Национальные праздники на земле Саратовской
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalnye_prazdniki_na_zemle_saratovskoy.docx | 48.75 КБ |
« Национальные праздники на земле Саратовской"
2013 год
Содержание
1. Введение
2. Основная часть
Национальные праздники на земле Саратовской
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Введение
Основная часть
Выражением эмоциональной и эстетической жизни народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определенное время года.
Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.
Вскоре после праздника науруза наступала пора весеннего сева - самое красивое время года, - устраивали праздник Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже в 921 году посол, прибывший в Булгары из Багдада, знаменитый исследователь Ибн Фадлан, описал этот булгарский праздник в своих трудах. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. "Скакун заранее чует приближение сабантуя" - говорит татарская поговорка. Кульминацией праздника был майдан - состязания в беге, прыжках, национальной борьбе - керэш, и, конечно, конные скачки, воспетые в стихах и песнях, вызывающие восхищение и восторг - украшение татарского праздника.
В начале лета наступала пора особых праздников встречи родственников - джиенов, которые приезжали накануне и оставались на 3-4 дня. Вечером проходили молодежные гулянья с песнями и танцами, хороводами и веселыми играми, завязывались знакомства парней и девушек, намечались будущие брачные пары.
Особо почитаемыми считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан-байрам. Это праздник жертвоприношения в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.
Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.
Тема национальных праздников широко освещена в народном фольклоре, сказаниях и баитах, в произведениях татарских писателей, композиторов и художников.
С 1992 г. два религиозных праздника Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный праздничный календарь Республики Татарстан. По сей день жива традиция празднования Сабантуя. Традиционные народные праздники обогатились новыми, в которых нашли отражение социальные и политические изменения в обществе. Главным из них стал День Республики, 30 августа. Именно в этот день в 1990 году Татарстан принял Декларацию о Государственном Суверенитете. День Республики отражает в себе и старинные традиции и современность. Это память о прошлом и устремление в будущее. В этот день расцветают города и села республики, весь многонациональный народ Татарстана собирается, чтобы увидеть праздничное театрализованное представление под открытым небом с историческими обычаями и традициями, конными скачками, национальной борьбой, выступлениями ансамблей старинных инструментов и фольклорных групп.
Вплоть до наших дней у чувашей сохранилось самобытное верование, основанное на язычестве, в котором прослеживалось влияние зороастризма (религия, основанная на противопоставлении и борьбе двух «вечных начал» - добра и зла), древнеиранских и среднеазиатских племен (поклонение природе, почтение к старшим), иудаизма (Тора - дренееврейское Пятикнижие Моисея - трансформировалось у чувашей в понятие Бога - «Тура»), хазар и ислама со времен Волжской Булгарии и Казанского ханства.
Даже после принятия христианства в памяти чувашского народа сохранилось понятие «Киремет» - священного места жертвоприношения Богам (чук). До сих пор встречаются шаманы - юмзи (чувашское юмае - кудесник, знахарь), исполняющие обряды, призванные помочь больному, вызвать дождь в засуху.
Предки чувашей верили в самостоятельное существование человеческой души. Считалось, что дух предков покровительствовал членам рода, но мог и наказать их за непочтительное отношение.
В формировании и регулировании морально-этических норм чувашей большую роль играло общественное мнение: «халах мен калать» - «что скажут люди». Резко осуждались алчность, зависть, лживость, отказ в помощи сородичу, сквернословие, нескромное поведение, пьянство. За воровство и распутство устраивали самосуд.
Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «чаваш ятне ан сёрт» - («не осрами имени чуваша»). У чувашей считается нормой воспитание в семье сироты, оказание помощи старикам - «талаха чи пер устерер, ваттисене тивесле пулашар». Издревле существует обычай НИМЕ (йыш-иа ёслесе пулашни) - это бескорыстная помощь, оказываемая сородичам всем миром при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая и других тяжелых и трудоемких работах. Подобная взаимопомощь - основа благополучия чувашей и сохранения духовного единства нации.
Старшие поучают молодежь словами: «Будь примерным, легок на работу» - «Чи-пер пул, есе хапал пул!»; «Укрепляй свой род, помогая сородичу» - «Несёле сирёилетер - тавана пулашса» и добавляют напутствие; «За правое дело будь заодно с сородичем» - «Тёрёслёх тума не-сёлпе пёр пул». «Исполни обещание» -«Пана самаха тыт».
Большинство обычаев и обрядов в измененном виде дошло до наших дней. Сейчас возрождаются многие национальные традиции: Саварни - проводы зимы; Нартаван - начало нового года с приходом весны; Вайа карти - игры и хороводы вокруг костра; Акатуй - окончание посевной; Симёк - день поминовения усопших; Кёрсари - празднование окончания сбора урожая и другие яркие и самобытные праздники.
Обычаи землячества, помощи соплеменникам, поддержки близких и другие традиции складывались и закреплялись веками трудного исторического развития народа. Воспитание национального самосознания, чувства ответственности, сохранение обычаев, укрепление духовного единства - основа жизни и процветания нации.
Заключение
Список литературы
5. Исхаков Д. «Татарская нация: история и современное развитие».-Казань, 2002.
6. // Материальная культура народов России / Гл. ред. В.Т. Пуляев, Н.А. Томилов. - Новосибирск, Наука, 1995.
13. Хабибуллин А.А «Народы среднего Поволжья и Приуралья: история и культура».- Казань,2008.
17. http://www.regnum.ru/news/1177738.html
18. википедия
[1] Уставщикова С.В. Этнический состав населения Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2006. С 11.
[2] Бобылева Е.А. Формирование этнорелигиозной толерантности в современной России (Региональный аспект). Саратов: Издательство Саратовского Университета, 2006. С.3..
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Пчёлки на разведках
Рисуем домики зимой
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Сказка про Серого Зайку