Данная работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работа отслеживает исследование вклада труженицы тыла Кузнецовой Марии Фроловны в приближении победы.
Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформлен в соответствии с требованиями Положения конкурса.
Автором собраны теоретические сведения по вопросу исследования. Проведён огромный объём работы по практической части проекта, который приведён в систему.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_kuznetsova_a._4_kl.docx | 24.59 КБ |
МКУ «ЦИМО МОУ» Лямбирского муниципального района РМ
МКОУ «Болотниковская ООШ»
районный конкурсучебно-исследовательских, проектных
и поисковых работ среди учащихся общеобразовательных учреждений Лямбирского муниципального района «Юный исследователь»
направление: историко-социологическое
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
на тему:
«МОЯ ПРАБАБУШКА – ТРУЖЕНИЦА ТЫЛА»
(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Выполнил: Кузнецов Александр, ученик 3 класса МКОУ
«Болотниковская ООШ»
Руководитель:Пучкина В.В.
учитель начальных классов
с. Болотниково
2013- 2014 год
Информационная справка
Наименование школы:МКОУ «Болотниковская ООШ»,Лямбирского муниципального района, Республики Мордовия
Директор школы: Ваняшкина Ольга Владимировна
Адрес школы: 431522, Республика Мордовия, Лямбирский район, с.Болотниково, ул. Зеленая, 16-А.
Телефон: 88344125621
Автор работы: Кузнецов Александр Викторович
Адрес автора: 431522,с.Болотниково, ул. Молодежная д.2 кв.8
Телефон: 8(834)41-2-55-30
Руководитель работы: Пучкина Валентина Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «Болотниковская ООШ»,Лямбирского муниципального района, Республики Мордовия
Телефон 89271820542
Адрес электронной почты-valentina_puchkina63@mail.ru
Дата создания: октябрь 2013-февраль 2014 г.
Аннотация
Данная работа посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работа отслеживает исследование вклада труженицы тыла Кузнецовой Марии Фроловны в приближении победы.
Четко поставлены цели и задачи исследования, материал оформлен в соответствии с требованиями Положения конкурса.
Автором собраны теоретические сведения по вопросу исследования. Проведён огромный объём работы по практической части проекта, который приведён в систему.
Работа представляет теоретический и практический интерес, может служить помощью при сборе информации при написании своих творческих проектов, формирует навыки исследовательской деятельности. Результатами исследования могут воспользоваться ученики и учителя при проведении уроков и внеклассных мероприятий по истории.
Работа рекомендована для участия в конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….5-6
Основная часть
1История семьи……………………………………………………………….7
2 Работа в тылу………………………………………………………..............7-8
3Послевоенные годы………………………………………………………….8
4Награды………………………………………………………………………8
5Семейные реликвии, традиции……………………………………………..8-9
Заключение……………………………………………………………………………………….10
Респондент………………………………………………………………………………………..11
Приложения
В 2015 году будем отмечать 70-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Этот праздник значимый для каждого россиянина, как дань памяти и глубокого уважения людям старшего поколения, всем, кто героически, самоотверженно приближал долгожданный день Великой Победы.
Война коснулась наших земляков. Сколько горя, беды принесла в наши семьи. Почти в каждую семью приходили похоронки. Мы увековечили память об этой страшной войне. Об этом свидетельствуют музеи, архивы, книги-памяти, мемориальные плиты, памятник погибшему солдату, где мы можем прикоснуться к памяти наших земляков, которые сражались на фронтах, а так же в тылу.
На уроках окружающего мира, на внеклассных занятиях по курсу «Я – гражданин России», также на классных часах мы много времени уделяли изучению материала, связанного с Великой Отечественной войной. И только чуть-чуть затрагивали тему «Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны».
Меня заинтересовала данная тема. Захотелось больше узнать о военном времени, о людях, которые пережили трудные военные годы. Ведь о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем.
