По статистике проблемы со зрением выявляются у одного из четырёх школьников. Причин для возникновения подобных проблем множество. Среди них и генитическая предрасположенность, и низкий уровень гемоглобина, и частые срессы в детском возрасте, и пристрастие детей смотреть на яркий свет.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 593 КБ |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14.
Исследовательская работа
на тему:
«ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Работу выполнили:
Петров Артем ученик 3 «А» класса
Пряников Никита ученик 3 «Б» класса
Руководители:
Живаева Анна Анатольевна учитель 3 «А» класса
Богатова Иринам Сергеевна учитель 3 «Б» класса
г.о.Жигулевск
Жигулевск
2013
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………………………………...2
2. Основная часть……………………………………………………………………………………....3
2.1. Глаза и зрение ………………………………………………………………………………….3-4
2.2. Основные заболевания органов зрения ………………………………………………………...4
2.3. Анализ данных о состоянии зрения учащихся начальных классов …………………..............5
2.4. Причины нарушения зрения у младших школьников ………………………………...........5-6
2.5. Практические рекомендации …………………………………………………………………...6
3. Заключение ………………………………………………………………………………………...7
4.Список литература. ………………………………………………………………………………....8
5. Приложения. ……………………………………………………………………………………..9-18
1
1. Введение
По статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка детей дошкольного возраста и у одного из четырех школьников. Причин для возникновения подобных проблем множество. Среди них и генетическая предрасположенность, и низкий уровень гемоглобина, и частые стрессы в детском возрасте, и пристрастие детей смотреть на яркий свет — солнышко, лампочки. Влияет на состояние зрения ребенка и его увлечение компьютерными играми (как альтернатива — игры, установленные на мобильном телефоне), длительные просмотры телевизора (более 30-40 минут в день), чтение, лежа или при плохом освещении. Все эти факторы со временем крайне негативно отражаются на способности ребенка хорошо и далеко видеть, на общей остроте зрения. Более того, нарушение правил зрительной «гигиены» может даже спровоцировать весьма серьезные последствия, такие как затуманенное зрение, косоглазие, близорукость, конъюнктивит, слабое ночное зрение. Любого из этих неприятных диагнозов можно избежать с помощью необходимой профилактики и строгого контроля времяпровождения.
Что же такое зрение? Как устроен глаз? Это первое, что нас заинтересовало. От чего зависит качество зрения, что может сделать каждый ученик для сохранения зрения?
На эти вопросы мы попытались ответить в своей работе и донести эту информацию до учеников и учителей нашей школы.
Объект исследования – нарушения зрения у учащихся ГБОУ СОШ №14 г. Жигулевска.
Предмет исследования – профилактика нарушений зрения у школьников.
Цель исследования – выявить причины нарушения зрения у младших школьников и разработать рекомендации для сохранения зрения у детей.
Задачи:
Для решения поставленных нами задач, были использованы следующие методы:
2
2. Основная часть
2.1. Глаза и зрение
Глаз человека имеет шаровидную форму, отсюда его название — глазное яблоко. Он состоит из трех оболочек: наружной, сосудистой и сетчатки, а также внутреннего содержимого.
Роговица – прозрачная оболочка глаза, которая пропускает и преломляет свет. Она совершенно не содержит кровеносных сосудов, зато очень богата нервными окончаниями и является одной из высокочувствительных тканей человеческого организма. Роговица обладает определённой оптической силой и имеет среднюю толщину 500–600 микрон.
Склера – непрозрачная оболочка, поддерживающая глаз.
Сосудистая оболочка — состоит из множества мелких сосудов, по которым кровь снабжает глаз кислородом и питательными веществами.
Сетчатка – состоит из нескольких слоев нервных клеток. Именно она обеспечивает нам зрение. На сетчатке отображаются предметы, которые мы видим. Информация о них передается по зрительному нерву в головной мозг. Однако не вся сетчатка воспринимает изображение одинаково: наибольшей зрительной способностью обладает макула — центральная часть сетчатки, где расположено основное количество зрительных клеток (колбочек).
Передняя камера находится между роговицей и радужкой, а задняя камера — между радужкой и хрусталиком. Камеры заполнены внутриглазной жидкостью.
