Презентация к исследовательской работе "Речевая агрессия"
Слайд 1
Речевая агрессия в среде учащихся БОУ РА «Республиканская гимназия им. В. К. Плакаса » и пути её преодоления. Направление: Гуманитарное. Человек в современном мире. Кучинова Ирина учащаяся 9 классаСлайд 2
Этапы работы над темой Изучение литературы. Анализ информации по теме. Исследование речи учащихся Определение путей преодоления речевой агрессии Заключение
Слайд 3
« Речевая (вербальная) агрессия – обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой , неприемлемой в данной речевой ситуации форме»; « речевая агрессия… – целенаправленное желание говорящего нанести коммуникативный урон адресату (унизить, оскорбить, высмеять и т. п.) или реализовать таким « запрещенным» способом какие-то свои потребности: самоутверждения , самозащиты, самореализации и др .).» А также
Слайд 4
Цель нашей работы: изучение различных точек зрения на термин и определение понятия речевой агрессии; оценка степени распространения этого явления среди учащихся средних и старших классов гимназии; определение путей преодоления речевой агрессии – что помогло бы предотвращать лишние конфликты в школьной среде. Задачи , которые мы ставили перед собой в процессе работы над темой, были следующие: отобрать материал по теме ; определить понятие «речевая агрессия»; познакомиться с основными точками зрения по этому вопросу; раскрыть причины и последствия проявления речевой агрессии в современном обществе и в конкретных условиях общения среди учащихся гимназии; обобщить полученные результаты
Слайд 5
Анализ информации по теме Отбирая материал по теме, мы познакомились с работами и выдержками из работ следующих авторов: Бандура А. Теория социального научения . - СПб.: Евразия, 2000. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Питер, 1999. Быкова О.Н. Речевая (языковая, вербальная) агрессия // Вестник «Речевое общение», №8, с. 96. Щербинина.Ю.В . Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления. Флинта: Наука, Москва, 2004. Л. Берковиц С точки зрения целенаправленности действия : Инструментальная агрессия; Эмоциональная агрессия; С точки зрения осознанности действия: Сознательно контролируемая агрессия ; Импульсивная агрессия ; О.Н. Быкова активная прямая речевая агрессия; активная непрямая речевая агрессия (клевета, сплетня); пассивная прямая речевая агрессия; пассивная непрямая речевая агрессия
Слайд 6
Ю.В.Щербинина даёт анализ основных подходов к изучению речевой агрессии. 1. Психоаналитическая концепция агрессии, или теория влечений; З.Фрейд; 2. Этологическая концепция агрессии (этология наука о поведении животных); 3. Фрустрационная концепция агрессии ( как ситуативный процесс ); 4. Бихевиористическая концепция агрессии, или теория социального научения (англ. behavior – поведение: основоположники – Б. – Э. Торндайк и Дж. Уотпсон ) 5. Психолингвистический подход к определению сущности речевой агрессии ( АН. Леонтьев, АА. Леонтьев, А.Р. Лурия , П.Я. Гальперин и др. ) В своей работе «Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления» Юлия Владимировна Щербинина разъясняет причины и последствия речевой агрессии. объединяет в следующие группы: социальные , психологические, социокультурные , собственно коммуникативные .