Когда мне предложили поучаствовать в данной конференции для учащихся, я, не раздумывая, согласился.
Хочу рассказать о моей прабабушке Кузнецовой Марии Фроловне, которая является труженицей тыла, об этом свидетельствуют ее награды, грамоты, которые она заработала честным трудом в годы войны.
Цель данной исследовательской работы:
Узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны, а также выяснить, какой вклад внесли женщины - труженицы тыла, приближая Великую Победу. Познакомить со своими исследованиями как можно больше людей.
При выборе методов исследования я использовал беседы со своей прабабушкой – Кузнецовой Марией Фроловной - труженицей тыла.
Так определились этапы моей работы:
Беседа с прабабушкой.
Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
-на примере своей прабабушки изучить условия жизни народа в военные годы(из беседы)и в настоящее время;
-показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
-узнать, какой вклад внесли женщины- труженики тыла, приближаяВеликую Победу;
-донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, который лег на плечи наших прадедушек и прабабушек.
Основная часть
1 История семьи
Моя прабабушка,Кузнецова Мария Фроловна, родилась в селе БолотниковоЛямбирского района в июне 1926 года в крестьянской семье Кузнецовых. Главой семьи был Фрол Федотович, а маму звали Пелагея Григорьевна. У них родились три девочки. Моя прабабушка была самой младшенькой. В любви и заботе росла Мария Фроловна в родной семье. Но в возрасте 12 лет тяжелая болезнь унесла отца, а через год не стало и мамы. Рано умерли и сестры моей бабушки. Ее приняла в свою семью родная сестра ее матери. Трудно было выживать в чужой многодетной семье. Приходилось много работать. Но, несмотря на все трудности, ходила в местную школу и успешно проучившись7 классов в Болотниковской школе, моя прабабушка пешком ходила в Саловскую школу, чтобы получить восьмилетнее образование.
А скоро большая всеобщая беда пришла – война. С первых же дней началась демобилизация. Многие мужчины в селе ушли на фронт.В тылу остались дети, женщины и старики.
2Работа в тылу
Когда началась Великая Отечественная война, моя прабабушка успела с отличием закончить 8 классов в Саловской восьмилетней школе. Все население: и стар, и млад, помогало в тылу приближать победу. Не осталась в стороне и Мария Фроловна. Чтобы поступить на трехмесячные курсы трактористов в Лямбирской МТС, ей пришлось прибавить себе два года. Ведь тогда было-то ей всего 15 лет. После курсов, как способной ученице, сразу же доверили работать самостоятельно на новом тракторе. Ничуть не хуже опытных трактористов выполняла все сельскохозяйственные работы: и пахала, и культивировала, и сеяла. Бывало, пахала и ночью. Начальство не могло нахвалиться ею: «Маленькая, да удаленькая» называли мою бабушку.Она часто вспоминает: «Мы работали из последних сил - так нужно было для Родины, для Победы. Ведь на фронте было куда труднее. Мы всегда помнили о наших отцах, братьях, мужьях, что сражались в боях за Родину, и считали, что мы в тылу тоже помогаем приближать Победу.
Как бы трудно не было, мы были молодыми. Вечерами, после тяжёлого трудодня мы собирались вместе, пели песни, шутили».
Когда баба Маша рассказывала об этом, я слушал, затаив дыхание, и представлял её молодой, красивой. Сколько она вынесла! А ведь была такая молодая!
3 Послевоенные годы
Проработала моя прабабушка на своем «железном коне»в родном колхозе «Путь Ленина» долгих и трудных восемь лет. И не было ей равных. А когда стали возвращаться с фронта мужчины, местный председатель сельского совета, Скороходов Андрей Иванович, пожалел её и взял финансовым агентом по сбору налогов с населения, где проработала два года. Легкий и добродушный характер моей бабушки помогал ей в работе с людьми. И, когда открылся в Болотникове в помещении старой церкви молочный пункт, баба Маша устроилась лаборанткой по приему молока. В нелегких условиях работала она там целых 26 лет! Общий стаж у моей бабули - «49 годов», как она говорит. Моя бабушка вырастила сына, внучку - мою маму, а теперь помогает моей маме и в моем воспитании.
