Данная работа была представлена на районном этапе НОУ юных в 2013-2014 учебном году.
Вложение | Размер |
---|---|
moy_pushkin._prekrasnyy_mir_skazok.docx | 24.67 КБ |
moy_pushkin._prekrasnyy_mir_skazok.pptx | 1.75 МБ |
Мой Пушкин. Прекрасный мир сказок.
(Слайд 1) Выбор темы: Сказки А.С.Пушкина все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Прошло уже более 200 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет.
Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсь раскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя.
Темой для исследования я выбрала сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей.
Гипотеза: Я предполагаю, что сказки А.С.Пушкина похожи на народные, их интересно читать, они доступны для понимания, и написал он эти сказки, так как любил общение с простыми людьми.
(Слайд 2) Актуальность темы: Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с раннего детства. Именно поэтому я и увлеклась этой частью творчества великого писателя.
Цели:
3. Воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.
(Слайд 3) Особенно заинтересовала меня эта тема, когда я побывала в усадьбе А.С.Пушкина в Большом Болдино. Побродив по тем местам, где жил и творил великий поэт, мне захотелось больше узнать о его жизни.
(Слайд 4) А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 г. в Москве в семье офицера Сергея Львовича Пушкина и Надежды Осиповны Ганнибал. Семья Пушкиных принадлежала к самой образованной части московского общества. Кроме Александра в семье были дети Ольга и Лев. Маленький Пушкин был воспитан французскими гувернерами. Из домашнего обучения он вынес прекрасные знания французского языка и любовь к чтению
В доме Пушкиных часто проходили литературные вечера, где собирались видные писатели, художники, музыканты. Эти встречи формировали ум и детскую любознательность поэта. Писать Пушкин стал, будучи маленьким мальчиком восьми лет отроду. Сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.
(Слайд 5) Любовь к родному языку ему передала бабушка, Мария Алексеевна, которая превосходно писала и говорила по-русски.
(Слайд 6) Сказки маленькому Саше рассказывала няня Арина Родионовна. У неё он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки.
Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня, стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.
Мастерица ведь была
И откуда что брала!
А куды разумны шутки,
Приговорки, прибаутки,
Небылицы, былины
Православной старины…
(Слайд 7) В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся учебное заведение – Царскосельский лицей под Петербургом. Здесь Пушкин впервые почувствовал себя поэтом. Его талант был признан товарищами по лицею.
(Слайд 8) В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. В селе Михайловском он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов - старинные и грозные песни о горькой народной доле. В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Поэт гусиным пером торопливо записывал нянины сказки. Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!» Пушкин в Михайловском начал учиться сам сочинять песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением.
(Слайд 9) Всего писателем было создано 5 сказок. К ним относятся:
(Слайд 10) Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. Сказки нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. Он создал истинно народные сказки, они вобрали все традиции русской сказки. В пушкинских сказках много событий, образов, народные образы и язык, обилие народных выражений, интересный сюжет, зависть. Пушкин воспринял от народных сказок веру в победу добра и справедливости. В них высмеивается жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом.
(Слайд 11) В основе каждой сказки А.С. Пушкина лежит фольклорный материал.
(Слайд 12)
1. Сказочный зачин и концовка
2. Сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы (говорящее зеркальце
3. Троекратный повтор (3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру)
4. Есть падчерица и мачеха
5. Падчерица трудолюбивая, кроткая, ласковая
(Слайд 13)
Если мы сравним эти две сказки, то увидим между ними большое сходство
«Золотая рыбка» | «Сказка о рыбаке и рыбке» | |
1. Зачин | «На море, на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка:в той избушке жили старик да старуха». | «Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке…» |
2.Нежданный улов | Рыбка: «Не бери меня, старичок! Что пожелаешь, то и сделаю» | Рыбка:„Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп» |
3. Требования старухи | Хлеб, новое корыто, новая изба, «не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой», хочет быть царицей, «хочет быть морскою владычицей, над всеми рыбами повелевать». | Корыто, изба, «Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой», «хочет быть вольною царицей», «Хочу быть владычицей морскою, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках» |
4.Концовка | «Дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане». | «Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». |
(Слайд 13) Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.
