: и труда, и времени, и знаний требуется масса. С одной ёлки, например, можно собрать всего 1 килограмм семян. Нелёгкое это дело: их надо вышелушивать из шишек, на зиму класть на холод – «снеговать», а по весне высаживать на грядках питомника. Следят за ними, рыхлят землю, пропалывают. Лишь через несколько лет молодые деревца можно будет пересадить на постоянное место жительства. Восстановить еловые леса очень сложно, а одна живая ель приносит массу пользы окружающему миру.[2]
1.2. О пользе елового леса.
В солнечные дни 1 га елового леса поглощает из воздуха 220-280 килограммов углекислого газа и выделяет 180-220 килограммов кислорода. Зелёные насаждения очищают воздух от дыма, смога, пыли.
Растения выделяют фитонциды, которые обладают противомикробной способностью. У человека, вошедшего в лес, частота пульса может снизиться на 20 ударов в минуту. Глубже и реже становится дыхание. Лёгкие как - бы промываются воздухом. Уменьшается нервное возбуждение. Человек успокаивается.
У ели целебными являются почки, хвоя, смола, незрелые шишки. Из молодых веточек с незрелыми шишками готовят отвар от кашля. Ингаляции с отваром еловой хвои одновременно лечит и кашель и насморк. Ель – фитонцидное дерево, она оздоравливает воздух, наполняя его запахом хвои и смолы. Уникальными бактерицидными свойствами обладает еловая смола, заживляющая раны. В 1780 году в журнале «Экономический магазин», издававшимся русским учёным и писателем Андреем Тимофеевичем Болотовым, была помещена статья «О составлении пластыря», в котором говорилось: «Еловая смола, перетопленная с воском и льняным маслом, давала большой эффект при лечении разных ран». В великую Отечественную войну для дезинфекции ран и наложения повязок использовали еловый клей – клеол. В старину в Сибири дети жевали еловую смолу и болели редко, у них не было ангин и простуд. В еловой хвое много витамина С, а также провитамин А. Из еловой смолы получают целебный скипидар и канифоль.
Семена ели питательный корм для белок и птиц. Ель прекрасно переносит стрижку. Это имеет большое значение в создании из ели непроницаемых живых изгородей и защитных заграждений. Например, для защиты от снежных и песчаных заносов железнодорожного полотна.
Польза ели неоспорима, но как же быть с новогодними традициями?[3]
1.3. Новогодние традиции.
Самыми долгожданными и красивые праздники – Новый год и Рождество. В каждом доме, в витринах магазинов, на площадях и в театральных залах стоят удивительные лесные красавицы – ёлки, украшенные всевозможными игрушками, яркими гирляндами и сверкающими лампочками. Это время сказочных приключений и самых приятных подарков, которые традиционно кладут «под ёлочку». Но почему именно это дерево стало символом Нового года и Рождества? Откуда пришёл к нам этот обычай?
Оказывается, всё началось в Германии, много-много лет тому назад. Древние германцы считали ель деревом верховного бога Водана и по традиции в период зимнего солнцестояния подвешивали ветви ели к потолку своих домов – чтобы отогнать ведьм и злых духов. Постепенно еловые ветви стали заменять целым деревом, которое, однако, не ставили на пол, как сейчас, а всё также подвешивали к потолку, причём за корень. Такое положение дерева, с одной стороны, символизировало солнце, которое посылает свои лучи и силу Земле, а с другой – подвешенное за корень дерево означало, что земное является отражением небесного и что высокое может опуститься, а низкое подняться.
С принятием христианства языческая символика и обряды были запрещены, но не искоренены полностью. Ель продолжали приносить в дом в зимние месяцы как дань старым традиция. А в XVI веке ель приобрела новую роль Рождественского дерева. Скорее всего, именно тогда появились легенды о её христианском происхождении.
