Изучить уровень физической подготовленности младших школьников, проверить эффективность применения «Урока Здоровья» в процессе повышения физической подготовленности младших школьников.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_katorginoy_e.docx | 89.45 КБ |
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ВЯЗОВКА
607689,Нижегородская область, Кстовский район, с. Вязовка, ул. Широкая, д.213,
тел/факс 8(83145)-58-327, E-mail: Vyaz@mail.ru, ИНН-5250026723 КПП-525001001
Влияние факультативного занятия «Урок здоровья» на младший школьный возраст
Ученица МБОУ ООШ
с.Вязовка
9 класса
Каторгина Е.С.
2014 г.
2014 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. 1.1.Особенности физического развития и двигательной
активности детей младшего школьного ……………..…. 5
1.2. Характеристика группы исследуемых…………...…. 10
1.3. Методика и организация исследования……………...… 10
1.4. Методы оценки эффективности повышения физической
подготовленности детей …………………….………... 11
Глава 2.Коррекция физической подготовленности младших школьников посредством «Урок Здоровья»……………. 14
2.1.Обсуждение показателей физической подготовленности детей с………………………………………………………. 14
2.2. Показатели физической подготовленности по итогам программы……………………………...………………..…. 17
Заключение ……………………………………………………………. 21
Библиографический указатель…...………………………………… 23
Введение
Актуальность исследования:
Анализ литературных источников показал, что проблема изучения физического развития детей младшего школьного возраста остается актуальной на современном этапе развития общества, так как с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным состоянием здоровья.
Тяжелые социально-экономические условия жизни основной массы населения нашей страны, неблагоприятная экологическая обстановка, алкоголизация родителей, патология беременности и родов, плохие условия выхаживания и воспитания- все это и многое другое является причиной того, что с каждым годом в России рождается все больше детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья (Н.О.Рубцова, В.А. Ильин., 2001).
Данные, полученные лабораторией проблем здоровья в образовании Нижегородского института развития образования при проведении областного мониторинга по региональной программе «Здоровье и образование» в 2012 году: 36 % — здоровые дети, 54 % имеют функциональные отклонения и 10,08 % детей относятся к категории часто болеющих.
Цель исследования:
Изучить уровень физической подготовленности младших школьников, проверить эффективность применения «Урока Здоровья» в процессе повышения физической подготовленности младших школьников.
Задачи:
-повышение физиологической активности систем организма, содействие оптимизации умственной и физической работоспособности в режиме учебной деятельности;
-совершенствование прикладных жизненоважных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями из гимнастики, легкой атлетики, лыжных гонок и подвижных игр;
-повышение физической подготовленности и развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
Состав группы:
В группе занимаются 15 учеников.
Из них - 8 девочек и 7 мальчиков.
Диагностика уровня развития учащихся:
1 тест. Бег 30 м.
2 тест. Прыжки в длину с места.
3 тест. Бег 6 минут.
4 тест. Челночный бег 4x9 м.
5-й тест. Подъем туловища
6-й тест. Наклон вперед сидя
1.1. Особенности физического развития и двигательной активности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата. Длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса [35].
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани; позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет.
По мнению ряда авторов (В.К.Бальсевич., 1996; Е.А.Бабенковой, В.В.Злотиной.,2000; Г.Г.Кравцова.,1991) для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обусловливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей.
Между уровнем физического развития, физической подготовленности детей и их двигательной активностью существует тесная связь (О. В. Силина, 1980; А. Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер, 1990; А.С. Солодков, И.П. Симоненко, Е.Е. Чусляева, 1997; А.С. Солодков, Е.М. Есина, 1999 и др.).
Одновременно наблюдается прямая связь между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка (Е.А. Пимонова, 1980; А.С. Солодков, Е.М. Есина, 1996, и др.). И в младшем школьном возрасте, который является важнейшим в процессе формирования личности человека, когда формирование новых более сложных умений и навыков формируется на основе уже имеющихся, и когда своевременное овладение двигательными навыками должно создать фундамент для определенного уровня двигательной деятельности ребенка (Э.М. Романовская, 1975; С.М. Вавилова, Э.С.Вильчковский, 1997; A.M. Семейкин, В.Ф. Красавина. В.А. Дулин, 1999), многочисленными научными исследованиями установлено, что удовлетворение потребности в движении, является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка (М. М. Кольцова, 1980; И. А. Аршавский, 1982; М.A, Правдов, 1998; В. К. Бальсевич, 2000).
Дети, имеющие достаточный объем двигательной активности (ДА) в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, низкой подверженностью различным заболеваниям (А. Г. Хрипкова, М. В, Антропова. Д. А. Фарбер, 1990; А. С. Солодков, И. П. Симоненко, Е. Е. Чусляева, 1997; А. С. Солодков, Е, М. Вина, 2001 и др.).
Вместе с тем, последние годы характеризуются увеличением объема учебно-воспитательной работы в области сенсорного и умственного развития, что в значительной мере способствует снижению количества локомоции в режиме дня. Занятия требуют достаточно длительного статического напряжения, связанного с поддержанием определённой позы, и сопряжены со значительными зрительными нагрузками, которые приводят не только к ухудшению зрению, в т. ч. развитию близорукости, но и к нарушениям в опорно-двигательном аппарате (ОДА), что в свою очередь оказывает негативное влияние на ведущие физиологические системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, центральную нервную и др.), на показатели здоровья и уровень работоспособности школьников (Рунова М. А., 1998; Солодков А.С.,Есина Е. М, 1995). По данным научного центра здоровья детей РАМН, около 90% детей имеют различные отклонения в физическом и психическом развитии.
По мнению Мельникова С.Б. (1991), рассматривая вопросы двигательной активности детей младшего школьного возраста, необходимо учитывать характер их повседневной деятельности, связанной с обучением в школе. Для ребенка начало обучения является критическим периодом, когда он из «играющего» превращается в «сидящего».
Как указывает Э.М.Романовская (1975), дети младшего школьного возраста чувствительны к направленному воздействию на развитие их двигательной функции, совершенствование морфологических структур двигательного аппарата. Благодаря развитию мышц и связок происходит формирование шейной и грудной кривизны позвоночника, что является характерным для правильной осанки. Вместе с тем относительно слабое развитие мышц, обеспечивающих длительное поддержание статических напряжений при удержании различных поз тела, а также значительная эластичность связок могут быть причиной деформации опорно-двигательного аппарата, возникновения сколиозов и плоскостопия.
В конце младшего школьного возраста почти завершается основная дифференцировка нервных клеток. В процессе взаимодействия с внешней средой новые более сложные условные рефлексы у детей формируются на основе уже имеющихся умений и навыков. Современное овладение двигательными навыками создает фундамент для определенного уровня двигательной активности ребенка (Э.М. Романовская, 1975; СМ. Вавилова, 1983; Э.С. Вильчковский, 1987).
Поэтому эффективность обучения основным движениям, т.е. формирование необходимых двигательных умений и навыков, обеспечивают, прежде всего, двигательно-координационные способности, которые одновременно оказывают существенное влияние и на умственное развитие ребенка (В.И. Филлипович, И.М. Туревский, 1978; Т.П. Осокина, 1985; В. К. Бальсевич, 1986; В. И. Лях, 1991-1998; А.А. Мирошников, 2000).
Таким образом, занятия физическими упражнениями при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности.
1.2. Характеристика группы исследуемых
Задачи исследования решались на базе МБОУ ООШ с. Вязовка Кстовского района Нижегородской области. В исследовании приняли участие 15 детей младшего школьного возраста от 8 до 9 лет.
Нарушения основных движений:
— неточность движений в пространстве и времени;
— отсутствие ловкости и плавности движений;
— излишняя скованность и напряженность;
—ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.
1.3.Методика и организация исследования
Наше исследование проводилось в течении трех месяцев : с 1 сентября по 30 ноября. Мы посещали и наблюдали за детьми на уроках физической культуры 3 раза в неделю по 40 минут, и на переменах.
Занимаясь на «Уроках здоровья», овладевая разнообразными движениями, дети совершенствовали двигательные навыки, у них развиваются мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
На «Уроке здоровья» использовали:
Разновидности ходьбы и бега, ОРУ с предметами и без, акробатические упражнения, упражнения на развитие равновесия и координации, общеразвивающие и дыхательные упражнения, элементы спортивных игр, эстафеты и подвижные игры.
1.4. Методы оценки эффективности повышения физической подготовленности детей
1-й тест. Бег на 1000м,500 м. Предназначен для определения выносливости. Проводится на стадионе или ровной местности по грунтовой дорожке;
Время засекают с точностью до 0,1 сек.. В процессе бега допускается переход на шаг.
2-й тест. Челночный бег 3x10 м. Позволяет оценить быстроту и ловкость, связанную с изменением направления движения и чередовании ускорения и торможения. Время засекается с точностью до 0,1 сек.
3-й тест. Подтягивание (юноши). Оценивает силовую выносливость мышц рук и плечевого пояса. Подтягивания, выполненные не с полным сгибанием рук, не засчитываются.
4-й тест. Вис на перекладине (девочки). Оценивает силовую выносливость рук и плечевого пояса у девочек. Руки девочки при этом максимально согнуты, подбородок должен быть расположен выше перекладины, но не касаться ее и не помогать удерживаться в висе. Оценивается максимально возможное время, в течение которого девочка сможет удерживаться в висе на согнутых руках. Более 30 сек. держать это положение не следует, так как это время уже значительно превышает норму и расценивается как отличный результат.
5-й тест. Подъем туловища. Предназначен для измерения силы мышц-сгибателей туловища. Насчитывается количество сгибаний за 30 сек.
6-й тест. Наклон вперед сидя. Предназначен для измерения активной гибкости позвоночника и тазобедренных суставов. Испытуемый без обуви садится на пол, расстояние между пятками 20—30 см, ступни вертикально. Руки вперед-внутрь, ладони вниз. В качестве измерителя можно использовать линейку или сантиметровую ленту, положенную между стопами вдоль ног. Отсчет (нулевая отметка — «0») ведут от цифры, находящейся на уровне пяток испытуемого. Партнер прижимает колени к полу, не позволяя сгибать ноги во время наклонов. Выполняются три медленных наклона (ладони скользят вперед по линейке), четвертый наклон основной. В этом положении испытуемый должен задержаться не менее 2 сек. Лучший результат (максимально возможная цифра, до которой дотянется ученик) засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1,0 см. Эта цифра записывается со знаком «+» (плюс), если испытуемый смог коснуться цифры впереди за стопами, и со знаком «-» (минус), если его пальцы не достали до уровня пяток.
7 тест. Бег на 60 м.
Предназначен для проверки скоростных качеств. Выполняется на беговой дорожке, с высокого старта. Время засекают с точностью до 0,1 сек.
8 тест. Прыжки в длину с разбега.
Предназначен для определения скоростно-силовых способностей. Из 3 попыток засчитывается самый лучший результат.
9 тест. Метание малого мяча на дальность. Для определения скоростно-силовых качеств. Из 3 попыток засчитывается самый лучший результат.
Оценка нами физической подготовленности младших школьников проходила с учётом нормативных данных, предложенных в таблице №1, как для контрольной, так и для экспериментальной групп.
Глава 2.Коррекция физической подготовленности младших школьников посредством «Урок Здоровья»
2.1.Обсуждение показателей физической подготовленности детей
Нормативные оценки уровней физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста
мальчики | девочки | |||||
низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | |
бег 30 м (сек.) | 6.0 | 6.5 | 7.0 | 6.5 | 7.0 | 7.5 |
прыжок в длину с места (см) | 125 | 135 | 145 | 115 | 125 | 135 |
Бег 6 минут | 700 | 800 | 900 | 500 | 600 | 700 |
челночный бег 4*9 м (сек) | 13,0 | 12,6 | 12,2 | 13,5 | 13,0 | 12,7 |
подъем туловища за 30 сек. (раз) | 8 | 14 | 18 | 10 | 15 | 20 |
наклон вперед сидя () | +3 | +5 | +8 | +5 | +8 | +12 |
Нормативные оценки уровней физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста
бег 30 м (сек.) | прыжок в длину с места (см) | Бег 6 минут | челночный бег 3*10 м (сек) | подъем туловища за 30 сек. (раз) | наклон вперед сидя () | |
Соня Д. | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Настя Ч. | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Даниил Ш. | 3 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 |
Сергей Т. | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Денис Ж. | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Настя М. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Лиза К. | 1 | 2 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Алина Г. | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 |
Ангелина Н. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Файг А. | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Коля Ц. | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 |
Саша К. | 2 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Овик О. | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Румина Ф. | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Оля К. | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 3 |
Контроль эффективности
бег 30 м (сек.) | прыжок в длину с места (см) | Бег 6 минут | челночный бег 3*10 м (сек) | подъем туловища за 30 сек. (раз) | наклон вперед сидя () | |
Соня Д. | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 |
Настя Ч. | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 2 |
Даниил Ш. | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Сергей Т. | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 |
Денис Ж. | 2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 |
Настя М. | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Лиза К. | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2 |
Алина Г. | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Ангелина Н. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Файг А. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Коля Ц. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 |
Саша К. | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 |
Овик О. | 3 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 |
Румина Ф. | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 |
Оля К. | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 3 |
2.2. Показатели физической подготовленности по итогам программы
По результатам проделанной работы, считаем возможным сделать следующие выводы:
1.За время проведения исследования, у 50% учащихся по большинству показателей развития скоростно-силовых качеств и координации имеют низкий уровень и 50%-средний. Гибкость, выносливость и скоростные качества развиты на среднем уровне.
2. По итогам нами отмечен прирост по всем показателям физической подготовленности детей, наибольшая динамика отмечается в развитии таких показателей, как: силовая выносливость, скоростно-силовые качества и координация. Это подтверждает формирование у ребенка навыков основных видов движений, повышения физической подготовленности. Небольшой прирост произошел на выносливость и скоростные качества что обусловлено специфичностью занятий «Уроков здоровья» в коридоре.
Сравнительная диаграмма результатов бег 30 метров
Сравнительная диаграмма результатов прыжки в длину с места
Сравнительная диаграмма результатов бег 6 минут
Сравнительная диаграмма результатов челночный бег
Сравнительная диаграмма результатов подъём туловища
Сравнительная диаграмма результатов наклон вперёд
Заключение
Большое внимание следует обратить на то, что для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обусловливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма детей. Если эти органы и структуры не проявляют постоянной активности, то процессы их развития тормозятся и, как следствие этого, возникают разнообразные функциональные и морфологические нарушения. Вместе с тем постоянная активность является своего рода «пусковым механизмом» прогрессивного повышения функциональных возможностей детей (С.М. Вавилова,1983; Э.С.Вильчковский,1987; Э.М. Романовская,1975).
Таким образом, занятия физическими упражнениями при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, общении, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л.С. Выготского о том, что обучение и воспитание детей составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тесном единстве и взаимосвязи.
Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус.
Библиографический указатель
1.Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Терра-Спорт, 2000.
2.Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. - Омск: СибГАФК, 2000. - 212 с.
3.Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического развития детей младшего школьного возраста - СПб.:Акцидент,1995.-36 с.
Лиса-охотница
Городецкая роспись
Сторож
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")