Работа посвящена проблемам многодетных семей. Рассматриваются вопросы:
1. Положение многодетных семей в современном мире
2. Основные проблемы многодетных семей
3. Многодетные семьи и государство
Прилагаются статистические данные по Барвихинской школе
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_detey_iz_mnogodetnykh_semey._issledovanie.docx | 76.19 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА
(Московская область, Одинцовский район, пос. Барвиха)
тел.8-495-635-82-42
НАУЧНАЯ РАБОТА
«ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ»
(исследование)
Выполнила:
Авдеева Татьяна Владимировна, 10 «Б» класс
Московская область,
п. Усово-Тупик,
д.15, кв.59
Руководитель:
Ерошин Владимир Максимович,
учитель истории и обществознания
МБОУ
Барвихинская СОШ
Барвиха
2014
Оглавление
III Ключевые проблемы многодетных семей………………….
1) Жилищные проблемы…………………………………………
2) Финансово-материальная проблема………………………..
3) Проблема трудоустройства родителей…………………….
4) Психолого-педагогическая проблема……………………...
5) Проблемы в области образования………………………….
6) Медицинские проблемы……………………………………..
V Многодетные семьи и государство………………………….
1) Государственные меры по поддержке многодетных семей
VI Заключение……………………………………………………..
VII Приложения……………………………………………………..
Введение
По результатам одного из российских исследований у нас в стране около 41 миллиона семей[1](приложение 1). Из них:
34%-в семье один ребёнок.
15%-два ребёнка.
3%-многодетные семьи.
По данным научной литературы[2], все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
1.Семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.
2.Семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи.
3.Неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития.
В научной литературе многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
Для Московской области данная тема особенно актуальна, так как по сообщениям пресс-службы министерства социальной защиты населения[3], количество многодетных семей на протяжении нескольких лет возрастает на 7-9%, что создаёт возможность улучшения демографической ситуации и увеличения объёма рабочей силы в ближайшем будущем.
Лично для меня данная тема актуальна, в связи с большим количеством детей из многодетных семей в моём классе.
У многодетных семей существует множество проблем, основные из которых: жилищная, финансово-материальная, трудоустройства родителей, психолого- педагогическая, в области образования и медицинская.
При исследовании этих проблем я обращалась к социологической литературе по данной теме и к материалам сети Интернет.
Действительно ли возможно решить хотя бы некоторые острые проблемы многодетных семей в России в ближайшее время?
Итак, прежде чем проводить работу, я определила следующие задачи: сформулировать основные проблемы многодетных семей в современной России; исследовать и выяснить причины проблем детей из многодетных семей; провести практическое исследование по данным проблемам посредством опроса учащихся Барвихинской СОШ разной возрастной категории.
Методы выполнения задач: изучение разнообразных источников информации (научная литература, Интернет), проведение опроса учащих школы, живущих в многодетных семьях, о проблемах такого типа семей.
Проведя исследовательскую работу, были получены следующие результаты:
Многодетная семья: хорошо или плохо?
По статистике в нашей стране лишь 6,6%[4] (некоторые статисты называют 2%) семей являются многодетными. Отношение общества к многодетным семьям всегда было противоречивым. Одни люди восхищаются ими, другие твердят: «Много детей бывает только у безответственных родителей!» Что ж, и так бывает. Порой, и в семье, где один или два ребенка, вырастают хорошие дети, а в среде многодетных семей - неблагополучные.
Сторонники многодетных семей считают, что ребенок, воспитываясь в большом коллективе, получает ценный опыт социальной адаптации, волей-неволей учится налаживать контакт с каждым членом семьи. Такие дети более приспособлены к жизни. Для ребенка, выросшего в небольшой семье, привыкание к детскому саду, школе идет куда медленнее. С этими доводами трудно не согласиться. Все оно так. Хотя и тут без исключений не обойтись. Разные семьи - разное воспитание. И не только…
Многие родители, которые не решились иметь трех или более детей, говорят, что воспитание – тяжелый труд. Заниматься одним-двумя еще возможно, на других детей не останется ни времени, ни сил. Сторонники же многодетности считают, что чем больше детей, тем легче их воспитывать. Старшие дети помогают младшим, они передают им навыки, полученные от родителей. В итоге дети из многодетных семей легче справляются с бытовыми проблемами.
Я учусь в одном классе с множеством детей из различных многодетных семей. Могу с уверенностью сказать, что они отличаются повышенной ответственностью и серьёзным отношением к жизни. Преодолевая жизненные невзгоды вместе, они приобретают важнейшие положительные качества личности: доброту, милосердие, отзывчивость к чужому горю…
Основные проблемы многодетных семей.
У многодетных семей множество проблем. Но наиболее остро стоят следующие:
Они всегда остро стоят в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нормативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретения жилья за счет собственных средств для большинства семей недостаточно.
Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в обществе.
2.Финансово-материальные проблемы
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях.
3.Проблемы трудоустройства родителей
Необходимость проведения большей части времени с детьми подчас лишает родителей возможности самореализации в профессиональной сфере и хорошего заработка.
5.Психолого-педагогические проблемы
Проблемы распределения обязанностей строятся по половозрастному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного.
6.Проблемы в области образования
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны общеобразовательных учреждений. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
7.Медицинские проблемы
Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей.
Рассмотрим подробнее каждую из этих проблем.
1.Жилищная проблема.
Такая проблема как улучшение условий проживания является в настоящее время достаточно острой. Особую актуальность эта проблема приобретает по отношению к многодетным семьям, которым наличие дополнительных квадратных метров абсолютно необходимо. Кроме того, зачастую у данной категории семей имеются весьма ограниченные ресурсы финансового характера.
Многодетные семьи, согласно госпрограмме, обеспечиваются специальными сертификатами на приобретение подходящего жилья в первую очередь. В том случае если такого рода семьей был взят кредит на приобретение жилого дома и одновременно с этим она участвует в программе, предусматривающей улучшение жилищных условий многодетным семьям, то данная семья становится получателем льгот по ипотеке.
Вот выдержка из Федерального закона о предоставлении льгот многодетным семьям: «Родители имеют право на ипотечный кредит с сроком кредитования до 30 лет (без первоначального взноса) на покупку жилья по социальной норме с отсрочкой первого платежа на три года. Государство компенсирует 75% ежемесячных платежей. После рождения следующего ребенка (или уже имеющих 4х и более детей) семье погашается весь кредит. В качестве альтернативы многодетные родители имеют право на получение жилищного сертификата для приобретения жилья или индивидуального строительства в размере 90% от стоимости жилья. (обязательное условие - время проживания одного из родителей на территории субъекта России должно быть не менее 12 лет, суммарный трудовой стаж родителей 10 лет, армия и дневные формы обучения засчитываются)»
На субсидию в стопроцентном размере могут рассчитывать исключительно те семьи, которые были признаны нуждающимися в существенном улучшении имеющихся у них жилищных условий. Субсидия рассчитывается, исходя из непосредственной стоимости одного квадратного метра, который ранее был, занимаем данной семьёй.
Но стоит нам открыть поиск Интернета, как открываются многие и многие сайты с мольбами о помощи. Вот лишь некоторые выдержки: «…семья сироты Елены Горбуновой с пятью детьми скиталась по съемным квартирам, а сейчас ютится в комнате у матери гражданского мужа, итого проживает [5]8 человек. Семья Божковых выписана по суду на улицу и проживает третий год в гараже. Семья Довгань вырвались из "плена" конфликтной ситуации Преднестровья и стала заложником "крепостного права", те без жилья, а значит без прописки...»
Глобальность жилищной проблемы даже не в существующем дефиците площадей, основная часть которого приходится на беднейшие слои населения, но и в том, что исправление этой ситуации требует огромных затрат и воли государства, которых у него похоже нет. При текущих темпах строительства жилья в стране в 60 млн кв. м в год потребуется 50 лет, чтобы достичь «шведского» уровня обеспеченности жильем и это без учета старения и выбывания ранее построенного жилого фонда. С учетом же необходимости расселения устаревающего жилищного фонда может не хватить и века, чтобы начать жить как в Швеции.
Сегодня в очереди на жилье в стране стоит около 2,5 млн семей, и сокращается эта очередь крайне медленно – на 5% в год. Даже если в очередь не будут вставать новые семьи, для решения жилищной проблемы бедных семей государству потребуется 20 лет.
Однако, по результатам проведённого мной опроса среди участников 7-11 классов на вопрос « Есть ли у Вас своя комната» отрицательно ответили лишь 20% опрошенных. (приложение 2)
Чтобы разобраться в сущности данной проблемы, обратимся к статистике:
Основными источниками доходов многодетных семей являются заработная плата (83,2%) и социальные выплаты (47,7%).
Большинство многодетных семей (62,3%) тратят на еду 50% и более семейного бюджета, 15,8% тратит больше 75% семейного бюджета. Многодетные семьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесячным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению издержек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.
В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограниченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в самых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письменных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.
Бюджет таких семей не располагает средствами на образование, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-художественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.
То, что семья вынуждена тратить 50% и более семейного бюджета, уже само по себе говорит о недостаточном достатке. Прокормить и одеть троих детей намного сложнее, чем одного ребёнка. Мужчинам приходится работать на двух-трёх работах, что плохо сказывается на их здоровье. Женщины не имеют возможности работать из-за необходимости посвящать большую часть времени детям. Исключение составляют лишь те из них, кто работает на дому. Материальные трудности отрицательно сказываются на здоровье и поведении ребёнка. Появляются отрицательные качества: зависть, злоба, недовольство, агрессивность.
По данным опроса, на вопрос «Мечтаете ли Вы о дорогом гаджете» отрицательно ответили 20% опрошенных.
Обратимся к статистике.
Вот как распределились ответы на вопрос о занятости многодетных родителей: 63,1 % родителей, участвовавших в опросе, в настоящее время работают, 36,9% по разным причинам на момент опроса не работали. В 30% полных многодетных семьях работают оба родителя. 58,5% работающих респондентов составляют мужчины. Необходимо отметить высокий процент неработающих женщин –82,6%, из них по причине ухода за ребенком не работают 56%. Из общего количества работающих респондентов работают в пределах 8 часов в день 58,1%, два выходных дня в неделю имеют 55% работающих многодетных родителей. 16% работающих многодетных родителей имеет 1 выходной день в неделю, 9% работает без выходных. Это, естественно, ограничивает время для общения данной группы родителей с детьми.
Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее доходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.
Выживание многодетной семьи в современных условиях возможно путем повышения собственных доходов (личная инициатива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % таких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда потребностей, что является в современных условиях непозволительной роскошью.
Я задала учащимся школы вопрос «В твоей семье работают оба родителя?»
Ответы распределились следующим образом: только мать работает у 22.2 % опрошенных; только отец работает в семье 44.4% опрошенных; оба родителя работают у 33.3% опрошенных. Таким образом, подтверждается гипотеза о проблемах трудоустройства родителей , так как матери часто не хватает времени и на работу, и на детей.
Во многих многодетных неблагополучных семьях дети с раннего возраста растут без необходимого им внимания и опеки. Детские потребности удовлетворяются частично. Часто дети остаются без присмотра и не накормленные, любое заболевание диагностируется и лечится с опозданием. Отсюда вытекают и проблемы детей со здоровьем в дальнейшей жизни.
Дети в таких семьях ощущают нехватку эмоционального тепла и внимания. Воспитание происходит в форме наказания и во многих случаях используется рукоприкладство взрослых, что порождает в ребёнке злобу и ненависть. Ребёнок ощущает себя нелюбимым, слабым и плохим. Эти чувства не покидают его длительное время. Неуверенный в себе ребёнок, склонный к обидам, вырастает агрессивным и конфликтным человеком.Нередко встречаются многодетные семьи, где один из родителей или оба злоупотребляют спиртными напитками. Дети, которые растут в такой атмосфере, часто страдают от физического и эмоционального насилия или становятся свидетелями таких ситуаций. Они легко обижаются и обижают других, не способны сочувствовать чужому горю и неприятностям. Чтобы избежать проблем в воспитании детей, родителям не следует строить свои отношения с ребёнком с позиции силы – это разрушает доверие к взрослым и не содействует стабильным отношениям в семье. Чтобы избежать проблем с детьми из многодетных семей, родителям следует проявлять уважение, терпение к детским чувствам и поступкам, большую часть свободного времени проводить в кругу детей и семьи. Главной задачей родителей является воспитывать детей и создавать семейные отношения таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие личности. Это путь к стабильности ребёнка и стабильности семьи.
У учащихся нашей школы проблем в отношениях со сверстниками практически не возникает, веди отрицательно на вопрос «Много ли у Вас друзей среди сверстников?» отрицательно ответили лишь 11.1% опрошенных.
Из-за недостаточного материального достатка дети из многодетных семей подчас лишены возможности получения качественного образования. По этой же причине они могут испытывать чувство неполноценности в общении со сверстниками. Только индивидуальный подход учителя к формированию личности ребёнка способен изменить положение.
Если верить результатам опроса, двоечников из опрошенных нет, чаще всего оценку «3» получают 44% опрошенных, «4» получают также 44%, а вот отличников только 22%. (приложение 3). Из этого следует, что проблема в области образования у детей из многодетных семей существует и в нашей школе. Однако все опрошенные хотят и считают возможным получить высшее образование.
А) Проблемы, связанные со здоровьем детей
Многодетная семья - это большой коллектив, поэтому актуальной проблемой является проблема инфекционных заболеваний, особенно которыми легко заразиться. Ведь помимо того, что все члены семьи общаются дома, как правило, каждый ребенок посещает еще и детский коллектив - будь то группа детского сада, школьный класс или группа развития. И в первую очередь к таким заболеваниям, безусловно, относятся острые респираторные заболевания (ОРЗ). То есть, если у одного малыша в коллективе кто-то заболел банальной простудой, то велика вероятность того, что все члены многочисленной семьи в течение недели будут чихать и кашлять, лежать в кровати с высокой температурой. Поскольку не все детишки заболевают сразу, то период, когда кто-то из членов семьи нездоров, может растянуться на несколько недель. Решить проблему ОРЗ в многодетной семье сложно, но можно попытаться. И краеугольным камнем в ее решении является профилактика. Для предотвращения острых респираторных заболеваний важны закаливание, прием поливитаминных препаратов, вакцинация. Следует отметить, что вакцинация важна не только для детей, но и для взрослых членов семьи, в том числе для мамы в преддверии планируемой следующей беременности.
Помимо респираторных заболеваний, велика вероятность распространения детских инфекций. Эта проблема имеет особое значение для мамы, так как, во-первых, детские инфекции переносятся взрослыми достаточно тяжело, а во-вторых, к моменту эпидемии в семье той или иной детской инфекции мама может находиться в состоянии ожидания следующего малыша. Тогда инфекционное заболевание отразится не только на здоровье мамы, но и на здоровье будущего ребенка; вероятны даже ситуации, при которых придется прервать беременность (например, при заболевании мамы краснухой). В связи с этим все дети в многодетной семье должны быть своевременно вакцинированы. Б) Проблемы, связанные со здоровьем матери
Мама в многодетной семье значительную часть времени проводит в состоянии беременности или лактации. Каждая последующая беременность многодетной мамы подвержена некоторым рискам и осложнениям. Усталость, невозможность восстановиться от родов к родам, особенно если во время предыдущих беременностей и родов имелись осложнения, приводит к тому, что при каждой последующей беременности возрастает риск осложнений. Еще одна проблема, требующая внимания, - возраст мамы, имеющей уже нескольких детей. Третьи, четвертые и последующие роды, как правило, приходятся на возраст после 30-35 лет. Это также повышает вероятность осложнений беременности и повышает риск рождения детей с генетической патологией. В связи с этим следует во время беременности проводить соответствующие исследования: ультразвук на экспертном уровне в первом триместре беременности, исследование показателей крови, которые позволяют предположить генетическую патологию. Учитывая все эти обстоятельства, многодетная мама должна своевременно обращаться в женскую консультацию по поводу очередной беременности, как можно тщательнее соблюдать график посещения врача и все его рекомендации, не полагаясь лишь на имеющийся у нее опыт.
Заключение.
Моя исследовательская работа может использоваться как дополнительное пособие на уроках обществознания, в области психологии, на факультативных занятиях по обществознанию. Исследование возможно продолжить путём более тщательного изучения поставленных проблем и проведения новых опросов по теме.
В процессе проведения исследования я определила и выяснила основные проблемы детей из многодетных семей и их причины, провела социологический опрос среди 20 учащихся 6-11 классов и выявила наличие определённых проблем детей из многодетных семей нашей школы. Результаты показали, что проблемы действительно существуют, но в нашей школе они стоят не так остро. В заключение хотелось бы сказать, что на вопрос «Хотели бы Вы быть единственным ребёнком?» положительно не ответил никто. Выходит, плюсов всё таки больше.
Библиографический список
Приложения
1.
2.
3.
[1] cisr.ru/- Центр Независимых Социологических Исследований
[2] А. И. Антонов «Многодетная семья в эпоху депопуляции»
[3] www.rosmintrud.ru
[4] psdir.ru›company/16858/- Центр Международных социологических и маркетинговых исследований
[5] 24sos.ru/911/index.htm- Просьбы о помощи
Почта
Прекрасное далёко
Шелковая горка
Браво, Феликс!
Тигрёнок на подсолнухе