Что же касается других стран Европы, то традиция на Рождество украшать дома ёлкой появилась, вероятно, в начале XVI века. Первое документальное свидетельство о новом обычае относится к 1521 году, когда власти французского города Селеста поручили леснику срубить для них ёлку. И уже в середине века этот обычай настолько полюбился, что ёлки стали устанавливать почти в каждом доме. Ёлки стали исчезать. А отцам того же города Селеста в 1555 года пришлось ввести штраф за порубку леса.
В XVII веке в крупном городе Эльзаса – Стасбурге уже устанавливалось множество рождественских ёлок, украшенных яблоками – символами плодородия, разнообразными сладостями. С 1737 года рождественское дерево стали украшать обрезками бумаги и разнообразной мишурой, а в 1775 году на лесную красавицу даже подвесили посеребрённые и позолочённые картофелины!
В 1815 году ёлку впервые украсили свечами, а с 1850 года вошли в моду стеклянные украшения.
Ёлка победоносно шла по разным странам, завоёвывая всё больше поклонников.[4]
А как ёлка появилась в России? Часто встречается утверждение, что это она пришла к нам после указа Петра I от 15 декабря 1699 года. Однако это не совсем так. Указ предписывал украшать дома не только ёлками и её ветками, но и ветками сосны и можжевельника, судя по всему – в виде гирлянд. Таким образом, речь шла о вечнозелёных деревьях – символах вечной, не умирающей жизни, а не конкретно о рождественской ёлке.
И как всегда было в России, указ сначала выполнялся весьма старательно, а после смерти Петра был забыт. Исключением были питейные заведения, крыши которых каждый Новый год украшали ёлками. Причём их там оставляли до следующего Нового года и только тогда заменяли свежими.
А как самостоятельный атрибут Рождества ёлка пришла в Россию в начале XIX века – и к концу 1830-х годов уже была непременным атрибутом Рождественского праздника.
Интересно, что в эти времена уже можно было купить красиво украшенную ёлку – но только в кондитерских. Стоили эти ёлки весьма дорого – от 20 до 200 рублей! Но зато были удивительно хороши. На них можно было увидеть замечательные игрушки: крохотные яркие сундучки с подарками, китайские фонарики, корзиночки, куколки, шары и многое – многое другое. В конце XIX века в Санкт-Петербурге появился первый ёлочный базар. Сначала он находился в центре города – вдоль Невской линии «Гостиного двора», а позже, в 1898 году, был перенесё1н на Петровскую площадь.
Первые публичные ёлки были установлены в 1851 году в Москве в зале Благородного собрания, на детском празднике в пользу женских частных школ, и в Санкт-Петербурге, в «Пассаже» и на Екатерингофском вокзале. И практически сразу рождественский праздник для детей с раздачей подарков стали называть «ёлками»В Санкт-Петербурге самые большие ёлки для детей устраивали в Аничковом дворце и в зале Дворянского собрания. Николай II будучи ещё наследником престола, а затем и императором, очень любил «ёлки» и был непременным участником многих публичных и семейных «ёлок»
В 1882 году американец Э. Джонсон предложил использовать для украшения ёлки электрическое освещение. И уже в 1897 году праздничная ёлка в Царскосельском манеже сверкала электрическими огнями.
Новогодняя ёлка покорила Россию, но только города и городские имения. В деревнях её не принимали до конца XIX века. Но затем она вошла и в крестьянские дома, и даже в православные храмы, которые теперь во время Рождественской службы также украшены ёлками, правда не наряженными. Победоносное шествие ёлки по разным странам, в том числе и России привело к тому, что ель стала быстро исчезать.[5]
II. Практическая часть проекта.
2.1. Интервью по теме проекта в Балахнинском лесничестве.
Для детального изучения нашей проблемы мы взяли интервью у государственного лесного инспектора, главного специалиста Балахнинского межрайонного лесничества Нижегородской области Ромашкиной Натальи Валентиновны.
-Скажите, пожалуйста, какая площадь лесов в Балахнинском районе?