4 Награды
За свой самоотверженный труд Мария Фроловна Кузнецова награждена:
- медалями: «Победитель социалистического соревнования» и «За доблестный труд»;
- юбилейными медалями «За победу в Великой Отечественной войне»
Она – ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда.
5 Семейные реликвии, традиции
В каждой семье складываются свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. В нашей семье это - любовь, понимание, уважение к старшим и забота о близких нам людях. Еще мы любим в знаменательные даты собираться у бабушки за круглым столом всей семьей Кузнецовых, где поем песни, слушаем пение нашей бабушки. Я прошу бабушку, чтобы она достала свои медали, и в очередной раз показала мне свою гордость. Для меня это - реликвия и память о тех тяжелых днях. А в будни любим дружно собраться и устроить трудовой субботник: летом - поработать на огороде и в саду, зимой - почистить снег, убраться в доме и т.д. Вот такая дружная семья у нашей бабушки!
Мы часто с бабой Машей разговариваем о её тяжелой жизни, о тревожной молодости и я удивляюсь, как она выдержала и вынесла на своих хрупких плечах все тяготы военных лет. И я счастлив, что родился в мирное время, а так же горжусь своей прабабушкой. Когда вырасту, я буду рассказывать своим детям о войне, о разрухе, которая коснулась нашей семьи, чтобы связь поколений не прерывалась.
В этом году моей бабе Маше исполнится 90 лет. Она до сих пор любит что-то делать дома: готовить, убирать или шить, потому что она привыкла всегда работать. Но мы ее не оставляем без внимания, заботимся и бережём ее. Так же мою прабабушку часто приглашают на различные мероприятия, посвященные дням Победы, старшего поколения и т.д. По словам прабабушки: «Вера в Победу, Бога и песня спасли нас в те трудные годы, внучок, мы были хоть голодные, холодные, но счастливые ».
Мария Фроловна очень уважаемый человек
Я свою прабабушку очень люблю. Она добрая, заботится обо мне, играет со мной.
Заключение
Данная работа позволила узнать и рассказать о своей бабушке - труженице тыла и ее семье, а так же показать ту правду о той страшной войне, которая коснулась людей того времени.
Работа развивает интерес к истории села, воспитывает уважение к людям, подарившим нам мирное время.
Беседуя с бабой Машей, я отметил нежелание вспоминать о тех страшных годах. Объясняет она это тем, что вспоминать это тяжело и больно. Она как бы заново переживает то страшное, тяжелое время.
Самое главное я понял, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла мы - их внуки, и правнуки. И связь поколений никогда не прервется.
Женский подвиг в годы войны всегда будет достоин восхищения и гордости у молодого поколения.
Респондент:
Кузнецова Мария Фроловна, 1926 г.р., уроженка села Болотниково, Лямбирского района, Республики Мордовия.
Проживает по адресу: РМ Лямбирский район с.Болотниково ул. Садовая, д.22
Литература
1. Толковый словарь С. Ожегова
2. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.
3. Алещенко Н.М. Во имя победы. М., «Просвещение», 1985.
4.Для них тыл был фронтом: Очерки, ст., воспоминания, фотодок. О тружениках тыла в годы Великой Отеч. войны: [Сборник] /Редкол.: В.Г.Ганичев, А.И.Гусева, М.Г.Кузьмина и др.; Сост.: В.П.Колосов, Н.М.Кулыгин, А.А.Мамаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002
5.Данишевский И.М. Война. Народ. Победа. М., 1976.
6.Доризо Н. День нынешний и день вчерашний. М., Военное издательство
Астрономический календарь. Декабрь, 2018
Ночная стрельба
О чем поет Шотландская волынка?
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Лист Мёбиуса