Работа посвящена исследованию малой реки Вадского района - Ватьме.
Вложение | Размер |
---|---|
sokhranenie_vodnykh_ekosistem.doc | 430.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Вадская средняя общеобразовательная школа»
Проект
«Сохранение водных экосистем»
Авторы проекта:
обучающиеся Вадской средней школы
члены кружка «Экологическое краеведение»
Зимина Анна
Кулёва Анастасия
Андреева Яна
Буракова Светлана
Моругова Наталья
Тамазян Моника
Руководитель проекта:
Калина Светлана Николаевна
учитель географии МБОУ «Вадская СОШ»
Консультант:
Денисова Галина Анатольевна
Адрес: 606380
Нижегородская область
Вадский район
село Вад, ул. Просвещения, д 33
Контактный телефон
8-831-40-4-14-47
Вад 2011 г
Содержание
Введение
Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не возможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Антуан де Сент- Экзюпери |
В настоящее время проблема загрязнения водных объектов, особенно рек, является наиболее актуальной, т. к. всем известно выражение "вода - это жизнь". Без воды человек не может прожить более трех суток, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.
Река – один из самых интересных объектов живой природы. Да-да, именно живой, мы не оговорились, ведь река живёт своей, богатой событиями жизнью, правда жизнь эта длится многие сотни и даже тысячи лет. Как и любое живое существо, река может быть, юной и быстрой, зрелой и полноводной, старой и медлительной, Она может быть здоровой и чистой, больной и почти мёртвой…
Малая река – чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения: постоянно изменчива, то полноводная, то почти пересохшая, то «сонная», покрытая ряской в плесах, то стремительная, вспененная на перекатах.
К малым рекам относятся реки длиной до 100 км и площадью водосбора до 2 тыс. кв. км. Это наиболее распространенный вид водных объектов на земле. На территории Российской Федерации протекает свыше 2,5 миллионов рек, подавляющее большинство из них (около 95 процентов) имеют длину 25 километров и менее, то есть являются малыми реками. Именно они составляют основу гидрографической сети, в значительной мере определяют своеобразие состава воды и водных биоценозов, формируют гидрологический, биологический и биохимический режим средних и крупных рек.
Малые реки остаются наименее изученными и наиболее уязвимыми от внешних воздействий водными объектами. Отсутствие должной информации не позволяет принимать соответствующие и своевременные управленческие оперативные и стратегические решения, а также сдерживает развитие научных знаний об этом сложном природно-хозяйственном объекте. Несмотря на то, что прогрессирует процесс обмеления малых рек, практически не проводятся берегозащитные, противоэрозионные и лесовосстановительные мероприятия в водоохранных зонах. Главный недостаток в том, что даже если они осуществляются то, как правило, бессистемно, не от истока до устья, а фрагментарно.
Обоснование темы экологического проекта
Данную тему наш коллектив выбрал в связи со сложной экологической обстановкой водоёмов в нашем селе. В проекте «Сохранение водных экосистем» мы затронули проблемы малой реки Вадского района Ватьмы.
На протяжении нескольких лет в летнее время наша река превращается в грязный ручей, хотя по рассказам старожилов река была небольшой, но чистой и играла важную роль в жизни села.
Место исполнения проекта: Нижегородская область, село Вад
Продолжительность реализации проекта: 2010-2011 год.
Партнёры проекта: отдел экологии и природопользования администрации Вадского муниципального района в лице главного специалиста Кулёвой Нины Валерьяновны.
Цели проекта:
Задачи проекта:
1. Подобрать необходимую информацию по проблемам сохранения водных экосистем.
2. Проанализировать экологическую ситуацию по данной проблеме.
3. Разработать методы исследования экологической проблемы и пути её решения.
4. Информировать общественность об экологическом состоянии экосистемы реки Ватьмы.
Методы исследования проблемы:
1. Изучение литературы, публикаций в местной прессе для определения географического положения и истории реки, её значения для жителей села Вад;
2. Социологические исследования: социологический опрос, анализ опроса.
3. Экологические исследования: анализ воды, загрязнённость прилегающей территории, определение разнообразия растительного и животного мира, наличия по берегам производственных помещений, ферм, дорог.
4. Очистительные работы по уборке мусора в пойме реки Ватьма.
Этапы реализации проекта
I этап – изучение сущности проблемы
1. Мы изучали географическое положение, историю и значение реки Ватьмы.
Много времени проводили в краеведческом отделе библиотеки села Вад, приобретая навыки исследовательской работы с периодическими, научно-популярными и художественными изданиями.