- Наши леса являются хвойно-широколиственными, площадь всех лесов в районе – 51182 га. Леса относятся к классу лесов зеленой зоны (Под зелеными зонами понимаются выделенные в установленном порядке покрытые зелеными насаждениями пригородные земли, образующие защитный лесной пояс и выполняющие средоулучшающие, санитарно-гигиенические, рекреационные и хозяйственные функции[6].)[7]
- Вырубают ли незаконно ёлочки в канун Нового года?
- Такие случаи нередки, случается, что за сезон страдает от 1 до 10 ёлок, это средние данные. Конечно, участковые лесничии и государственные лесные инспектора строго следят за этим, но случаи лесного браконьерства бывают ежегодно.
- Какие меры применяются для нарушителей? Существует ли какой-то закон?
-Да, существуют законодательные акты, во-первых, это Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 8.28. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан, в котором говорится, что за незаконную рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев и др. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, а во-вторых, существует Постановление правительства РФ № 273 от 8 мая 2007 г., в которой указан порядок расчета ущерба, согласно установленной таксе для каждой категории лесов. Для наших лесов расчет штрафа будет производиться по формуле: 1 м3* 2 (2 – категория лесов зеленой зоны), а если елку вырубают в канун Нового года, то еще этот показатель умножается на 50. Одним словом, нарушитель обязан заплатить штраф и сумму ущерба.
2.2. Анкетирование по теме проекта.
Для реализации проекта, более детального изучения проблемы, мы решили разработать анкету (Приложение № 1), и провести опрос по нашей проблеме среди одноклассников, учащихся среднего звена (5-8 кл.), педагогов и родителей. В опросе приняли участие 107 человек (из них 82 чел. – учащиеся 4 а, 5-8 кл., 10 педагогов, 15 родителей).
Из результатов анкетирования нам стало ясно, что 15 человек (23%) из опрошенных ставят дома на Новый год живую ёлку, остальные 92 человека ставят искусственную.
Практически у половины опрошенных – у 46 человек (43%) кто-то из родных, друзей, знакомых наряжает на Новый год живую ёлку. Большинство из тех, кто наряжает живые ёлки на Новый год (69 чел), выбрасывают их после окончания праздников. Практически все респонденты – 97 человек (91%), утверждают, что искусственная ёлка ничем не хуже живой. Еще больше опрошенных – 103 человека (96%) считают, что нужно наказывать тех, кто самовольно и нелегально рубит ёлочки на Новый год. Большинство – 82 человека (77%) утверждают, что людям нужно отказаться от живой ёлки на новогодние праздники.
Более подробно с результатами исследования можно ознакомиться в Приложении № 2.
2.3. Новогодняя ель своими руками.
В литературе, на различных сайтах мы нашли множество способов создание елки своими руками. В нашем проекте мы представим самые элементарные техники, которые могут быть доступны всем.
1 вариант. Новогодняя елка своими руками из цветной бумаги.
Основой новогодней елочки снова послужит картонный конус, а также нам понадобятся цветная бумага (мы использовали 2 цвета), ножницы, клей и скотч.
Самая кропотливая часть в процессе изготовления данной поделки — нарезать одинаковые по длине и ширине полосы цветной бумаги.
Каждую полоску склеиваем так, чтобы получилась петелька, затем все петли прикрепляем на скотч, оставляя расстояние, необходимое для склеивания с поверхностью конуса.
Елочка получится многоярусной и яркой благодаря чередованию цветов. Ее можно украсить небольшими бумажными игрушками, лентами, дождиком.Новогодняя елка из бумаги, сделанная своими руками, готова!
2 вариант. Новогодняя елка из конфет.
Следующий вариант - это роскошная «сладкая» елочка. Она, несомненно, станет и украшением праздничного стола, и любимым лакомством детей.
Ёлочка эта очень проста в изготовлении. Для работы потребуются любые конфеты около 1 килограмма, широкий скотч и картонный конус. Крепим конфеты до середины скотча, затем скотч крепим к конусу. Ёлочка готова!