Хрусталик – это двояковыпуклая линза, обладающая оптической силой до 15–18 диоптрий. Располагается между радужкой и стекловидным телом. Хрусталик способен мгновенно «наводить фокус» на предметы различной дальности. Эластичен, но с возрастом это свойство уменьшается. Как и роговица, хрусталик является частью сложной системы светопреломляющего аппарата глаза, в которую также входят: роговица, влага передней камеры и стекловидное тело.
Стекловидное тело имеет консистенцию желе и отделяет хрусталик от глазного дна. Кроме того, мозг позволяет нам правильно различать верх и низ. Преломляясь при прохождении через хрусталик, свет оставляет на сетчатке перевернутое изображение. Наш мозг "считывает" его и тотчас переворачивает "с головы на ноги". Однако новорожденный поначалу видит все предметы перевернутыми.
2.2 Основные заболевания органов зрения.
Близорукость (Миопия) – это нарушение работы глаза, которое проявляется в снижении четкости зрения вдаль. Связано это с нарушением фокусировки светового потока на сетчатке, при котором трудно различать отдаленные от него предметы.
Основная причина близорукости - изменение формы глазного яблока. При данном заболевании оно удлинено и становится больше похоже на овал, чем на круг. В результате происходит нарушение преломления света, из-за чего световые лучи, проходящие через глазное яблоко, фокусируются не на сетчатке, а перед ней. На сетчатку попадают уже расфокусированные лучи, создающие нечеткое, расплывчатое изображение.
Дальнозоркость (гиперметропия)- это нарушение зрения, при котором ухудшается четкость изображения при близком расстоянии (20-30 см. от глаз) Основная причина дальнозоркости - укороченная форма глазного яблока. При дальнозоркости изображения фокусируются позади сетчатки, вследствие чего изображение воспринимается неотчетливо.
Астигматизм - это патология рефракции глаза, связанная с неправильной формы роговицы или хрусталика. В результате человек видит окружающие предметы искривленными, местами размытыми, прямые линии выглядят изогнутыми. У здорового глаза сферическая поверхность роговицы и хрусталика ровные, а при астигматизме их сферичность нарушена, она обладает разной кривизной по разным направлениям. Таким образом, проходящие через деформированную роговицу или хрусталик световые лучи фокусируются на сетчатке не в одной точке, а сразу в нескольких. Поэтому воспринимаемое глазом изображение является неотчётливым.
Косоглазие - это расстройство зрения, при котором глаза смотрят в разные направления. Существуют самые разные виды косоглазия. Чаще всего оно бывает сходящимся (глаза направлены к переносице) или расходящимся (глаза направлены к вискам) т.е. горизонтальным. Косоглазие развивается из-за нарушения согласованной работы мышц глаза. Чаще всего оно развивается в детском возрасте из-за неправильного развития бинокулярного зрения.
4
2.3. Анализ данных о состоянии зрения учеников ГБОУ СОШ №14 г. Жигулёвск по результатам медицинских осмотров за 2009 – 2013 год.
Проанализировав данные медицинских осмотров за 2009-2013 год, мы пришли к выводу, что количество детей, имеющих нарушения в зрении растет. (Приложение №2)
Так в 2009 — 2010 учебном году учеников с нарушением зрения было 13% от общего числа, а в 2010 — 2011 году — 14%,2011-2012 году-16%,2012-2013году-19%.
(Приложение №3)
Особенно увеличивается количество детей с диагнозом - дальнозоркость - с 9ч. (2009 уч.год) до 12ч. (2013 уч.год). (Приложение №4)
Также наблюдается увеличение числа детей с диагнозом – близорукость-с 8ч. (2009 уч.год) до 12ч. (2013 уч.год). (Приложение №5)
С 2009 уч.года по 2012 уч.год в нашей школе был рост детей с заболеванием-астигматизм (с 9ч.-12ч.),а в 2013 уч.году мы зафиксировали снижение данного заболевания до8 ч. (Приложение № 6)
В ходе нашего исследования нами были выявлены дети с неуточненным диагнозом, и рост таких детей из года в год увеличивается (с 1ч.-2009 уч.год до 14ч.-2013 уч.год.) (Приложение №7)
С 2010 уч.года по 2013 уч.год к нам в школу приходят дети с заболеванием-косоглазие, на данный момент детей с таким диагнозом 3 человека.