В результате проведённого исследования узнали, что о происхождении названия реки существует несколько версий. Но наиболее часто встречается то, что в основе названия лежит
слово «ват»- что в переводе с мордовского
обозначает «вода». Ватьма – по-видимому, «малая вода».
Река Ватьма берёт своё начало в Арзамасском районе, является притоком реки Вадок. Длина реки Ватьмы около 30 км. Река равнинная, течение слабое.
Гидрологический режим реки характеризуется ярко выраженным весенним половодьем с интенсивным подъёмом и замедленным спадом, устойчивой летнее – весенней (прерываемой дождевыми паводками) и зимней меженью.
Замерзает в конце ноября, ледоход в конце марта – в начале апреля. Нередко первые ледовые образования разрушаются вследствие повышения температуры воздуха и появление их наблюдается повторно. Ледостав обычно отмечается с декабря по март. Толщина льда к началу ледохода может достигать 30-50 см.
Река Ватьма весной Река Ватьма осенью
2. Обсуждали проблемы водных экосистем с главным специалистом по экологии и природопользованию в Вадском районе Кулёвой Ниной Валерьяновной.
В результате беседы мы узнали, что малые реки относятся к числу наиболее ранимых компонентов географической оболочки.
Экосистемы малых рек характеризуются повышенной чувствительностью к антропогенному воздействию. Уязвимость малых рек из-за их размеров и неспособности противостоять влиянию разносторонней хозяйственной деятельности человека на
протяжении многих лет ведет к качественным
и количественным изменениям водных объектов,
то есть к экологическим осложнениям.
Именно поэтому сохранение водных экосистем малых рек - одна из самых необходимых первоочередных мер, которые требуется предпринять для улучшения состояния окружающей среды.
3. Занимались социологическими исследованиями, разработали анкеты для проведения социологического опроса среди учащихся и составляли вопросы для изучения мнения жителей села о состоянии реки Ватьмы.
Местное население в большинстве случаев обеспокоено экологическим состоянием реки Ватьмы. В летнее время это самый посещаемый водный объект в селе. При сравнении ответов людей старшего поколения и подростков оказалось, что они очень похожи, а это свидетельствует об адекватном восприятии подростками окружающего мира, окружающей действительности. Каждый из респондентов высказывал мысль о том, что в районе не уделяют должного внимания благоустройству реки.
В результате визуального анализа было установлено, что в районе населённого пункта прибрежная зона сильно загрязнена бытовым мусором. Также мы обнаружили многочисленные следы животных, т.е. на берегах ведётся выпас домашнего скота, гуляют утки и гуси. На небольшом расстоянии друг от друга встретились несколько кострищ.
По правому берегу вдоль реки проходит полевая дорога, в некоторых местах видны следы мойки машин.
Таким образом, мы пришли к выводу, что экосистема реки Ватьмы нуждается в экологической помощи и защите.
II этап – реализация проекта
Провести экологическое расследование и поставить «диагноз» реке – еще не значит помочь ей: экологическая деятельность не должна заканчиваться только осознанием проблемы.
Обыкновенный бытовой мусор – настоящий бич наших рек, и средних и малых. В этом плане современные жители, дачники недалеко ушли от неандертальцев и склоны оставлять отходы своей жизнедеятельности в самых неподходящих для этого местах.
Было решено оказать реке первую помощь…
Опыт №1. Определение температуры воды
Оборудование: водный термометр.
Ход работы: опустить водный термометр в воду, только что взятую из реки. Не вынимая термометра, определить температуру воды.
Оценка результатов: около берега температура воды +14оС.
Опыт №2. Анализ характера и интенсивности запаха воды
Оборудование: колба с пробкой.
Ход работы:
1. Заполнить колбу с исследуемой
водой на 1/3 объема и закрыть пробкой.
2. Взболтать содержимое колбы.
3. Открыть колбу и осторожно, неглубоко вдохнуть воздух, сразу определяя характер и интенсивность запаха.
Характер запаха | |
Естественного происхождения | Искусственного происхождения |
Неотчетливый (или отсутствует) | Неотчетливый (или отсутствует) |
Землистый | Нефтепродуктов (бензиновый) |
Гнилостный | Хлорный |
Плесневый | Уксусный |
Торфяной | Фенольный |
Травянистый |
|
По характеру запахи делятся на две группы:
Интенсивность запаха можно определить по пятибалльной шкале.