3 вариант. Новогодняя елка своими руками из пряжи.
На картонный конус наносим клей и обматываем его пряжей по спирали. Украшаем новогоднюю елку бусинками, яркой тесьмой, пайетками и блестками. Вот и все. Елка сделанная своими руками красуется перед Вами!
4 вариант. Елка своими руками из мишуры.
Для ее изготовления вам понадобятся мишура, клей (вместо клея можно использовать скотч) и конус (его можно изготовить из картона или плотной бумаги).
Обмазываем поверхность конуса клеем и по спирали накручиваем мишуру (для изготовления этой елочки нам понадобилось около 4 метров мишуры). Кстати, мишура может быть любого цвета, необязательно зеленого. Получается очень яркая и оригинальная елочка при минимуме затрат и времени.[8]
Для своего проекта мы решили провести мастер-класс в начальной школе по изготовлению новогодней ели, выбрав 1 вариант. Фотоотчет о мастер-классе смотрите в Приложении № 7.
Также для реализации работы над проектом были изготовлены красочные листовки (Приложение № 3), был создан буклет (Приложение № 4), создан видеоролик «Не губите ели» (Приложение № 5) и размещен на страничке группы МБОУ "СОШ № 9", г. Балахна, Нижегородской обл. - http://vk.com/club69211355, было разработано внеклассное мероприятие для начальной школы «В гостях у новогодней ёлочки» (Приложение № 6).
Заключение
Подводя итоги своей работы, мы можем сделать вывод: мы практически добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о хвойных деревьях, об их значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев в нашей местности, активно обсуждали предложенные нами рекомендации по экологическому поведению. Гипотеза подтвердилась. Работа над проектом еще продолжается, и хочется верить, что в этом году пострадает меньше зеленых красавиц. Нами уже много сделано, но остались еще не решенные задачи: в ближайшее время мы распространим листовки в школе и в микрорайоне школы, проведем внеклассное мероприятие в младших классах «В гостях у новогодней ёлочки».
Возвращаясь к проблеме нашего проекта: Как сохранить лесную красавицу в заключении, проделав большую работу, мы рекомендуем:
Через год повторится праздник, многие из нас будут решать – украсить свой дом елкой натуральной или искусственной. И мы просим вас – подумайте не только о себе, подумайте о хвойных: они живые и красивые. Они только начинают жить своей жизнью. Стоит ли ради нескольких праздничных дней вашей человеческой жизни лишать жизни их? Может, пусть вырастут и шумят своими загадочными остроконечными верхушками на радость нашим потомкам?
Над проектом мы работали с интересом. Это наш первый проект, который включал и наблюдения. Во многом нам помогали учителя.
Этапы, которые не вызвали затруднений | Этапы, которые вызвали затруднения |
|
|
Список используемой литературы
Справочники, книги
Интернет-источники
1.Всё о российских лесах www.forest.ru
2. Как сделать елку своими руками http://shkolapodelok.ru/k-prazdnikam/podelki-k-novomu-godu/kak-sdelat-elku-svoimi-rukami.
Приложение № 1
Анкета проекта «В лесу родилась ёлочка»
А. живую
Б. искусственную
В. самодельную
Г. не наряжаем ёлку
А. да
Б. нет
А. используют хвою
Б. выбрасывают ёлку
А. да
Б. нет
А. да
Б. нет
А. да
Б. нет
В. не знаю
Приложение № 2
Приложение № 6
Внеклассное мероприятие «В гостях у новогодней ёлочки».
Цели и задачи:
Цель: формирование у учащихся бережного отношения к лесам нашей Родины, необходимости их изучения и сохранения.
Задачи:
Методы: рассказ, беседа, инсценировка, конкурсные задания, игра.
Возраст учащихся, на которых рассчитано мероприятие: школьники начальных классов, дошкольники.
Оформление зала: снежинки, гирлянды, украшенная «креативная» ёлка, листовки, плакаты.