Нас заинтересовало, как изменяется зрение у учеников с возрастом. Среди нынешних 11-классников 25% имеют нарушения в зрении., тогда как в 1 классе среди них было лишь 6 % со зрительными проблемами.
Все факты говорят о том, что проблема нарушения зрения у школьников достаточно актуальна и требует решения.
2.4. Причины нарушения зрения у школьников.
По мнению учеников начальной школы одной из главных причин, влияющих на проблемы со зрением, является работа за компьютером. Так считают 37% опрошенных.
(Приложение №1)
При этом 68% опрошенных проводят за компьютером более 2 часов. Для детей 9-10 лет это очень много.
Каждые четверо из пяти длительно работающих на компьютере людей жалуются на снижение работоспособности глаз, периодически возникающие головные боли, чувство тяжести в затылке, скованность и напряженность мышц в воротниковой зоне и в области
5
плечевого пояса, рассеянность, чувство разбитости и апатии.
Из-за длительной напряженной зрительной работы на близком расстоянии у многих пользователей компьютерами глаза краснеют, слезятся, возникают резь и ощущение инородного тела в глазах, размытое изображение, двоится в глазах, появляются давящие боли в висках и в области надбровных дуг. Глаза воспаленные, сухие, наблюдается светобоязнь, люди плохо видят в темноте.
Требования, предъявляемые к зрению во время работы на компьютере, чрезвычайно высоки. Даже при оптимальном освещении, нагрузка на орган зрения очень велика.
Общеизвестно, что перенапряжение глаз сказывается на физическом и умственном состоянии человека и может на 90% снизить способность думать и концентрировать внимание.
29 % ребят отметили, что на нарушение зрения влияет просмотр телевизора. 46% опрошенных просматривают телевизор на расстоянии от 1 до 3 метров, у всех остальных (54%) телевизор находится на расстоянии более 3 метров. Всем нам известно, что долго смотреть телевизор вредно для глаз. Чтобы снизить нагрузку на глаза экран телевизора должен находиться на высоте один метр от пола. Расстояние от телевизора до глаз должно быть 2,5-3 метра. Однако, здесь важно ваше личное восприятие информации. Например, если вы ясно не видите субтитры, то большое расстояние наоборот будет способствовать усталости глаз. Глаза так же испытывают напряжение при просмотре телевизора в темной комнате. Лучше уменьшить время нахождения у телевизора.
18% опрошенных считают чтение причиной нарушения зрения, 11% - наследственность и 5 % - плохое освещение.
2.5. Практические рекомендации
В результате нашей исследовательской работы, используя СМИ, мы составили следующие рекомендации и упражнения:
1.упражнения, помогающие улучшить зрение и снять усталость глаз (Приложение №8)
2.рекомендации для правильного чтения (Приложение №9)
3.рекомендации по подготовке к безопасной работе за компьютером (Приложение №10)
6
3. Заключение
В ходе работы мы выяснили строение глаз и механизм получения информации при помощи органов зрения. По данным медицинских осмотров определили общую картину нарушения зрения у младших школьников нашей школы. Определили причины нарушения зрения. В школьный период возрастает нагрузка на глаза, несоблюдение гигиенических требований к организации рабочего места, а так же правил работы за компьютером являются причиной нарушения зрения у школьников. Для того, чтобы сохранить зрение, мы подобрали комплекс упражнений и рекомендаций.
Подводя итог, напомним основные правила, соблюдение которых поможет сохранить зрение.
1 Рабочее место должно быть равномерно освещено, а лучи света не должны попадать прямо в глаза.
2 Сокращение времени нахождения у телевизора и компьютера поможет уменьшить нагрузку на глаза и риск развития заболеваний органов зрения.
2 Гимнастика для глаз особенно эффективна в качестве профилактики нарушения зрения и на первых стадиях его ослабления.
Надеемся, что наши рекомендации помогут сохранить и улучшить зрение у учеников и учителей нашей школы.
7
4.Список литературы.
1. Здоровье сберегающие технологии - http://wmarina2007.narod.ru/zdorovesberezhenie/
2. Ковалько В.И. Здоровье сберегающие технологии. Школьник и компьютер. 1-4 классы.- М.:
ВАКО, 2007.