Интенсивность запаха | Характер проявления запаха | Оценка интенсивности запаха |
Нет | Запах не ощущается | 0 |
Очень слабая | Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при нагревании воды | 1 |
Слабая | Запах замечается если обратить на это внимание | 2 |
Заметная | Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о воде | 3 |
Отчетливая | Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от питья | 4 |
Очень сильная | Запах настолько силен, что делает воду непригодной к употреблению | 5 |
Оценка результатов: запах воды в реке Ватьма легко замечается, травянисто-гнилостный естественного происхождения.
Опыт №3. Определение прозрачности воды
(в полевых условиях)
Оборудование: белый диск на веревке, линейка.
Ход работы: 1. Опустить в водоём белый диск на веревке до тех пор, пока он будет не виден.
2. Измерить глубину, на которой исчез из видимости диск.
Оценка результатов: вода достаточно прозрачная, белый диск виден до глубины 55 см.
Опыт №4. Определение прозрачности воды
(в лабораторных условиях)
Оборудование: прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2,5см, высотой 50 -60 см, печатный текст (размер 12), линейка.
Ход работы:
1. Поставить прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр на лист с печатным текстом.
2. Наливать воду, взятую из реки, до тех пор, пока можно читать печатный текст. 3.Измерить линейкой высоту столба воды.
Оценка результатов: текст перестает читаться через столб воды 48 см.
Опыт №5. Определение цвета воды
Оборудование: стеклянная пробирка, белый лист.
Ход работы: 1. В прозрачную стеклянную пробирку нальем исследуемую воду.
2. Определить цветность воды, рассматривая пробирки на белом фоне.
3. Используя таблицу, подобрать к образцу наиболее подходящий оттенок.
Определение цветности
№ | Цветность воды | ||
1 | Слабо-желтоватая | 5 | Коричневая |
2 | Светло-желтоватая | 6 | Красно-коричневая |
3 | Желтая | 7 | Другая |
4 | Интенсивно-желтая |
Оценка результатов: цвет воды слабо-желтоватый.
Опыт №6. Исследование мутности.
Оборудование: стеклянная пробирка.
Ход работы: 1. Взболтать воду и налить ее в пробирку, чтобы высота воды была равна 10 см. 2.Рассмотрим воду на свету, определить уровень мутности.
Оценка результатов: мутность воды незначительная.
Опыт №7. Визуальное наблюдение
В реке и на побережье имеется бытовой мусор, местами видно загрязнение нефтепродуктами.
Результаты исследований
Проба воды была взята из реки Ватьмы 11 сентября в районе улиц Нижегородская и Солнечная села Вад
Дата | Температура | Прозрачность, цвет. | Загрязнение | Загрязнение нефтепродуктами | запах | Мут ность |
11. О9 | 14оС | Цвет слабо-желтоватый; Вода достаточно прозрачная (диск виден на глубине 55 см, текст через высоту столба воды 48 см) | Бутыл ки, палки, пакеты | Незначи тельное | 3 балла | Незначи тельная |
Вывод:
В процессе выполнения работы, используя при этом доступный материал для исследования, мы пришли к заключению, что состояние воды в реке Ватьме в районе села Вад во многом зависит от внешних факторов, чаще антропогенного происхождения.
Термический режим нашей реки определяется в основном климатическими условиями, источниками питания и их водностью.
Отчетливый неприятный запах возник из-за попадания в реку сточных вод из расположенного выше по течению села Стрелки. На берегу в районе с.Стрелка имеется летний животноводческий лагерь.
По стандарту и пригодности для питья и купания интенсивность запаха воды не должна превышать 2 баллов.
Существует шестиклассная оценка системы качества вод.
Индекс загрязнения | Качество | Возможности использования |
1-самые чистые воды | 1-й класс | Питьевое водоснабжение, рекреация, рыбоводство и орошение |
2-чистые воды | 2-й класс экологически полноценные | Питьевое водоснабжение после обработки, рекреация, рыбоводство, орошение |
3-воды удовлетворительной Чистоты | 3-й класс экологически удовлетворительные | Питьевое водоснабжение только после глубокой очистки, рыбоводство и орошение |
4-загрязненные воды | 4-й класс экологически неудовлетворительные | Ограниченное применение в рыбоводстве и орошении, пригодны для технических целей |
5-грязные воды | 5-й класс экологически Неблагоприятные | Только техническое использование |
6-очень грязные воды | 6-й класс экологически кризисные, мертвые | Только техническое использование с предварительной очисткой |
По результатам наших исследований мы присвоили реке Ватьме 3-й класс качества.