Оборудование, технические средства:
музыкальный центр, искусственная ель, украшенная мишурой, наборы для конкурсов.
у детей: костюмы зверей.
Сценарный план:
1.Организационный этап.
Приветствие собравшихся, постановка цели, мотивация ребят на проведение мероприятия.
2.Основной этап.
«Как Петя ёлку хотел срубить» (инсценирование сказки)
3. Конкурсные задания
4.Подведение итогов.
Заключительное слово ведущих. Раздача всем зрителям листовок.
Ход занятия:
Организационный этап.
Слово ведущих:
Ведущий 1: Добрый день, ребята!
Сейчас мы вам загадаем загадку, а отгадку надеемся, что вы назовете хором
Он приходит в зимний вечер,
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод –
Это праздник...
Дети: Новый год
Ведущий 2: А что мы называем главным символом Нового года? Отгадайте еще одну загадку.
Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это …
Дети: Ёлка
Ведущий 1: Правильно ёлка. Но, к сожалению, для многих маленьких ёлочек Новый год не такой радостный праздник. А почему мы узнаем, посмотрев одну интересную сказку.
Сказка про то, как Петя ёлку хотел срубить.
Автор: Эта сказка-небылица.
Всё, что в сказке происходит,
В самом деле к нам приходит.
Звучит загадочная зимняя мелодия, появляется мальчик Петя.
Петя: Ёлку я в лесу найду
Сразу же её срублю,
Детям в школу принесу
В бусы, жемчуг наряжу.
(мальчик видит ёлочку)
Как красива и пушиста,
Зелена и так душиста!
Вот сейчас её срублю
И из леса унесу.
Сова: Что ты, Петя, не руби,
Ну-ка, слушай, погоди
Здесь лесной народ живёт
Очень дружно целый год.
Петя: Где же дружная семья?
Никого не вижу я.
Лучше мне её срубить,
В школе ярко нарядить.
Автор: Белый и пушистый заяц
Скачет к ёлке и дрожит
Он охотника боится
Быстро к елочке бежит.
Заяц: Ёлочка спрячь в ветвях своих,
Подумай о заячьих лапках моих.
(зайчик прячется в ветвях ёлочки)
Ёжик: Я колючий ёжик
Сплю под ёлкой до весны.
Кто поднял сейчас топорик?
Кто мои нарушил сны?
Петя отодвигается в сторону.
Белка: Дружба с белкой навсегда
Кормит шишками она.
Дом, где прячу я запасы.
Шишки, жёлуди, грибы
Для любимой детворы
Клёст: К ёлке я сейчас летел,
Деток вывести хотел.
А ты, мальчик, хочешь ёлку погубить
И меня осиротить?
Мышь: Прибежала я сюда,
Поискать здесь семена.
Чтоб от голода спастись,
Думала я тут пожить.
Появляется Дед Мороз
Ах, ты, Петя,
Вот смотрю я на тебя
И у меня болит душа
Как тебе не жалко ёлку?
Что ж с тебя так мало толку!
Вот на праздник в Новый год
Отморожу я твой нос!
Петя: Нет уж,Дедушка Мороз,
Не морозь ты мой нос!
Отпусти и прости!
Дед Мороз: Если будешь делать так,
Если будешь думать так,
Заморожу я тебя
И оставлю в лесу навсегда.
Звери: Давай, Дедушка Мороз,
Сейчас простим его всерьёз.
Пусть обещает никогда
Не рубить хвойное дитя.
Петя: Прошу прощенья, Дед Мороз,
Прошу прощенья, звери!
Обещаю всех вас охранять
И никогда не обижать.
Все звери встают в хоровод и поют.
Серебристые снежинки
Тихо кружатся, летят.
Будем праздновать у ёлки,
Собирая всех зверят.
Берегите наши ёлки
Зелёные иголки.!
Автор: Вспоминайте нашу сказку
В добрый праздник Новый год.
В сказке этой есть урок,
Только пусть он будет впрок.
Не губите елей
В белые метели!
