Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 106 КБ |
Научно-практическая конференция
младших школьников
Клички, прозвища, дразнилки.
Как бороться с обзываниями.
Казань
Содержание
Введение с. 3 - 4
1. Особенности прозвищ как языкового явления с. 5 - 9
1.1. Прозвища в речи. с. 5 - 6
1.2. Отличие имени от прозвища. с. 7
1.3. Происхождение прозвищ. с. 8 - 9
2. Почему дети придумывают прозвища и как противостоять обзываниям. с. 10 - 14
2.1. Причины появления прозвищ в школе. с. 10 - 11
2.2. Как реагировать на клички и прозвища. с. 11 - 14
Заключение с. 15
Литература и источники с. 16
Приложения с.17 - 20
ВВЕДЕНИЕ
Если кто-то утверждает, что в детстве не имел прозвища, значит у него не было детства. Или он о нем забыл. Всех нас родители называют «Зайками», «Солнышками» или «Малышами». А в школе даже из простой фамилии типа Иванов рождаются самые немыслимые комбинации-дразнилки.
Во многих странах мира дети при рождении получают двойные, а то и тройные имена. Это делается для того, чтобы ребенок, достигнув совершеннолетия, смог сам определиться, с каким именем ему прожить всю жизнь.
У нас же, русских, когда малыш появляется на свет, ему дается одно имя. Но очень часто в школьном возрасте и у детей появляются вторые «имена» – прозвища и клички. «Толстый», «хромой» и «рыжий» есть практически в каждой школе страны. Почему ребята придумывают подобные прозвища? Как и откуда они появляются? Как остановить того, кто беззастенчиво ругается и обзывается?
Прозвища школьников – разряд имен собственных, который до сих пор не привлекал серьезного внимания ни серьезных ученых, ни школьных педагогов.
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространённых и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения их.
Исследования ученых в этих областях достаточно широко представлены в научных пособиях, но в школьном курсе русского языка недостаточно информации об именах собственных. При изучении имен собственных мы находим лишь одно, что прозвища пишутся с большой буквы, больше никаких сведений не дается.
Однако изучение прозвищ необходимо, так как прозвища широко распространены в школьной среде. Актуальность этой темы в том, что клички, прозвища, обзывания – наиболее частая причина обид и драк в начальных классах. Третьеклассники и пятиклассники в проведенном анонимном опросе: «За что вы не любите некоторых своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается»
Это и обусловило выбор темы моей исследовательской работы: школьные клички, прозвища, дразнилки; как противостоять обзываниям.
Цель исследования: изучить наличие прозвищ и особенности их происхождения у школьников 3 – 5 классов, проанализировать отношение к прозвищам, дать практические рекомендации - как вести себя, если тебе не нравится твоя кличка, прозвище.
В задачи исследования входило:
Материалы и методы исследований
- метод сбора информации (изучение научно – популярной литературы, наблюдение);
- анкетирование;
- анализ;
- сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
1. ОСОБЕННОСТЬ ПРОЗВИЩ КАК ЯЗЫКОВОГО ЯВЛЕНИЯ
Имена собственные занимают особое место в языке. Они служат для наименования предмета или лица. Это одна из самых распространенных и важных функций языка. Этой функцией пользуется каждый человек в течение всей жизни. Следовательно, очевидна необходимость изучения и научного осмысления этой функции.
Изучая дополнительную литературу, мы узнали, что в языкознании выделяется особая отрасль – ономастика, которая изучает собственные наименования. Собственные имена людей изучает ее раздел – антропонимика.
Все исследования прозвищ можно разделить на две группы. К первой отнесем те работы, в которых исследователи пытаются определить само понятие «прозвище» Ко второй, - те, в которых авторы изучают историю происхождения прозвищ.
До 17 века термин прозвище приравнивалось термину личное имя, обозначая лишь русские имена. С 18 века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку. Так, что понимается под определением «прозвище»? Чтобы это узнать мы решили обратиться к словарю.
Словарь Ушакова дает следующее определение: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица». (1)
Словарь синонимов: «Прозвище - название, указывающее на какую-либо черту, особенность и данное кому-либо в шутку, в насмешку». (2)
В. К. Чичагов дает более сложное определение прозвищам – это «слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качестве этих людей и под которыми они известны обычно в определенном, часто довольно замкнутом кругу общества». Большинство исследователей сближает то, что все они относят к прозвищам шутливую, насмешливую характеристику какого-нибудь человека.» (3)
Историю происхождения прозвищ исследователи изучают по древнерусским рукописям и договорным грамотам. Существует множество причин, благодаря которым могли возникнуть прозвища.
Во многих первобытных племенах подлинное имя скрывалось – считалось, что в противном случае им может воспользоваться враг для обретения власти над человеком. В обиходе запретное имя заменяло прозвище.
До принятия христианства на Руси были распространены такие имена, которые отражали различные свойства и качества людей, особенности характера, поведения, речи, физические достоинства и недостатки, время и очередность появления ребенка в семье. Например, в древности (до принятия христианства) у русских были личные имена Медведь, Волк, Заяц, Короб, Ждан, Меньшой и т.п. После принятия христианства подобные имена могли даваться как прозвища: Медведь – крупному сильному человеку, Волк – одинокому и в какой-то мере хищному, Заяц – человеку небольшого роста, трусливому, Короб – плотному, норовящему все копить. Бывали также прозвища по профессии: Токарь, Кожевник, Плотник. Такие прозвища переходили на потомков именуемого и превращались в фамилии.
В древней Руси человек мог носить одновременно несколько имен: одно каноническое, полученное в результате крещения (или иных церковных обрядов), и неканонические.
Крестильные имена использовались в официальных документах и договорах, но в миру человек чаще был известен под прозвищем или языческим именем. Считалось, что «подлинное» имя, связывающее его с ангелом-хранителем, не стоит трепать на всех углах, чтобы не подвергнуться порче и сглазу.
В. К. Чичагов классифицировал прозвища следующим образом:
1) индивидуальные например, «Селедка» - прозвище худой женщины
2) групповые: «Стальная душа» - прозвища заводчиков в Туле
3) профессиональные: «Прапорщик»
4) возрастные: «Малой»
5) территориальные - «Лысковцы – народ честный, если не вор, то мошенник».
6) социально-групповые: «Селянин» - житель сельской местности
Однако большинство исследовательских работ посвящено именно индивидуальным прозвищам или оценочно-характеристическим. Существует очень много признаков (индивидуальных качеств), по которым человека прозывают, и исследователи по-разному классифицируют эти признаки. Однако основными, выделяемые большинством исследователей, являются:
внешность,
род деятельности,
прозвища, образованные от имени или фамилии,
места жительства.
Таким образом, прозвища являются вторым, неофициальным именем, что отмечается почти всеми исследователями и обладают определенным набором функций.
Однако в основном исследования отвечают на вопрос «откуда» взялись прозвища, какова причина их происхождения. Нас же будет интересовать вопрос о функциях прозвищ, то есть вопросы «зачем» и «почему» в устной речи используются именно прозвища.
1.2 Отличие имени от прозвища
Вопрос про имя – второй вопрос о новорожденном, после пола. А все потому, что имя играет очень важную роль в жизни человека: оно позволяет малышу психологически осознавать себя как личность.
Прозвище – это тоже имя. Пусть не общеупотребительное, но и оно связывает человека с его сутью, с самим собой.
В словаре Сергея Ивановича Ожегова дается такое определение: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». (1)
Собственное имя имеет общее значение, не указывая на отличительный признак людей, носящих одно и то же имя. Кроме того, люди с разными внешними признаками и разными внутренними качествами могут носить одинаковое имя. Связь имени и человека-носителя этого имени очень неопределенна и приблизительна. Говорящим не известно, почему данный человек назван именно так, а не иначе. Как подтверждение этого отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» (2):
«- Меня зовут Алиса, и я…
- Довольно дурацкое имя! - нетерпеливо перебил её Шалтай. - Что оно означает?
- Разве имя должно что-нибудь означать? - спросила озадаченная Алиса.
- Вне всякого сомнения, - фыркнул Шалтай-Болтай. - Лично моё имя указывает на ту форму, которая мне присуща. Потрясающая форма! А с таким именем, как у тебя, можно оказаться какой хочешь формы, даже самой уродливой».
Вывод: прозвище – неофициальное имя человека. В отличие от имени, прозвище отражает реальные свойства и качества человека, фиксирует, таким образом, особый смысл, который имели эти свойства и качества для окружающих.
__________________________________________________________________________________
1.3. Происхождение прозвищ
В русской антропонимике очень широко представлены прозвища. Прозвище дается человеку окружающими людьми после того, как он, прожив некоторое время в обществе, приобрел какие-то отличительные черты во внешности, поведении, образе жизни. Прозвище - это имя - характеристика, которое приглашает к размышлению, к открытию тайны.
Очевидно, что для появления прозвища нужна какая то отличительная черта. Обычно это внешность, фамилия, манера поведения или увлечение. Но, на самом деле, причин для возникновения прозвищ может бытии намного больше и все проследить просто невозможно. Какие то прозвища вообще трудно поддаются логическому анализу, а некоторые появляются после какого – нибудь всем запомнившегося случая.
Вот классификация прозвищ, которые чаще всего используются в школьной среде.
1. Чаще всего, для общения школьники используют краткий или упрощенный вариант своего имени: Дэн ( Денис, Даниил), Натали (Наташа), Маха, Марфа, Руся ( Мария), Катешок, Катенок, Куся (Катя), Гуня (Сергей), Тоша (Антон), Крис ( Кристина), Михель ( Миша), Софико (Соня), Митрадрит (Дмитрий).
2. Видоизмененный или упрощенный вариант фамилии: Кляп ( Клепцов), Шибз (Шульдешов), Пылыч (Пылкин) , Трофим ( Трофимов), Михей
(Михеев), Черепечь ( Перепечь), Чудикова (Чудинова) , Хвост( Хвостова).
Также используется переставление букв (Вася Асильева вместо Ася Васильева) или замена имени и фамилии абравиатурой ( ДаОр (Даша Орлова), АсВас ( многострадальная Ася Васильева).
3. Очень большое влияние на детей оказывают средства массовой информации. Поэтому прозвище могут дать за сходство с героем популярного сериала ( Милко, Катя Пушкарева), персонажем книг ( Завулон, Гарри Поттер, Поручик, Сталкер), компьютерных игр и кино (Кенни, Саймон, Труман).
4. Не остались незамеченными и представители флоры и фауны - Слон, Медведь, Суслик, Бобер.
5. Прозвища, смысл которых остается тайной даже для владельцев: Шаховская бешеная табуретка, Мясной деликатес.
В результате исследований проведенных среди учеников 3 – 5 классов нашей школы прозвища с учетом их происхождения можно классифицировать следующим образом:
1. Прозвища, образованные от имени: Катя – «Катёк», Яна - «Яёна», Кристина – «Крыса», Сергей – «Серый»
2. Прозвище, образованные от фамилии: Мельникова – «Мельнячка», Колбаскина – «Колбасюк», Хозин – «Хозяин», Матросов – «Матрос».
3. Прозвища, характеризующие внешность Трактористка – полная, Грибной суп – очень худой и мало весит, Пушок – пухлый, Косой – косоглазие, Хомяк переросток – слишком высокий, Игла – худой
4.Прозвища, характеризующие увлечения: «Бисмарк» - увлекается строительством макетов кораблей, «Собака» - любит собак, «Узбек» – играет на барабане
5.Прозвища, характеризующие поведение – «Козбек», «Кролик» – очень часто прыгает, «Хвостик» - постоянно ходит за классным руководителем.
6.Прозвища, характеризующие интеллектуальные качества; Шарик! Ты балбес!
Причем на долю прозвищ, образованных от имени и фамилии, приходится большая часть: прозвища, образованные от имени составляют 50%, от фамилии – 28%.
Таким образом, существует несколько классификаций прозвищ в зависимости от их происхождения. В школе же самыми распространёнными являются прозвища, образованные от имени и фамилии человека.
2. ПОЧЕМУ ДЕТИ ПРИДУМЫВАЮТ ПРОЗВИЩА И КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ОБЗЫВАНИЯМ.
2.1 Причины появления прозвищ в школе.
Не секрет, что ребята любят придумывать своим одноклассникам, да и просто знакомым прозвища. И часто эти прозвища бывают обидными. На переменке, например, запросто можно услышать что-то вроде: "Эй, Лимон, иди сюда и скажи Фингалу, что его ждет Кабан". Со стороны это звучит смешно и дико. Бывает, прозвище настолько прочно закрепляется за человеком, что его вообще по имени перестают называть.
Опасность всяких кличек и дразнилок заключается в том, что таким образом человеку как бы навязывают какие-то качества. То есть окружающие заранее ожидают от него определенного поведения: например, Фингал - обязательно задира, Ботаник - зубрила, зануда.
Прозвище приклеивается к человеку как ярлык, который причиняет несчастному немалые страдания. Например, если все тебя называют Злюкой или Ягой, то новые знакомые, слыша такое твое прозвище, заранее, ещё не узнав тебя как следует, сделают вывод о том, что ты злая и вредная и вряд ли захотят познакомиться с тобой поближе.
Н.В. Гоголь писал: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света, и как уж потом ни хитри и ни облагораживай свое поприще, – ничто не поможет: каркнет само за себя прозвище во всё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица». (1)
Почему ребята в школе придумывают друг другу прозвища? Мы обратились за ответом на этот вопрос к школьному психологу, изучили мнение самих ребят, поискали ответы в книгах и СМИ. Вот основные причины присваивания кличек, которые нам удалось выяснить.
(1) Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М, 1982 С. 169.
Выводы: существует много причин использования школьниками прозвищ и кличек. Причины эти могут быть как жестокими ( агрессия, провокация, месть, самоутверждение), так и вполне невинными (игра, шутка, привычка пришедшая из семьи).
2.2. Как реагировать на клички и прозвища.
Как ни странно, но только в одиночку каждый ребенок может разрешить эту ситуацию. Взрослые – родители, учителя – могут помочь только советом, не более. Прямое вмешательство только ухудшит ситуацию. На обидчиков оно не подействует, зато окончательно подорвёт авторитет школьника. Скорее всего к дразнилкам прибавится ещё одна – «маменькин сынок». Втягивать учителя в конфликт тоже не стоит. Как только за ним закроется дверь, конфликт разгорится с новой силой.
Существует несколько способов изменить ситуацию.
Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Самое главное не поддаваться эмоциям. Если ты будешь в ответ на насмешки злиться, кричать или, что ещё хуже, плакать, это ещё больше подстегнёт дразнильщиков. Ведь им только и того и нужно – «достать» тебя. И если им это удастся, тогда они уж точно не отстанут от тебя. Лучше всего, если ты просто не будешь обращать внимания на обидные слова. Ведь если дразнилки не достигают цели, то становятся просто-напросто неинтересными. Скорее всего одноклассникам вскоре наскучит наделять тебя разными прозвищами. Конечно. сохранить хладнокровие, когда на тебя со всех сторон сыплются насмешки, очень нелегко, но результат того стоит.
45 % ребят, заполнявших анкету, рекомендовали именно этот способ противостояния нежелательным кличкам. Однако сами пользуются этим способом лишь 35 % из опрошенных детей.
Обзывающий ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т.д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: "Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю". Или посмеяться вместе: "Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку".
Не отзываться, пока не обратится по имени, сделать вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Сказать: "Меня вообще-то Серёжей зовут. А ты разве меня звал?"
Если кто-то из ребят вдруг ни с того ни с сего начал тебя дразнить и обижать. можешь подойти к обидчику и спросить, почему он так говорит о тебе. Может ты ненароком его оскорбил и теперь он мстит тебе за это?
Можно спокойно сказать обзывающему сверстнику: "Мне очень обидно это слышать", "Почему ты хочешь меня обидеть?". Одного второклассника (самого крупного в классе) другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек сказал: "Знаешь, что-то мне совсем не хочется с тобой дружить". Это так впечатлило агрессора, что он извинился и перестал обзываться.
Этот способ на практике используют только 8 % ребят, хотя советуют им
воспользоваться – 20 %.
Очень часто дети стремятся с помощью обзывательств заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием "брать на слабо". При всех ребенку говорится, что он не делает чего-то, потому что "трус", "размазня" и т.д., ставя его таким образом перед выбором: или согласится сделать, что от него требуют (часто нарушить какие-то правила или подвергнуть себя опасности), или же он так и останется в глазах окружающих "хлюпиком" и "трусом". Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта - самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.
Иногда полезно ответить обидчику тем же, не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Речь идет не о том, чтобы набрасываться на недругов с кулаками. Главное оружие здесь – меткое слово и чувство юмора. Например, если кто-то из ребят обозвал тебя обидным прозвищем, ты отвечай ему так, что твой обидчик сам становится посмешищем для окружающих. После такого случая ему или кому-то из ребят вряд ли захочется задирать его. Ведь никто не любит, чтобы над ним смеялись.
Ответить тем же посоветовали 10 % опрошенных. В жизни же этим способом пользуются 3 %.
Постараться изменить свои привычки, поведение советуют 15 % учащихся 3 – 5 классов. Но никто из опрошенных не написал, что это делает.
Хороший способ защиты, когда вы сами начинаете шутить по поводу своего недостатка. Обидчикам ничего не остается делать, как поддержать вас, либо замолчать. И то и другое может привести к нормальным отношениям.
3 % детей, участвовавших в анкетировании, сказали, что делают вид будто им нравится их кличка.
Согласно наблюдениям психологов, для 5-9-летних детей очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку - своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешне), удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остается за пострадавшим.
Вот примеры отговорок:
1.Черная касса - 2. Кто обзывается - сам так называется!
ключ у меня,
кто обзывается -
сам на себя!
3. Шел крокодил,
твое слово проглотил,
а мое оставил!
5.Дурак! 6. Говоришь на меня,
- Приятно познакомиться, а меня Петя зовут. переводишь на себя.
Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.
Неправильные решения:
Конечно, иногда это действенный способ, который заставит обидчиков зауважать тебя, но будь уверен - не все проблемы в жизни можно решить кулаками.
Кажется, ребята не совсем понимают это. Только 2,5 % участвовавших в анкетировании посоветовали этот способ. Зато 51 % именно с помощью драки решают эту проблему.
Таким образом, существуют способы поведения, которые могут помочь избавиться от нежелательных прозвищ и кличек. Учащиеся 3 – 5 классов, участвовавшие в анкетировании знакомы с некоторыми из них. Но, к сожалению, редко используют их в жизни. Часто решают конфликт кулаками или плачут, жалуются взрослым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для кого-то школьные клички являются постоянным стрессом, кто-то гордо носит имя, данное ему одноклассниками. Так или иначе, через обзывания проходят все. По результатам анкетирования 40 % учащихся 3 – 5 классов нравится их кличка, а 60 % не довольны своим прозвищем. На вопрос «Что лучше: настоящее имя или прозвище?» 90 % опрошенных ответили – имя, и только 10 % написали, что прозвище лучше.
В ответе на вопрос «Что нужно делать, чтобы тебя больше не называли прозвищем?» многие ребята давали полезные советы, которые совпадают с советами психологов. Но анкета показала так же, что эти же ребята сами не всегда следуют этим советам. Многие решают проблему нежелательных прозвищ кулаками.
Таким образом, мы поняли, что необходимо поделиться со своими ровесниками теми знаниями, которые получили в ходе исследования. Результатом нашей работы стал буклет, рассказывающий о том, как вести себя в подобных ситуациях.
Литература
Гавердовская П. Прозвище. // Мой кроха и я. 2003
Гоголь Н.В. Мёртвые души. – М: Просвещение, 1982.
Колесникова М.Перекличка. // СТО. 2009, № 5
Кэрролл Л. «Алиса в Зазеркалье». – М: Детская литература, 1982
Майорова Т.М. Ономастика во внеклассной работе. – М:Русская мысл, 1994.
Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М: Русский язык, 1988.
Плотников С.А. Тайны имени и прозвищ .- Киев: Радянска речь, 1998.
Словарь синонимов русского языка. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
Суперанская А.В. О русских именах. – Лениздат, 1991.
Ушаков Д.Н. Толковый словарь. – М: Учпедгиз, 1947.
Чичагов В. К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий. – М: Учпедгиз, 1959.
Хитрость Дидоны
Ворона
3 загадки Солнечной системы
Хитрый коврик
Браво, Феликс!