Вода таких рек выглядит почти прозрачной, цвет можно определить, лишь погрузив на достаточную глубину белый фон (светлую пластинку). Взвеси, содержащиеся в воде, видны только при рассмотрении воды в пробирке также на светлом фоне (подойдёт обычный белый лист). Признаки загрязнения выражены крайне слабо и обнаруживаются лишь при внимательном наблюдении, и, как правило, они привязаны к определённым местам на реке – местам выпаса крупного рогатого скота, местам мойки автотранспорта, местам зоны варварского отдыха и т. д.
Из проведенных исследований можно сделать вывод, что наибольшему загрязнению река Ватьма подвержена в летнее время.
Видовой состав и состояние водных растений расскажут нам о многом. Есть виды, растущие только в чистых или почти чистых водоемах, - таков лист кувшинки чисто-белой, называемая в народе лилией. Ей близка родственница, кубышка желтая, не столь притязательна к чистоте и может встречаться в заметно загрязненных, например животноводческими стоками, водоемах. Но, к сожалению в реке Ватьме таких растений не оказалось.
Берега покрыты зарослями древесно-травянистой растительности: камыш, рогоз, череда, борщевик, репейник, осока, лютик ползучий, пырей ползучий; кустарники: ветла, черемуха, малина; деревья: ива, береза, осина.
Исследуя водоем, мы обнаружили много различных водорослей. Зарастание сильное (местами до 70 % акватории).
Животный мир водоема разнообразен: в верхних слоях воды обитают водомерки, водные ослики, паук серебрянка, плавунец, личинки стрекоз и пиявки; т.к. водоем загрязнен, то можно предположить, что в воде могут обитать простейшие (амебы, инфузории).
Рыбы: карась, пескарь. Много земноводных.
Ландшафт берегов реки равнинный, почвы пойменно-луговые, супесчаные.
Река протекает с западной стороны села. Левый берег реки в районе нашего села более крутой, правый более пологий.
Недалеко от русла реки находятся жилые дома. В летнее время река несанкционированно используется для купания. На берегах многочисленные стихийные «зоны отдыха».
По правому берегу вдоль реки проходит полевая дорога.
На берегу в районе с.Стрелка (выше по течению на 1000-1500 м имеется летний животноводческий лагерь.
Поймы на участках, свободных от древесно-кустарниковой растительности, используются под сенокосы.
С результатами исследований ребята из кружка «Экологическое краеведение» выступили на конференции, посвященной экологическим проблемам Вадского района,
перед учащимися 6-9 классов Вадской средней школы.
Выступление на экологической конференции
Выпустили буклет об экологических проблемах реки Ватьмы и раздали его учащимся Вадской средней школы, а также положили в почтовые ящики жителям села.
Просветительская работ
III этап – Заключение
Нынешнее состояние природы все больше вызывает тревогу и озабоченность. Это проявляется во всей окружающей нас среде. Считаем, что данная работа способствовала воспитанию экологической культуры, позволила отработать методики по изучению воды реки Ватьма.
В ходе реализации проекта «Изучение и сохранение водных экосистем» были выполнены следующие работы:
- собран и систематизирован материал о реках Вадского района;
- проведена очистка прибрежной территории реки Ватьма в районе населённого пункта от бытового мусора;
- проведены экологические исследования воды в реке: температура, цвет, запах, прозрачность, мутность;
- изучен растительный и животный мир реки и прибрежной территории;
- проводилась разъяснительная работа среди учащихся: выступления с докладами, раздача буклетов;
- проведены уроки экологической направленности с использованием результатов данного проекта;
- оформлена творческая работа по данной теме.
В результате наших исследований мы пришли к выводу, что жителям села срочно нужно принимать меры по очистке реки, а мы со своей стороны должны обратить внимание взрослых на эту проблему.
Восстановление малых рек, по нашему глубочайшему убеждению, должно носить комплексный характер и охватывать всю экосистему реки, прилегающей к ней территории водосборной площади, в первую очередь, водоохранную зону вдоль берегов.
Мы считаем, что каждому человеку необходимо воспитывать в себе бережное отношение к природе.
В школах села и района следует больше уделять внимания экологическому воспитанию (классные часы, экологические декады, элективные курсы по экологии, экскурсии, походы).
Список использованной литературы.
Приложение
Эта весёлая планета
Два плуга
"Портрет". Н.В. Гоголь
Всему свой срок
На берегу Байкала
Комментарии
экология
Экология никогда не теряет своей актуальности! спасибо за освещение такой важной темы!