Слайд 7
«Основная опасность речевой агрессии в социальном отношении заключается в недооценке ее опасности общественным сознанием. «Речевая агрессия препятствует реализации основных задач эффективного общения: – затрудняет полноценный обмен информацией; – тормозит восприятие и понимание собеседниками друг друга; – делает невозможной выработку общей стратегии взаимодействия. Поэтому всестороннее исследование речевой агрессии является необходимым условием, обеспечивающим коммуникативную безопасность отдельной личности и общества в целом» Ю.В.Щербинина о последствиях речевой агрессии в обществе говорит следующее:
Слайд 8
Исследование речи учащихся Таким образом, изучив материал по заявленной теме, мы провели исследования речевой агрессии учащихся Республиканской гимназии им. В.К.Плакаса , г. Горно-Алтайска в 2013-2014 учебном году. Мы использовали следующие методы исследования речевой агрессии принятые в психологии: Проективные методы: а) методика «Рисунок несуществующего животного» ( РНЖ ); б) ассоциативный эксперимент ( АЭ ); в) методика незаконченных фраз ( МНФ ). 4. Сочинение учащихся (на тему: «Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки» ). 5. Запись на скрытый диктофон ситуаций вербальной агрессии. С целью исследования речевой агрессии мы проводили различные
Слайд 9
Ассоциативный эксперимент Данные по 6 классам Данные по 9 классам разъярённый Зло, бешенство, грубость, усталость, обиженный, молния, гром, вулкан, огонь, шум, Медведь, собака, сердитый, бешеный, шторм, зверь, психушка, зло, сумасшествие. сплетня Язык, нитка, сеть, слова, зависть, злость, секрет. Бабушки, языки, слухи, лапша, колючка, рыболовная сеть, плесень ссора Сор, грязь, драка, война, разногласие, разрыв, оскорбление, обида, ненависть, позор, камень, спор Столкновение, драка, битва, ругань, разгром, брат, книга, ненависть угроза Страх, деньги, слёзы, веник Пистолет, копьё, смерть, заложник, шантаж
Слайд 10
Таким образом, ассоциаций, не несущих агрессию в ответах учащихся 6 классов 33 % ; у учащихся 9 классов 20% . Так уровень речевой агрессии 6 классов составил 67%; 9 классов – 80 %
Слайд 11
Методика неоконченных фраз 6 класс 9 класс Я могу повысить голос на того, кто… - кто оскорбляет меня, унижает, обижает, кричит, угрожает; - не слушает, мешает; - кто недооценивает меня; - кто оскорбляет моих близких, друзей, учителей; - кто спорит со мной, не слушается; - кто бьёт, -кто надоедает; - кто управляет мною; - кто орёт на меня и не слышит; - ведёт себя как дитя - кто меня злит; - кто груб со мною, повышает голос, оскорбил; - кто мне мешает; - кто слишком наседает на меня; - кто не прав, не вежлив, упрям; -кто заденет самолюбие Когда на меня кричат, то я… - спорю; - обижаюсь; - не слушаю и молчу; - злюсь, ору, огрызаюсь; - не обращаю внимания и посылаю подальше; - отворачиваюсь и ухожу; - объясняю, что нехорошо кричать - молчу; - делаю спокойный вид; - злюсь; - обижаюсь; - кричу в ответ
Слайд 12
9 класс - 40% учащихся дали ответы, указывающие на речевую агрессию; 6класс – 30% учащихся дали ответы, указывающие на речевую агрессию.
Слайд 13
При помощи Методики неоконченных фраз мы также смогли ответить на следующие вопросы: Когда возникает вербальная агрессия? Какова реакция на вербальную агрессию учащихся 6 и 9 классов гимназии Что именно вызывает вербальную агрессию у детей? Какова степень агрессии, в том числе и речевой, у учащихся?
Слайд 14
Сочинения учащихся на тему: « Как я представляю себе свои права и возможности наказать другого человека за его неправильные действия, слова и поступки » 6 класс 9 класс Дать время исправиться Я не вправе наказывать другого человека Потребовать извинений Сделать замечание, сказать, что это нехорошо, проводить беседы Поставить на учёт Понять причину действий Не имею права наказывать Простить, если он признаёт свою неправоту. Лишить телефона, компьютера, интернета, пока не поймёт, если это младший брат, сестра Может быть, наказать физически, могу ударить Переубедить, воспитать, расскажу о хороших манерах Обратиться за помощью в правоохранительные органы. Дать шанс исправиться Повысить голос Буду кричать Взрослому человеку вообще нельзя делать замечания – это неэтично. Помолчу Промолчу и уйду 22% ответов демонстрирующих речевую агрессию 22% ответов демонстрирующих речевую агрессию
Слайд 15
6 класс 9 класс Рисунки, выражающие речевую агрессию 8 из 16 т.е 50% Зубы, открытый рот в крике, пар и огонь изо рта, клыки, слюни. Подписи к рисункам: Чумилязга , Агрессилов , злобень , обидушайка . 8 из 10 – 80% Зубы, перья, оскаленная пасть, когти, колющие предметы, огонь, безумный взгляд, волосы дыбом, жало. Подписи к рисункам: Звукорог, крокодум, нервотрёпнодалиоз, сквернословоед и не подписанные рисунки. Рисунки, не выражающие речевую агрессию, или выражающие в слабой степени . 8 из 16 т.е 50% Изображения улыбающегося человека, просто человека, животного с человеческим добрым лицом, аморфные существа, обиженное существо с закрытым ртом. Подписи к рисункам: Манка, агрессия, злоб, ужасная леди, обмстаус. 2 из 10 – 20% Улитка с круглыми рожками, кентавр – женщина, рот закрыт из признаков агрессии только рога. Подписи к рисункам: Словобрас , второй рисунок не подписан. Данные по методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ)
Слайд 16
Данные по методике « Рисунок несуществующего животного» 50% - 6 класс 80% - 9 класс
Слайд 17
Итак, уровень агрессии по данным АЭ составил: у гимназистов 6 класса 67% ; у гимназистов 9 класса 80% ; По Методике неоконченных фраз: 6 класс – 30% ответов, содержащих речевую агрессию; 9 класс – 40% ответов, содержащих речевую агрессию. Но при уточнении методом опроса (сочинение) выяснилось, что уровень речевой агрессии значительно ниже предыдущего показателя и составляет всего 22% как по 6, так и по 9 классам. По методике «Рисунок несуществующего животного» (РНЖ) 50% - 6 класс; 80% - 9 класс
Слайд 18
Так общий процент речевой агрессии составил: для 6 класса – 42% ответов учащихся. для 9 класса – 55% ответов учащихся
Слайд 19
Пути преодоления речевой агрессии в ученическом коллективе по данным исследований В ходе проведения эксперимента учащиеся уже наметили некоторые возможности исключить агрессивное речевое поведение и агрессивное поведение вообще. Можем обобщить всё сказанное в ответах учащихся: Хорошо бы смолчать, не реагировать, не замечать грубости, а тем более не следует отвечать грубостью на грубость, даже лучше уйти. Продолжение общения в спокойной, ровной тональности. Понять причину грубых действий и простить; Извиниться; Переубедить, воспитать, рассказать о хороших манерах. Согласиться. Положительное оценочное высказывание.
Слайд 20
Переключение внимания: попытаться изменить враждебное настроение собеседника, отвлечь его от агрессивного намерения или изменить его отрицательное эмоциональное состояние; Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций: зная «сильные» стороны и положительные качества собеседника, в определенной ситуации актуализировать (обозначить, напомнить) эти качества с помощью высказываний, которые подчеркивают неожиданность, случайность проступка, например: напоминание («Ты же взрослая, рассудительная женщина!»); удивление («Неужели ты мог сказать такое?!»); разочарование («А я-то думала, ты поступишь по-другому…») Положительные оценочные высказывания. Целенаправленная демонстрация одобрения, доброжелательного отношения к собеседнику, похвала, препятствуют речевой агрессии. Шутка. Юмор и смех несовместимы с открытой агрессией. Однако необходимо заметить, что шутки неприязненного и оскорбительного содержания - это уже не юмор, а сарказм (язвительная, злая, едкая насмешка). Такие шутки обижают и могут, напротив, провоцировать ответную речевую агрессию. Формулы речевого этикета Пути преодоления агрессии из других источников
Слайд 21
Заключение В заключение нашей работы подведём итоги нашего исследования. Итак, мы определили: Понятие « речевая агрессия » . Речевая агрессия - это обидное общение; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой в данной речевой ситуации форме; Речевая агрессия – явление распространённое в школьной среде Проводя описанные выше эксперименты, мы определили уровень речевой агрессии у учащихся 6 и 9 классов гимназии, который составил 42% и 55% соответственно. Также мы выяснили некоторые причины возникновения вербальной агрессии: речевая агрессия возникает в ответ на такую же вербальную агрессию; стремление взрослых и сверстников оказывать психологическое давление: грубое обращение, критика; некорректное, бестактное, безнравственное поведение; неспособность извиниться за свои неправильные поступки В ходе проведения эксперимента учащиеся наметили некоторые возможности исключить агрессивное речевое поведение и агрессивное поведение вообще о которых мы сказали чуть раньше.
Слайд 22
Спасибо, за внимание!
О путнике
Ёжикина Радость
Рисуют дети водопад
Сказочные цветы за 15 минут
В поисках капитана Гранта