Сказка «Золотая рыбка» научила меня быть щедрым человеком, никогда не скупиться и во всём знать меру. Сказка «О попе и работнике его Балде» учит меня тому, что всякий труд достоин оплаты. А сказка «О царе Салтане и о сыне Гвидоне…» научила меня отличать добро от зла.
Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова…
(Слайд 14) Я провела опрос среди одноклассников и моих друзей. Что ты предпочитаешь в творчестве А.С.Пушкина? Вот итоги.
(Слайд 15) Твоя любимая сказка А.С. Пушкина? Вот итоги.
(Слайд 16) Твой любимый герой сказок А.С.Пушкина? Вот итоги.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу, что сказки А.С. Пушкина близки к русским народным, легко запоминаются, поэтому их хорошо знают и любят как дети, так и взрослые.
(Слайд 17)
Волшебных грёз очарованье
Он факел на моём пути.
Несущий свет, добро и состраданье.
(Слайд 18) Спасибо за внимание.
Слайд 1
Мой Пушкин. Прекрасный мир сказок Выполнила ученица 4 «В» класса МБОУ СОШ № 169 Строкина ДарьяСлайд 2
Актуальность темы Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребенку. Цель : Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Цель : Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Цели Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Закрепить знания сказок А. С. Пушкина 3. Воспитывать интерес к художественной литературе , желание читать книги. Цель : Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Цель : Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Цель : Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Цель : Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Цель : Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей.
Слайд 3
Большое Болдино
Слайд 4
Н. О. Пушкина С. Л. Пушкин А. С. Пушкин О. С. Пушкина Л. С. Пушкин
Слайд 5
Мария Алексеевна Ганнибал - бабушка поэта
Слайд 6
Мастерица ведь была И откуда что брала! А куды разумны шутки, Приговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины… Арина Родионовна Яковлева
Слайд 7
Пушкин-лицеист. Памятник в лицейском саду. А.С.Пушкин на экзамене в лицее Царскосельский лицей
Слайд 8
А.С. Пушкин в с. Михайловское Псковской губернии
Слайд 9
Любимые сказки 1831 год «Сказка о царе Салтане …» «Сказка о попе и работнике его Балде » 1833 год «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 1834 год «Сказка о золотом петушке»
Слайд 10
Герои сказок А.С.Пушкина
Слайд 12
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях 1. Сказочный зачин и концовка 2. Сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы (говорящее зеркальце) 3. Троекратный повтор (3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру) 4. Есть падчерица и мачеха 5. Падчерица трудолюбивая, кроткая, ласковая
Слайд 13
«Золотая рыбка» «Сказка о рыбаке и рыбке» 1. Зачин На море, на океане, на острове на Буяне стояла небольшая ветхая избушка:в той избушке жили старик да старуха. Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке 2. Нежданный улов Рыбка: «Не бери меня, старичок! Что пожелаешь, то и сделаю» Рыбка:„Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп» 3. Требования старухи Хлеб, новое корыто, новая изба, « не хочет быть крестьянкою, хочет быть воеводихой », хочет быть царицей, « хочет быть морскою владычицей, над всеми рыбами повелевать». Корыто, изба, «Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой», «хочет быть вольною царицей», «Хочу быть владычицей морскою, чтоб служила мне рыбка золотая и была б у меня на посылках.“ 4.Концовка «Дворца как не бывало, а на его месте стоит небольшая ветхая избушка, а в избушке сидит старуха в изодранном сарафане». Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.
Слайд 14
Произведения какого жанра ты предпочитаешь в творчестве А.С. Пушкина ?
Слайд 16
Твой любимый герой сказок
Слайд 17
Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837
Слайд 18
Спасибо за внимание
10 осенних мастер-классов для детей
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Загадка старого пирата или водолазный колокол
Барсучья кладовая. Александр Барков
Ералаш