Не рубить хвойное дитя.
Ведущий 2: Так почему же нельзя рубить ёлочки?
Дети: Потому что ёлочка-дом для многих животных, ей лучше жить в лесу много лет, чем пару недель постоять дома.
Ведущий 1: А сейчас нам пришла телеграмма от самой ёлочки. Вот, что она пишет: «Дорогие ребята! Вся стою нарядная в лесу зимнем, но чувствую недолог мой век. Скоро срубят меня, и жизнь моя оборвется. Помогите! Не дайте мне погибнуть. Надеюсь на вашу помощь».
Ведущий 2: Нужно срочно спасать ёлочку.
Ведущий 1: Ребята, поможем ёлочке?
Дети: да!
Ведущий 1: Тогда нужно пройти серьезные испытания.
Ведущий 2: Для начала давайте разделимся на 2 команды.
Дети делятся на 2 команды.
Ведущий 1: Первое испытания – музыкальное
Командам необходимо спеть дружно песенку, в которой есть слово елка, ёлочка.
Ведущий 2: Второе испытание – интеллектуальное.
Командам необходимо за 3 минуты разгадать кроссворд. Подсказка – если вы разгадаете кроссворд правильно, то вы узнаете, как зовут профессию человека, который охраняет лес, в том числе и ёлочки.
Ключевое слово: лесник.
Ведущий 1: Третье испытание – литературное
Доскажи словечко
Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте.
Хором дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник…. (Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт от …. (ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие …. (блестят!)
И качаются игрушки –
Флаги, звёздочки… (хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики, … (шары!)
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы,… (снегурки!)
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед … (мороз!)
И, верхушки украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая … (звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как … (красива!)
И теперь зажглись на ней,
Сотни крошечных … (огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в … (пляске!)
Ведущий 2: Последнее испытание – художественное.
Задание заключается в следующем. За 5 минут каждая команда должна нарисовать яркий плакат с призывом не рубить ели!
Ведущий 1: Молодцы, ребята! Вы достойно справились с испытаниями. И наша елочка прислала нам слова благодарности: «Дорогие ребята. Большое спасибо, что помогли меня защитить от браконьеров. Надеюсь, что жизнь моя будет долгой, и я увижу своих детей, внуков, а может даже и правнуков. Встречайте мою троюродную сестру, искусственную ёлочку на новогоднем празднике».
Ведущий 2: Мы надеемся, что после сегодняшнего мероприятия, у всех в доме появятся искусственные ели и сосны, которые помогут сохранить жизнь хвойных деревьев.
И в заключении, давайте просмотрим ролик, созданный нами. Раздача листовок.
До свидания! До новых встреч!
Литература:
1.Е.М.Тихомирова. Поурочные разработки по предмету
« Окружающий мир»,Издательство «Экзамен»-2012г.
2.Календарные, фольклорные и тематические праздники.Москва. «Вако»- 2006г.
3.Научно-методический журнал «Начальная школа», №9-2007г.
4.Газета «Педсовет», №10-2011г.
[1] Гиляров М.С. Биологический энциклопедический словарь – М.: Сов.энциклопедия, 1986., С. 89
[2] Петров В.В. Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1975, С .40
[3] Коростылёв Н.Б. Добрый врачеватель. Научно-популярный ежегодник «Лес и человек» 1987 г., С. 56
[4] Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002, С. 39-44
[5] Душечкина Е. В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002, С. 59-63
[6] Справочник по охране природы. М.: Изд-во "Лесная промышленность", 1980, С. 230 - 231
[7] Лесохозяйственный регламент Балахнинского районного лесничества – Н.Н.: Филиал ФГУП «Рослесинфорг» «Поволжский Леспроект», 2012, С.13
[8] Как сделать елку своими руками http://shkolapodelok.ru/k-prazdnikam/podelki-k-novomu-godu/kak-sdelat-elku-svoimi-rukami.
Какая бывает зима
Дымковский петушок
Рисуем осенние листья
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью