Исследовательская работа по географии своей местности.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_pogodnykh_usloviy_na_zdorove_cheloveka.doc | 311 КБ |
Управление образования и молодёжной политики
Воротынского муниципального района
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Белавская основная общеобразовательная школа
НОМИНАЦИЯ
«Экология и здоровье человека»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«Влияние погодных условий
на здоровье человека»
Автор: Хапова Екатерина - 14 лет,
обучающаяся 8 класса.
Руководитель: Климанова Анна Вениаминовна,
учитель географии
МБОУ Белавская ООШ.
с. Белавка
2014 г.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3-4
1. Влияние погодных условий на здоровье человека………………............5-8
2. Наблюдение за погодными условиями и их влиянием на здоровье человека……………………………………………………………………….9-10
Заключение………………………………………………………………..........11
Список литературы……………………………………………..……………..12
Приложение ………………………………………………………...……......13-17
Введение
«Здоровье- это бесценный дар природ» И.П. Павлов
Процессы, происходящие в атмосфере, волнуют всех. О погоде судят не только по прочитанным книгам и учебникам, а по собственному опыту - по тому, как она влияет на их повседневную жизнь, как они воспринимают её капризы. Суждения людей о погоде в значительной мере отражают индивидуальные особенности реакции человека на состояние внешней среды и часто субъективны. Интересует погода, хотя бы время от времени, практически всех нас, она постоянная тема разговоров, но знаем мы о ней далеко не все.
Тема очень актуальна, потому что, люди всегда и каждодневно интересовались погодой. Ещё очень давно деятельность людей была связано с погодой, это – бытовые условия, самочувствие и т.д.
Тема работы - "Влияние погодных условий на здоровье человека".
Цель: выявить причины влияния погоды на здоровье человека.
Для достижения цели, мною были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования является природные условия.
Предметом исследования – здоровье человека.
В ходе своей работы я использовала следующие методы:
1. Влияние погодных условий на здоровье человека
Многочисленные статистические данные по исследованию здоровья человека показывают, что здоровье зависит от сочетания и взаимосвязи между собой следующих факторов: образа жизни, наследственности, окружающей среды, системы здравоохранения. (Приложение 1)
В своей работе я хочу исследовать влияние на здоровье человека метеорологического фактора, одного из факторов окружающей среды, которые группируют на геофизические, метеорологические и геохимические. (Приложение 2). Я буду рассматривать влияние температуры и влажности воздуха на здоровье человека.
К метеорологическим факторам относятся - температура, влажность воздуха, атмосферное давление, сила и скорость ветра - постоянно и по-разному влияющие на жизнь и деятельность человека. Человек, находящийся в «третьем состоянии», т. е. между здоровьем и болезнью, довольно чутко реагирует на изменение погодных условий. Патологическая зависимость состояния здоровья от погодных условий называется метеопатией. Ниже в таблице показаны признаки метеопатии.
Признаки метеопатий (проявляются при изменении погоды) |
|
Рассмотрим, как люди реагируют на изменение отдельных компонентов погоды.
Оказывается, человек реагирует на температуру, тем больше, чем выше влажность воздуха. Для организма человека оптимальными считаются условия, при которых относительная влажность воздуха составляет около 60% , а температура +240 С.
Человек чувствует себя хорошо при относительной влажности от 40 до 75%. Отклонение от нормы отзывается в организме ощущением сухости или сырости. Влажность воздуха влияет на организм человека в сочетании с другими метеорологическими факторами, усиливая их воздействие.
На уровне моря человеческое тело испытывает давление 1,033 кг/см 2, т.е. на человека среднего роста давит около 1т воздуха. Но он этого не ощущает, так как внутреннее давление организма противодействует давлению воздуха. Большинство людей не замечают колебаний давления. При резком повышении атмосферного давления возникает различие между давлением внутри тела и давлением окружающего воздуха. В этих случаях человек может ощущать головную боль, боль в области сердца и других органах, повышается артериальное давление, возникают сосудистые кризы и внутренние кровоизлияния. Резкие колебания атмосферного давления вызывают обострение радикулита и заболеваний седалищного нерва, появляется шум в ушах. Возможны приступы мигрени разной степени. С пониженным атмосферным давлением связано затруднение дыхания и нарушение функции сердечно-сосудистой системы. Особенно реагируют на колебания атмосферного давления больные неврозом, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, сосудистыми заболеваниями мозга, легочные больные и другие. Таким образом, атмосферное давление существенно влияет на функции организма.
Ветер воздействует на систему терморегуляции, а также оказывает и механическое воздействие Он способствует либо отдаче тепла, либо его задержке в организме. Отрицательное воздействие ветра усиливается при резких колебаниях температуры, влажности воздуха, атмосферного давления. При сильном холодном ветре и резких колебаниях атмосферного давления повышается артериальное давление, что способствует возникновению гипертонических кризов и нарушению мозгового кровообращения. Колебания артериального давления у больных отмечаются также при внезапном изменении направления ветра.
Таким образом, в реальных условиях на организм человека действует весь комплекс погодных факторов. Все виды реакций организма на действие метеорологических факторов проявляются в изменении показателей, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения.
Для предупреждения и смягчения отрицательных последствий реакций организма важную роль играет их профилактика. В таблице даны самые простые рекомендации, которые может выполнить даже школьник.
Профилактика метеопатии | 1. Не переутомляться, всегда находить время для отдыха. 2. Сон не менее 7—8 ч в сутки. Появляющуюся бессонницу устранять доступными и эффективными способами (кроме снотворных лекарств). |
В течение двух недель (с 17 февраля по 4 марта) я вела наблюдение за состоянием погоды и самочувствием группы людей, в состав которых входили 2 учителя и 5 обучающихся 8 класса нашей школы. Результаты данных я вносила в таблицу (Приложение III), состоящей из следующих колонок: состояние погоды, головная боль, изменение артериального давления и колонка «без изменений», то есть на изменения состояния погоды, опрашиваемые не реагировали.
Анализируя состояние погоды, следует отметить достаточно большую амплитуду колебания температуры в течение месяца (Приложение IV). В этом году вторая декада февраля была очень тёплой, что не характерно для данного месяца. Недаром говорит русская народная пословица: «Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый». Месяц март также отмечался тёплой погодой. Хотя март считается весенним месяцем, на большей части России для него характерна преимущественно зимняя погода. В самый холодный день (22 февраля) средняя температура суток составила – 18,50С, а в самые тёплые дни (19 и 20 февраля) +0,50С, 00С соответственно колебалось и атмосферное давление. В течение месяца оно было ниже нормы ( от 740 до 759 мм. рт.ст.) (Приложение V).
Следующим этапом моей работы было интервью с фельдшером нашего села Кабановой Г.В. На вопросы: 1) Люди какого возраста обычно связывают своё недомогание с погодными условиями? 2) Какие хронические заболевания могут обострится при изменении погодных условий и что при этом следует делать? Галина Викторовна ответила: «Как правило, на изменения погодных условий реагируют люди предпенсионного и пенсионного возраста, дети с невралгическими заболеваниями, люди, ведущие нездоровый образ жизни. Обостряются такие хронические заболевания как невроз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сосудистые заболевания мозга. Абсолютно здоровых людей очень мало, поэтому всем следует внимательнее относиться к своему здоровью: соблюдать режим дня, заниматься профилактикой заболеваний».
В результате было выяснено, что опрашиваемые реагируют на повышение температуры и изменение атмосферного давления, они испытывают головную боль, понижение артериального давления. Постоянную боль в сердце ощущает один учитель.
Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье и самочувствие людей зависит от изменения погодных условий, а особенно люди с хроническими заболеваниями.
В конце своих исследований я раздала всем участникам эксперимента буклет с рекомендации по профилактике метеопатии, о которой говорилось в I главе.
Заключение
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, то о чём я узнала в ходе своей работы – это только начало пути моих исследований. И, тем не менее, я смогла сделать вывод, что погодные условия действительно оказывает влияние на самочувствие и здоровье человека, и без профилактики, которая поможет смягчить их отрицательное воздействие на организм, не обойтись. Я учусь в школе, в которой проделана и продолжает проводиться большая работа по поддержке здоровья обучающихся, и думаю, что буклеты, с рекомендациями по профилактике метеопатии, розданные мною пока только участникам эксперимента, помогут, пусть будет небольшой, но всё-таки, вклад в общее дело по укреплению здоровья.
Результаты моей работы можно использовать на уроках географического краеведения, при изучении климата Нижегородской области и Воротынского района, уроках географии при изучении климата России, на классных часах по здоровому образу жизни.
Список использованной литературы
1.АстапенкоП.Д. Вопросы о погоде. Л., Гидрометеоиздат. 1987г.
2. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. М., Просвещение,2006 г.
3. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география. М., Просвещение,1996 г.
4. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М., Русское энциклопедическое товарищество , 2005 г.
5. Энциклопедия для детей. М., «Аванта+», 1997 г.
Cостояние погоды | Головная боль | Изменение артериального давления | Без изменений |
17.02.14. t утром: +20 742 мм. р. с. t вечером: +10 739 мм. р. с. | Виногоров В. Хапова Е. | Климанова А.В. Киселева Н.М. | Харитонычев Д. Кузьмин В. Смирнова К. |
18.02.14. t утром: +10 738 мм. р. с. t вечером: +10 737 мм. р. с. | Смирнова К. Харитонычев Д. Кузьмин В. Виногоров В. | Киселева Н.М | Климанова А.В. Хапова Е. |
19.02.14. t утром: +20 738 мм. р. с. t вечером: -10 740 мм. р. с. | Климанова А.В. Виногоров В. Хапова Е. Киселева Н.М. | Харитонычев Д. Кузьмин В. | Смирнова К. |
20.02.14. t утром: +20 737 мм. р. с. t вечером: -20 735 мм. р. с. | Киселева Н.М. Смирнова К. Харитонычев Д. | Хапова Е. | Климанова А.В. Кузьмин В. Виногоров В. |
21.02.14. t утром: -20 735 мм. р. с. t вечером: -110 736 мм. р. с. | Климанова А.В. Кузьмин В. Виногоров В. | Киселева Н.М. | Смирнова К. Харитонычев Д. Хапова Е. |
22.02.14. t утром: -170 738 мм. р. с. t вечером: -200 740 мм. р. с. | Кузьмин В. Виногоров В. Харитонычев Д. | Киселева Н.М. Климанова А.В. | Смирнова К. Хапова Е. |
23.02.14. t утром: -110 744 мм. р. с. t вечером: -70 746 мм. р. с. | Хапова Е. Смирнова К. Киселева Н.М | Кузьмин В. Виногоров В. Харитонычев Д. Климанова А.В. | |
24.02.14. t утром: -60 739 мм. р. с. t вечером: -20 738 мм. р. с. | Киселева Н.М. Харитонычев Д. | Хапова Е. Смирнова К. Климанова А.В. Кузьмин В. Виногоров В. | |
25.02.14. t утром: -30 738 мм. р. с. t вечером: -60 740 мм. р. с. | Смирнова К. Виногоров В. | Кузьмин В. Киселева Н.М. | Харитонычев Д. Хапова Е. Кузьмин В. Климанова А.В. |
26.02.14. t утром: -100 740 мм. р. с. t вечером: -120 739 мм. р. с. | Киселева Н.М. Хапова Е. Климанова А.В. | Виногоров В. Смирнова К. Харитонычев Д. Кузьмин В. Киселева Н.М. | |
27.02.14. t утром: -130 738 мм. р. с. t вечером: -60 740 мм. р. с. | Виногоров В. Смирнова К. Климанова А.В. | Смирнова К. Хапова Е. | Харитонычев Д. Кузьмин В. Киселева Н.М. |
28.02.14. t утром: -140 738 мм. р. с. t вечером: -80 739 мм. р. с. | Смирнова К. Харитонычев Д. Кузьмин В. | Виногоров В. Киселева Н.М. | Климанова А.В. Хапова Е. |
01.03.14. t утром: -20 738 мм. р. с. t вечером: -60 740 мм. р. с. | Климанова А.В. Виногоров В. | Харитонычев Д. Кузьмин В. | Смирнова К. Киселева Н.М. Хапова Е. |
02.03.14. t утром: -30 739 мм. р. с. t вечером: -60 740 мм. р. с. | Смирнова К. Киселева Н.М. Хапова Е. | Виногоров В. Харитонычев Д. Кузьмин В. |
Приложение IV
Приложение V
Сказка на ночь про Снеговика
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Калитка в сад
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
5 зимних аудиосказок