3. Компьютер и здоровье ребёнка - http://www.patee.ru/children/child-health/view/?id=13631
4. Компьютер и ребенок: все за и против - http://www.u-mama.ru/read/article.php?id=4816
5. Санитарные правила и нормы (СанПиН 2.4.2. 1178-02) «Гигиенические требования к
условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». – //http://www.ecobest.ru
/snip/folder-7/list-39.
6. Детская энциклопедия. Издательство «Просвещение», 1966г.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. - М.:
ВАКО, 2007.
Ресурсы сети Интернет
1.http://psystat.at.ua
2. http://www.родитель.ru
3. http://www.igrover.ru/node/512
4. http://www.ProPlay.ru
5. http://buratino.tv/vospitanie-rebenka/mogno-li-rebenku-igtat-na-computere.html
6. http://chitalia.blogspot.com/
8
5.Приложения.
Приложение №1
Факторы, влияющие на зрение, по мнению учащихся 1-4 классов.
9
Приложение №2
Нарушения зрения у учеников СОШ №14, выявленные в результате ежегодных медицинских осмотров.
класс | миопия | астигматизм | дальнозоркость | неустанов. | косоглазие |
2009-2010 учебный год – учеников 197 ч. | |||||
1 | 2 | 1 | 3 | ||
2 | 1 | 2 | 5 | ||
3 | 2 | 5 | 1 | ||
4 | 3 | 1 | 1 | ||
Итог | 8 | 9 | 9 | 1 | |
2010-2011 учебный год – учеников 201ч. | |||||
1 | 1 | 2 | 2 | 1 | |
2 | 2 | 1 | 3 | 2 | |
3 | 1 | 2 | 5 | ||
4 | 2 | 5 | |||
Итог | 6 | 10 | 10 | 2 | 1 |
2011-2012 учебный год - учеников 227 ч. | |||||
1 | 4 | 2 | 1 | 1 | |
2 | 5 | 2 | 3 | ||
3 | 3 | 1 | 3 | 3 | |
4 | 2 | 5 | 2 | ||
Итог | 10 | 12 | 10 | 4 | 1 |
2012-2013 учебный год - учеников 252ч. | |||||
1 | 4 | 6 | 1 | ||
2 | 2 | 5 | 2 | 5 | 1 |
3 | 7 | 2 | 3 | 1 | |
4 | 3 | 1 | 3 | 3 | |
Итог | 12 | 8 | 12 | 14 | 3 |
10
Приложение №3
Количество учеников с нарушением зрения
Приложение №4
11
Приложение №5
Приложение №6
12
Приложение №7
13
Приложение №8
Практические рекомендации
Гимнастика для глаз
Упражнения, помогающие улучшить зрение и снять усталость глаз:
Упражнение №1 – закройте глаза ладонями, при этом локти рук должны опираться на стол. Продолжительность упражнения – 5 минут. Повторяйте 2-3 раза в день. Темнота и тепло от ладоней помогают глазам расслабиться.
Упражнение №2 – в утреннее время закройте глаза и брызгайте в лицо теплой водой, а затем холодной. Повторите 20 раз. Вечером выполните это же упражнение, но сначала используйте холодную воду, а затем – теплую. Это упражнение улучшает кровоток в глазах.
Упражнение №3 - Фокусировка. Возьмите в каждую руку по карандашу. Один карандаш держите вертикально в 15 см от глаз, а другой – на расстоянии вытянутой руки. Сфокусируйте взгляд на одном карандаше, моргните и сфокусируйтесь на другом. Выполняйте упражнение два раза в день в течение нескольких минут
Упражнение №4 – встаньте, поставьте ноги на ширину плеч и раскачивайтесь всем телом из стороны в сторону. Глаза при этом должны быть сфокусированы на любом удаленном предмете. Периодические смаргивайте. Повторите 50 раз.
Упражнение №5 - закройте, а затем медленно до отказа откройте глаза, направляя взгляд вдаль. Вновь медленно закройте глаза, веки плотно сомкните. Повторите 2–3 раза.
Упражнение №6 - отведите глаза до отказа влево так, как будто хотите рассмотреть то, что происходит у вас за спиной. Медленно, как бы с напряжением поверните глаза к потолку, затем до отказа вправо. То есть поворачивайте глаза по часовой стрелке. Потом вниз и снова в исходное положение. После секунды отдыха повторите то же самое, но в обратном порядке.
Упражнение №7 - закройте глаза, а затем широко откройте. Смотрите вдаль. Указательными пальцами сделайте глубокие, давящие движения в области наружных уголков глаз. Медленно закройте правый глаз. Плотному смыканию века мешает сила пальцев, лежащих у наружного угла правого глаза. В момент открытия века правого глаза закройте левый глаз, затем правый и т. д. Повторите 6–8 раз.
14
Упражнение №8 - безымянный и указательный пальцы каждой руки положите на сомкнутые веки обоих глаз таким образом, чтобы указательный слегка надавливал на наружный угол глаза, безымянный — на внутренний, а средний пусть ляжет на середину брови. Сделайте попытку прищурить закрытые глаза, преодолевая давление пальцев. Повторите упражнение 3–4 раза.
Упражнение №9 - расположите пальцы так же, как и в предыдущем упражнении. Закрыв глаза, сделайте попытку нахмуриться, то есть свести брови к середине лба, в то время как нажим пальцев им противодействует. Достаточно повторить это 3 раза.
Упражнение №10 - откройте глаза двумя пальцами обеих рук (указательным и средним), положенными параллельно друг другу так, чтобы средний фиксировал наружный уголок нижнего века, а второй — верхнего. Сделайте попытку подмигнуть. Глазные яблоки в этот момент поверните вправо. Затем влево и опять подмигните. Упражнение надо сделать 6–8 раз.
Приложение №9
Правила чтения:
1. При чтении не держите книгу на груди или на коленях.
2. Варьируйте расстояние от глаз до книги. Передвигайте стул, откидывайтесь на спинку, выпрямляйтесь. Словом, меняйте положение тела.
3.Не читайте лежа в постели до погружения в сон.
4.Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном 45°.
5.Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом. Пользуйтесь закладкой.
6.Следите, чтобы освещение падало с левой стороны, и было достаточным.
7.Не читайте на ходу и при движении транспорта.
8.Не читайте до усталости. Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.
9.Держите книгу ниже подбородка, чтобы не поднимать веки. Верхнее веко всегда опущено и расслаблено.
10.Почаще моргайте при чтении. Делайте по 1 — 2 моргания на каждой строке текста.
Моргайте на знаках препинания и в конце строки
15
11.Не читайте на солнце.
12.Во время чтения лежа держите голову приподнятой. При этом часто моргайте.
13.Книгу держите на таком расстоянии, с которого шрифт виден лучше всего.
14.Не наклоняйте голову и тело сильно вперед.
15.Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч.
16.Не читайте, если больны, взволнованны, устали. Приступайте к чтению, только хорошенько расслабившись.
Подготовка к безопасной работе за компьютером:
16
Обязательный отдых. Помните, что каждый час вы должны сделать 5-минутный перерыв в работе. Если вы проводите время за компьютером дома, перерыв желательно увеличить до
15 минут. Используйте перерыв, чтобы расслабляющую зарядку для глаз. Эксперты говорят, что этого достаточно для обеспечения защиты для глаз. Если следовать этим простым советам, рабочее время, проведенное за компьютером, можно увеличить почти в два раза! Чтобы определить, на сколько устали ваши глаза, выполните следующее упражнение:
Попробуйте выполнить простую зарядку для глаз при работе за компьютером,
которая быстро расслабит глаза.
17
Приложение 1. Анкета для учащихся.
1. Есть ли у вас дома компьютер (телевизор)?
2. Сколько времени в день в среднем вы проводите за компьютером (телевизор)?
3. Что вас больше интересует (чему вы отдадите предпочтение):
а) компьютер (телевизор) или чтение книги,
б) компьютерная или спортивная игра,
в) прогулка на свежем воздухе или компьютер (телевизор),
г) непосредственное «живое» общение с другом или общение с помощью компьютера?
4. Устают ли у вас глаза при работе с компьютером, просмотре телевизора?
5. Делаете ли вы при работе за компьютером (просмотре телевизора) гимнастику для глаз?
6. Делаете ли вы физминутки в перерывах при работе за компьютером?
7. Как вы считаете, что в большей степени влияет на снижение зрения:
а) наследственность
б) освещение
в) компьютер
г) телевизор
д) чтение
18
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Пятёрки
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Несчастный Андрей
Весенняя сказка