Искусство Павла Филонова (1883-1941) - одна из самых ярких страниц в русском изобразительном искусстве первой трети ХХ века. Оно заключало в себе во многом новое философское ощущение действительности, а также оригинальный художественный метод, не оцененные до конца ни современниками, ни историками искусства последующих десятилетий.
Кто знает, почему Филонову посвящено так мало статей и исследований! Весьма символично и то, что в Большой советской энциклопедии отсутствует статья, посвященная этому удивительному русскому художнику.
Внимательное изучение жизни и творчества Павла Николаевича Филонова дает нам ясное представление о его взглядах и принципах, о его искусстве, которое в то время воспринималось крайне враждебно.
Изучением творчества П.Н. Филонова занималось немного искусствоведов. К ним можно отнести современного французского исследователя Жан-Клода Маркаде, Гурьев С., Ершов Г. П. , Матюшин М.В. , Крученых А. Е. Каждый из исследователей отмечает: Филонов – явление уникальное.
Имя Филонова давно стало легендой, а его искусство - невероятное, беспримерное по фантастической сделанности и содержательной глубине, до сих пор воспринимается как шокирующее, загадочное, труднообъяснимое. Филонова называли «великим», «величайшим», «смутьяном холста» и «очевидцем незримого». В автобиографии 1929 года он сказал о себе суше и точнее всех: «Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь…». Дефис между этими словами разделил ценителей его искусства на любителей, покоренных красотой и странностью живописи художника, и на знатоков, изучающих его теоретические труды. И почти невозможно теперь соединить распавшиеся за долгие годы забвения отдельные части образа. Что-то утрачено, что-то забыто, где-то легенда подменила правду. Но чем сложнее путь к художнику, тем сильнее желание понять его, соединить, пусть лишь умозрительно, мысль и творчество.
Вложение | Размер |
---|---|
nauch.rabota_po_filonovu.docx | 50.95 КБ |
МБОУ СОШ р.п. Шемышейка
Научно-практической конференции школьников «Старт в науку».
Тема исследовательской работы:
«Создатель противного и враждебного или хранитель
истинного русского искусства».
Автор: ученица 10 а класса
Надькина Алёна.
Научный руководитель:
Кодолова Елена Николаевна,
учитель мировой художественной культуры
р.п. Шемышейка
2014 год.
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Приложения
Введение.
Искусство Павла Филонова (1883-1941) - одна из самых ярких страниц в русском изобразительном искусстве первой трети ХХ века. Оно заключало в себе во многом новое философское ощущение действительности, а также оригинальный художественный метод, не оцененные до конца ни современниками, ни историками искусства последующих десятилетий.
Кто знает, почему Филонову посвящено так мало статей и исследований! Весьма символично и то, что в Большой советской энциклопедии отсутствует статья, посвященная этому удивительному русскому художнику.
Внимательное изучение жизни и творчества Павла Николаевича Филонова дает нам ясное представление о его взглядах и принципах, о его искусстве, которое в то время воспринималось крайне враждебно.
Изучением творчества П.Н. Филонова занималось немного искусствоведов. К ним можно отнести современного французского исследователя Жан-Клода Маркаде, Гурьев С., Ершов Г. П. , Матюшин М.В. , Крученых А. Е. Каждый из исследователей отмечает: Филонов – явление уникальное.
Имя Филонова давно стало легендой, а его искусство - невероятное, беспримерное по фантастической сделанности и содержательной глубине, до сих пор воспринимается как шокирующее, загадочное, труднообъяснимое. Филонова называли «великим», «величайшим», «смутьяном холста» и «очевидцем незримого». В автобиографии 1929 года он сказал о себе суше и точнее всех: «Филонов Павел Николаевич, художник-исследователь…». Дефис между этими словами разделил ценителей его искусства на любителей, покоренных красотой и странностью живописи художника, и на знатоков, изучающих его теоретические труды. И почти невозможно теперь соединить распавшиеся за долгие годы забвения отдельные части образа. Что-то утрачено, что-то забыто, где-то легенда подменила правду. Но чем сложнее путь к художнику, тем сильнее желание понять его, соединить, пусть лишь умозрительно, мысль и творчество.
Актуальность темы заключается в том, что открытие Филонова, которое произошло на рубеже 1980-х - 1990-х годов, имело лишь половинчатый, промежуточный характер и в должной степени все же не состоялось. В культурном, интеллектуальном сознании всегда есть художники, слитые с эпохой, являющиеся ее выражением (Р.Фальк, К.Петров-Водкин, А.Рублев, К.Малевич, М.Шагал, А.Иванов). Хотя в петербургском искусстве традиции школы аналитического искусства Филонова продолжали жить и развиваться, тем не менее, в широком культурном контексте он по-прежнему остается художником для художников.
Таким образом, тема научно-исследовательской работы «Создатель противного и враждебного или хранитель истинного русского искусства». И на сегодняшний день этот вопрос является крайне актуальным.
Выдвинутая нами тема, определила цель, предмет, объект и гипотезу исследования.
Цель исследования: выявить особенности творчества П.Н. Филонова, определить его роль и значимость для современного искусства.
Объект исследования: жизнь и творчество П.Н. Филонова.
Предмет исследования: мировоззренческие и философские взгляды художника на искусство.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что Филонов П.Н. хранитель истинного русского искусства, а не создатель противного и враждебного искусства.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
Подвижник, величайший художник, «смутьян холста» и «очевидец незримого», аскет, всего себя отдававший искусству, - эти весьма обобщенные характеристики кочуют из одного издания в другое, закрепляя за художником образ анахорета и не раскрывая истинную суть Филонова-художника.
Он был и остается одним из самых загадочных мастеров мирового авангарда - его «ни с кем нельзя повесить рядом»: в его творчестве находят черты многих направлений, но ни в одно он не вписывается полностью. Он впитавал в себя все с поверхности своей современности, но не ограничивался этим.
Судьба Павла Филонова сложилась тяжело с самых ранних лет. Он родился в бедной многодетной семье — отец работал кучером, мать подрабатывала прачкой, параллельно воспитывая пятерых детей. Тяжелый труд и непростые условия жизни сказались на их здоровье — родители умерли, и будущему художнику пришлось рано начать работать. Чтобы хоть как-то заработать на еду, Павел с сестрами занимался вышивкой, чего, конечно, очень стыдился — вместе они вышивали полотенца, скатерти, салфетки и прочие атрибуты домашнего обихода.
Окончив школу, Павел перебрался в Петербург к родственникам. В 1897 году он начинает свой путь в искусстве в качестве ученика малярно-живописных мастерских.
В 1902-1908 годах занимается в школе Общества поощрения художеств и, одновременно, в частной мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского. Как вольнослушатель посещает Академию художеств, но, не доучившись, уходит оттуда.
Немалое значение в творчестве Филонова сыграли паломнические поездки в 1907-1909 в Палестину и на Афон, где он изучал христианские древности, писал копии икон; побывал на Кавказе и посетил православный монастырь в Новом Афоне, делал этнографические этюды. Ему хотелось повидать мир, увидеть подлинники великих мастеров своими глазами. В 1912 году, изучая классическое искусство, Филонов путешествует по Италии и Франции.
1910 год приводит его в петербургское художественное объединение «Союз молодежи», куда входили известные мастера-авангардисты. В этом же году Филонов сходится с видным авангардистом, поэтом Велимиром Хлебниковым. Пожалуй, ни с кем из деятелей культуры того времени у Филонова не было такой дружеской и творческой близости — их обоих долгое время связывало какое-то необычное поэтическое родство и взаимовлияние. В 1913 году Филонов написал портрет поэта (позже безвозвратно утерянный), а в 1914 проиллюстрировал его «Изборник стихов».
В 1930-е гг. Филонов не выполняет заказных работ, преподаёт бесплатно; он получает изредка пенсию, как «научный работник 3-го разряда» (или же — «художник-исследователь», согласно Филонову). Мастер голодает, экономит на чае и картошке, питаясь лепёшками, но не забывая о щепотке махорки… Он часто пишет масляными красками по бумаге или картону (многие шедевры, как «Формула империализма», 1925 г.,; «Нарвские ворота», 1929 г., «Животные», 1930 г., одна из последних работ Филонова — «Лики», 1940 г.).
30-е года в Советском Союзе такой художник, как Филонов не мог спокойно существовать — хотя у него и появилось к тому времени множество учеников и адептов его творческого метода, противников было еще больше. Так, в 1929 году была запрещена его выставка в Русском музее, после чего началась настоящая травля художника и его приверженцев.
Он занял уникальную в русском авангарде позицию. Стал, можно сказать, пророком, мессией, аскетом, учителем, изгоем и мучеником в одном лице. Конечно, мессий, пророков, аскетов, и мучеников в русском авангарде хватало - достаточно вспомнить К.Малевича, В.Татлина, В.Хлебникова, Э.Лисицкого, В.Кандинского. Но они по разным причинам перестали ими быть максимум ко второй половине 20-х годов. Изгоями же стали все, кто к началу 30-х годов не перековался и не изменил своим принципам в пользу социалистического реализма. А вот учителей практически не было, так как не было учеников. Вместо них были последователи, которые, быстро обретя самостоятельность, выдумывали собственные концепции и сами обзаводились последователями.
У Филонова же были самые настоящие ученики, которые самоотверженно шли за ним, а его «мастерская аналитического искусства» вообще напоминала секту. Кроме того, практически никто из видных русских авангардистов не смог совместить все эти амплуа в одном лице, по крайней мере - надолго. А Филонов - смог, и в их самых крайних проявлениях.
Для Филонова было очень важно сохранить свои работы для будущих поколений, тем более, когда нынешнее наотрез отказывалось их понимать и принимать. Во время блокады Ленинграда он постоянно дежурил на обледенелом чердаке своего дома, охраняя труд своей жизни, свои картины от зажигательных бомб, которые по ночам разбрасывали по городу немецкие самолеты. Это его и погубило. В первый год блокады он простудился на холоде и через несколько дней — 3 декабря 1941 года умер от пневмонии.
...Редкие прохожие медленно, словно во сне, везли саночки с умершими родственниками. В блокадном Ленинграде гроб был уже роскошью. Сама мысль похоронить брата так, без гроба, как были вынуждены делать все остальные, казалась Евдокии Николаевне Глебовой ужасной. И Союз художников оказал умершему от голода Павлу Филонову первую и последнюю услугу - выделил девять досок на гроб. Пока искали доски, мертвый художник лежал несколько дней в насквозь промерзшей комнате, накрытый своей знаменитой картиной «Пир королей»...
Павел Филонов прожил жизнь не «в благородной бедности», а в полной нищете. Он не продавал свои работы. С иностранцами, интересовавшимися его творчеством, Филонов даже не разговаривал. А зачем? Москвич по рождению, петербуржец по призванию, русский художник, он свои работы считал достоянием государства, в котором жил, и которые уже давно решил оставить России.
Свое творчество художник вполне намеренно противопоставлял кубизму, - очень популярному в России начала XX века. По мнению Павла Филонова, новое направление исправляло главный недостаток кубизма - неподвижность, «застылость» геометрических форм на полотне. Мир должен быть показан в движении, а картина - передавать формы предметов в «состоянии органического роста». Зрители же, в свою очередь, могут видеть, как то или иное тело создается буквально на глазах, вырастая в масштабе подобно дереву. Художник назвал это «движением организма против механизма».
Филонов считал, что «тщательно сделанная вещь» может воздействовать на эмоции зрителя и заставлять его принять не только то, что художник видит в мире, но и то, что знает о нем.
Кроме ощущения движения живопись должна, по его мнению, обнаруживать те самые мельчайшие «атомы и молекулы» (что в «Святом семействе» и других полотнах Филонова), из которых строится форма. Человек, считал Филонов, обладает двумя формами зрения – «глазом видящим» и «глазом знающим». И если первый воспринимает цвет и форму, то второй - скрытое внутреннее движение атомов.
В марте 1914 года Филонов сделал первую попытку объединить сторонников нового направления – «аналитического искусства». Группа Филонова выпустила манифест «Интимная мастерская живописцев и рисовальщиков»: «Цель наша — работать картины и рисунки, сделанные со всей прелестью упорной работы, так как мы знаем, что самое ценное в картине и рисунке — это могучая работа человека над вещью, в которой он выявляет себя и свою бессмертную душу. ...Относительно живописи мы говорим, что боготворим её, введённую и въевшуюся в картину, и это мы первые открываем новую эру искусства — век сделанных картин и сделанных рисунков, и на нашу родину переносим центр тяжести искусства, на нашу родину, создавшую незабываемо дивные храмы, искусство кустарей и иконы».
Каждое прикосновение к холсту, по Филонову, — «единица действия», атом — всегда действует формой и цветом одновременно. Впоследствии (в «Докладе» 1923 года, и в дальнейшем) П. Филонов развивает тезисы манифеста: «Упорно и точно рисуй каждый атом. Упорно и точно вводи выявленный цвет в каждый атом, чтобы он туда въедался, как тепло в тело или органически был связан с формой, как в природе клетчатка цветка с цветом». Филонову важны методы, которыми действует природа, а не её формы. Художник указывает на то, что для него нет принципиальной разницы между формой, которой творят — «крайне правый реалист и левый беспредметник, и все существующие разновидности всех течений и мастеров во всех и в любом способе и сорте применения материала и в искусстве, и в производстве — все поголовно работают одною и тою же и только одною лишь реалистическою формой, иной формы нет и не может быть…»
Одна из крупных школ русского авангарда создана Филоновым в 1925 г. Официально признана в 1927 г. В разные годы в состав МАИ входило до 70 художников. Творческий метод МАИ основывался на теоретических установках Филонова, которые были развиты в манифесте «Сделанные картины» (Петербург, 1914 г.), в «Декларации Мирового Расцвета» («Жизнь искусства», 1923 г. Номер 20.Стр. 13) и в рукописи «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности». Официально МАИ существовала до весны 1932 г., но занятия в мастерской Павла Филонова продолжались вплоть до его смерти в 1941 г.
Мы решили проанализировать отзывы немногочисленных исследователей искусства Павла Филонова:
Приложение 1.
Таблица № 1.
«Смутьян холста» | «Хранитель русского искусства» |
http://www.imaginaire.ru/content/nsperanskaya-pir-koroley-pavla-filonova | |
- В России Филонов долгое время подвергался жёсткому табу, по приказу замдиректора Русского Музея Ивасенко, выставка художника была запрещена. Более того, общественность прониклась глубоким неприятием его творчества. Филонов стал одиозной, гонимой фигурой, что не могло не нанести вред его Школе – многие последователи были вынуждены отречься от своего учителя. За Филоновым прочно закрепился ярлык «классового врага». Под давлением НКВД один из его товарищей наложил на себя руки, на предательство не пошёл только скульптор Иннокентий Суворов. Филонова отвергала страна, в которую он хотел перенести центр тяжести современного искусства, поскольку искренне считал, что именно русскому искусству должно принадлежать мировое господство. | - Художник, открывший «третий путь» в живописную беспредметность. - Не только художник, но и философ. - Творить как сама природа, как известно, совершенно не удавалось бальзаковскому герою «Поисков Абсолюта», зато это удавалось Филонову. - Работая над декорациями, художник мог запереться на несколько дней в своей мастерской и, отвергнув пищу и сон, делать (от слова Делание, алхимическое Делание) свои картины. Искусство было для него «фиксацией аналитической напряжённости интеллекта». |
- Для Сталина авангардисты служили опасным напоминанием о том недавнем прошлом, когда разрушение - пусть царской, но империи, отсутствие какой-либо традиционной формы, - являлось смыслом революционного бытия. - В 1929 году власти запретили уже смонтированную и готовую выставку - единственную прижизненную персональную выставку Филонова, что привело в итоге к разгрому объединения МАИ. Затем началась грамотно организованная травля в прессе, которая привела к разгрому "Мастеров:". Художника обвинили в "контрреволюционной" тяге к непонятному и сложному искусству, он был лишен работы и средств к существованию. | - Своим творчеством Филонов доказал, что авангард - это не обязательно "смерть искусства" |
- «Искусство Филонова – не пролетарское искусство: оно субъективно, оно не подчинено тем задачам, которые предъявляются рабочим классом к искусству. Картины эмоционально не заряжают, не организуют внимание зрителя на проблемах сегодняшнего дня, а наоборот, расслабляют, отвлекают. Они не отображают нашей жизни, того, что волнует рабочую массу. Филонов не может претендовать на звание пролетарского художника». - И. Э. Грабарь в отзыве о выставке «Художники РСФСР за 15 лет» по тематике и социальной установке Филонова безоговорочно относит его к советским художникам, но обвиняет в «чрезмерной перегруженности построения композиции, тематически и технически с трудом поддающихся расшифровке, не смотря на существование названий, столь же претенциозных, как и картины». - В шестом номере журнала «Искусство» за 1933 год было размещено две статьи, посвящённые явлению формализма в советской живописи. Искусствовед Осип Бескин приписывает искусству Филонова и его школы черты «рационализма» беспредметников, патологического психологизма и истерического экспрессионизма. | - Сестра Павла Филонова Глебова Евдокия Николаевна вспоминает высказывания рабочих, приглашённых на просмотр: «Да, мне это непонятно, но я хочу понять это. Выставку надо открыть». И другое: «Кто был на германской войне – поймёт». - Так в статье «Быть ли Филоновской выставке?» В. Н. Гросс, – художественный критик призывает сделать выставку «доступной для широких масс», так как в результате просмотра рабочие почти единодушно высказались за открытие выставки. «Возможно – Филонов и плох и его искусство несозвучно с современностью. Но может быть и наоборот. Во всяком случае, самое верное самим посмотреть, что такое Филонов». - В той же «Красной газете» признанный художник Иссак Бродский публикует открытое письмо в адрес дирекции Русского музея с призывом открыть выставку для «изучения работ редкого мастера художниками, учащимися и всеми интересующимися изобразительным искусством». - На соседней полосе напечатан призыв ученика Филонова Михаила Цыбасова к открытию выставки, где приводит ряд аргументов в защиту Филонова, цитируя выдержки из напечатанного к выставке каталога: «Что же касается “мастерства” Филонова, то он, несомненно, большой мастер. |
- Он принципиально не продавал картины в частные руки. Особенно, как и полагается советскому человеку, не любил иностранцев....Филонов — фанатик и аскет — строил новый мир и новое искусство. И готов был принести ему любые жертвы. Он сознательно отказывался от выставок в Нью-Йорке, Венеции, Париже. Запрещал писать монографии о себе. Не принимал подачек — отказался от пенсии и пайка организации художников. - С Филоновым произошли удивительные события. «Совпали по времени и цели» его идеалистические устремления художника и революционные преобразования нового государства. |
А также выбрать как можно больше эпитетов, оксюморонов и сравнений и метафор о художнике:
Таблица № 2.
Эпитеты, оксюмороны, | Сравнения и метафоры |
Подвижник, величайший художник, «смутьян холста» и «очевидец незримого», аскет, всего себя отдававший искусству | Художник-исследователь |
Творческая единица и дань эпохе | Фанатик и аскет |
Надежный охранник государственных раритетов | Строитель нового мира и нового искусства |
Шокирующее искусство | Пример человеческой одержимости |
Загадочное искусство | Автор «откровения» |
Труднообъяснимое искусство | Исступленно преданный своему искусству |
Удивительный русский художник | Имя Филонова стало легендой |
Искусство - невероятное | Беспримерное искусство по фантастической сделанности |
Беспримерное искусство по фантастической сделанности | |
Искусство содержательной глубины | |
Филонова называли «великим», «величайшим», «смутьяном холста» и «очевидцем незримого». | |
Родоначальник нового направления | |
Национальный художник |
Хотя Филонов жил очень бедно, иногда почти впроголодь, он никогда не продавал и практически не дарил свои картины — храня их для своего музея аналитического искусства, который, конечно, просто не мог появиться в том время, но о котором он судорожно мечтал всю жизнь. И это при том, что на его работы находились покупатели за границей — в Европе и Америке. Тем не менее, от всех предложений по продаже он всегда отказывался, объясняя это тем, что его картины должен сначала увидеть отечественный зритель. Не продавал он и отдельные работы, которые еще при жизни художника хотели приобрести в свою коллекцию музеи и коллекционеры. Филонов считал, что это разрушит целостность и органичность его идей. После смерти все собрание картин Филонова оказалось в руках его младшей сестры — Евдокии Глебовой, которые она не бросила на произвол судьбы, передав через несколько десятилетий в дар Русскому музею.
Несколько картин Филонова можно видеть в постоянной экспозиции Русского музея. В Петербурге нет ни памятных досок, ни квартиры-музея Павла Филонова.
Нами был проведен опрос 25 обучающихся 11-х классов о восприятии искусства Павла Николаевича до изучения темы «Аналитическое искусство» Филонова» и после урока мировой художественной культуры по данной теме.
В ходе опроса обучающимся были представлены программные картины П.Н. Филонова: «Формула весны», «Пир королей», «Святое семейство». Мы спросили, какой сюжет, по их мнению, изображен на картинах? Что хотел сказать автор той или иной картиной? К какому художественному направлению вы бы отнесли творчество автора?
Приложение 2
Таблица № 3
До изучения темы | После изучения темы |
1 вопрос: какой сюжет изображен на картинах? | |
«Формула весны» | |
Правильных ответов – 0 из 25 | Правильных ответов – 23 из 25 |
«Пир королей» | |
Правильных ответов – 2 из 25 | Правильных ответов – 25 из 25 |
«Святое семейство» | |
Правильных ответов – 21 из 25 | Правильных ответов – 25 из 25 |
2 вопрос: что хотел сказать автор этой картиной? | |
«Формула весны» | |
Правильных ответов – 0 из 25 | Правильных ответов – 20 из 25 |
«Пир королей» | |
Правильных ответов – 0 из 25 | Правильных ответов – 23 из 25 |
«Святое семейство» | |
Правильных ответов – 2 из 25 | Правильных ответов – 25 из 25 |
3 вопрос: к какому художественному направлению вы бы отнесли творчество автора? | |
Правильных ответов – 5 из 25 | Правильных ответов – 25 из 25 |
Таким образом, мы увидели, что творчество Павла Филонова не понимается и не признается на начальных этапах восприятия. При более детальном и углубленном изучении художник-исследователь открывается с качественно новой стороны, как величайший творец своего времени, подвижник и очевидец незримого.
Заключение
Творческий путь П. Филонова был тернистым. Власти его обвиняли в создании непонятного, противного и даже враждебного трудовому народу искусства, но несмотря на гонения, он продолжал творить на благо народа. Филонов стал родоначальником нового направления – аналитического искусства. В своих работах художник применял принцип «сделанности». Все его картины как будто состоят из малейших частиц, связанных воедино каким-то высшим смыслом.
П.Филонов – один из тех художников, которые, на наш взгляд, не только имеют свою философскую концепцию, но и реализуют ее путем прямого воздействия на эмоциональный спектр личности.
Остаются неразгаданными многие факты и обстоятельства жизни Мастера. Как никто другой, Филонов оброс мифами. Его облик подвергся своеобразному уподоблению многим образам филоновских персонажей, которые часто выступают как загадочные герои, не раскрывшие до конца своего назначения. Многое в филоновском творчестве остается не выясненным и в более широком плане. Один из исследователей считает даже, что «творчество мастера пока не введено в общий смысловой контекст отечественного искусства».
Таким образом, П. Филонов, несмотря на все гонения, смог создать качественно новые направления в искусстве – супрематизм и аналитическое искусство. В них он предложил новое видение мира, новый взгляд на проблему жизни и смерти. Но творчество П. Филонова – это не только картины, но и целая философия, которая распространяется на все сферы человеческой жизни.
Для Филонова было очень важно сохранить свои работы для будущих поколений, тем более, когда нынешнее наотрез отказывалось их понимать и принимать.
Павел Филонов и его сестра Евдокия Николаевна Глебова сделали все возможное, чтобы сохранить огромный пласт русского «аналитического искусства». Именно Филонов доказал, что авангард может быть русским не только по одному названию. Работая в новых формах, Павел Филонов оставался национальным художником, и в этом заключается его особое место в пантеоне русского авангарда.
Если в начале XX столетия не всякий понимал то дело, которое так бережно и самоотверженно хранил художник-исследователь, то сегодняшнее поколение может по достоинству оценить великое наследие, оставленное «смутьяном холста» и имеет прекрасную возможность изучать искусство Павла Филонова. Именно по этому мы решили обратиться к этой мало изученной теме и внести, пусть небольшую, но, на наш взгляд, значимую лепту в изучение творчества по истине русского художника.
Литература
Рисуем "Осенний дождь"
Туманность "Пузырь" в созвездии Кассиопея
Загадка Бабы-Яги
Как нарисовать небо акварелью
Кактусы из сада камней